Регион Риони и Сванетия, Грузия

Описание

Район Риони и Сванетия — пышный, зеленый горный регион в западной Грузии вдоль реки Риони. Риони совпадает с административными районами Грузии Имерети и Рача.

 

Язык

Грузинский, несомненно, является основным языком в регионе, но большая часть старшего поколения говорит по-русски. Молодое поколение все больше говорит по-английски из-за враждебного отношения к России, а также из-за того, что английский язык заменил русский в качестве второго языка в школах по всей стране с момента обретения независимости. Если вам нужна помощь, ищите людей помоложе, так как они, скорее всего, немного знают английский.

 

Города

Кутаиси — исторически столица Западной Грузии, Кутаиси является обязательным для посещения из-за его двух объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Амбролаури – столица Рачи, маленькая, но привлекательная, очень зеленая, с очень крутой дорогой, ведущей к Большому Кавказу.
Чиатура - шахтерский городок 1950-х годов со знаменитыми канатными дорогами (всего 16), которые все вышли из строя (по состоянию на октябрь 2019 года), и близлежащим Кацхским столбом. Есть прямой поезд от станции Кутаиси I, или вы пересаживаетесь в Шорапани на поезд или автобус. Обычные маршрутки из Зестафони уходят за 4-5 лари.
Лентехи — город в Нижней Сванетии, который может похвастаться несколькими церквями 10 века, замком и сванскими башнями в соседней деревне.
Они — очень красивый деревенский городок на реке Риони высоко в горах, который на протяжении веков был центром грузинской еврейской культуры. Сегодня это основное туристическое направление для местных путешественников, которое привлекает предприимчивых иностранных путешественников своей природной красотой, удаленностью и местной культурой, которая еще не испытала влияния туризма.
Самтредиа
Ткибули — может быть интересен своей плотиной и проходом в горы, в остальном поездка на поезде может быть успокаивающей и интересной 3-часовой поездкой.
Цхалтубо – город-курорт минеральных вод, который возрождается. Здесь есть активные спа-центры, а также интересные советские руины или бывшие спа-центры. Кроме того, несколько пещер и достопримечательностей поблизости, пещера Прометея и каньон Окаце и многое другое.
Вани – Вани прославился благодаря своей каменной могиле, наполненной золотом. Могилы были частью большого древнего городского поселения, которое, как полагают, было древней столицей Колхиды.

 

Достопримечательности

Шови — высокогорный курорт советского типа у истоков реки Риони в Верхней Раче; просто невероятные возможности для пеших прогулок.
Столб Кацхи (по дороге в Чиатуру). Обязательно посетите церковь на вершине 40-метровой скалы. Там живет только один монах Максим, который время от времени спускается по его лестнице.

 

Чем заняться

Горячие источники (Серные бассейны) (недалеко от села Бзвани; доехать на любой маршрутке до Вани, сойти в нужном месте по трассе и пройти последний 1 км пешком). Фотографии выглядят очень многообещающе. Возьмите с собой бутылку чистой воды, чтобы потом помыться, если не хотите пробовать получистую реку. Запах серы горячего источника очень силен. Свободно.

 


Как добраться

Весь трафик в сторону Кутаиси приведет вас в Риони.

 

Транспорт

Как всегда, на ходу, маршрутка и такси. Города и поселки Риони хорошо связаны.

Checkout Кутаиси, который является основным транспортным узлом региона и имеет множество соединений с отдаленными районами и деревнями, такими как Чиатура и Они.

 

