Мцхета (грузинский: მცხეთა) - город в провинции
Мцхета-Мтианети Грузии. Один из старейших городов Грузии, он
расположен примерно в 20 км к северу от
Тбилиси, у слияния рек Кура и Арагви.
Из-за его
исторической значимости и нескольких памятников культуры
«Исторические памятники Мцхеты» стали объектом Всемирного наследия
ЮНЕСКО в 1994 году. Будучи родиной и одним из самых ярких центров
христианства в Грузии, Мцхета была объявлена «Святым городом»,
Грузинской православной церковью в 2014 году.
В 2016 году Исторические памятники Мцхеты были размещены ЮНЕСКО
под усиленной защитой, механизм, установленный вторым Протоколом
1999 года к Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных
ценностей в случае вооруженного конфликта.
Центр города — традиционная грузинская застройка, чем ближе к
Светицховели —— тем больше процент старых зданий и тем более они
ухожены. На уровне Самтавро уже ничего нет, только пятиэтажки. Если
вам придётся идти пешком от дальнего выезда на автотрассу до центра,
перед крепостью будут интересные районы. Например, слева
полузакопанные в землю сосуды для хранения вина.
1 Кафедральный собор Светицховели (სვეტიცხოველი). Светицховели —
одно из самых почитаемых мест в грузинской православной церкви,
кафедра католикоса — главы церкви. Здесь короновали грузинских
царей, здесь же до сих пор проходит церемония интронизации
католикоса. Церковь на этом месте существует, по всей видимости, с
IV века, но существующее здание было построено с 1010 по 1029 год.
Строителем собора был некий Арсукидзе (имя известно только из
надписи). Ограда, довольно высокая, много выше человеческого роста,
была добавлена в 1787 году, так что получился большой внутренний
двор, который сейчас пуст и покрыт газоном. В 1970—71 годах была
проведена реставрация, в результате которой открыто основание той
самой базилики V века. Собор в традициях, типичных для грузинской
архитектуры, построен как крестово-купольный храм, с круглым
барабаном наверху. Внутри собора в очень небольшом количестве
сохранились фрески XIII века, в том числе Зверь из Апокалипсиса
(большая часть фресок была уничтожена в XIX веке). В центре храма
находится Животворящий Столп, который является символом грузинской
церкви и, по преданию, возник тут сам собой во времена царя Мириана,
указав тем самым место строительства собора. На Столпе имеются
относительно поздние фрески, на которых по обе стороны распятия
изображены солнце и луна (красное и серая), по форме напоминающие
летающие тарелки. Иконы по большей части относятся к XIX и XX веку.
В восточный фасад церкви, над порталом, вмонтированы две головы
быков, оставшихся от изначального собора V века. Справа от входа в
собор — купель, по легенде IV века, в которой, по той же легенде,
крестились царь Мириан, установивший в Грузии христианство в
качестве государственной религии, и его жена царица Нана. Частично
сохранились и видны основания базилики V века. Наконец, весь пол
собора покрыт могильными плитами. Эти захоронения можно там
рассматривать целый день (хотя вам быстро надоест, если вы не знаете
грузинский алфавит). В соборе похоронены как минимум десять
грузинских царей (сохранились шесть могильных плит) и огромное
количество членов царской династии Багратиони.
2 Антиохийская
церковь (церковь святого Стефана) (улица, ведущая вдоль стены
Светицховели, выводит к церкви). Церковь построена то ли в IV, то ли
в V веке, сожжена арабами в VIII веке и восстановлена существенно
позже, не ранее XV века. Построена в виде однонефной базилики, что
характерно для ранней грузинской архитектуры. Снаружи, при всём том,
церковь выглядит не особенно презентабельно. Внутри, если вам
удастся туда попасть, сохранились фрагменты фресок. Сама церковь
сейчас входит в состав действующего Антиохийского монастыря,
обнесённого оградой. Это ближайщая точка в городе к слиянию Арагви и
Куры; хорошие виды на устье Арагви и, если вы поднимете голову, на
Джвари.
