Шемахы

Шемахы

 

 

 

 

 

 

Описание Шемахы

Шемахы является столицей Шамахинского района Азербайджана. Город имеет богатое наследие и обеспечил основу для крупных политических событий на протяжении большей части своих двух тысячелетий существования. Население города по состоянию на 2010 год составило 31 704 человек. Он славится своими традиционными танцорами, танцорами Шемахы, а также, возможно, давая свое название коврам Шемах.

Одиннадцать крупных землетрясений потрясли Шемахы, но благодаря многочисленным реконструкциям он сохранил свою роль экономической и административной столицы Ширвана и одного из ключевых городов на Шелковом пути. Единственное здание, пережившее восемь из одиннадцати землетрясений, - это знаковая мечеть Джума Шамахи, построенная в 10 веке.

 

Город по своей древности является одним из старинных городов Востока. Он прославился как родина многих видных азербайджанских философов, архитекторов и учёных, таких, как Хагани, Насими, Бакуви, Сабир, Ширвани, Гаджибабабеков. Площадь города составляет 6 км².

Шемахы упоминается великим русским поэтом А. С. Пушкиным в «Сказке о золотом петушке» («Подари ж ты мне девицу, шемаханскую царицу»).

 

 

 

Достопримечательности Шемахы

Джума-мечеть (Cümə Məscidi)  (На главной дороге Баку - Агсу). Пятничная соборная мечеть, расположенная в городе Шемахы. Старейшая мечеть Кавказа и Ближнего Востока после Дербентской Джума-мечети. Первоначальное здание мечети было построено Абу-Муслимом в 743 году. Мечеть неоднократно ремонтировалась, особенно после землетрясений 1859 и 1887 гг. Сильно пострадала в результате разрушительного землетрясения 1902 года, после чего была восстановлена и реконструирована в 1905-1910 гг. по проекту архитектора Иосифа Плошко. Это белокаменное железо-бетонное строение с железными куполами также пострадало в результате пожара в ходе мартовских событий 1918 года. В советские годы не использовалась по назначению и была отремонтирована лишь в 1980 году. Капитальная реконструкция мечети состоялась в 2010-2013 гг. Мечети был возвращён её первоначальный облик с сохранением старого строения (боковых и задних стен, колонн фасада и пр.). Попасть в мечеть может любой желающий бесплатно (женщины обязательно с покрытой головой, если косынки нет, то она выдаётся работниками мечети). Во дворе мечети можно будет увидеть старые фотографии мечети.
Едди Гюмбез. Кладбище и группа мавзолеев, усыпальниц ширванских ханов XVIII—XIX вв. Посетители могут попасть внутрь только трёх из четырёх сохранившихся мавзолеев. Третий же находится в полуразрушенном состоянии. Надгробья внутри мавзолеев украшены более богато чем остальные. Также на кладбище имеется могила азербайджанского поэта-сатирика XIX века Сабира.
Гюлистан. Руины средневековой крепости Гюлистан XI—XII веков. Чтобы попасть на место раскопок и соответственно посмотреть останки башен и стан крепости нужно будет подняться на вершину горы (дорога займёт около 30-40 минут). Легчайший путь подскажут местные жители, желательно даже попросить кого-то за небольшую плату в попутчики (многие молодые ребята там не раз были и с радостью помогут). Главное надеть хорошие ботинки (против колючек в июне и потенциальных змей). На месте раскопок валяется очень много обломков различной средневековой керамики (иногда и со следами средневековой краски), которые можно взять с собой в качестве сувенира.
Предупреждение: Гора на которой находится крепость довольно крутая, поэтому нужно быть предельно осторожным при подъёме и спуске. Не стоит также забывать о потенциальных змеях в весеннюю и летнюю погоду. Желательно вооружится остроконечной палкой, которая будет очень полезна и при подъёме на гору.
Лалезар. Старинное кладбище города, где много могил XVII—XVIII вв.
Шахандан. Самое древнее кладбище города, где предположительно имеется могила поэта XV века Шахандана, брата поэта Насими. Над этой могилой в XVII был воздвигнут мавзолей, который сохранился до наших дней. Внутрь можно попасть. Также на кладбище имеется могила азербайджанского поэта-сатирика XIX века Сеида Азима Ширвани.
Дом-музей М. А. Сабира. Дом-музей азербайджанского поэта-сатирика Мирзы Алекпера Сабира, родившегося в 1862 году в Шемахе. Был создан в 1998 году, на месте дома, где он родился и содержит 7 экспозиционных залов. Здесь хранится около 600 экспонатов, относящихся к поэту и эпохе, в которой он жил и творил.

