Крупнейшие Города Израиля
Хирбет Кана расположен на крутом холме в самом сердце широкой
долины Нетуфа (Нетопа). На этом холме находятся руины древней
деревни от эллинистического, римского, византийского и раннего
арабского периодов. Некоторые считают, что именно это была та самая
Кана, город который посетил Иисус в самом начале своей
проповеднической деятельности. Здесь во время свадьбы он превратил
воду в вино, следуя просьбы своей матери Марии.
Недавние
археологические раскопки были проведены на вершине холма Хирбет Кана
на его юго-восточной стороне. Здесь был найден большой комплекс (60
х 70 м) с монументальными колоннами, цистернами и каменным полом.
Вероятно, это была синагога, а позже византийская церковь или
монастырь.
Большая часть Хирбет Кана не раскопаны. К тому же
здесь много отверстий, ведущих в огромные цистерны под землей. В них
хранилась вода от весених дождей. Скромные входы могут скрывать
серьезную опасность, так что смотрите под ноги.
Библейская Кана
Хирбет-Кана (сетка: 178/247) — одно из мест в
Галилее, которое исследователи считают возможным для библейского
города Кана, где Иисус превратил воду в вино на свадьбе в Кане.
Карты крестоносцев приводились в качестве доказательства,
отождествляющего Хирбет-Кану с библейской Каной. Сочинения Бурхарда
с горы Сион также связывают Хирбет-Кану с Каной. К средневековью
тексты христианских паломников показывают, что Хирбет-Кана была
связана с библейской Каной в тот период, включая рассказ английского
купца Севульфа в 12 веке.
В 17 веке Франческо Куарежмио
пришел к выводу, что Кафр-Канна была библейской Каной, поскольку в
ней была церковь, а в Хирбет-Кана - нет. Однако тот факт, что
главная дорога из Сепфориса в Тверию проходила через Кафр-Канну, а
не через Хирбет-Кану, мог быть фактором в этом решении. Исторический
географ Самуэль Клейн также считал, что древнюю Кану следует
отождествлять с арабской деревней Кафр-Канна, но что близлежащие
руины Хирбет-Каны (носящей то же имя) на самом деле были другой
деревней, которую Клейн считал Кефар Арис (евр. כבר עריס)
упоминается в Тосефте (Келим Баба-Меция 11: 2) и, как говорят,
упоминается Иосифом Флавием в «Иудейской войне» под названием Гарис,
город, расположенный недалеко от Сепфориса. Греческое слово,
используемое в этом топониме, является греческим: Γαρεις, Гамма, как
говорят, имеет то же древнее употребление, что и в греческих
транскрипциях Газа = עזה и Габара = ערב. Руины расположены примерно
в 4 км к востоку от Сепфориса. Сегодня ученые снова
сосредотачиваются на Хирбет-Кане как на месте библейской Каны.
Иоанн 2
1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса
была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И
как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения
Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им:
наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им:
теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не
знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, -
тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек
подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты
хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в
Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Иоанн 4
46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду
в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был
болен.
47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею,
пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был
при смерти.
48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите
знамений и чудес.
49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока
не умер сын мой.
50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он
поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
51 На дороге
встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
52 Он спросил
у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом
часу горячка оставила его.
53 Из этого отец узнал, что это был
тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам
и весь дом его.
54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись
из Иудеи в Галилею.
Иоанн 21
1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море
Тивериадском. Явился же так:
2 были вместе Симон Петр, и Фома,
называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья
Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
Иосиф Флавий
«... В то же время от царя пришли войска и всадники, и Силла, их командир, который был капитаном его стражи: эта Силла разбила свой лагерь на расстоянии пяти фарлонгов от Юлии и установила Страж на дорогах, и то, что привело к Кане, и то, что привело к крепости Гамала, чтобы он мог помешать их жителям получать продовольствие из Галилеи ".
Хирбет-Кана расположена на 100-метровом холме, на северной стороне
долины Бет-Нетофа. Раскопки показали, что Хирбет-Кана использовалась как
поселение от эллинистического до эрлиарабского периода, а жилье
использовалось с эллинистического периода до византийского периода.
Хирбет-Кана была густонаселенной, но небольшой сельской деревней,
которая в основном зависела от сельского хозяйства.
Раскопки в
Хирбет-Кане показали, что город без стен был частично встроен в склоны
холмов, в результате чего на холме появились дома с террасами, а дома
большего размера располагались вокруг двора на более плоских участках.
