Расположение: штат Понпеи, остров Понпеи
Основан: началось в 8-м веке
Заброшен: начало 17- ого века
Нан Мадол массивные археологические памятник на восточном побережье острова Понпеи в Федеральных Штатах Микронезии. Местные племена соорудили свой город не на твердой земле, а группе 100 остров (природных и искусственных), создав своего рода Венецию Юго- Востока Азии. Острова были созданы из коралла и базальтовых блоков. Каналы между островов служили городскими магистралями. Эти водные пути дали этому месту название. Нан Мадол буквально переводится как «пространство между» т.е. между островами. Первоначальное название этого таинственного заброшенного города Соун Нан- Лег (Риф Небес). Строительство Нан Мадола началось в 8-м веке нашей эры в качестве столицы местной правящей династии Саунделер. Город существовал до 17-го века, когда он был окончательно заброшен. Сегодня Нан Мадол археологический парк занимает общую площадь более 80 гектаров воды и островов.
В отличие от Венеции в Италии Нан Мадол был построен преимущественно на искусственных островах, возведенные в лагуне. Возводились они из базальтовых блоков, создавая стены высотой от 6 до 8 метров и толщиной 6 метров. Каждая колона базальта имело форму октагона и сформировалась из вулканической лавы. Люди не обрабатывали эти природные "бревна". Они их лишь срезали и перевозили в Нан Мадол. Эти блоки они укладывали крест накрест, а пространство между стенами засыпали землей и щебнем. Это обеспечило основу для строительства зданий, храмов и дворцов. Археологи оценили, что для строительства Нан Мадола понадобилось привезти сюда около 250 миллионов тонн базальта. Есть множество теорий о том, как это именно было достигнуто это чудо инженерной мысли, но доказательств их теорий не было найдено. Здесь не было найдено никаких инженерных машин или приспособлений, которые могли бы объяснить технологии строительства.
Еще одна загадка Нан Мадол является
строительство массивных подводных туннелей между искусственными
островами Нан Мадол. Они, возможно, служили в качестве
путей эвакуации для жителей дворца. Сегодня они скрыты под водой и
исследуются лишь профессиональными археологами. У нас нет полной
информации об общей длине этих туннелей, но видимо они были вырыты
между всеми островами Нан Мадола.
Поселение на острове Понпеи, как видно из находок лапитской керамики,
насчитывает не менее 3000 лет. В последующие столетия после первого
поселения образовалось несколько племенных княжеств (до настоящего
времени доказано пять), которые разделились на кланы, каждое из которых
возникло вокруг духовно-политического центра. На острове Понпеи
сохранились сотни памятников архитектуры, таких как гробницы вождей и
закрытые резиденции, которые демонстрируют обширную социальную,
идеологическую и политическую структуру как в пространстве, так и во
времени. Этнологически значимым является то, что реликвии и по сей день
тесно связаны с культурой и устной традицией населения.
Нан Мадол
начал свою роль ритуального центра племенного княжества Мадоленихм около
500 г. н.э. с появлением династии Сауделеров, которым в результате серии
войн удалось объединить под своим правлением все население острова –
вероятно, около 25 000 человек. Сауделер - это титул, который можно
приравнять к сюзерену или автократу. В буквальном переводе его называют
"Лорд Делер“ в честь крупного племенного княжества Понпеи,
первоначальная территория которого сегодня уже не может быть достаточно
ограничена. Из устных преданий известны имена девяти саудлеров, но,
вероятно, как можно проследить генеалогически, их было 14 или более. Они
создали строго иерархически ориентированное, стратифицированное общество
с несколькими четко разделенными рангами вождей и знати. Эту градацию
можно увидеть и сегодня по различным размерам, оборудованию и
конструкции островов. Но вертикальную социальную структуру можно увидеть
и в местах захоронения. Как и во многих племенных обществах, в Нан
Мадоле существовала классификация погребальных обрядов в зависимости от
социального статуса: большие погребальные платформы (лухлунг или лолонг)
и склепы для высших чинов знати, захоронения внутри жилых платформ для
средних чинов и для простых людей, земляные захоронения, не связанные со
строительством.
Мегалитические сооружения Нан Мадола были
построены около 1180 г. н.э., согласно уран-ториевой датировке 230Th / U
фрагментов кораллов, использованных при строительстве. Это также
подтверждается радиоуглеродным датированием органических материалов 14C
/ 12C, свидетельствующим о том, что Нан Мадол строился не позднее 1200
года. Возможно, острова были заселены между 900 и 1100 годами, но следы
первоначального заселения больше не обнаруживаются. Вероятно, сооружения
были сделаны из скоропортящихся материалов.
Централизованная
империя рухнула около 1650 года. Причины этого трудно отследить. Строго
религиозная и ритуальная ориентация Нан Мадола предполагает, что власть
сауделеров была основана исключительно на религиозных убеждениях.
