Ангкор Ват

Ангкор

Описание Ангкор Вата

Ангкор

Ангкор-Ват (камбоджийский: អង្គរវត្ត, Ангкор Вотт), также иногда называемый Ангкор-Ват, является крупнейшим и лучше всего сохранившимся индуистским храмом в поселении Ангкор. Он считается крупнейшим когда-либо построенным религиозным сооружением1 и одним из самых важных археологических сокровищ в мире.

Расположенный в 5,5 км к северу от современного Сием Риепа, в одноименной провинции Камбоджи, Ангкор-Ват является частью комплекса храмов, построенных в районе Ангкора, бывшей столицы Кхмерской империи во времена ее великолепия, между IX веками. и хв. Ангкор занимает площадь около 200 км², хотя недавние исследования говорят о возможной площади в 3000 км² и населении до полумиллиона жителей.

С момента своего строительства в начале XII века и до переноса королевской резиденции в соседний Байон в конце того же века Ангкор-Ват был политическим и религиозным центром империи. Ограждение, в стенах которого, по оценкам, проживало 20 000 человек, служило главным храмом, а также располагалось в нем королевским дворцом.

Первоначально посвященный богу Вишну, архитектурно храм сочетает в себе индуистскую типологию храмовой горы, символизирующей гору Меру, дом богов, с типологией галерей, типичных для более поздних периодов. Храм состоит из трех концентрических прямоугольных корпусов увеличивающейся высоты, окруженных по периметру озером длиной 3,6 км и шириной 200 м. Во внутреннем ограждении возвышаются пять башен в форме лотоса, центральная башня достигает высоты 42 м над святилищем и 65 м над уровнем земли.

Слово Ангкор происходит от камбоджийского នគរ, Нокор, и, в свою очередь, от санскритского слова Нагара, что означает «столица», а слово Ват имеет кхмерское происхождение и переводится как «храм». Название Ангкор-Ват в любом случае получил после его создания, поскольку первоначально он назывался Преа Писнокар, посмертное имя его основателя Сурьявармана II.

Ангкор-Ват стал символом Камбоджи и даже появился на флаге этой страны. 14 декабря 1992 года он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

История

Ангкор-Ват — величайший образец архитектуры Кхмерской империи, первые храмы которой датируются VI веком. Создателем этой гигантской храмовой горы был Сурьяварман II, правивший с 1113 по 1150 год нашей эры. К. Сурьяварман II пришел к власти после убийства тогдашнего короля Дхараниндравармана, прыгнув на него, пока монарх ехал на своем слоне, поэтому некоторые историки полагают, что колоссальные размеры этого храма мотивированы отчасти желанием противодействовать очевидной нелегитимности его царствование.

Согласно легенде, король хотел разместить храм в месте, которое нравилось богам, поэтому он выпустил быка на равнину и решил построить храм там, где он лежал.Правда легенда или нет, но Сурьяварман II основал храм рядом с древним городом Яшодхарапура (что на санскрите означает «священный город»), расположенным в нескольких километрах от нынешнего города Сием Рип, и, как и его предшественники, он расположил дворец внутри обнесенного стеной комплекса. Работы над храмом были прерваны после смерти короля и не были продолжены, поэтому строительство комплекса длилось всего 37 лет.

В 1177 году Ангкор был разграблен чамами, народом, проживающим на территории современного Вьетнама и традиционным врагом кхмеров. Через несколько лет, с приходом к власти короля Джаявармана VII, захватчики были изгнаны, а границы империи расширились. Этот важный король, правление которого длилось с 1181 по 1220 год нашей эры. C. отказался от индуизма и обратился в буддизм Махаяны, основав новую столицу в соседнем Ангкор Томе с новым храмом в Байоне.