3 Сад Михаила Мамулашвили (непосредственно к северу от
Светицховели). Сад создан местным цветоводом и когда-то был
известным на всю Грузию произведением искусства, но после его смерти
пришёл в упадок. Частное владение. Если вас не пригласят внутрь,
посещение невозможно.
4 Карибче (напротив археологического
музея). Остатки городских ворот Мцхеты, обнаруженные при
строительстве кинотеатра в советское время. Находятся,
соответственно, на первом этаже кинотеатра, который успел за это
время зарыться и прийти в негодность. Бесплатным бонусом являются
мозаики на втором этаже кинотеатра.
5 Монастырь Самтавро (სამთავრო) (от главного входа в Светицховели
направо, потом снова направо, потом первый поворот налево). Комплекс
состоит из женского монастыря святой Нины (самое интересное здание
которого — церковь святой Нины, она же Малая церковь),
Преображенской церкви и колокольни, обнесённый оградой. Считается,
что основание монастыря связано с событиями IV века, когда, по
легенде, святая Нина убедила царя Мириана и царицу Нану принять
христианство и сделать его государственной религией Грузии. Сама
Нина некоторое время жила при дворе, то есть в современном центре
Мцхеты, а потом ушла на территорию современного монастыря и жила тут
в шалаше. После её смерти Мириан построил тут церковь. Монастырь
(женский) существует в Самтавро лишь с 1820 года, при советской
власти он был закрыт. Сама церковь святой Нины, совершенно
миниатюрная, сохранилась с IV века и является старейшим зданием
Мцхеты и одним из старейших в Грузии. В то время грузинская
архитектура изысками не отличалась, и церковь исключительно проста
по своему устройству. Внутри есть плохо сохранившиеся росписи, но,
конечно, не IV века. Современное здание Преображенской церкви
относится к XI веку, хотя изначально церковь на этом месте была
построена, как считается, тем же Мирианом К тому же церковь
многократно восстанавливалась и перестраивалась, особенно серьёзно в
XIV веке. Это традиционный для грузинской архитектуры
крестово-купольный храм, наверху стоит круглый барабан с конусным
завершением, стены украшны резным декором. Внутри есть захоронения
Мириана и Наны, кроме того, в соборе долгое время хоронили глав
грузинской церкви. Мириан и Нана являются фактически мифологическими
персонажами, а надгробия сделали лишь в XIX веке, так что не следует
относиться к ним слишком серьёзно. Фрески относятся к XVII веку.
Отдельно стоящая колокольня была построена в XV веке. В ней в конце
XX века жил монах Гавриил, умерший в 1995 году и позже объявленный
святым.
6 Могильник Самтавро (между монастырём Самтавро и
крепостью Бебрисцихе, западнее главной улицы). Остатки одного из
древнейших кладбищ Грузии, от неолита до раннехристианской эпохи.
Все археологические находки давно вывезены в музей, так что
любителям кладов там делать нечего, но сами остатки кладбища могут
быть интересны. Открыто случайно в 1871 году.
7 Крепость
Бебрисцихе (на северной окраине Мцхеты, от Самтавро дальше на север
по главной улице). Крепость впервые упоминается в 1156 году.
Сохранилась в руинированном состоянии, к тому же в 2010 году сильно
пострадала из-за оползня, и заходить внутрь считается опасным. К
счастью, снаружи всё прекрасно видно.
8 Городище Армази
(Армазисцихе-Багинети, არმაზციხე) (на правом берегу Куры, от моста
около станции около километра по шоссе на Тбилиси и затем по тропе
вверх). Город Армази существовал с III в. до н.э. и назван по имени
верховного языческого божества, которому в Иберии поклонялись до
принятия христианства. Неясно, считался ли Армази столицей Иберии,
но духовным центром он был точно — тем более любопытно, что духовный
центр новой, христианской Грузии возник прямо на другой стороне
реки, в Мцхете: по легендам, Святая Нина как раз противопоставляла
скромное христианское учение грубым золотым идолам языческих богов,
стоявшим в Армази. После свержения язычества город просуществовал до
736 года, когда был разрушен арабами и более не восстанавливался.