Местоположение, политическая структура и природное пространство Сванетии

Сванетия расположена на северо-западе Грузии и граничит с Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиками Российской Федерации с юга. Проводится различие между Верхней Сванетией (грузинское Земо Сванети) и Нижней Сванетией (Квемо Сванети). Эти два региона как части соответствующих административных единиц Мингрелия и Верхняя Сванети (Самегрело-Семо Сванети) и Рача-Лечхуми и Нижняя Сванети (Рача-Лечхуми да Квемо Сванети) разделены Сванетскими горами. В Верхней Сванетии около 14 600 человек живут вдоль главной долины Энгури (муниципалитет Местия), а в Нижней Сванетии (муниципалитет Лентечи) - около 9 000. Нижняя Сванетия расположена между горами Сванетия и Леччуми в долине реки Зченишкали. С конца 1980-х годов в Сванетии резко сократилось количество жителей в результате миграционных потоков по экологическим и экономическим причинам. Миграция произошла в основном в Нижнюю Картлию (Квемо Картли), регион к югу от Тбилиси. Текущую численность населения невозможно точно назвать, поскольку, несмотря на миграцию, люди в основном остаются зарегистрированными в своем родном регионе, и в настоящее время в связи с растущим туризмом в Верхнюю Сванетию началось движение обратной миграции. Помимо Верхней и Нижней Сванетии, сваны с 19 века селились в Кодорской долине, длинной долине, также известной как ущелье Далиш, которая находится в Республике Абхазия, отделившейся от Грузии. В ходе военной интервенции Грузии под руководством президента Михаила Саакашвили против отколовшейся Республики Осетия в 2008 году эти сваны были изгнаны абхазскими и российскими военными частями из Кодорской долины и мигрировали в Нижнюю Картлию и Верхнюю Сванетию.

Самая высокая гора в Сванетии (и, следовательно, во всей Грузии) - это Щара высотой 5193 м в главном хребте Большого Кавказа на границе с Россией. Кроме того, вершины Тетнулди (4858 м) и Ушба (4710 м) украшают ландшафт Верхней Сванетии. Горный ландшафт Сванетии варьируется от различных уровней лесов (елово-пихтовые, буковые, грабовые и восточно-грабовые и березовые леса) до альпийских гор и скалистых и ледниковых зон, причем рельеф вдоль двух главных рек Ингури и Зченишкали отличается большой изрезанностью. с глубоко изрезанными, местами труднодоступными участками Боковые долины и высокогорные горные перевалы. Сванетия отличается высоким биоразнообразием и рядом эндемичных видов растений (в том числе колокольчик колокольчатый, ламиропсис харадзейский и лапчатка лапчатая сванетическая). Верхняя граница леса составляет около 2200 метров, причем следует отметить, что она на 200-300 метров ниже естественной границы из-за многовекового пастбищного хозяйства и лесозаготовок, а склоны, обращенные к солнцу, характеризуются значительно более глубокими лесозаготовками, чтобы склоны были доступны для использования в сельском хозяйстве вблизи населенных пунктов. Природные риски для человека, такие как проливные дожди или сильные снегопады, сходы лавин, оползни на склонах и спуски мурен, тесно связаны с природным пространством. Устойчивые формы лесного хозяйства только зарождаются.

Климат на средних высотах влажный, с холодной зимой и продолжительными периодами похолодания летом. На больших высотах количество теплых месяцев уменьшается, а на больших высотах отсутствует настоящее лето. На более низких высотах Энгури и Зченишкали зима умеренная, а количество летних месяцев увеличивается.

 

Сванетия как культурное пространство

Сегодня в Грузии по-прежнему широко распространено приписывание определенного менталитета или образа жизни этническим и региональным группам. И среди грузинских ученых также распространено связывать определенные традиционные социальные представления с определенными этническими группами. Сваны часто рассматриваются как носители и хранители грузинской культуры в определенной чистой, неизменной форме из-за особых исторических связей. Однако люди, живущие по всей Грузии, которые считают себя сванами и которых называют таковыми со стороны, конечно, далеко не однородная группа. Это также приводит к восприятию себя как группы, отличной от других, и к восприятию себя как группы, в некотором смысле свободной, со своими собственными правилами, законами и образом жизни. Недавние опросы Кавказского барометра 2017 года показывают, что 74% населения Грузии по-прежнему убеждены в важности сохранения традиций и их защиты для хорошего гражданина.

 

Исторические ссылки

Что касается сванов как группы населения или Сванетии как региона, то в научной и научно-популярной литературе постоянно упоминаются определенные исторические события или этапы, которые используются для характеристики того, что считается типичным для региона и его населения, или для того, чтобы выделить его определенным образом.

Сваны упоминаются как греками, так и римлянами. В 4 веке до нашей эры греческий летописец Ксенофонт описывает сванов. Предположительно, они переселились с равнин в отдаленные горные районы в 3 веке до нашей эры. Греческий географ Страбон (63 г. до н.э.–23 г. н.э.) описал сванов как воинственный народ.