Исследователи определили 3 типа домов в Хирбет-Кане; дома с террасами,
дома с боковым двором и дома с центральным двором. Террасные дома
располагались на крутых восточных и западных склонах холма, а боковые
дворовые дома располагались на более равнинной части к северу. Дворовые
дома располагались на самых равнинных участках села, на вершине холма, и
имели большие центральные дворы.
Помимо жилых домов, Хирбет-Кана
включает в себя еврейскую синагогу, более поздний византийский комплекс
(возможно, «пещеру почитания») и ряд гробниц. Есть также некоторые
свидетельства существования какого-то монументального здания на вершине
холма, возможно, синагоги, в которой во время раскопок был найден
фрагмент фрески.
Помимо еврейской синагоги, есть свидетельства христианского места поклонения в виде «пещеры почитания», которая представляет собой серию из четырех соединенных пещер. Главная пещера имеет оштукатуренные стены и полы, на которых есть граффити и надписи, некоторые из которых христианские. В главной пещере также есть скамейки вдоль стен и возможный алтарь на северной стороне пещеры, который частично образован крышкой саркофага с как минимум одним крестом. На крышке саркофага были заштукатурены как минимум два каменных сосуда, один из которых все еще находится на месте, а отпечаток второго сосуда остался в гипсе. Углеродный анализ пещер, связанных с христианским культом, показал, что главная пещера подвергалась реконструкции в период крестовых походов – к западной стороне пещеры была добавлена скамья, пол был оштукатурен, а стены заново оштукатурены. Этот период, который датируется углеродным датированием с 1024 по 1217 год, должен был быть последней фазой значительного использования. Алтарь или стол, сделанный из крышки саркофага, с двумя каменными сосудами наверху, а также радиоуглеродные данные, указывающие на то, что основные ремонтные работы проводились во времена крестоносцев, дают некоторые доказательства того, что пещерный комплекс мог использоваться в качестве реликвария для праздновать превращение Иисусом воды в вино.
И монеты, и черепки глиняной посуды были найдены при раскопках Хирбет-Кана. Монеты, найденные в Хирбет-Кане, принадлежат Хасмонею. Один конкретный глиняный черепок, найденный на этом месте, фрагмент горшка для приготовления пищи, оказался остраконом на арамейском языке, который считается языком, на котором говорили в районе Галилеи во времена Иисуса.
На окраинах города были обнаружены промышленные постройки, в том
числе помещения для разведения голубей, прессы для оливок, покраски
тканей и производства стекла. На месте раскопок также было обнаружено
более 60 цистерн для хранения воды.
Керамика, найденная в
Хирбет-Кане из близлежащих Шихина и Кефар-Хананья, показывает, что
торговля в Хирбет-Кане была в основном местной или региональной. Поля
для возделывания на западной стороне Хирбет-Каны, а также налоговые
отчеты с подробным описанием налогов на урожай с 16 века служат
доказательством того, что Хирбет-Кана частично полагалась на сельское
хозяйство.
Раскопки как еврейской синагоги, так и христианского места паломничества и поклонения показывают, что Хирбет-Кана была важным местом для обеих религиозных групп, с населением, состоящим в основном из евреев в более ранние периоды, такие как римский и эллинистический периоды. Монеты, найденные на этом месте, служат доказательством того, что Хирбет-Кана находилась под влиянием Маккавеев к I веку до нашей эры, хотя в то время на этом месте не было обнаружено никаких маккавейских построек. В период крестовых походов христианские паломники посещали Хирбет-Кану, хотя неясно, жили ли они там когда-либо.
Отсутствие чеканки с конца 4-го по начало 5-го веков может указывать на упадок Хирбет-Каны, но город демонстрирует признаки расширения и роста в поздневизантийский период (конец 5-7 веков). Самая поздняя дата монеты, найденной в Хирбет-Кане, — 613 г., и, вероятно, она была заброшена в первой половине 7-го века, когда Галилея подверглась вторжению (614 г.) и повторному завоеванию (628 г.) Персии, до прихода арабов завоевание (639). Однако акрополь в Хирбет-Кане снова был заселен, скорее всего, с конца 7-го до начала 8-го века, о чем свидетельствуют арабская керамика, найденная в этом районе, а также ремонт общественного здания на акрополе и раннее исламское здание. фрагмент глиняной посуды.