Сейчас это не очень зрелищное, но крайне важное в культурном
отношении место: например, здесь обнаружена «армазская билингва» —
особая графика, символизирующая плавное превращение арамейского
языка в грузинский. Музей под открытым небом доступен круглосуточно
и снабжён хорошими информационными стендами. Сохранились руины двух
зданий бань, винного погреба, зала с колоннами, построек
неизвестного назначения, а также контуры языческого храма. Кроме
того, в Армази есть смотровая площадка, с которой видно Мцхету и
Джвари одновременно, что с других ракурсов невозможно.
9 Мост
Помпея (у железнодорожной станции). Настоящий римский мост,
построенный в 65 году до н.э. Мост использовался по назначению до
середины XX века, но был затоплен при строительстве электростанции
на Куре. Сейчас мост полностью находится под водой. Если вам
повезёт, можно его увидеть, когда электростанция понижает уровен
воды.
10 Археологический музей (в центре города). ☎ +995 (590)
880 112. По состоянию на 2014 закрыт. Вт–Вс 10:00 – 17:00. В музее
собраны фонды из археологических памятников Мцхеты и её
окрестностей, включая могильник Самтавро, Армазисцихе-Багинети и
Бебрисцихе.
Джвари
1 Монастырь Джвари (ჯვარი). Самая известная и уж точно
самая посещаемая грузинская достопримечательность. Когда-то здесь
был целый монастырь, но сейчас остался один-единственный храм,
который замечателен своей архитектурой, расположением и вообще всем.
Он стоит на горе на левом берегу Арагви и хорошо виден практически
из любой точки Мцхеты. От храма же открываются великолепные панорамы
самой Мцхеты и окрестных долин. Считается, что на этом месте после
крещения Грузии святая Нина установила крест, и само слово «Джвари»
означает крест. Собор строился с 590 года и был закончен в 600-е
годы. Многие думают, что именно монастырь Джвари упомянут
Лермонтовым в поэме «Мцыри»: Там, где, сливаяся, шумят, //
Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры. Был
монастырь — эти строчки, произнесённые с очаровательным грузинским
акцентом, вам наверняка напомнят экскурсоводы, но на самом деле
детали не сходятся, и то ли Лермонтов имел в виду другой монастырь,
то ли что-то додумал, а, может быть, выдумал монастырь целиком:
офицеров российской армии вряд ли возили на экскурсию в Джвари.
С
архитектурной точки зрения Джвари интересен тем, что это один из
первых в Закавказье крестово-купольных храмов. Прежде все крупные
грузинские и армянские храмы были бескупольными базиликами и имели
прямоугольную форму. Здесь же можно видеть, как прямоугольник
буквально «наложен» на крест с закруглёнными концами-апсидами, и на
всём этом стоит немаленький купол. Такая конструкция называется
тетраконх. В VII веке, после строительства Джвари, её использовали
по всему Закавказью, добиваясь, впрочем, совершенно разной формы
куполов и внешнего облика здания, как, например, в более крупном и
массивном храме Рипсиме в армянском Эчмиадзине, построенном около
620 года. Снаружи Джвари украшен резьбой и несколькими барельефами,
о датировке которых мало что известно: они кажутся менее архаичными,
чем в других грузинских храмах того же периода. В центре храма стоит
большой крест — по преданию, тот самый крест, установленный святой
Ниной. Обратите внимание на объём храма и естественное освещение в
нём: всё гармонично и совершенно, для VI века и раздираемой войнами
Грузии такая конструкция кажется просто невероятной.
Как
добраться: от центра Мцхеты до Джвари по прямой менее 2 километров,
но идти вам придётся всё больше вверх. Автомобильная дорога (узкая и
извилистая, однако асфальтированная и проезжая в любое время года)
отходит от автобана в том месте, где он сливается с тбилисской
объездной. При наличии собственного транспорта Мцхету и Джвари можно
посещать совершенно независимо: и то, и другое требует съезда с
трассы, причём в совершенно разных направлениях. Пешие
путешественники могут попробовать подняться к Джвари прямо из
Мцхеты, но размеченной тропы там нет, и к тому же придётся
переходить автобан, что опасно. Самый распространённый вариант –
взять такси; в Мцхете таксисты найдут вас сами. В середине дня
вокруг Джвари может быть весьма людно, что не идёт на пользу древней
архитектуре. Постарайтесь приехать сюда рано утром или под вечер.