Сванетийское княжество вошло в состав Грузинского царства примерно в 12 веке, в период его так называемого Золотого века, между 11 и 13 веками. После вторжения монгольских войск Грузинское царство все больше распадалось на множество региональных владений с отдельными феодалами. В 15 в. В XVI веке в западной Верхней Сванетии возникло княжество Дадишкелиани-Сванетия, в Нижней Сванетии (по имени княжеской семьи, правившей в то же время в Мингрелии, а в средние века также в Гурии, также называемое Дадиани-Сванетией) и так называемая Свободная Сванетия в восточной Верхней Сванетии. Последний пользовался высокой степенью автономии, потому что там не было семейной линии, которая была бы настолько сильной, чтобы существенно определять политические и экономические условия. Таким образом, всю долину Энгури, начиная с Местии, лучше всего можно охарактеризовать как объединение независимых сельских общин, каждая со своим управлением, собственной юрисдикцией и способностью осуществлять политические акты, связанные с общиной. На протяжении всего средневековья Сванетия, несмотря на свое уединенное расположение, была связана с грузинскими империями. Только в Верхней Сванетии в средние века было построено более 100 грузинских православных церквей, большинство из которых относятся к эпохе церковного строительства между 9 и 13 веками.

Между 1857 и 1859 годами Нижняя Сванетия была аннексирована Российской империей. В 1864 году последовала Верхняя Сванетия. В 1864 году немецкий натуралист Густав Радде совершил поездку по региону.

Уже в период влияния Российской империи во время Кавказских войн (1817-1864) и Грузинской Демократической Республики (1918-1921) предпринимались активные усилия по разрушению традиционных правовых представлений, распространенных по всей Грузии и особенно в Сванетии и эффективных в повседневной жизни, например, в форме общественных собраний, советов старейшин и судов посредников, поскольку они выступали против модернизации общества и реализации централизованного государственного права.

В советское время эти усилия были продолжены и усилены созданием советских судов и уголовным преследованием в целях реализации марксистско-ленинской идеологии, но встретили сильное сопротивление среди населения Сванетии и других слоев населения Грузии, поскольку советская система воспринималась преимущественно как колониальная держава. Особенно на Кавказе внедрение советской правовой системы происходило непоследовательно, поскольку суды и правоохранительные органы были просто перегружены множеством возможных дел. При этом всегда сохранялись и традиционные правовые институты, такие как советы старейшин и суды посредников. До конца Советского Союза в Сванетии были зарегистрированы случаи, когда люди были членами советских правовых институтов и работали в традиционных судах-посредниках, что фактически исключалось. Это произошло потому, что в Советской Грузии установилось различие между преступлениями, караемыми смертной казнью, и антисоветскими преступлениями, рассмотрение и осуждение которых строго контролировалось государством, и так называемыми частными делами, в которых сторонам было разрешено добиваться внесудебного урегулирования, например, через инстанции традиционного права.

Другим важным событием в истории Сванетии можно считать экологическую и социальную катастрофу зимой 1986/87 года, вызванную продолжающимися необычно сильными снегопадами, в результате которых погибло от 80 до 100 человек в Верхней и Нижней Сванетии, в зависимости от местоположения источника. В результате около 16 000 человек были эвакуированы и навсегда переселены в другие регионы Грузии, в частности в деревни в Квемо Картли, к югу от Тбилиси.

Период сепаратистских войн и гражданской войны после 1990 года, разрушительный для народа всей Грузии, в значительной степени затронул и Сванетию, например, переселение сванов из Абхазии. Местная экономика превратилась в натуральное хозяйство. Доставка продуктов из гуманитарной помощи и снабжение жителей родственниками из других частей страны представляли собой жизненно необходимое дополнение. Люди, путешествующие между горными деревнями и другими регионами Грузии, постоянно подвергались опасности быть ограбленными ополченцами, военизированными формированиями и вооруженными бандами. Только с 1995 года государству удалось постепенно, в течение следующих 10 лет, вернуть горный регион под контроль правового государства.

 

Традиционные правовые представления и правовая практика

Грузинские ученые широко признают, что основным источником средневекового права в более ранних царствах Кавказа были устно-традиционные правовые системы. Отдельные элементы этого принципа сохраняются до настоящего времени, так что традиционные правовые нормы по-прежнему регулируют повседневные отношения между отдельными лицами и общиной, особенно в сельских регионах.