 

Окрестности

Шемахинская астрофизическая обсерватория, ул. Ю. Мамедалиева. ☎ +(994-12)4398248; +(994-12)4394304, +(994-12)5108291. 2 AZN. Обсерватория, расположенная в юго-восточных предгорьях Большого Кавказского хребта, на базе сектора «Астрофизики» Института физики Академии наук Азербайджана, в 22 км от районного центра Шемахы и в 144 км от Баку на высоте 1435 м. Основана в 1960 году. Экскурсия, куда входит посещение главного здания обсерватории и одного из телескопов, стоит 2 AZN на человека (при этом должна набраться группа из порядка 10 человек).
Кале-и Бугурт. Средневековая крепость, расположенная в 20 км от города Шемахы, близ села Кале-и Бугурт, на вершине горы. В XVI веке венецианский путешественник Джиован Марио Анджонелло, отмечая неприступность крепости благодаря её расположению на скалах, писал, что Кале-и Бугурт велика как город.
Хыныслы. Остатки древнего поселения и кладбища, расположенные в 1-1,5 км к северо-западу от города. Во время археологических раскопок 1958 года были обнаружены богатые образцы материальной культуры, клад монет и пр. Культурный слой относится к Куро-аракской культуре. Глиняная посуда, каменные и костяные орудия, оружие свидетельствуют о том, что здесь в железный период располагалось большое поселение.
Пир-Мардакян. Ханега-мавзолей XII—XIII вв., расположенный в селе Гейляр, в 17 км к югу от Шемахи. Комплекс ханеги расположен на старинном торговом пути, который соединял некогда Шемаху с другими городами Ближнего и Среднего Востока.
Мавзолеи в селе Калахана. Мемориальный комплекс XVII века, расположенный в селе Калахана, к югу от города Шемахы. Комполекс состоит из 8 восьмигранных каменных мавзолеев, каждый из которых покрыт пирамидальным шатром. На площади около 250 на 150 м было расположено некогда 9 мавзолеев. Сегодня 7 сохранившихся мавзолеев находятся в хорошем состоянии, а один же — в полуразрушенном.

 

 

История Шемахы

Шамаха впервые упоминается как Камахия древним греко-римским египетским географом Клавдием Птолемеем в I - II веках нашей эры. Шамаха был важным городом в средние века и служил столицей королевства Ширваншахов с 8 по 15 века.

Шамаха поддерживал экономические и культурные отношения с Индией и Китаем в XII веке, и раскопки керамических контейнеров доказывают, что Шемаха также имел отношения с городами Центральной Азии примерно в то же время. Медные монеты, найденные в Шамахе во время археологических раскопок, фарфоровые емкости, произведенные в Китае, караван-сараи, обслуживающие международную торговлю, доказывают роль древнего Шемахи на Великом шелковом пути.

Католический монах, миссионер и исследователь Вильгельм Рубрук прошел через него на обратном пути из двора монгольского великого хана. В 1476 году венецианский дипломат Джозафат Барбаро, описывая город, заявил: «Этот [Саммачи] хороший город; в нем от четырех до пяти тысяч домов, он производит шелк, хлопок, а также другие товары в соответствии с его традициями».

В 1500–1501 годах его захватила династия Сефевидов. После завоевания области первым сефевидским правителем Исмаилом I он позволил потомкам Фарруха Яссара править Шемахой и остальной частью Ширвана под сюзеренитетом Сефевидов. Это продолжалось до 1538 года, когда его сын и преемник, король Тахмасп I (годы правления 1524–1576), превратил территорию в полноценную сефевидскую провинцию и назначил ее первым сефевидским наместником. С тех пор Шемаха функционирует как столица Ширванской области. В 1562 году англичанин Энтони Дженкинсон описал город следующим образом: «Этот город находится в пяти днях ходьбы на верблюдах от моря, теперь он сильно упал; в нем преобладают армяне ...» Адам Олеарий, посетивший Шамаху в 1637 году писал: «Его жители частично составляют армяне и грузины, у которых есть свой особый язык; они не понимали бы друг друга, если бы не использовали турецкий, общий для всех и хорошо знакомый не только в Ширване, но и повсюду в Персии ». Османский путешественник Эвлия Челеби посетил город в 1647 году и описал его как имеющий около 7000 хорошо построенных домов ... 26 кварталов ... семьдесят мечетей ... сорок школ для мальчиков, семь приятных бань ... сорок караван-сараев ... большая часть жителей - сунниты ханефиритов, которые совершают свои молитвы тайно.