Долина Куры
Выше Мцхеты Кура километров 15 течёт по узкому
Армазскому ущелью. По правому (южному) берегу идут железная дорога и
автомобильная дорога в Гори. На левом (северном) берегу дорога
приходит в монастырь Шио-Мгвиме и там заканчивается.
2 Монастырь Шио-Мгвиме (შიომღვიმე) (11 км от Мцхеты). По легенде,
монастырь основан в VI веке монахом Шио (Шио Мгвимский), одним из
ассирийских отцов — христианских проповедников, пришедших, на самом
деле, из Сирии. С VI по XII век Шио-Мгвиме был крупнейшим монастырём
Грузии, но пришёл в упадок с распадом единого государства. Несколько
раз он разрушался персами в XVII и XVIII веках, был восстановлен, но
своего первоначального значения так и не достиг. Около 300 лет был
фамильной усыпальницей князей Амилахвари.
Церковь Иоанна Крестителя построена во второй половине VI века, одна
из старейших церквей Грузии — крестовый в плане храм с восьмериком и
крышей в виде конуса. Это первый сохранившийся крестовый храм Грузии
и он же один из первых купольных, но по размеру уступающий
построенному на 30-40 лет позже Джвари. Колокольню у храма соорудил
один из князей Амилахвари в 1733 году, хотя и выглядит она намного
старше. Входить в собор надо через неё. Также в VI веке были
обустроены пещеры.
Церковь Богоматери построена в XII веке,
разрушена и восстановлена в 1678 году в форме обычной базилики.
Часовня с фресками была построена в XII веке, трапезная — в XVII
веке. Фрески не очень интересные и в большинстве своём новодельные,
а то и просто наклеены на бумагу поверх стен.
Монастырь
действующий, воды нет, берите с собой. Открыт в светлое время суток.
С видовой точки зрения интересен тем, что находится не на горе, а в
ущелье и замечательно смотрится на фоне скал.
Как добраться: дорога в монастырь начинается в Мцхете рядом с
Самтавро и вьётся по склону горы высоко над Курой. Асфальт
заканчивается почти сразу же, дальше не очень ровно и много камней,
но пройдёт даже легковая машина, хотя 11 км вы будете ехать довольно
долго, наслаждаясь горными пейзажами и стоящими то тут, то там
часовенками неизвестного возраста. Пешим путешественникам лучше
подняться 4 км к монастырю от села Дзегви (перейти Куру по мосту и
дальше по единственной тупиковой дороге вверх). В Дзегви есть
железнодорожная станция, и туда можно заехать, например, на утренней
электричке, но обратно, если вы не хотите ждать электричку полдня,
до Мцхеты придётся идти пешком или ловить попутки. Другой вариант —
лезть дальше в гору, пересечь хребет и попасть в село Чардахи, что
рядом с батумской трассой. С хребта отличные виды на монастырь.
3 Цитадель Армази (არმაზის ციხე). Руины крепости XIII-XV вв, не
имевшей никакого отношения к древнему городу Армази. Находятся в
горах на правом берегу Куры. Дорог к крепости нет, нужно совершать
пешее восхождение примерно от ж/д станции Мцхета. По пути будет
Армазский монастырь 4 с парой не очень интересных построек XII века.
Долина Арагви
5 Дом-музей Ильи Чавчавадзе, Сагурамо
(по-видимому, общественного транспорта нет. От поворота на Сагурамо
(примерно напротив северного выезда из Мцхеты) пара километров
пешком). ☎ +995 (593) 310 239. Вт–Вс 10:00 – 17:00. Илья Чавчавадзе,
живший во второй половине XIX века — один из самых знаменитых
грузинских поэтов, он также известен как общественный деятель.