Современные исследования традиционного права выделяют четыре аспекта традиционного понимания права сванами: социальное измерение, практическое измерение или измерение действия, религиозное измерение и моральное измерение. Таким образом, традиционные правовые концепции тесно связаны с повседневной практикой повседневной жизни, поскольку они регулируют социальную жизнь семей и более отдаленных членов родословных в сельских общинах и за их пределами. С этим связаны представления о социальных ролях мужчины и женщины, наследственные и брачные обычаи, представления об отношениях друг с другом в семье с такими принципами, как уважение взглядов и решений старших. Эти принципы или правила поведения также имеют моральное измерение. т.е. такие ценности, как честность, чувство чести, доверие и вера в важность семьи, связаны с сильными моральными чувствами и часто дополнительно закреплены в религиозных обрядах.

Одной из основных причин стойкости традиционных представлений сванов является сванское понимание происхождения (гвари как мужское происхождение от отца), которое напрямую связано с правом собственности на землю. Отсюда следуют процедуры или практики, регулирующие переговоры о владении между семейными линиями, которые, в свою очередь, возникают в результате брачных отношений (разделение гвари на так называемые братства, самхуб или ламхуб как ветви мужской линии происхождения, члены которых считаются братьями). Темы, с одной стороны, обозначают семейные ветви одной фамилии, а с другой - все земли одного населенного пункта как территориальную единицу. Таким образом, семейные линии прочно вошли в культурный ландшафт Сванетии в целом, и поэтому даже ограничительная советская система не смогла осуществить коллективизацию в последней инстанции таким образом, чтобы отношение людей к земле, которую они обрабатывали, оторвалось от традиционных представлений о собственности.

В результате распада грузинского государства после распада Советского Союза, в том числе во время грузино-абхазской войны (Грузия, Грузино-абхазская война), в Сванетии произошли процессы насилия, такие как кровная месть, грабеж невест, набеги банд грабителей, произвольное распределение земель и захват земель, которые насильники часто осуществляли, опираясь на традиционное право. Однако местное население обычно рассматривало эти действия как нарушение сванских представлений о чести, поскольку они, очевидно, служили реализации властных интересов местных элит.

Институты традиционного сванского права - это общественные собрания под председательством старейшины (махуши), на которых обсуждаются как общественные интересы, такие как мошенничество, нарушение религиозных норм или вопросы брака, так и личные интересы, такие как нанесение вреда другому человеку, кража или оскорбление чести. Так называемые суды-посредники анализируют конфликты и стремятся достичь баланса интересов. При этом нет никаких жестких правил содержания или текстов, на которые можно ссылаться. Каждый случай пересматривается, придавая центральное значение практике ведения переговоров, т.е. методам установления равенства и справедливости (структура практики или действий).

Центральной практикой, используемой в традиционном праве, является присяга на иконе (хаце дапицеба). Для верующего это представляет собой своего рода договор, который клянющийся заключает с Богом, например, чтобы доказать свою невиновность, гарантировать определенное поведение, которое необходимо изменить по отношению к сообществу, или выплату компенсации пострадавшей стороне. Таким образом, практика клятвы на иконе представляет собой высшую моральную инстанцию в сванском понимании права и сообщества. Старейшины или посредники также клянутся иконой, чтобы добиться признания перед сторонами (например, поклявшись относиться ко всем сторонам беспристрастно и одинаково, танастсоробис пици).

Тот факт, что обращение с иконой является таким центральным элементом повседневной жизни, имеет последствия и для других религиозных практик. На них сильно влияют народные религиозные элементы, и, соответственно, они проводятся не официальными священниками грузинского православия, а в повседневной жизни семейными старейшинами в жилых домах или небольших церквях, известных в Сванетии.

 

Религия

В представлении религиозных сванов смерть отделена от жизни лишь „тонкой стеной“. Они верят, что их умершие близкие заботятся о душевном здоровье тех, кто еще жив. Поэтому живые заботятся и о душевном здоровье умерших. Эта метафора стены особенно хорошо прослеживается в священных зданиях Свана. На внутренних стенах многих сванских церквей, как это принято в православной церкви, изображены святые, в то время как на внешней стороне изображены светские личности, такие как короли. Службы в Сванети в основном проводятся вне церкви, а не внутри нее. Пространство внутри церкви зарезервировано для душ умерших. Кульминацией поминовения усопших и чествования их душ является ежегодно проводимый фестиваль Липанали. Если человек умер вне своего дома, то его душа свободно блуждает и должна быть схвачена и возвращена. В этом случае ритуалы похорон включают в себя исполнение трехструнной партии Фиделя Чунири на месте его смерти до рассвета, после чего душа процессией возвращается в дом.