В конце XIII века король Джаяварман VIII вернулся к индуистским верованиям, уничтожив часть наследия Джаявармана VII и улучшив некоторые индуистские храмы, в том числе Ангкор-Ват. В 1295 году на смену Джаяварману VIII пришел Шриндраварман: этот новый король, который в В предыдущие годы он был посвящен в буддийский монах в Шри-Ланке, он снова изменил религию империи в сторону буддизма, хотя на этот раз приняв верования ветви Тхеравады.Между 14 и 15 веками в Кхмерскую империю пришел приход первые буддийские монахи Тхеравады, которые преобразовали храмы в соответствии с новой религией. Именно в это время храм Ангкор-Ват был реконструирован, чтобы адаптироваться к буддийскому культу Тхеравады, события, которые произошли незадолго до окончательного закрытия Ангкора.

Несмотря на упадок империи и заброшенность храмов в последующие столетия, буддийские монахи оставались в Ангкор-Вате, пока он не был вновь открыт французами. В галереях Преа Поан – крестообразной галереи, служащей входом в третий корпус храма – были найдены статуи Будды из дерева, камня и металла. Некоторые из этих скульптур датированы 16-18 веками, что подтверждает, что храм Ангкора, в отличие от других в этом районе, никогда не был заброшен. Также появление надписей на таких языках, как бирманский или японский, позволяет нам сделать вывод о влиянии, которое храм оказал за пределами Камбоджи.

Причины, по которым Ангкор был оставлен, доподлинно не известны: одной из наиболее вероятных был упадок Кхмерской империи, главным образом из-за монгольских (1283 г.) и сиамских (между 1369 и 1431 гг.) вторжений, которые показали чрезмерную близость Ангкора. столицу захватчикам, поэтому правители смогли определиться с поиском более безопасного места южнее озера Тонлесап, в районах вблизи нынешних городов Пномпень и Удонг. Более того, близость этих новых мест к дельте и Китайскому морю давала им лучшее стратегическое расположение для торговли и морского обмена, что так важно в регионе, где наземный транспорт практически прекращался в сезон дождей. Также утверждается возможность эпидемий или голода (возможно, вызванных небольшим ледниковым периодом в средние века), которые вынудят монархию перенести свой трон на юг. В любом случае Ангкор был заброшен в 1432 году, а новая столица была основана в Ловеке, недалеко от современного Пномпеня.

Однако во второй половине XVI века Ангкор был снова заселен: в 1550 году король Анг Чан (1516-1566) переехал в Ангкор Том, хотя столицу он сохранил в Ловеке, а несколько лет спустя, в 1576 году, король Сатха двор снова перенесен в Ангкор. В результате в Ангкор-Вате были выполнены различные работы по восстановлению, что зафиксировано в надписи 1577 года. Однако эта новая оккупация Ангкора была недолгой, так как в 1594 году сиамцы завоевали слабая Камбоджийская империя, и Ангкор был покинут навсегда.

 

Открытие на Западе

После своего заброшения в конце 16 века Ангкор был погребен под джунглями, за исключением храма Ангкор-Ват, в котором по-прежнему жили буддийские монахи.

До сих пор сохраняется легенда о том, что Ангкор-Ват предался забвению, пока его не открыл заново в конце XIX века французский натуралист Анри Муо, случайно наткнувшийся на храм во время охоты на бабочек.Эта история является мифом, поскольку Муо не был первым Житель Запада посещал храм, и он никогда не был полностью заброшен, оставаясь в коллективной памяти кхмерского народа и даже выходя за пределы их империи. Первый задокументированный визит жителя Запада в Ангкор-Ват произошел в 1586 году и был совершен португальским монахом-капуцином Антониу да Мадалена. Впечатления монаха были собраны португальским чиновником и историком по имени Диого ду Коуту, который оставил их после себя.

"...сооружение столь необыкновенного характера, что невозможно описать его письменно, тем более оно отличается от любого другого здания в мире. Обладает башнями, украшениями и всеми изысками, которые только может задумать человеческий гений"
Диогу-ду-Коуту

После этого визита другие европейские первопроходцы, особенно испанцы и португальцы, продолжали посещать руины, хотя и не получили большого общественного резонанса.Есть также свидетельства письма 1668 года, в котором французский монах по имени Шеврёль упоминает это место. Храм также принимал посетителей с Востока: самая старая карта Ангкор-Вата датирована 1623–1636 годами и представляет собой работу японского паломника по имени Кенрё Симано.