Сохранившиеся дом, парк и сад с виноградником принадлежали его жене,
Ольге Гурамишвили, и были построены в 1905 году. Выставлены
мемориальные вещи и рукописи Чавчавадзе.
6 Монастырь Зедазени
(ზედაზნის მონასტერი) (5 км северо-восточнее Мцхеты). Подобно
Шио-Мгвиме, Зедазени основан в VI веке одним из ассирийских отцов.
Из храмов здесь только базилика неопределённого возраста, однако
монастырь ценен другим — своим высокогорным расположением с видами
вообще на всё, что только можно: от Мцхеты до Тбилиси и от Арагви до
Куры. Возможно, как раз монастырь Зедазени упомянут Лермонтовым в
«Мцыри», но и эта версия неоднозначна. Не стоит также думать, что в
монастыре производят одноимённое пиво — его делают совсем в другом
месте, и совпадение названий едва ли не случайно.
Как добраться:
к монастырю ведёт грунтовая дорога от села Сагурамо.
Фонд
Археологические свидетельства указывают на поселение людей в
районе Мцхеты со 2-го тысячелетия до нашей эры до начала 1-го
тысячелетия нашей эры. Многочисленные захоронения эпохи бронзы
(начало I тысячелетия до н.э.) доказывают, что Мцхета уже тогда была
значительным поселением.
Согласно «Грузинским хроникам»,
Мцхета была основана Мцхетосом, сыном Картлоса, одноименного предка
грузин. Стена вокруг города была построена предком Нимрода Ардамом.
По другой версии, более принятой историками, Мцхета была основана
древними месчийскими племенами в V веке до нашей эры.
Столица
Королевства Иберия
Мцхета была столицей раннего грузинского
Иберийского царства с 3-го века до нашей эры до 5-го века нашей эры.
В летописях упоминается, что Иберийское королевство и его столица
были завоеваны Александром Македонским в 4 веке до нашей эры, но
некоторые историки не принимают этого. В конце концов, назначенный
Александром правитель разрушил стены Мцхеты и оставил только четыре
крепости, одна из которых сегодня известна как Армази.
В
древних источниках IV-III веков до н.э. упоминается, что Мцхета
имела ряд окрестностей. Среди них Армазис-цихе, Цицамури, Джвари и
другие. Как и другие грузинские города, он был разделен на
собственно город и цитадель.
И раскопки, и грузинские хроники
рассказывают о значительных постройках эллинистического периода:
жилых домах, дворцах и укреплениях. Новая стена вокруг Мцхеты была
построена первым грузинским царем Парнавазом в начале III века до
нашей эры, а затем укреплена его сыном Саурмагом в конце III -
начале II века до нашей эры. В конце II - начале I века царь
Парнаджом укрепил свои отношения с персами и пригласил
зороастрийских священников поселиться в Мцхете. Вероятно, это
привело к строительству зороастрийских храмов в городе. Между тем
таких археологических свидетельств нет. Снова стены Мцхеты были
улучшены во время правления Бартома в I веке до н.э., а позже также
Адерки, часто отождествляемого с Фарасманом I. Последний царь связан
с появлением первых христианских общин в Картли и приходом Святой
Туники в Мцхета, привезенная из Иерусалима местными евреями.
В то время город был сильно укреплен. Стены были по обе стороны реки
Мтквари, и три форта защищали ее. Главная цитадель Армази на горе
Багинети контролировала вход с юга и востока, Цицамури у подножия
горы Джвари с севера и Саркин с запада.
Мцхета была местом
ранней христианской деятельности, которая привела к христианизации
Иберии, где христианство было провозглашено государственной религией
в 337 году. Он остается штаб-квартирой Грузинской православной
церкви. Примерно в то время Мцхета была культурно развитым городом.
Надгробие, датируемое концом IV - началом - V веками, найденное в
некрополе Самтавро, содержит эпитафию на греческом языке,
рассказывающую о главном архитекторе и архизографе (художнике)
Мцхеты Аврелии Ахолисе.
