Бет-Йерах, Израиль

 

Описание

Бет-Йерах или Хирбет Керак ( арабский : خربة الكرك, «руины крепости») или Бет Йера ( иврит : בית ירח , «Дом Луны (бог)») представляет собой телл (археологический курган), расположенный на юге берегу Галилейского моря на территории современного Израиля. Телль занимает площадь более 50 акров — один из крупнейших в Леванте — и содержит останки, датируемые ранним бронзовым веком (ок. 3000 г. до н. э. — 2000 г. до н. э.) и персидским периодом (ок. 450 г. до н. э.) до Ранний исламский период (ок. 1000 г. н.э.).

Посуда Бет-Йерах представляет собой разновидность сиро-палестинской керамики раннего бронзового века, впервые обнаруженную на этом месте. Он также встречается в других частях Леванта, включая Иерихон, Бет-Шан, Телль-Джудейде и Угарит. Культура Хирбет Керак, по-видимому, была левантийской версией раннезакавказской культуры, также известной как культура Кура-Аракс или Кура-Араз.

 

Расположение

Тель Бет-Йерах находится там, где Галилейское море впадает в реку Иордан, а местность поднимается на ок. 15 метров над уровнем озера. Он имеет треугольную форму и примерно 1,2 км на 380 м (в самом широком месте), занимая 60-75 акров. Река Иордан течет на юг, хотя раньше (по крайней мере, до средневековья) текла к северу и западу от нее.

 

История

Телл Хирбет Керак в определенное время был местом двух городов-побратимов, Бет Йера и Синнабрис.

Бет Йера
Бет Йера означает «Дом Луны (бога)». Хотя оно не упоминается в еврейской Библии или других источниках бронзового или железного века, это название может сохранить, по крайней мере частично, ханаанский топоним Аблм-бт-Ирх, «город/крепость (qrt) его величества Яриха». ". Как Аблм (евр. Авель), это место упоминается в эпосе об Ахате 14 века до н.э. и считается отсылкой к постройке раннего бронзового века, сохранившейся в Хирбет Кераке.

Название Бет Йера было общепринятым и применялось к месту Хирбет Керак, хотя доказательства того, что оно находится там, являются косвенными.

Ранний бронзовый век (3300/3500-2200 до н.э.)
Открытие в 2009 году каменной палитры с египетскими мотивами, включая анкх, указывает на торговые / политические отношения с Первой династией Египта примерно в 3000 году до нашей эры. Экскаваторы выявили четыре уровня заселения эпохи ранней бронзы (EB). Архитектурное развитие показывает переход от (иногда овальных) ямных жилищ (I) к сырцовым кирпичам (II), к базальтовым фундаментам с сырцовыми кирпичами (III), а затем к базальтовым сооружениям (IV) на протяжении примерно 1000 лет.

Керамическая посуда Хирбет Керак
Базальтовые дома относятся к той же фазе, что и керамика Хирбет аль-Керак, датируемая ранним бронзовым веком III. С самых ранних фаз поселение было защищено с юга и запада городской стеной (север и восток обращены к Галилейскому морю). Стена состояла из трех соединяющихся параллельных стен, образующих массивную стену толщиной 25 футов (7,6 м), построенную из сырцовых кирпичей. Ворота находились на юге и были построены из базальта. Были обнаружены свидетельства городской ортогональной планировки, относящиеся к EB II, что подтверждает утверждение о том, что город был одним из региональных городских центров того периода.

Большое (90 × 120 футов) здание («здание кругов») было построено в EBIII, в северной части тел. От этого здания остались только базальтовые основания стен в виде тротуара шириной 30 футов (9,1 м). На этом тротуаре было обнаружено десять больших кругов затонувших. Каждый круг пересекают две перегородки, образующие четыре отсека. Во дворе стояли печи, в которых была найдена глиняная посуда Хирбет аль-Керак. Здание обычно идентифицируется как общественное зернохранилище. При полной загрузке зернохранилище могло вместить около 1700 тонн зерна. Под этим зданием были обнаружены останки, датированные как EB I (b), так и EB II. В какой-то момент здание было разделено между различными мастерами во время EB III — явно не изначальная цель, для которой было построено строение.

Новые раскопки в Тель-Бет-Йера слоев, связанных с изделиями Хирбет-Керак, были проведены в 2014 г. Р. Гринбергом и др. В этих контекстах был обнаружен значительный разрыв с местной традицией. Это показывает влияние мира Восточной Анатолии и региона Верхнего Евфрата. В результате появление изделий Хирбет Керак в Леванте около 2800 г. до н.э. вполне вероятно. Далее предполагается, что это свидетельствует о групповой миграции на основе родства.

Средний бронзовый век (2200–1550 гг. До н.э.)
Около 2000 г. до н.э. город был разрушен или заброшен. Со времен средней бронзы I были раскопаны мощеная улица, гончарная мастерская и другие руины. Средний бронзовый век II представлен гробницей. Части городских стен также датируются МБ.