В 1857 году французский миссионер Шарль Эмиль Буйво первым оставил «современную» запись о посещении Ангкор-Вата жителем Запада, опубликовав в своей книге «Путешествие в Индокитай 1848–1856 гг. Аннам и Камбоджу» краткий обзор посещение храма в 1850 году. Но только несколько лет спустя, в 1860 году, его соотечественнику, натуралисту и исследователю Анри Муо, наконец удалось привлечь к Ангкору внимание общественности. После поездки, профинансированной Королевским географическим обществом и Лондонским зоологическим обществом, рисунки и страстное описание храма, записанные в путевых записных книжках этого натуралиста, были посмертно опубликованы в Париже в 1868 году под названием «Путешествие в Сиам, Cambodge et de Laos» (Путешествие в королевства Сиам, Камбоджа и Лаос). В своих наблюдениях француз превозносил красоту и великолепие храма:
Один из этих храмов — соперник храма Соломона и воздвигнутый каким-то древним Микеланджело — мог бы занять почетное место среди наших прекраснейших зданий. Оно превосходит любое из наших наследий Греции и Рима и представляет собой печальный контраст с состоянием варварства, в котором сейчас находится нация.
Анри Муо

В 1863 году, между визитом Муо и публикацией его путевых записок, Камбоджа стала французским протекторатом, и в Ангкор прибыло несколько групп исследователей: одним из первых был шотландский фотограф Джон Томсон, который также работал на Королевское географическое общество, и что после прочтения хроник Муо он решил посетить Ангкор. В 1866 году он сделал серию из пятидесяти фотографий, особенно Ангкор-Вата, которые были опубликованы годом позже.Эти фотографии вместе с «Книгой Мухота» окончательно прославили храм Ангкор-Ват, а в него прибыло множество путешественников и исследователей. Ангкор продолжал расти.

 

Реставрация

В 1898 году была основана Французская школа Крайнего Востока с целью изучения художественного наследия Индокитая под властью Франции. В 1907 году Сиам (ныне Таиланд) уступил Камбодже несколько территорий, включая район Ангкора. В результате этого сохранение памятников стало обязанностью Школы, которая только через год начала консервационные работы. Задача была поручена французскому военному и административному офицеру по имени Жан Коммайль, который между 1908 и 1910 годами решил сосредоточить свои усилия на Ангкор-Вате. После убийства Коммайля в 1916 году его сменил архитектор Анри Маршаль, уже настоящий техник, который привез в Ангкор метод анастилоза, усвоенный у голландцев во время поездки в Ангкор. Маршала сменил Морис Глейз в 1937 году, а затем и другие, пока реставрационные работы в Школе не были прерваны в 1970-х годах гражданской войной в Камбодже и революцией красных кхмеров, возглавляемой Пол Потом, который пришел оккупировать Ангкор.

В 1993 году, через год после объявления Ангкора объектом Всемирного наследия, и после межправительственной конференции в Токио, Япония, был создан Международный координационный комитет для восстановления и сохранения наследия Ангкора под председательством японцев и французов. Параллельно правительство Камбоджи создало APSARA (Управление по охране и управлению регионами Ангкор и Сиемреап) с целью получения постоянного статуса всемирного наследия от ЮНЕСКО; статус, который был достигнут в 1995 году.​

Различные команды из разных стран вмешались или продолжают продолжать реставрационные работы в храме: за восстановление рельефов апсар отвечала немецкая команда; За озером отвечала итальянская команда, а несколько японских команд провели различные работы, в частности реставрацию северного угла западной стены (начатая в 1995 году) и северной библиотеки.

Как и в других храмах Ангкора, большая часть реставрационных работ проводится с использованием метода «реинтеграции» или анастилоза; процесс реконструкции состоит из перемещения разрушенных оригинальных частей или в некоторых случаях даже их замены. информации достаточно, чтобы сделать это добросовестно. Другой используемый метод заключается в разборке памятника по частям для его очистки и/или консолидации, а затем восстановления его в первоначальном состоянии.

