Крупнейшие Города Израиля
Руины римско-византийского города Коразима (Хоразин), расположенные на северной части Галилейского моря, и упоминаются в Новом Завете как один из городов, осужденных Иисусом. Здания выполнены из черных базальтовых камней, а в центральном квартале была восстановлена величественная синагога 4-го века нашей эры.
Св. Евангелие от Луки 10:10-13
10. Если же
придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
11. и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако
же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели
городу тому.
13. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и
Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во
вретище и пепле, покаялись…
Св. Евангелие от Матфея 11:21,22
21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!
ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то
давно бы они во вретище и пепле покаялись,
22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели
вам.
Римский и византийский периоды
Евангелия, апокрифы, экзегезы
Хоразин, наряду с Вифсаидой и Капернаумом, был назван в Евангелиях
от Матфея и Луки городами, в которых Иисус выполнял свою миссию.
Однако, поскольку эти города отвергли его работу («они не изменили
своих путей»), впоследствии они были прокляты (Матфея 11: 20–24;
Луки 10: 13–15). В Евангелиях нет другого упоминания о Хоразине или
о том, какие дела там происходили. Из-за осуждения Иисуса
влиятельный Апокалипсис Псевдо-Мефодия предсказал, что Антихрист
будет зачат в Хоразине.
Богослов Джон Лайтфут (1602–1675)
предположил, что Хоразин мог быть областью вокруг Каны в Галилее, а
не отдельным городом / деревней:
Что, если под этим названием
можно заключить Кану и прилегающую к ней небольшую страну, которую
из-за ее положения в лесу можно было бы назвать «Хоразин», то есть
«лесная страна»? Кана славится частым присутствием и чудесами
Христа. Но прочь домыслы, когда они становятся слишком смелыми.
Вавилонский Талмуд
В Вавилонском Талмуде (отредактированном
до 475 г.) упоминается, что Хоразин был городом, известным своим
зерном (Менахот, 85а).
Научное исследование
На основании
находок монет и керамики были предложены две фазы поселения.
Город был частично разрушен в 4 веке, возможно, в результате
землетрясения.
Османский период
Хирбат Карраза был населен
бедуинским племенем Зангарийя, и в деревне находился храм местного
мусульманского святого аль-Шейха Рамадана. Жители села обычно
хранили зерно недалеко от святыни, будучи уверенными, что никто не
украдет его и тем самым нарушит святость святыни.
Израиль
Палестинский историк Валид Халиди описал это место в 1992 году: «Это
место служит археологической и туристической зоной. Некоторые
деревенские дома все еще стоят вместе с остатками других домов. Один
из старых домов был отремонтирован. Также сохранилась гробница.
Шейха Рамадана, вокруг которого была построена деревенская святыня.
Гробница рушится, и здания, в котором она находилась, больше не
существует. Она окружена большими рожковыми деревьями ».
Исследователи XIX века
В своих «Библейских исследованиях в
Палестине в середине девятнадцатого века» Эдвард Робинсон посетил
Хирбат Карраза, но пришел к выводу, что это не библейский Хоразин,
потому что руины не были достаточно значительными и это место
находилось не на берегу Галилейского моря, поскольку заявил Иероним
(Lacum Genesareth, in cujus litore Capernaum et Tiberias et
Bethsaida et Chorozaim sitæ sint):
Руины, о которых нам
рассказывали, лежат на западной стороне той же долины, в четверти
мили к юго-западу, недалеко от входа в главный ущелье. Они состоят
просто из нескольких оснований из черных камней; остатки, очевидно,
бедной и незначительной деревни. Они известны как Хирбет Керазех. Мы
не пошли к ним, потому что пути не было; и потому что они были на
виду. Их расстояние от Телль-Хома составляет около трех миль. Мы
пришли в это место, потому что имя Керазех имеет некоторое сходство
с Хоразином Нового Завета; и мы надеялись найти в руинах или в этой
ситуации что-нибудь, что могло бы определить положение этого
древнего места. В этом мы чувствовали себя разочарованными. Останки
слишком незначительны, чтобы когда-либо принадлежать какому-либо
важному месту. Хоразин, по словам Иеронима, тоже лежал на берегу
озера; но этот сайт находится в часе езды. запертый среди холмов,
без вида на озеро и вдали от любых дорог общего пользования, будь то
древние или современные.
В 1962-1964 годах были проведены обширные раскопки и
обследования. Раскопки на этом месте были возобновлены в 1980-1987
гг.
В мае – июне 2004 г. Управление древностей Израиля
провело небольшие раскопки по древней дороге к северу от мошава
Амнун. В литературе дорога именуется «дорогой через Коразим». Он
пересекал плато Хоразин с запада на восток, ответвляясь от главной
дороги Каир-Дамаск, которая шла на северо-восток к мосту Дочерей
Иакова.
Большинство построек построено из базальта, черной
вулканической породы, встречающейся здесь же.
Основное
поселение относится к III-IV векам.
Руины города занимают
площадь в 25 акров (100 000 м2), разделенных на пять отдельных
кварталов, с синагогой в центре. Рядом находится ритуальная баня
(миква), окруженная общественными и жилыми зданиями.
Синагога
Единственная видимая сегодня синагога была построена в конце 3 века,
разрушена в 4 веке и восстановлена в 6 веке.
Большая
впечатляющая синагога, построенная из базальтовых камней и
украшенная еврейскими мотивами, является самой яркой из
сохранившихся построек.
Необычной особенностью старинной синагоги является наличие
объемной скульптуры пары каменных львов. Подобная пара трехмерных
львов была найдена в синагоге в Кфар-Баръаме. На других резных
фигурках, которые, как считается, изначально были ярко раскрашены,
изображены виноделие, животные, Медуза, вооруженный солдат и орел.
В 1926 году археологи обнаружили «Престол Моисея», вырезанный из
базальтовой глыбы. Согласно Новому Завету, здесь сидел читатель Торы
(Матфея 23: 1-3).
Вторая синагога
Джейкоб Ори, проводивший
раскопки на этом месте в 1926 году по поручению Управления
древностей Британского мандата, писал о второй синагоге ок. 200 м к
западу от первой, и он подробно ее описал. Однако более поздние
раскопки не смогли найти отмеченные им останки.
Другие выводы
Было обнаружено, что горстка оливковых жерновов, используемых для
извлечения оливкового масла, предполагает использование оливок в
экономических целях, как и в ряде других деревень в древней Галилее.