Сепфорис, Израиль

 Сепфорис

Крупнейшие Города Израиля

Иерусалим

Тель-Авив

Вифлеем

Назарет

Акко

Хайфа

Ашдод

Ашкелон

Кесария

Тверия

 

Описание Сепфориса

Сепфорис или Циппори (иврит: צִפּוֹרִי Ципори; древнегреческий: Σέπφωρις; арабский: صفورية), в прошлом назывался Диокесараеа (древнегреческий: Διοκαισάρεια), а во время крестовых походов le Saforie (древнефранцузский: le Saforie) бывшая деревня и археологические раскопки, расположенные в центральной Галилее в Израиле, в 6 км к северо-северо-западу от Назарета. Он расположен на высоте 286 метров над уровнем моря, и из него открывается вид на долину Бейт-Нетофа. Это место хранит богатое и разнообразное историческое и архитектурное наследие, которое включает останки эллинистических, древнееврейских, римских, византийских, исламских, крестоносцев, арабов и османцев.

В поздней античности считалось, что это место рождения Марии, матери Иисуса, и деревня, где, как говорят, часто жили святые Анна и Иоаким, где сегодня раскопана базилика 5-го века на месте, посвященном рождению Марии. . Известные сооружения на этом месте включают римский театр, две раннехристианские церкви, форт крестоносцев, частично перестроенный Захиром аль-Умаром в 18 веке, и более шестидесяти различных мозаик, датируемых третьим-шестым веками нашей эры.

После восстания Бар-Кохбы 132–135 годов Сепфорис был одним из галилейских центров, куда переселялись раввинские семьи из Иудеи. На северной стороне города были обнаружены остатки синагоги первой половины V века. В 7 веке город был захвачен армией арабов Рашидунов во время мусульманского завоевания Леванта. Последовательные мусульманские династии правили этой территорией до крестовых походов.

До депопуляции во время арабо-израильской войны 1948 года Саффурия была арабской деревней. Мошав Циппори был основан рядом с этим местом в 1949 году. Он находится под юрисдикцией регионального совета Изреельской долины, и в 2019 году его население составляло 972 человека.

В 1992 году территория, занимаемая до 1948 года арабской деревней, где были раскопаны остатки древнего города, была объявлена ​​археологическим заповедником под названием Национальный парк Циппори.

 

Этимология

Зиппори / Ципори; сепфорис
На древнегреческом языке город назывался Сепфорис от его еврейского названия Ципори, которое понималось как вариант еврейского слова, обозначающего птицу, ципор — возможно, как предполагает толкование Талмуда, потому что он «взгроможден на вершине горы, как птица".

Эйренополь и Нерониас
Сепфорис выпустил свои первые монеты во время Первой еврейской войны, в ок. 68 г. н.э., когда армия Веспасиана отвоевывала регион у повстанцев. Надписи на монетах посвящены как римскому императору Нерону (годы правления 54–68), так и его полководцу Веспасиану, поскольку они гласят: «При Веспасиане, Эйренополис-Нерониас-Сепфорис». Имя «Нерониас» чествует Нерона, а имя «Эйренополис» объявляет Сепфорис «городом мира» (эйрена — греческое слово, обозначающее национальное спокойствие и мир, где полис означает город). Селдран интерпретирует этот выбор названия как результат культурного синтеза города между тремя элементами - еврейской верой, смягченной воздействием греческой философии и ставшей более терпимой, чем другие, более фанатичные современные ортодоксальные еврейские места, и прагматизмом, который соответствовал римской идеологии. Селдран отмечает, что имя Сепфорис было восстановлено до конца правления Антонина Пия.

Диокесария
Петер Шефер (1990), также цитируя выводы Г. Ф. Хилла, основанные на его нумизматической работе, проделанной столетием ранее, считает, что название города было изменено на Диокесарию в 129/30 г., незадолго до восстания Бар-Кохбы, во времена Адриана. Этот жест был сделан в честь визита римского императора и его отождествления с Зевсом Олимпиадом, что нашло отражение в усилиях Адриана по строительству храмов, посвященных верховному олимпийскому богу. Селдран (1995) относит это название к изменению несколько десятилетий спустя, во времена императора Антонина Пия (годы правления 138–161), когда город чеканил монеты с использованием этого имени, и интерпретирует его как доказательство высокой степени эллинизации города. Селдран отмечает, что имя Сепфорис было восстановлено до конца правления Антонина Пия.

 

История Сепфориса или Ципори

 

Ханаанские и израильтяне Зиппори в еврейской Библии, Мишне, Талмуде
В еврейской Библии этот город не упоминается, хотя в еврейской традиции считается, что это город Китрон, упомянутый в Книге Судей (1:30).

Согласно Мишна Арахин 9:6, старая крепость Сепфорис была окружена стеной до предполагаемого завоевания Ханаана израильтянами при Иисусе Навине.

Находки железного века
Свидетельства керамических останков указывают на то, что место Сепфориса было заселено в железном веке, 1000–586 гг. До н.э.

эллинистический период; Хасмонеи
Фактическое заселение и строительные работы можно проверить с 4 века до н.э., с эллинистического периода.