Но реставрационные работы не всегда были наиболее целесообразными: в период с 1986 по 1992 год Археологическая служба Индии осуществляла проект по удалению всей растительности, мха и лишайников, обнаруженных на камнях.В этой очистке индийская команда использовала некоторые вредные химические вещества. средний срок для камня, что вызвало критику со стороны нескольких западных археологов. В последующие годы немецкая группа, отвечающая за апсары, обнаружила признаки этого ухудшения на некоторых барельефах. Кроме того, недавно она была предупреждена на наличие бактерий, которые могли ускорять деградацию поверхности камней и размножение которых могло быть связано с отсутствием крошечных лишайников, удаленных во время очистных и реставрационных работ.

Не остались без критики и первые французские вмешательства в храм: некоторые из самых старых действий, предпринятых над памятниками, структурная целостность которых находилась под угрозой, были решены поспешно и без адекватных средств. В результате сегодня вы можете увидеть колонны, укрепленные ржавыми металлическими зажимами, бетонную штукатурку, заполняющую или даже окружающие поврежденные колонны, или стальные стержни, встроенные в камень; вмешательства времен Анри Маршаля, которые обычно называют «меньшим злом». Однако одним из наиболее критикуемых французских вмешательств стала реконструкция старого деревянного кессонного потолка с использованием бетона вместо исходного материала, работа, проведенная в южной галерее храма в более поздние времена. Судя по всему, оригинальная деревянная крыша исчезла в 1970-х годах и использовалась партизанами красных кхмеров для разведения костров. К счастью, общественная осведомленность и растущая слежка, как со стороны правительства, так и со стороны ЮНЕСКО, похоже, явно улучшают ситуацию. ситуация.

 

Архитектура

Со стилистической точки зрения храм соответствует так называемому «ангкорскому стилю», который является наиболее зрелым и изысканным художественным этапом в эволюции кхмерской архитектуры, а также последним чисто индуистским влиянием.

Кхмерские храмы были задуманы не как места для сбора верующих, а скорее как дом для богов, поэтому только религиозная и политическая элита страны имела доступ к центральным территориям.Ангкор-Ват также имеет особенность быть храмом. конечной целью которого было служить могилой короля. Такой подход к кхмерским храмам приводит к тому, что в их самых священных местах отсутствуют большие входы или церемониальные помещения, и вместо этого внимание сосредотачивается на внешнем восприятии храма. И террасы, и башни Ангкор-Вата спроектированы так, чтобы гармонично восприниматься снаружи, а их высота и модуляция учитывают эффекты перспективы. В прасате используются такие стратегии, как постепенное уменьшение высоты последовательных террас или размера деталей башни по мере подъема конструкции: это создает у наблюдателя ощущение нахождения перед конструкцией, более высокой, чем обычно. это действительно так. Кроме того, соотношение между расстоянием и высотой башен Ангкор-Вата рассчитано так, чтобы представить однородную обстановку от входа в храм, без того, чтобы самые близкие элементы заслоняли самые дальние.

Ангкор-Ват материализует «классическую» схему кхмерского храма-горы ангкорского этапа, состоящую из центрального прасата (храма-пирамиды), окруженного несколькими концентрическими дворами нисходящей высоты и четырехугольной формы (поскольку квадрат символизировал совершенство), увенчанного его углы с новыми второстепенными храмами. Комплекс дополняют две отдельно стоящие библиотеки, симметричные центральной оси, каждая из которых, наконец, окружена новой стеной и озером. Эта конфигурация воссоздает микрокосм индуистской вселенной: большое озеро по периметру напоминает океаны, а различные концентрические ограждения символизируют разную высоту горы Меру. Прасаты или пирамидальные башни имитируют вершины гор, центральный прасат — это сама гора Меру, а остальные — горы, которые ее окружают.Сам маршрут с последовательными подъемами по очень крутым ступеням представляет собой восхождение на гору.

