Крупнейшие Города Израиля

Иерусалим

Тель-Авив

Вифлеем

Назарет

Акко

Хайфа

Ашдод

Ашкелон

Кесария

Тверия

 

Вифсаида, Израиль

 Вифсаида

 

Описание Вифсаида

Вифсаида

Вифсаида, древний город на северной стороне Галилейского моря. Он обозначает два города, включая город железного века в земле Гессур и римский город, известном как Юлиас. Область Вифсаиды упоминался в Новом Завете в соединении с двумя чудесами Иисуса: исцеление слепого и первое кормления паствы. Он также известен как место рождения некоторых апостолов (Андрей, Петр, Филипп).

 

Св. Евангелие от Марка 8:22-26

 

22. Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24. Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
26. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

 

Св. Евангелие от Марка 6:44,45

44. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
45. И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

 

Св. Евангелие от Луки 9:10-16

10. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
12. День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13. Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14. Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15. И сделали так, и рассадили всех.
16. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

 

Вифсаида Юлия
Своё название город получил в честь Юлии — дочери императора Августа. Город располагался на восточном берегу Галилейского озера. В настоящее время от него остались лишь небольшие развалины.

Вифсаида Галилейская
Расположен к востоку от реки Иордан на северо-западе от Галилейского озера около городов Капернаума и Хоразина (Мф. 11:21). Согласно евангельскому рассказу, Вифсаида Галилейская была родиной апостолов Андрея, Петра и Филиппа (Мк. 14:70, Ин. 1:44, 12:21).

 

Эт-Телля

Археологи склонны соглашаться с тем, что столица королевства Гешур находилась в эт-Телле, месте, которое также было в меньшем масштабе заселено в первые века до н.э. и н.э. и иногда отождествлялось с известным Новозаветным городом Вифсаидой.

Первые раскопки на этом месте были проведены в 1987–1989 гг. Голанским научно-исследовательским институтом. В 2008–2010 гг. И в 2014 г. археологические раскопки на этом месте проводил Рами Арав от имени Небраского университета в Омахе, Небраска. По словам Арава, руины эт-Телля называются Вифсаидой, разрушенным местом на восточной стороне Иордана на возвышенности, в 2 км от моря. Однако это расстояние создает проблему, поскольку, если бы это была рыбацкая деревня, она расположена далеко от берега Галилейского моря. В попытке исправить проблему были выдвинуты следующие гипотезы:
Тектонический рифтинг поднял эт-Телль (участок расположен на разломе Большой Афро-Сирийский рифт).
Уровень воды снизился из-за увеличения использования населения и орошения земель. Фактически, раскопки гавани Магдалы доказали, что древний уровень воды был намного выше, чем сегодня.
Дельта реки Иордан была расширена за счет отложений.

Бронзовый и железный века
Раскопки показывают, что поселение было основано в 10 веке до нашей эры, в библейский период. Эт-Телль был заселен как в бронзовом, так и в железном веках. Укрепленный город исследователи связывают с библейским царством Гешур.

Впечатляющие археологические находки, в основном городские ворота Stratum V, датируются пост-гешуритским периодом 8-го века до нашей эры, но по состоянию на 2016 год есть указания на то, что археологи близки к обнаружению 10-го века до нашей эры, а именно: Гешурит, городские ворота. также. Эт-Телль мог быть самым большим и сильным городом к востоку от долины реки Иордан в эпоху Железного века II.

В июле 2018 года группа из двадцати археологов во главе с Рами Арав обнаружила строение, идентифицированное как городские ворота. Они предварительно отождествили город с библейским Зер, именем, которое использовалось в период Первого Храма.

Эллинистический и римский периоды
Эт-Телль был заселен в меньшем масштабе в течение первых веков до нашей эры и нашей эры, чем в бронзовом и железном веках. При археологических раскопках были обнаружены рыболовные снасти, в том числе свинцовые грузы, используемые для рыболовных сетей, а также швейные иглы для ремонта рыболовных сетей. Результаты показывают, что большая часть экономики города была основана на рыболовстве в Галилейском море. Две серебряные монеты 143 г. до н. Э., А также славянские бронзовые монеты, бронзовые монеты времен Александра Яннея, царя династии Хасмонеев (годы правления 103-76 гг. До н. Э.), И одна монета времен Филиппа Тетрарха ( сын Ирода Великого), правитель Васана (годы правления 4 г. до н.э. - 34 г. н.э.), были обнаружены на этом месте. Филипп Тетрарх применил имя «Юлия» (греч. Ἰουλιάδα) к месту, которое он назвал в честь дочери Цезаря.