В 104 году до н. до н.э., после походов Помпея он попал под власть римлян в 63 г. до н.э. Около 57 г. до н.э. город стал одним из пяти синодов римского влияния на Ближнем Востоке.

Иродианский, более поздний римский и византийский периоды
Римский царь-клиент Ирод Великий отвоевал город в 37 г. до н.э. после того, как в нем был размещен гарнизон парфянского доверенного лица, Хасмонея Антигона II Маттафия.

После смерти Ирода в 4 г. до н. э. мятежник по имени Иуда, сын местного разбойника Езекии, напал на Сепфорис, в то время административный центр Галилеи, и, разграбив его казну и оружие, вооружил своих последователей для восстания против правления Ирода. Иосиф Флавий сообщает, что римский правитель Сирии Вар - возможно, преувеличение, поскольку археология не смогла подтвердить следы пожара, - сжег город и продал его жителей в рабство. После того, как сын Ирода, Ирод Антипа, стал тетрархом, или губернатором, он провозгласил новое название города Автократорис и перестроил его как «Украшение Галилеи» (Иосиф Флавий, Ант. 18.27). Считается, что примерно в это время римляне проложили древний маршрут, соединяющий Сепфорис с Легионом и дальше на юг с Самарией-Себастией. Новое население было лояльно к Риму.

Морис Кейси пишет, что, хотя Сепфорис в начале первого века был «очень еврейским городом», некоторые люди там говорили по-гречески. На свинцовой гире, датируемой I веком, есть надпись на греческом языке с тремя еврейскими именами. Несколько ученых предположили, что Иисус, работая ремесленником в Назарете, мог отправиться в Сепфорис по работе, возможно, со своим отцом и братьями. Кейси утверждает, что это вполне возможно, но также невозможно исторически проверить. Иисус, похоже, не посещал Сепфорис во время своего публичного служения, и ни одно из высказываний, записанных в синоптических Евангелиях, не упоминает об этом.

Жители Сепфориса не присоединились к восстанию против римского владычества 66 г. н.э. Римский легат в Сирии Цестий Галл убил в этом районе около 2000 «разбойников и мятежников». Иерусалимский Иосиф Флавий, сын иерусалимской священнической элиты, был отправлен на север, чтобы завербовать Галилею в лоно восстания, но добился лишь частичного успеха. Он предпринял две попытки захватить Сепфорис, но не смог его захватить, в первый раз из-за ожесточенного сопротивления, во второй раз из-за того, что на помощь в обороне города прибыл гарнизон. Примерно во время восстания в Сепфорисе был римский театр, а в более поздние периоды - бани и мозаичные полы с изображением человеческих фигур. Сепфорис и Иерусалим можно рассматривать как символ культурного разделения между теми, кто стремился избежать любого контакта с окружающей римской культурой, и теми, кто в определенных пределах был готов принять аспекты этой культуры. Отвергнутый Сепфорисом и вынужденный разбить лагерь за городом, Иосиф Флавий отправился в Иотапату, которая, похоже, была заинтересована в восстании, - осада Йодфата закончилась 20 июля 67 г. н.э. Города и деревни, которые не восстали, были пощажены, и в Галилее они составляли большинство. На монетах, отчеканенных в городе во время Великого восстания, была надпись Нерониас и Эйренополис, «Город мира». После восстания на монетах были изображены лавровые венки, пальмы, кадуцеи и колосья ячменя, которые встречаются на еврейских монетах, хотя и не исключительно.

Джордж Фрэнсис Хилл и Петер Шефер считают, что название города было изменено на Диокесарию в 129/30 г., незадолго до восстания Бар-Кохбы, во времена Адриана. Этот жест был сделан в честь визита римского императора и его отождествления с Зевсом Олимпиадом, что нашло отражение в усилиях Адриана по строительству храмов, посвященных верховному олимпийскому богу. После восстания 132–135 гг. многие еврейские беженцы из опустошенной Иудеи поселились здесь, превратив ее в центр еврейской религиозной и духовной жизни. в Сепфорис вместе с синедрионом, высшим еврейским религиозным судом. До переезда в Тверию к 150 г. там также располагались некоторые еврейские академии обучения, ешивы. Галилея была преимущественно заселена евреями с конца 2-го века до 4-го века нашей эры. Считается, что еще в третьем-четвертом веках Сепфорис был заселен одним из двадцати четырех жреческих кланов, по имени Иедайя, курс, упомянутый в отношении самого города как в Иерусалимском Талмуде (Таанит 4: 5), так и в Иерусалимском Талмуде (Таанит 4: 5). и в Кесарийской надписи. Другие, однако, ставят под сомнение то, что Сепфорис когда-либо находился под властью «священнической олигархии» к третьему веку, и что это может просто отражать неправильное прочтение талмудических источников. Помимо того, что он был центром духовных и религиозных исследований, он превратился в оживленный торговый центр из-за близости к важным торговым путям через Галилею. Эллинистические и еврейские влияния, казалось, смешались в повседневной городской жизни, в то время как каждая группа, еврейская, языческая и христианская, сохраняла свою самобытность.