Сооружение размером 1500 х 1300 м по стороне занимает прямоугольную территорию площадью около 200 га, включая озеро по периметру шириной 190 м. Комплекс можно разделить на две отдельные части: большую внешнюю ограду, ограниченную стеной по периметру, и центральную платформу, на которой возвышается набор из трех концентрических оградок, которые составляют сам «храм».

 

Открытый корпус

Внешняя ограда, окруженная озером, имеет размеры 1025 х 800 м и занимает 82 га. Периметр озера, общая длина которого составляет 5,5 км, выложен несколькими рядами камня, двумя дорожками шириной 12 м и украшен балюстрадой в типичной форме Наги (мифической змеи, похожей на кобру). и 5 или 7 голов), пересекают озеро на восток и запад, открывая вход и выход в храм.

Ограждение закрыто латеритовой стеной высотой 5 м6, на которой находится портик длиной 235 м, снаружи которого имеется коридор с колоннами. Три башни выделяются в портике, обозначающем входы: главная состоит из гопуры или входного павильона, которому предшествует небольшое крыльцо, окруженное двумя меньшими входами, по-видимому, предназначенными для проезда слонов и экипажей.

Возможно, потому, что это погребальный храм короля, или, возможно, потому, что он посвящен богу Вишну (связанному с западным квадрантом вселенной), Ангкор-Ват, в отличие от остальных храмов, обращен на запад. По этой причине направление историй, изложенных на храмовых рельефах, следует читать против часовой стрелки.

От западного входа до трех концентрических ограждений центрального храма проходит возвышенная тропа шириной 10 м и длиной 352 м, по бокам которой также обитают наги. Через каждые 50 м балюстрада прерывается двумя симметричными лестницами, позволяющими спуститься на полтора метра, отделяющие тропу от земли. На обширной территории этого первого ограждения располагался королевский дворец и размещалось постоянное население храма, но из-за бренности построек, в которых они жили, сегодня почти не осталось никаких остатков, кроме двух свободных зданий. Стоящие каменные здания, выполнявшие функцию библиотек, также располагались симметрично центральному пути. Два больших прямоугольных озера шириной около 50 м, которые появляются в конце этого центрального маршрута, были построены после первоначального храма. В настоящее время на этой территории также находится небольшое поселение буддийских монахов и еще один небольшой городок на противоположной стороне храма. из них гораздо более поздней постройки и не представляющие архитектурного интереса.

Тропа ведет на крестообразную двухуровневую террасу, а она, в свою очередь, ведет к большой платформе размером 258 х 332 м, на которой расположен центральный храм.

 

Центральный храм

Ядро Ангкор-Вата, или главного храма, называется Бакан. В конце 16 века он был преобразован в соответствии с требованиями буддийских ступ.Храм стоит на большой платформе и разделен на три корпуса увеличивающейся высоты, ограниченных коридорами с колоннами и павильонами на концах: В ограждении, или внешнем ограждении, отсутствуют башни, а его рельефы посвящены королю, построившему храм, Сурьяварману II. Второй и третий корпуса имеют башни над павильонами. Во втором корпусе барельефы отсутствуют, а рельефы первого посвящены богу Вишну.

Хотя корпуса концентричны, они не полностью симметричны: при входе с востока между вторым и третьим корпусом (самым крайним) остается больше места. С этой стороны было открыто три входа вместо единственного входа, сделанного в остальных направлениях. Три галереи соединяют третий корпус со вторым, продолжая каждый из трех входов с восточной стороны. Галерея перпендикулярно соединяет три галереи в их средней точке, создавая крестообразную структуру, называемую Преа Поан. Между галереями Преа Поан есть четыре рва, которые первоначально были затоплены и использовались в ритуальных целях. В последующие века эта область Храм приобрел особую актуальность, служа местом хранения множества статуй Будды, получив название «галерея тысячи Будд». Подавляющее большинство этих статуй было разграблено или вывезено по соображениям безопасности в начале 1920-х годов. 70-е годы. Две новые свободные Постоянные библиотеки появляются к северу и югу от Преа Поан.