 

Аль-Арадж

По словам Иосифа Флавия, около 30/31 года н.э. (или 32/33 года н.э.) Ирод Филипп II поднялстатус деревни Вифсаида в Нижнем Гауланите до уровня полиса и переименовал ее в Юлию в честь Ливии, также называемой Юлией. Августа, жена Августа. Он располагался недалеко от места впадения Иордана в Галилейское море.

Юлия / Вифсаида была городом к востоку от реки Иордан, в «пустынном месте» (то есть на невозделанной земле, используемой для выпаса скота), если это место, куда Иисус удалился на лодке со своими учениками, чтобы немного отдохнуть (см. От Марка 6:31 и Луки 9:10). Толпа, идущая пешком вдоль северного берега озера, перешла бы Иордан по броду у его устья, который используется пешими путешественниками по сей день. «Пустыня» повествования - это всего лишь арабская баррия, где животных выгнали на пастбище. «Зеленая трава» в Евангелии от Марка 6:39 и «большая трава» из Иоанна 6:10 указывают на какое-то место на равнине эль-Бацеи, на плодородной почве которой трава зеленая и обильная по сравнению с скудные травы на высоких склонах.

Раскопки
В 2017 году археологи объявили об открытии римской бани в Эль-Арадж, что считается доказательством того, что это место было полисом в период Римской империи. Баня была расположена в слое ниже византийского слоя, с промежуточным слоем грязи и глины, что указывало на перерыв в оккупации между 250 и 350 годами нашей эры. Они также нашли то, что могло быть остатками здания византийской церкви, что соответствует описанию путешественника в 750 году нашей эры. На основании этих открытий археологи считают, что Эль-Арадж в настоящее время является наиболее вероятным кандидатом на местонахождение Вифсаиды.

 

В 2019 году то, что некоторые называют Церковью Апостолов, было обнаружено командой раскопок Эль-Араджа в течение четвертого сезона на месте Вифсаида-Юлия / Бейтхаббак (Эль-Арадж), на северном берегу Галилейского моря, недалеко от Река Иордан впадает в озеро. Раскопки вели профессор Мордехай Авиам из колледжа Кинерет и профессор Р. Стивен Нотли из колледжа Найак. Некоторые считают, что эта церковь византийского периода была построена над домом братьев-апостолов Петра и Андрея. Были раскопаны только южные помещения церкви. В некоторых из раскопанных комнат были обнаружены хорошо защищенный орнаментальный мозаичный пол, позолоченные стеклянные мозаики и мраморный алтарь, украшенный венком.
У нас есть римская деревня, в деревне у нас есть керамика, монеты, а также каменные сосуды, которые типичны для еврейской жизни первого века, поэтому теперь мы усиливаем наше предположение и идентификацию того, что Эль-Арадж - гораздо лучший кандидат для Вифсаиды, чем Эт-Телль.

 

Эль-Месидия

Эль-Месидия, также пишется как эль-Мешадия, является третьим, но обычно считается наименее вероятным. Он расположен на нынешней береговой линии, но предварительные раскопки, включая использование георадара, первоначально выявили лишь небольшое количество руин, датируемых до византийского периода. Некоторые были склонны отдавать предпочтение эль-Мешадие, который стоит на искусственном холме примерно в 1,5 мили (2,4 км) от устья реки Иордан. Однако название по происхождению радикально отличается от Вифсаиды. Заменить хад на син на слово легко, но вставить гортанный фаин невозможно.

 

Один или два Вифсаида?

Многие ученые утверждают, что все ссылки в Новом Завете на Вифсаиду относятся к одному месту, а именно к Вифсаиде Юлия. Аргументы за и против этой точки зрения можно резюмировать следующим образом.

Место на Голанах можно назвать «галилейским».
Галилея огибала озеро, включая большую часть равнинного побережья на востоке. Таким образом, Гамала на восточном берегу находилась под юрисдикцией Иосифа Флавия, который правил в Галилее. Иуду из Гамалы также называют Иудой Галилейской. Если Гамала, находившаяся далеко вверху по склону, возвышающемуся над восточным берегом моря, находилась в Галилее, a fortiori Вифсаида, город, расположенный на самом краю Иордана, может быть описан как Галилея.