Железный век
Нет никаких признаков жилья с 1200 по 450 год до нашей эры до повторного использования этого места в персидский период.

Эллинистическая Филотерия
Город, основанный в эллинистический период (ок. 4 век до н. э.) в Бет-Йера, прекратил свое существование с концом этого периода (ок. 1 век до н. э.). Он получил греческое название Филотерия от Птолемея II Филадельфа в честь своей сестры, на что указывают останки, относящиеся к правлению Птолемеев (3 век до н.э.). Эллинистические остатки, идентифицированные Амихай Мазаром как древние Филотерии, состоят из «значительного количества просторных городских домов, построенных по ортогональному плану в пределах укреплений раннего бронзового века. Общая протяженность поселения составляла около 700 метров с севера на на юг и 200 м с востока на запад. Керамические и другие находки III-II вв. Четыре виллы в Филотерии/Бейт Йера, относящиеся к позднему эллинистическому периоду, являются старейшими известными примерами большого особняка (домуса), типа домашней архитектуры римско-византийского периода в Палестине. Один из них имеет размеры 22 х 12 метров и состоит из 11 комнат, украшенных мрамором, лепниной и мозаикой, в которые можно попасть через вход во двор с колоннадой.

Римский период
В римский период здесь была построена крепость, и место стало известно и названо по этой особенности. В Иерусалимском Талмуде Бет Йера упоминается как сидящий рядом с Синнабри (ас-Синнабра), описывая оба города как обнесенные стеной города, но также использует имя Керах для обозначения Бет Йера. Керах, что означает «крепость», было арамейским названием этого места в римский период, и именно от этого имени происходит арабское Хирбет аль-Керак («руины замка»).

Аль-Синнабра
Эллинистический Сеннабрис
Город был известен в эллинистические времена под греческим названием Сеннабрис. Это был город-побратим Бейт-Йера.

Византийский и раннеисламский периоды
В византийский период здесь была построена церковь, и есть признаки того, что в раннеисламский период она использовалась как дар, или особняк.

Эллинистический Синнабрис стал известен как аль-Синнабра или Шинн эн-Набра на арабском языке.

Арабский исламский дворцовый комплекс или каср в ас-Синнабре, известный под тем же названием, служил зимним курортом Муавии, Марвану I и другим халифам в Палестине эпохи Омейядов (ок. 650-704 гг. н.э.). На протяжении десятилетий часть этого комплекса ошибочно принимали за синагогу византийской эпохи (ок. 330–620 гг. н. э.); раскопки, проведенные в 2010 году, подтвердили архитектурный анализ, проведенный Дональдом Уиткомбом в 2002 году, согласно которому это здание является касром аль-Синнабра. Построенный в 7 веке Муавией и Абдель Маликом, другим омейядским халифом, который также заказал строительство Купола Скалы в Иерусалиме, он, вероятно, представляет собой самый ранний омейядский комплекс такого типа, который еще предстоит обнаружить.

Период крестоносцев
Во время крестовых походов здесь произошла битва при Аль-Саннабре в 1113 году, а в преддверии битвы при Хиттине в 1187 году Саладин и его войска прошли через Аль-Синнабра, прежде чем двинуться дальше, чтобы контролировать дороги вокруг. Кафр Сабт.

 

Археологические работы

Телл был впервые обследован в 1920-х годах сначала Элеазаром Сукеником, а затем Уильямом Фоксвеллом Олбрайтом. В 1933 году Наим Махули, палестинец-христианин из Назарета, который был инспектором Мандатного департамента древностей во время строительства шоссе Самак-Тверия, пересекавшего телл, провел спасательные раскопки.

В 1940-х годах части телла были раскопаны Бенджамином Мазаром, Майклом Ави-Йоной, Моше Шетеклисом и Эмануэлем Дунаевским. В 1946 году в северном квадранте телла прямо над амбаром (он же Дом Кругов) был обнаружен укрепленный комплекс, состоящий из ряда крупных сооружений, в том числе бани, примыкающей к большому апсидальному залу, украшенному красочной мозаикой. сооружение раннего бронзового века, обнаруженное в ходе предыдущих раскопок.

Между 1950 и 1953 годами П.Л.О. Гай и Песах Бар-Адон, два израильских археолога, раскопали комплекс, ложно идентифицировав здание как синагогу V-VI веков из-за наличия основания колонны с выгравированным канделябром с семью рожками.

Раскопки Восточного института Чикагского университета в 1960 году обнаружили византийскую церковь к северу от укрепленного комплекса.

В 1976 году Рут Амиран провела спасательные раскопки на телле. Дополнительные спасательные раскопки были проведены Нимродом Гецовым в 1994 и 1995 годах.

Летом 2003 г. раскопки были возобновлены в северной части памятника с пробным раскопом в зернохранилище. Раскопки, проведенные израильскими археологами во главе с Рафаэлем Гринбергом из Института археологии Тель-Авивского университета в 2010 году, подтвердили, что укрепленный комплекс на самом деле был арабским исламским дворцовым комплексом Аль-Синнабра.