В 1721 году лезгины Сефевидских провинций Ширван и Дагестан при поддержке (остальных) суннитов, проживающих в этом районе, разграбили город. Они убили тысячи его шиитов, не считая разграбления города и разграбления имущества его христианских жителей и иностранных граждан, которые в основном были многочисленными русскими купцами города.

Русские войска впервые вошли в Ширван в 1723 году, когда они вторглись на иранские территории Сефевидов на Северном Кавказе и в Закавказье во время русско-персидской войны (1722–1723 гг.), Используя нападение на своих подданных в Шемахе незадолго до этого со стороны восставших лезгин как единое целое. предлогов. Однако вскоре они удалились из города, оставив его османам, владевшим им в 1723–1735 годах, до восстания Надир-шахов. В 1742 году Шамаха был взят и разрушен Персидским Надир-шахом, вернув его обратно в состав Ирана, и который, чтобы наказать жителей за их суннитские верования, построил новый город под тем же названием примерно в 26 километрах (16 миль) к западу. у подножия главной цепи Кавказских гор. Новая Шамаха в разное время была резиденцией Ширванского ханства, которым правили полунезависимые ханы, но в конце концов она была заброшена, а старый город отстроен заново. В середине 1700-х годов население Шамахи составляло около 60 000 человек, большинство из которых составляли армяне. Ширванское ханство было окончательно аннексировано Россией в 1805 году во время русско-персидской войны (1804–1813), и Каджарский Иран был вынужден безвозвратно уступить суверенитет над городом России по Гулистанскому договору 1813 года.

 

Британская Penny Cyclopaedia в 1833 году заявила, что «основная часть населения Ширвана состоит из тахтар, или, говоря более правильно, турецкой расы с некоторой примесью арабов и персов ... Помимо мусульман, которые составляют массу. Среди населения есть много армян, несколько евреев и несколько цыган. Согласно официальным данным за 1831 год, число мужчин, принадлежащих к мусульманскому населению, составляло 62 934 человека, армян - 6375 человек, евреев - 332 человека, всего мужчин - 69 641 человек. преобладающим языком ширвана является то, что там называется турки или турецкий, который также используется в Азербайджане ». В том же источнике говорится, что, согласно официальным данным 1832 года, в городе Шамаха проживало всего 2233 семьи в результате разграбления города «горцами Дагестана самым варварским образом» в 1717 году. Британская энциклопедия сообщила, что в 1873 году в городе проживало 25 087 жителей, «из которых 18 680 были татарами и шахцеванами, 5 177 - армянами и 1230 русскими». Производство шелка по-прежнему оставалось основным продуктом производства: 130 шелкопрядильных предприятий, принадлежащих в основном армянам, хотя с 1864 года промышленность значительно упала.

Шемаха был столицей Шамахинской губернии Российской империи до разрушительного землетрясения 1859 года, когда столица провинции была перенесена в Баку. После этого значение города резко упало. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (том 77, стр. 460, опубликовано в 1903 году), в Шемахе проживало 20 008 жителей (10450 мужчин и 9 558 женщин), из которых 3% составляли русские, 18% - армяне и 79% ». Азербайджанские татары ». Что касается религии, 79% населения были мусульманами, из которых 22% были суннитами, а остальное - шиитами; оставшийся 21% составляли «армяно-григорианские» (члены Армянской Апостольской церкви) и «Православ» (православные).

Ткачество и изготовление ковров в Шамахе
Исторически Шамаха славился своими коврами, в которых, как и в других коврах Ширвана, преобладает декор с использованием мотивов бута. Ширванские ковры выставлены в некоторых всемирно известных музеях. Примером этого являются Ширван (13 век), хранящийся в турецком и исламском музее Стамбула, Ширван (15 век), хранящийся в Восточном регионе Берлинского художественного музея, и ковры Шамаха (17 век), хранящиеся в Музее Америки Пенсильвании.

Другие художественные изделия включают изделия из меди, гончарные изделия, пошив одежды, ювелирные изделия, обработку дерева, скульптуру и кузнечное дело (кузнецы были очень популярны в Альсахабе). также развит в Шамахе.