Отсутствие более гибкой основы для политической интеграции островных
племен сделало систему уязвимой для конкурирующих идей, поскольку они в
большей степени основывались на материалистическом подходе к
существованию.
Согласно традиции, конец Нан Мадола был делом рук
бога грома. У него был роман с женой Сауделера, и ему пришлось бежать от
преследований правителя на соседний остров Косраэ. Там он стал отцом
сына Изокелекеля от местной женщины, который вырос, осознавая тиранию
Сауделеров. Он отплыл обратно в Нан Мадол с 333 верными людьми и победил
воинов Сауделера. Изокелекель основал новую династию Нанмварки и
установил другой политический порядок, при котором империя снова
распалась на племенные княжества.
Нан Мадол продолжал
использоваться как религиозный центр, хотя и в скромных масштабах. Еще в
1910 году на одном из островов проживал вождь племени.
Все сооружения построены на коралловом рифе, в некоторых районах были
включены мелководные песчаные отмели. На “материке" острова Темвен было
построено только одно сооружение, Пейнкитель, гробница (легендарного)
завоевателя Изокелекеля.
Общая территория, видимая сегодня,
состоит из 92 искусственно построенных и укрепленных островов,
расположенных на площади около 80 га. Различают две основные части,
разделенные неглубоким, но широким приливным каналом:
Мадол Па
("Нижняя комната"): западная часть на 34 островах с резиденцией
сауделера и главной культовой площадью Иде, вероятно, была центром
господства.
Мадол Пауэ ("Верхняя комната"): восточный район с 58
островами и местами проживания священников, местами захоронений и, в
частности, с Нандаувасом, гигантским погребальным комплексом Сауделеров,
вероятно, был религиозным центром.
Большая часть города окружена
стеной со стороны озера, но в ней есть несколько водопропускных труб.
Отдельные острова разделены узкими водными путями (отсюда и название
„Венеция Южного моря“), которые заполняются водой во время прилива, но
частично высыхают во время отлива. Некоторые из этих дорог за прошедшие
столетия заилились, заболочены или заросли мангровыми деревьями. Острова
представляют собой прямоугольные насыпи в виде высоких укреплений,
обычно построенных из тщательно сложенных базальтовых пород.
Прямоугольники, образованные базальтовыми стенами, были засыпаны
коралловыми камнями и щебнем высотой несколько метров, в результате чего
образовались высокие обнесенные стеной платформы. На этих платформах
располагались постройки – дома, хижины или храмовые сооружения – из
дерева и других скоротечных строительных материалов, но они больше не
сохранились. Принцип возведения домов и церемониальных сооружений на
массивных платформах распространен и на других островах Южного моря,
например на Маркизских островах.
Можно предположить, что город
планировался систематически и в целом, поскольку отдельные периоды
строительства невозможно различить.
Сегодня от первоначального
комплекса остались только искусственные острова. Они построены из двух
видов материалов: базальта и коралловых камней соответственно. -руинам.
Камень для построек добывается исключительно из Понпеи, аморфные
базальтовые глыбы и коралловый материал преимущественно с самого острова
Темвен. Шестиугольные базальтовые колонны длиной до 8 м и весом в
несколько тонн (потолочные камни Нандауваса весят примерно пять тонн)
были доставлены из нескольких карьеров на севере и северо-западе
главного острова, вероятно, на плотах.
Различают два типа кладки,
которые указаны без раствора:
Стены из крупных аморфных базальтовых
блоков с вклинением более мелких камней в промежутках между ними и
стены из базальтовых призм, наложенных друг на друга в виде соединения
блоков.
Во многих публикациях говорится, что Нан Мадол является
„укрепленным комплексом“. Однако этому противоречит открытая конструкция
с несколькими широкими проходами в ограждающей стене, в том числе один
шириной 15 м и один шириной 11 м, а также беспрепятственный доступ к
островам. На самом деле цель этого огромного сооружения была чисто
представительской, чтобы подчеркнуть власть сауделеров.
Нан Мадол
не уникален; на Понпеи и соседнем острове Косраэ есть несколько
сопоставимых объектов. Однако по размерам, объему строительства и
мастерству исполнения они не могут сравниться с Нан Мадолом.