Во вторую зону можно попасть, поднявшись по крутой лестнице, которая, согласно индуистской иконографии, символизирует восхождение на гору богов. Во втором вольере размером 115 х 100 м также появляются две новые библиотеки меньшего размера. Это второе ограждение или уровень уже не было доступно людям, поэтому его архитектура изменилась: внешние стены стали глухими, а галерея открывается внутрь только через окна, пересеченные колоннами сложного рельефа. Внутри второго ограждения находится платформа центрального ограждения, высота которой, согласно разным источникам, составляет от 11 до 13 метров, и к которой ведет очень крутая лестница с уклоном около 70°, за исключением западной стороны, следующей по основному направлению. где уклон 50º

Первое ограждение, доступное только царю и первосвященнику, представляет собой квадрат со стороной 60 метров с каждой стороны, на котором расположены пять храмов Прасат или пирамидальных храмов, представляющих вершины горы Меру. да, через новые коридоры, образующие четыре патио, похожих на патио Преа Поана. Центральный прасат больше остальных, и в его основании находится большая ниша размером 4,6 м с каждой стороны, где размещалась статуя Вишну. Первоначально ниша имела выходы на четыре стороны света, но после обращения в буддийский культ статую перенесли, а двери завалили, чтобы вылепить на них изображения Будды.

В 1908 году был открыт один из четырех входов в центральный прасат, а в 1934 году под местом, где должна была покоиться статуя Вишну, была обнаружена яма глубиной 25 метров. В яме сохранились только два золотых листа и четыре поменьше, а также два белых сапфира, поэтому считается, что клад был разграблен ранее.

 

Декор

Большую часть стен храма украшают большие, искусно выполненные барельефы-фризы.

Барельефы внешнего ограждения, украшающие колонный коридор по периметру (или, лучше сказать, для обозрения которого был открыт периметр коридора), имеют высоту два метра и занимают общую площадь более 1000 м². Северо-восточная часть внешнего ограждения осталась незавершенной после смерти Сурьявармана II и была завершена в XVI веке барельефами низкого художественного качества.За исключением южной стены, посвященной королю, рельефы повествуют истории из индуистские эпические книги «Рамаяна» и «Махабхарата», и, по крайней мере, с XVI века они были полихромными и могли даже получить какой-то тип защитного лака.В настоящее время в определенных областях можно увидеть лишь частичные остатки цвета: существование как минимум трех цветов известен: красный, черный и золотой.

Среди скульптурных мотивов выделяется обилие женских фигур: одни источники говорят о деватах, или индуистских женских богинях, которых во всем храме 1500, а другие — об апсарах или небесных танцовщицах, насчитывающих около 2000.

Практически вся поверхность храма орнаментирована: в тех местах, где барельефы отсутствуют, вылеплены весьма сложные архитектурные и геометрические формы и орнаменты, и, как это произошло в других местах мира, резьба по камню импортировала часть своего репертуар формальное использование традиционных материалов: часто можно наблюдать, как на крышах галерей камень вылеплен, имитируя керамическую плитку, а также каменные двери и окна имитируют формы, созданные их деревянными аналогами. Цветочные мотивы появляются и в формальном репертуаре храма, ограничиваясь украшением углов.

 

Внешние барельефы

Барельефы внешнего корпуса разделены на восемь огромных главных сцен (по две сцены на стену) и несколько сцен меньшего размера, расположенных в угловых павильонах. Основные сцены, если двигаться от главного входа и против часовой стрелки, называются:

Битва на Курукшетре.
На этом 49-метровом фризе изображен отрывок из книги Махабхарата, повествующий об ужасной финальной битве на Курукшетре между соперничающими кланами Пандавов и Кауравов. Армия Кауравов наступает слева, а Пандавов справа, и когда они встречаются в центре, битва начинает развиваться.

Историческое шествие.
Фриз высотой 94 метра, изображающий парад царя-строителя храмов Сурьявармана II и его войск. Считается, что этот рельеф был вылеплен вскоре после его смерти.