 

 

 

География

Сейсмичность
Город расположен в самом сейсмическом районе Кавказа и в 1191 и 1859 годах пострадал от мощных землетрясений, которые были настолько разрушительными, что столица Ширвана дважды переносилась в Баку. В 1872 году землетрясение вызвало эмиграцию в Баку, где добыча нефти началась в промышленных масштабах.

Согласно отчетам персидских купцов, землетрясение 1667 года считается самым сильным: число погибших составило 80 000 человек, при этом одна треть города была разрушена. Последнее катастрофическое землетрясение было зафиксировано в 1902 году, в результате которого была разрушена Джума-мечеть X века. Шамаха находится у границы трех плит.

Реки
Шамаха расположен в центральной части Ширвана, на высоте около 749 м (2457 футов) над уровнем моря, в выгодном географическом положении. На юге от Шамахи течет Зонгалавай, а на востоке - Пирсаатчай. Город окружен Бинасли, Гушханом с севера, Пирдираки и Девичьей башней-Грузией с северо-запада и горами Мейсари с запада. Эти горы можно рассматривать как естественные оборонительные укрепления города. На склонах Кавказских гор много источников, обеспечивающих питьевой водой городское население и жителей окрестных сел.

Демография
Этническая группа
Большинство населения составляют азербайджанцы, в то время как русские, лезгины и таты составляют другие меньшинства. Они говорят на азербайджанском, русском, лезгинском и татском языках соответственно.

Религия
Джума-мечеть Шамахи - самое большое религиозное сооружение в городе. За свою историю мечеть несколько раз сносилась или разрушалась, но каждый раз ее восстанавливали, последний раз в 2009 году. Это самая старая мечеть на территории Азербайджана, построенная в 743–744 годах. Она вторая по возрасту на Южном Кавказе после Дербентской Джума мечети (построена в 734 году). Мечеть была зарегистрирована Министерством культуры и туризма Азербайджанской Республики как исторический и культурный памятник страны.

Мечеть несколько раз реставрировалась в средние века во время Шемахинского землетрясения 1856 года и была разрушена в 1902 году. Первую реконструкцию выполнил Гасым Гаджибабабеков, а затем Иосиф Плошко. Последние реставрационные работы в мечети проводились в 2010–2013 годах.

 

Экономика
После Указа «О мерах по ускорению социально-экономического развития в Азербайджанской Республике», подписанного Ильхамом Алиевым 24 ноября 2003 года, и «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики», утвержденной главой. государства, стал повышать уровень жизни в Шемахе наряду с другими регионами.

Так, в Шамахинском ковровом цехе, где было установлено 40 станков, принадлежащих ООО «Стар», ткут такие ковры, как «Губа-Ширван», «Нахчыван», «Карабах» и «Тебриз». В 2005 году на Шамахинском ТВЗ, построенном ООО «Стар», на базе запасных частей выпускаются фирменные «Звезда» 37, 54, 72, 74 «LCD», «Plasma», «CV» и цифровые «Ресиверы». Toshiba "VCD". ООО «Стар» инвестировало 10 миллионов долларов в строительство завода по производству мини-автомобилей AzSamand.

Отремонтировано здание Историко-этнографического музея имени С.Ширвани, а во дворе музея установлен бюст 12 великих деятелей Шамахинского района.

Культура
В 19 веке город был известен шемахинскими танцорами, ведущими танцорами развлекательных коллективов, как и таваифы. В городе находятся Ширванские купола, мавзолей 15 века и кладбище, расположенное у подножия крепости Гулистан.

Музыка и медиа
Музыкальная сцена в Шамахе восходит к древним временам и деревням Баку, которые в целом почитаются как первоисточник мугама в Азербайджане.

 

 

 

 


 

Транспорт

Как добраться
На автобусе: маршрут Баку-Шемаха с бакинского автовокзала прямиком на шемахинский автовокзал

На автомобиле: по автодороге Баку-Тбилиси через город Гобустан

 

Где поесть

 

 

Отели, хостелы и прочие

Shirvan Hotel, ул. Шахрияра, 14. info@shirvanhotel.az  ☎ (+994 20) 265-71-11. 4-х звёздочная гостиница в городе со СПА, турецкими банями и сауной

 

Культурные (и не очень) мероприятия

 

 

Интересная и полезная информация