Нандаувас (Нан Даувас, Нан Довас, Нан Тауай)
Самым мощным
сооружением является Нандаувас, гигантская могильная платформа Соделёров
в восточной части города. Он окружен двумя меньшими островами -
Пондаувас и Пандаувас, также являющимися местами захоронения. Сооружение
занимает площадь 3100 м² и окружено трехчастной стеной толщиной до 10 м,
которая оставляет свободной западную сторону. На некотором расстоянии
планировалась еще одна поясная стена толщиной до 7 м, но она так и не
была построена. Части фундамента сохранились до сих пор. Третье —
внутреннее — кольцо стены полностью окружает остров Нандаувас общей
длиной 155 метров. Стена толщиной 10,5 м и сегодня высотой 4,5 м
находится в отличном состоянии. Здание — единственное в Нан-Мадоле,
ориентированное по сторонам света. Он состоит из нескольких слоев
отборных и особенно длинных базальтовых колонн, которые укладываются
друг на друга в качестве полозьев и связующих. Углы слегка приподняты, в
стиле крыш китайских пагод, что придает массивному сооружению элегантный
вид. Внутренняя часть заполнена коралловыми обломками высотой около 2 м.
Вход шириной 5 м находится в западной стене.
Внутри есть еще
одно, меньшее кольцо стен, окружающее настоящую могилу Соделёров.
Разрушенная в результате ограбления погребальная камера размером 7×6 м
возвышается над уровнем земли на 1,3 м и перекрыта двенадцатью
базальтовыми колоннами длиной 8 м. Оригинальный вход в гробницу
находится на западе. Средняя погребальная камера с севера и юга окружена
еще одной могилой меньшего размера, вероятно, для членов семьи Соделёр
или для высших чинов знати.
Находки, обнаруженные в 1907 году
тогдашним немецким вице-губернатором Виктором Бергом (Каролинские
острова были немецкой колонией), скромны: 17 костных остатков меньшего
размера, кольцо-конус из раковины (предположительно браслет) и фрагмент
одного из них.
Пан Кадира (Пан Катера, Пан Катара, Нангутра)
Пан Кадира — большое (длина западной стороны 97 м) трапециевидное
сооружение в западной части города, возвышающееся на 4–5 м над уровнем
моря. Платформа также состоит из нескольких слоев базальтовых колонн,
которые уложены друг на друга в ферменной конструкции. Во всех четырех
окружающих стенах имеются входы шириной до 4 м. Пан Кадира – резиденция
Соделёров. В глубине острова расположены жилые дворы правителя и его
семьи, в которых дома, до сих пор узнаваемые по земляным печам,
изначально были построены из скоропортящихся строительных материалов. В
состав жилого комплекса также входит пруд для купания, частный алтарь и
комплекс телохранителей. Центр занимает большой храмовый комплекс
крокодиловому духу Нан Кейель Мваху, представляющий собой трехъярусную
площадку из базальтовых камней в стиле невысокой ступенчатой пирамиды.
Перед ним несколько плоских камней для ритуального раздавливания кавы. В
левой части храма были раскопаны две священные трубы, сделанные из
улиток-тритонов.
Идехд (Итет, Ител)
Идехд — сравнительно
небольшое строение размером 43 × 31 метр, расположенное непосредственно
к востоку от Пан Кадиры. Он имеет частично сохранившееся окружение из
базальтовых колонн высотой 2,5 м, в которые встроен большой курган из
коралловых блоков. В восточном углу находится двор размером 24×20
метров, в котором в мощеной чаше содержалась священная мурена. В
определенное время ей приносили в жертву черепах. На протяжении веков в
этом сооружении нарастал курган из щебня, содержащий останки жертвенных
животных. Полученные при этом радиоуглеродные даты показывают 1260, 1295
и 1380 годы.
Жертвоприношение черепахи
Ритуал принесения в
жертву черепахи – вероятно, умилостивительный ритуал, который был
необходим через определенные промежутки времени – описан подробно.
Остров Пасет (Paseit) лежит примерно в середине восточного района
Мадол-Пауэ. Здесь черепах, предназначенных для жертвоприношения,
содержали в резервуаре, окруженном невысокими стенками. В день
жертвоприношения жрецы подобрали черепаху и принесли ее на пляж, чтобы
ритуально омыть и помазать святым кокосовым маслом. Помещенные
вертикально в каноэ, украшенные и сопровождаемые адептами, они были
перевезены в западную часть города на ферму Сау Исо, расположенную
немного в стороне от линии прилива. Там жертву поднимали и бросали на
священный базальтовый камень. Затем черепаху отвезли на остров Идехд и
разбили ее голову священной дубинкой о холм из коралловых блоков.
Главный жрец разрезал брюшные доспехи острой раковиной и выпотрошил
жертву. Затем мясо готовили в глиняной печи. Читая заклинания, жрецы
выманивали священную мурену из норы и кормили ее приготовленными
внутренностями. Остальное мясо раздали священникам и саделеру. Только
первосвященникам и правителю разрешалось присутствовать на
жертвоприношении. Все связанные с этим места, церемонии и оборудование
были табу для простого народа.
Пейнкитель (Пан Китель, Пей эн
Китель)
Ограждение из базальтового камня размером 130 × 48 м
построено частично на рифе, а частично на твердом грунте на острове
Темвен. Он содержит несколько могильных комплексов. Самая крупная из них
— камерная могила размером 7×5 м на западной стене, сложенная из изящных
базальтовых колонн. Говорят, что это могила завоевателя Исокелекеля.