В первые годы после обращения Грузии
в христианство в центре города была построена небольшая деревянная
церковь, впоследствии ставшая собором Светицховели. Археологические
раскопки обнаружили остатки деревянной церкви в соборе. К 5 веку
нашей эры маленькая церковь уже не удовлетворяла растущее сообщество
города, и Вахтанг Горгасали построил большую базилику, самую большую
Успенскую церковь в Грузии, Светицховели, которая просуществовала до
11 века. Первый католик был избран в V веке, а его резиденция
находилась в Светоцховели, в Мцхете.
Средние века
Царь
Иберии Дачи (начало VI века нашей эры), который был преемником
Вахтанга I Иберийского, перенес столицу из Мцхеты в более легко
защищаемый Тбилиси по завещанию своего отца. После этого значение
Мцхеты стало снижаться, а значение Тбилиси росло. Тем не менее,
Мцхета оставалась местом коронации и захоронения большинства царей
Грузии до конца царства в 19 веке.
В XI веке прежняя базилика
Светицховели снова стала слишком маленькой, и Католикос Мелхиседек I
построил на ней новую церковь.
Современное время
Старый
город находится у слияния рек Мтквари и Арагви.
В знак
признания своей роли в истории грузинского христианства
Католикос-Патриарх Грузии Илия II предоставил Мцхете статус
«Священного города» в соответствии с письменным завещанием его
предшественника в 11 веке Мелхиседека I.
География
Мцхета расположена на низменности, в окружении гор, у
слияния двух рек, Мтквари и Арагви. К городу подходит с севера
Большой Кавказ, а с юга - горы Малого Кавказа.
Как добраться
На самолёте
Аэропорт в
Тбилиси.
На
поезде
1 Железнодорожная станция. Расположена на краю города,
там, где Кура выходит из узкого ущелья перед тем, как слиться с
Арагви. В Мцхете останавливаются все как дальние, так и пригородные
поезда. Учитывая дешевизну железнодорожных билетов, это было бы
замечательным способом попадания в город, если бы не тот факт, что в
каждую сторону проходят лишь три электрички и три дальних поезда, и
большинство в неудобное время. Если расписание вам подходит, то за
двадцать минут без всяких пробок вы попадёте сюда из центра Тбилиси,
но, с большой вероятностью, оно вас совершенно не устроит.
На автомобиле
По окраине города проходит скоростная дорога 1
Тбилиси—Гори, основной способ попадания из Тбилиси на север и запад
страны, включая Кутаиси и
Батуми. Есть два основных въезда в город —
c юго-запада (рядом с мостом Помпея) и с севера, оба довольно далеко
от исторического центра. На юг скоростная дорога идёт в Тбилиси, на
север — по правому берегу Арагви, потом сворачивает на запад в Гори,
а вдоль Арагви продолжается Военно-Грузинская дорога, ведущая в
Степанцминду и дальше в Северную Осетию. Вверх по ущелью Куры уходит
дорога на Каспи и Гори.
Многочисленные дорожные знаки
приведут вас к большой и обустроенной парковке 2 , расположенной
почти на берегу Арагви, восточнее центра города. Стоянка здесь может
быть платной или бесплатной в зависимости от времени суток, сезона и
настроения смотрителей. Вокруг активная торговля сувенирами, до всех
основных достопримечательностей не больше 10 мин ходьбы. Улицы в
Мцхете довольно узкие, стоянка там обычно запрещена: не оставляйте
машину где попало, чтобы не навлечь гнев местных жителей и
сотрудников полиции. Тем более не пытайтесь заехать на машине в
кварталы «старого города» вокруг Светицховели, да и дорожные знаки
вам этого не позволят.
На автобусе
В Грузии существует
только один вид колёсного междугородного общественного транспорта —
маршрутка. Из Тбилиси они отправляются с автовокзала Дидубе
(одноимённая станция метро), никакого очевидного расположения их на
автовокзале нет, спрашивайте. Перед посадкой надо купить билет в
кассе. Отправляются маршрутки достаточно часто, идут около получаса,
в Мцхете делают остановки по городу. Обратно удобнее всего садиться
на маршрутку у монастыря Самтавро.