Рай и ад.
На высоте 64 м он показывает сцену суда Ямы, индуистского бога смерти, разделяющего тех, кто заслуживает рая и ада, а также сцены 37 небес и 32 адов индуистской религии.

Пахтание молочного океана.
49-метровый фриз, изображающий экзотический проход «Пахтанье Молочного океана»; сцена из Бхагавата-Пураны, в которой боги и асуры объединяются, чтобы пахтать мифический «молочный океан» (кширодадхи), используя гору и Васуки, царицу нагов, в качестве веревки для его вращения. На рельефе показано, как однажды, после тысячелетнего пахтания океана, появляется чаша, полная амриты или нектара бессмертия, из-за нее начинают сражаться боги и асуры.

Победа Вишну над асурами.
На нем показано, как Вишну сражается с армией асуров. Это более поздний рельеф и худшего художественного качества.

Победа Кришны над асурой Бана.
Сцена 66 м, тоже худшего качества, показывающая битву Кришны и тысячерукого асура по имени Бана, из которого Кришна отсекает всех, кроме двоих.

Битва дэвов и асуров.
94-метровый фриз, изображающий почти всех богов индуистского пантеона, сражающихся с армией асуров в неопределенной битве.

Битва за Ланку.
Он показывает кульминацию книги «Рамаяна», в которой бог Рама (воплощение Вишну) с помощью армии обезьян побеждает демона Равану и спасает его жену Ситу.

 

Строительство

Хотя внешняя стена была построена из латерита, а в некоторых источниках также говорится о спорадическом использовании лимонита, храм почти полностью построен из песчаника. Блоки весом до 4 тонн транспортировались по каналам из карьера, расположенного в 40 км к северо-востоку от храма. Подсчитано, что объем использованного камня (5 миллионов тонн) эквивалентен тому, который был использован для строительства пирамиды Хафра в Гизе, для чего потребовались тысячи рабочих. Современный инженер подсчитал, что на строительство Ангкор-Вата сегодня потребуется 300 лет, в то время как настоящий храм (предположительно) был построен менее чем за 40.

Кусочки песчаника были тщательно вырезаны, чтобы идеально подходить друг к другу, поскольку в большей части строительства не использовался никакой раствор, а иногда даже использовались системы шипов и пазов шипового и коробчатого типа для улучшения сцепления между частями. В тех местах, где использовались связующие пасты, возможно, использовались смолы.Кхмеры знали о строительных растворах, которые они делали из смеси извести, пальмового сахара и сока лианы; техника, унаследованная от предыдущих столетий, когда они использовали кирпичи для строительства свои храмы. Однако начиная с 10 века минометы вышли из употребления и почти не использовались в Ангкор-Вате.

Латерит использовался в фундаментах, платформах и наружных ограждающих стенах. Эти камни были огранены в размерах от 30x40x60 см до 40x50x80 см, хотя встречались куски длиной до 2 м. Поскольку отделка латерита слишком шероховатая, отверстия, сделанные в стенах из этого материала, были отделаны песчаником. Многие археологи убеждены, что обнаруженные сегодня латеритовые облицовки, должно быть, были украшены лепниной и, вероятно, также расписаны.​

Также задокументировано использование дерева на некоторых крышах храма, а также керамической и свинцовой черепицы.

Как обычно, барельефы, украшающие стены храма, не были добавлены позднее, а были вылеплены на месте прямо на скале храма, о чем свидетельствует незавершенный храм Та Кео, где уже готовые объемы башни видно., хотя их никогда не лепили.