Однако остается спорным, был ли Исокелекель реальным человеком или
просто легендарной фигурой.
Нан-Мадол, вероятно, был известен испанцам уже в 17 или 18 веке,
поскольку в 19 веке в комплексе было найдено несколько испанских
серебряных монет и небольшой крест. Обнаружение испанской пушки
(предположительно с затонувшего корабля) в 1839 году экипажем шлюпа HMS
Larne еще больше подогрело легенду о том, что Нан-Мадол был крепостью
испанских пиратов, в которой были спрятаны огромные сокровища. Этот слух
привел в Понпеи нескольких искателей приключений и охотников за
сокровищами, которые обыскали платформы и гробницы, уничтожая
археологические следы.
Ирландский моряк и искатель приключений
Джеймс Ф. О'Коннелл (1808–1854) был нанят на китобойное судно «Джон
Булл», которое в 1829 году натолкнулось на риф недалеко от Каролинских
островов и затонуло. О'Коннелл смог сбежать на остров Понпеи, прожил там
с племенем более двух лет и якобы женился на одной из дочерей вождя. Во
время исследовательских путешествий на каноэ он также увидел город Нан
Мадол, который назвал «Аниман» и который произвел на него огромное
впечатление. Когда он наконец вернулся в Нью-Йорк, он присоединился к
цирку П. Т. Барнума и появился в Кунсткамере Барнума в 1842 году как
«Татуированный ирландец», где продемонстрировал свои татуировки по всему
телу. Поскольку у него было весьма скромное образование, О'Коннелл не
осознавал значения своего случайного открытия.
Первым европейцем,
упомянувшим Нан-Мадол в путеводителе в 1843 году, был испанский
путешественник Франсиско Микелена-и-Рохас.
Более обширный и
подробный отчет о Нан-Мадоле был представлен в 1852 году
американо-гавайским преподобным Эфраимом Кларком, который
миссионерствовал в Микронезии с 1852 по 1864 год.
Кругосветное
плавание австрийского фрегата «СМС Новара» впервые привело специалистов
в Нан-Мадол в 1858 году.
Исследователь и искатель приключений
Иоганн Станислав Кубари находился в Тихом океане с 1869 года. Он
управлял плантацией на Понпеи и с 1870 года собирал реликвии из
Нан-Мадола для музея Годфруа. Его эссе, которое он приложил к находкам,
содержит относительно подробный план участка, а также несколько
подробных зарисовок отдельных островов и характерных особенностей
зданий, основанных на очень точных наблюдениях.
Первые раскопки
провел тогдашний заместитель губернатора Германии Виктор Берг в апреле
1907 года по заказу Лейпцигского этнологического музея. Однако
реализация была настолько неправильной, что теперь трудно приписать
находки их местам. Согласно медицинскому заключению, он умер всего через
день после того, как ему открыли гробницу Исокелекеля, от солнечного
удара и «полного истощения». Однако местные жители верили в возмездие
богов за осквернение священной царской гробницы. Хотя его записи были
отправлены в Европу вместе с имением, они были утеряны.
Первое
исследование с научной точки зрения предпринял этнолог Пауль Хамбрух,
который тщательно измерил Нан-Мадол и представил точное описание всех
островов в рамках Гамбургской экспедиции по Южным морям с 1908 по 1910
год. Он нарисовал точную карту, которая до сих пор используется в
качестве основы для археологических работ. Находки, найденные Бергом,
Кубари и Гамбрухом, - украшения, лезвия топора из раковин тридакны,
грузила для сетей и рыболовные крючки - сейчас находятся в депо
Лейпцигского этнологического музея.
Незадолго до Второй мировой
войны японский археолог Ичиро Явата проводил исследования в Нан-Мадоле,
однако из-за начала войны их результаты не привлекли особого
международного внимания.
В конце 20-го века два американских
антрополога Дж. Стивен Афины из частного Международного археологического
исследовательского института в Гонолулу и Уильям С. Эйрес из
Университета штата Орегон особое внимание уделили Нан-Мадолу.
Еще до того как Нан Мадол был заброшен в 17 веке город был окружен многочисленными легендами и слухами. Местные считали, что город был создан двумя мифическими братьями, Олософа и Олосифа, которые приплыли из- за океана. Считается, что они смогли перенести огромные базальтовые блоки силой мысли.
Как бы там не было, но местные в отличие от туристов не любят посещать заброшенный город. Многие считают, что город населен душами мертвых и беспокоить их значит навлечь на себя гнев предков. Особенно эти духи активны по ночам. Многие видели призрачные фигуры, звуки песнопений и даже запах ладана.