У сванов есть представление о судьбе, согласно которому младенцу на лбу наносится невидимая надпись, определяющая, когда и каким образом он умрет. Если младенец умирает очень рано, говорят, что он умер „без надписи на лбу“. Знаки судьбы встречаются в кавказской народной поэзии по-разному.

Для сванской культуры характерны хороводы на мифологическом фоне, часто посвященные охоте и плодородию. Дохристианские представления сохранились в Сванетии больше, чем где-либо еще в Грузии. Только здесь до сих пор играют на угловой арфе чанги, родом из Иранского нагорья, которая была широко распространена в средние века.

 

Экономика

Сельское хозяйство с земледелием и животноводством всегда было основным видом экономики в Сванетии и до сих пор обеспечивает основную часть населения основными удобрениями. Животноводство ведется на низком уровне производства, но имеет большое значение в качестве дополнительного источника дохода, выходящего за рамки натурального хозяйства (мясо, молоко и молочные продукты). Тем не менее, из-за фрагментации и ограниченности имеющихся площадей в узких долинах даже при использовании современных методов значительного увеличения не ожидается. Среди сельскохозяйственных культур только картофель пригоден для рыночного производства; однако и здесь ограниченный средний размер поля и отсутствие механизации накладывают ограничения. Тем не менее, знания советских времен об увеличении производства за счет коллективных форм производства можно рассматривать как рыночный потенциал – однако кооперативные формы организации до сих пор не были приняты населением.

Лес используется для производства пиломатериалов и пиломатериалов. Большая часть лесозаготовок ведется незаконно на фоне продолжающейся национализации лесных угодий с советских времен. Устойчивое лесное хозяйство только зарождается. Коммерциализация резьбы по дереву и предметов мебели для туризма может обеспечить перспективу устойчивого лесопользования. Без улучшенных способов отопления и изоляции домов, а также подключения Сванетии к газоснабжению для отопления и приготовления пищи лесные массивы остаются под угрозой исчезновения.

Потенциал использования возобновляемых источников энергии в гидроэнергетике высок, хотя создание новых гидроэлектростанций вызывает споры по экологическим, политическим и социальным причинам. Крупнейшей гидроэлектростанцией Южного Кавказа является Энгурская ГЭС, плотина которой является одновременно самой высокой в мире арочной плотиной длиной 271,50 м. Крупнейшим потребителем электроэнергии из ряда других гидроэлектростанций Грузии уже сегодня является Турция. Однако электроснабжение в Сванетии также не обеспечено полностью из-за недостаточной платежеспособности местных властей. Горные деревни, особенно зимой, на несколько дней полностью отрезаны от электричества.

На фоне богатого культурно-пространственного и экологического наследия потенциал развития Сванетии рассматривается, прежде всего, в сфере туризма как туристического и культурного туризма. Привлекаемый также статусом всемирного наследия, этот факт приводит к возрождению заброшенных населенных пунктов, по крайней мере, летом, и, таким образом, является основным условием для устойчивого сохранения культурного ландшафта. Так, по данным Туристического центра в Местии, количество посетителей увеличилось с менее чем 9000 в 2011 году до более чем 26000 в 2014 году.

Проблемы, связанные с этим, освещаются в многочисленных публикациях, посвященных как необходимости экономически и социально устойчивых подходов, так и особой угрозе архитектурному наследию как со стороны человека, так и со стороны природных явлений, таких как сход лавин и болот или оползни.

В результате конкурентного давления со стороны организации аренды через онлайн-платформы цены на жилье в Сванетии постоянно слишком низкие, поэтому поставщики частного жилья, особенно частные, вряд ли получат достаточную компенсацию за свои инвестиции, учитывая высокие процентные ставки по кредитам для малого бизнеса. Растущее число сезонных репатриантов из Квемо Картли также усиливает конкурентное давление. Кроме того, количество мусора, выбрасываемого туристами, постоянно увеличивается, что усугубляется еще и тем, что даже в Местии, административной столице Верхней Сванетии, нет системы очистки сточных вод. В настоящее время (по состоянию на 2019 г.) нет исследований и данных о том, осознают ли туристы особую экологическую и социальную опасность, которую представляют для региона неустойчивые туристические практики и поведение, и в какой степени они осознают это.