Морфология кхмерских храмов, несомненно, обусловлена ​​незнанием техники арки. В результате этого недостатка кхмеры не смогли построить достаточно большие внутренние помещения, а их архитектура состоит из внешних пространств и галерей. И своды, и купола, имеющие форму цветка лотоса, были построены с использованием системы ложных сводов, слегка приближая последовательные ряды стен в шахматном порядке до достижения ложной арки, но с горизонтальными вуссуарами. Более узкие галереи из-за своих небольших размеров не требовали контрфорсов. Также из-за их небольшого размера в этих коридорах камням было принято придавать изогнутую форму, чтобы добиться эффекта свода. В больших галереях этого не было, поэтому произведения имели призматическую форму. Эти более крупные галереи избегали использования контрфорсов, обеспечивая нижние параллельные коридоры, покрытые полусводом, что достигало эффекта, аналогичного системам контрфорсов и контрфорсов западных каменных церквей. В случае куполов, которые очень вертикальны, именно их собственный вес позволяет избежать использования контрфорсов за счет вертикального распределения суммы напряжений непосредственно к земле.

Согласно современным исследованиям, большое озеро по периметру также выполняло структурную функцию: муссонный климат этого района с выраженным сезоном дождей и засушливым сезоном вызывал большие движения почвы, которые по мере наступления засушливого сезона сокращались из-за потери вода. Эти ежегодные перемещения привели к разрушению фундаментов храмов, что привело к проседанию и обрушению построек. Наличие большого озера, которое никогда не пересыхает в засушливый сезон, позволяет грунту храма оставаться стабильным в течение всего года, что позволяет избежать проблем с фундаментом.

 

Туризм

После относительной нормализации политической ситуации в Камбодже Ангкор и его главный храм Ангкор-Ват стали крупным туристическим направлением: комплекс принял 561 000 туристов в 2004 году, 677 000 в 2005 году и почти миллион туристов в 2008 году. В 2017 году число туристов почти достигло 2,5 млн. Во избежание износа, вызванного массовым наплывом туристов, а также в целях предотвращения вандализма, некоторые участки парка начинают охранять и подготавливать особенно деликатный храм. Несмотря на это, немногие памятники сегодня можно увидеть так же свободно, как памятники в Ангкоре. Среди инициатив по снижению давления посетителей на храм рассматриваются такие варианты, как создание различных альтернативных маршрутов или освещение храма искусственным светом, чтобы можно было продлить часы посещения после захода солнца.

Хотя 28% доходов от туризма направляется на консервационные и реставрационные работы, большая часть работ по техническому обслуживанию по-прежнему финансируется за счет иностранных фондов.

Храм Ангкор-Ват также служил местом съемок нескольких фильмов, таких как «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001), «В настроении любви» (2000), «Два французских брата» (2004) или корейского сериала «Ирис 2» (2013). .

Поскольку в последние годы в Ангкор-Вате наблюдается значительный рост туризма, ЮНЕСКО и ее Международный координационный комитет по охране и развитию исторического места Ангкор (ICC) в партнерстве с представителями королевского правительства и APSARA организовали семинары для обсуждения Концепция "культурного туризма". Семинары стремились избежать массового и коммерческого туризма и подчеркивали важность предоставления услуг, чтобы правительство Камбоджи могло получать экономическую выгоду, в то же время используя богатство культуры Камбоджи. Камбоджа.​ В 2001 году этот стимул привел к в концепции «Туристического города Ангкор», который будет построен с учетом традиционной кхмерской архитектуры, будет содержать туристические комплексы и роскошные отели, способные принять большое количество туристов.

Перспектива развития таких крупных курортов вызвала обеспокоенность со стороны APSARA и ICC, которые заявили, что предыдущая деятельность по развитию туризма в этом районе игнорировала строительные нормы и новые подобные проекты могут потенциально нанести ущерб ландшафту. Тип проектов начал влиять на качество основных услуг электроснабжения и водоснабжения в близлежащих городах. Жители Сиемреапа также выразили обеспокоенность тем, что мирная обстановка в их деревнях была нарушена для размещения туризма. Тип окружающей среды является ключевым моментом в таких проектах, как курортный город Ангкор, чиновники продолжают обсуждать, как включить туризм в будущее, не жертвуя местной культурой и ценностями.

На туристическом форуме АСЕАН 2012 года было решено, что Боробудур и Ангкор-Ват станут родственными объектами, а их провинции станут побратимскими провинциями.