Гауланит, отличный от Галилеи
Иосиф ясно дает понять, что Гамала, будучи добавленной к его юрисдикции, находился не в Галилее, а в Гауланите. Даже если Иуда родился в Гамале и его можно было бы по праву назвать галланцем, он, как и другие, мог стать известен как принадлежащий к той провинции, в которой он прожил активную жизнь. Например, «Иисус из Назарета» родился в Вифлееме в Иудее. Иосиф также прямо говорит, что Вифсаида находилась в Нижнем Гауланите. Кроме того, Лука помещает страну Герасейцев по другую сторону моря от Галилеи (Луки 8:26) - antipéra tês Galilaías («против Галилеи»).

«Другая сторона»: значение
Переход на другую сторону - eis tò péran (Марка 6:45) - не обязательно означает переход с запада на восточное побережье озера, поскольку Иосиф Флавий использует глагол diaperaióō перехода из Тверии в Тарихеи. Но
это включало переход от точки на западе к точке на южном берегу, «пересекая» два значительных залива; принимая во внимание, что если лодка отправилась из любой точки в Эль-Башейхе, до которой мы, кажется, ограничены "большим количеством травы" и определением района как принадлежащего Вифсаиде, плыть в эт-Телль или эль-Арад, речь шла о движении по инерции не более пары миль, без перехода через залив.
Нельзя привести ни одного случая, когда фраза eis tò péran определенно означает что-то иное, кроме «на другую сторону».
Марк говорит, что лодка начала переходить на другой берег, в Вифсаиду, а Иоанн указывает направление «по морю в Капернаум» (Иоанна 6:17). Таким образом, два города находились практически на одной линии. Теперь нет никаких сомнений в том, что Капернаум был на «другой стороне», и нет никаких предположений, что лодка отклонилась от своего курса; и совершенно очевидно, что плывя к Капернауму, будь то в Телль-Суме или в Хан Минье, он никогда не достигнет Вифсаиды Юлии.

 

Предполагается, что слова Марка (Марка 6:45) были истолкованы слишком строго: поскольку Евангелие было написано, вероятно, в Риме, его автор был уроженцем не Галилеи, а Иерусалима. Поэтому отсутствие точности топографических точек не должно нас удивлять. Но, как мы видели выше, «недостаток точности» также следует приписать автору Иоанна 6:17. Согласие этих двух способствует строгой интерпретации. Кроме того, если Евангелие от Марка воплощает в себе воспоминания Петра, было бы трудно найти более надежный источник топографических деталей, связанных с морем, на котором была проведена его рыбацкая жизнь.

Аргументы в пользу одной Вифсаиды
В поддержку теории одного города далее утверждается, что
Иисус удалился в Вифсаиду, находящуюся под юрисдикцией Филиппа, когда он услышал об убийстве Иоанна Крестителя Иродом Антипой, и не стал бы снова искать территории последнего так скоро после того, как покинул их.
Средневековые путеводители отмечают только одну Вифсаиду.
Восточное побережье моря определенно было присоединено к Галилее в 84 г. н. э., и Птолемей (ок. 140 г.) поместил Юлию в Галилею. Поэтому знаменательно, что только в Четвертом Евангелии говорится о «Вифсаиде Галилейской».
Вряд ли могло быть так близко две Вифсаиды.

Аргументы в пользу двух Вифсаид
Но:
Не сказано, что Иисус пришел сюда, чтобы покинуть территорию Антипы и перейти на территорию Филиппа; и ввиду Марка 6:30 и Луки 9:10 вывод из Матфея 14:13 о том, что он сделал это, не является обоснованным.
Вифсаида средневековых писателей, очевидно, находилась на западе реки Иордан. Если она располагалась на востоке, то немыслимо, чтобы никто из них не упомянул реку в этой связи.
Если Евангелие от Иоанна было написано только во II веке, то Апостол Иоанн не был тем же человеком, что и автор Иоанн Евангелист. Но это очень сомнительное предположение. Иоанн, писавший после 84 г. н.э., вряд ли использовал бы фразу «Вифсаида Галилейская» для места, только недавно присоединенного к этой провинции, поскольку он писал, находясь вдали от места происшествия, и вспоминая прежние знакомые условия.
Ввиду частого повторения имен в Палестине близость двух Вифсаидов не вызывает затруднений. Обилие рыбы в каждом месте послужило веской причиной повторения названия.

 

Битва 1217 года
Во время Пятого крестового похода, хорошо вооруженная армия крестоносцев во главе с королем Венгрии Андреем II победила султана Аль-Адила I в Вифсаиде на реке Иордан 10 ноября 1217 года. Мусульманские войска отступили в свои крепости и города.