Хуже, если вам надо
попасть в Мцхету не из Тбилиси, так как весь транспорт идёт по
автодороге в Тбилиси и в город не заходит. Маршрутки из, скажем,
Гори или Душети в Тбилиси возьмут вас до Мцхеты, но высадят на
дальнем въезде в город с автодороги 3 , откуда ещё четыре километра
пешком до центра.
Мцхета достаточно мала, чтобы можно было увидеть весь город пешком. Единственным исключением является монастырь Джвари, далеко от центра города на вершине горы. Поскольку в Джвари нет общественного транспорта, может быть лучше арендовать такси в городе или воспользоваться услугами туристического бюро, расположенного напротив собора, по цене 5 лари на человека до монастыря Джвари. Хотя подъем возможен, он, вероятно, не был бы мудрым, поскольку прогулка включает участок главной дороги со слепыми поворотами и характерно хаотичным вождением.
С развитием туризма в центре Мцхеты появилось множество кафе и
ресторанов, еда в которых истинным знатокам Грузии покажется
рассчитанной на туристов — неоправданно дорогой и недостаточно
аутентичной. Впрочем, по меркам Тбилиси цены тут умеренные, а
качество, как и всюду в Грузии, вполне на уровне. Вокруг города,
обычно вдоль дорог, немало ресторанов «для местных»: более дешёвых,
но и менее элегантных, чем в центре. Встречаются рестораны, где
внутри только столики и барная стойка, а кухня вынесена, и заказ
привозят на скутере.
1 Ресторан «Гуджари» (გუჯარი) (чуть
севернее Самтавро). 11:00 – 2:00. Не лишённый пафоса ресторан
окружён красивым парком с подстриженными газонами. На выбор
грузинская и европейская еда вплоть до невиданных в Грузии десертов
на основе кофе. Огромный выбор вина и импортных алкогольных
напитков.
2 Ресторан «Опизари», ул. Мамулашвили, 2 (напротив
археологического музея). Хорошие отзывы.
3 Ресторан «Салобио»
(სალობიე) (правый берег Куры, у поворота на Мцхету с батумской
трассы). ☎ +995 (322) 36-53-65. 10:00 – 22:00. Во всех отношениях
культовый ресторан, который работает на этом месте с 1960 года, а по
мнению его работников — и вовсе угощал проезжавшего мимо Пушкина.
Традиционная грузинская еда в лучшем виде. Заказывать нужно у
стойки.
В Тбилиси выбор намного больше, и доехать в Мцхету никакого труда
не составляет; кроме того, несколько современных отелей построено
вдоль батумского шоссе. В Мцхете имеется некоторое количество
относительно новых гостиниц в ценовом интервале примерно от €25.
1 Гестхаус Тамаринди, улица Арсукидзе, 23 (напротив южной стены
Светицховели). Отель небольшой, на 6 человек; достаточно
комфортабельный. Хорошие отзывы.
Гостевой дом Лизи (Guesthouse
Lizi), улица Агмашенебли, 52. Небольшой гестхауз на три номера.
2 Гестхаус Мцхета Санапиро, улица Санапиро, 6 (100 м от ограды
Светицховели). от €30 (2014). Очень хорошите отзывы, жалуются только
на то, что сложно найти, указателей нет. 9 комнат, бесплатный wi-fi.
3 Гестхаус Мцхета-Капанадзе, улица Арсукидзе, 62. от
€30. 4 номера, хорошие отзывы. Бесплатный wi-fi, есть общая кухня.
4 Гестхаус Давид, улица Арсукидзе, 67. от €30. 11 номеров.
Бесплатный wi-fi, бесплатная парковка.
5 Гостиница Багинети,
улица Мераба Коставы, 39 (в центре, севернее Светицховели). от €30.
6 номеров, бесплатный wi-fi, есть общая кухня. Хорошие отзывы,
жалуются только на плохую шумоизоляцию.
6 Hotel Mtskheta Palace,
David Agmashenebeli Alley 7a (через мост от железнодорожной
станции). 11 номеров. Посетители жалуются на шум и довольно
изношенное состояние отеля, но довольны персоналом.