После еврейского восстания против Констанция Галла в 351–352 годах Диокесария, эпицентр восстания, была разрушена. Филосторгий, говоря об этих временах, писал: «Евреи Диокесарии (Сепфориды) также взялись за оружие и вторглись в Палестину и соседние территории с намерением сбросить римское иго. Услышав об их восстании, Галл Цезарь, который был затем в Антиохии послал против них войска, разбил их и разрушил Диокесарию». Диокесария еще больше пострадала от Галилейского землетрясения 363 года, но вскоре после этого была восстановлена ​​и сохранила свое значение в большей еврейской общине Галилеи как в социальном, коммерческом, так и в духовном плане.

Город был также центром христианского епископства. Трое из его первых епископов известны по именам: Дорофей (упомянут в 451 г.), Марцеллин (упомянут в 518 г.) и Кириак (упомянут в 536 г.). Как епархия, которая больше не является жилой, она указана в Annuario Pontificio среди титульных кафедр.

Сообщается, что в течение столетий между правлением Ирода Антипы и концом византийской эпохи (7 век) город процветал как центр обучения с разнообразным, многонациональным и многоконфессиональным населением около 30 000 человек, живущим в относительно мирное сосуществование.

Ранний мусульманский период
В 4 веке еврейский Зиппори потерял свое центральное место в качестве главного еврейского города Галилеи в пользу Тверии, и его население сократилось. С завоеванием региона мусульманами на руинах древнего Зиппори/Сепфориса возникла новая деревня, известная под семитским названием Саффурия. Основное развитие Саффурии произошло в период мамлюков (13–16 вв.). Различные исламские династии контролировали это место с перерывами во время крестовых походов, с 630-х годов и вплоть до Первой мировой войны.

Исламский ученый 9-го века Якуби отметил, что Саффурия была взята во время первого завоевания арабскими армиями Палестины. в 634 году. Позже город был включен в состав расширяющегося Омейядского халифата, и новые правители чеканили монеты аль-джунд. Был раскопан каменный акведук, относящийся к раннему периоду Омейядов (7 век н.э.). В то время Саффурия вела торговлю с другими частями империи; например, плащи, сделанные в Саффурийе, носили жители Медины. Правление Омейядов сменилось правлением Аббасидов.

Периоды крестоносцев/айюбидов и мамлюков
В конце 11 века крестоносцы вторглись в регион и основали государства крестоносцев, а Иерусалимское королевство заменило исламское правление над Саффурией. В период крестоносцев Сефорис/Саффурия несколько раз переходила из рук в руки. Крестоносцы построили форт и сторожевую башню на вершине холма с видом на город, а также церковь, посвященную Святой Анне, матери Девы Марии. Это стало одной из их местных баз в королевстве, и город назывался на старофранцузском языке: le Saforie или Sephoris. В 1187 году полевая армия Латинского королевства выступила из своего хорошо орошаемого лагеря в Сефорисе, чтобы быть отрезанной и уничтоженной в битве при Хаттине султаном Айюбидов Саладином.

В 1255 году деревня и ее укрепления снова оказались в руках крестоносцев, поскольку документ того года свидетельствует о том, что она принадлежала архиепископу Назарета, но к 1259 году епископ испытал волнения среди местных крестьян-мусульман. Саффурия была захвачена между 1263 и 1266 годами мамлюкским султаном Бейбарсом.

Османский период
Саффурия ( арабский : صفورية , также транслитерируется как Сафуррия и Суфуррия ) перешла под власть Османской империи после того, как она победила мамлюков в битве при Мардж-Дабике в 1516 году. Османский фирман 1572 года описывает Саффурию как одну из группы деревень в пределах санджак Сафада, который был частью фракции Кайси и восстал против османских властей. В 1596 году население составляло 366 семей и 34 холостяка, все мусульмане. Саффурия была больше соседнего Назарета, но меньше Кафр-Канны. Жители деревни платили фиксированный налог в размере 25% на различные сельскохозяйственные продукты, включая пшеницу, ячмень, оливковые деревья, коз и ульи, в дополнение к прессу для оливкового масла или виноградного сиропа и «случайным доходам»; всего 31 244 акче. 3/24 дохода шло в вакф. В этот период из деревни приехал ряд важных ученых, в том числе историк, поэт и юрист аль-Хасан аль-Бурини (ум. 1615), кади (главный судья), аль-Бака ас-Саффури (ум. 1625) и поэт и кади Ахмад аш-Шариф (ум. 1633).

Сообщается, что в 1745 году Захир аль-Умар, выросший в городе, построил форт на холме с видом на Саффурию. На карте вторжения Наполеона в 1799 году, составленной Пьером Жакотеном, было показано место, названное Сафуре.

В начале 19 в. английский путешественник Дж. Бэкингем отмечал, что все жители Саффурии были мусульманами, а дом св. Анны полностью разрушен.

В конце 19 века Саффурия описывалась как деревня, построенная из камня и глины, расположенная на склоне холма. В деревне сохранились остатки церкви Святой Анны и квадратная башня, построенная, как говорят, в середине 18 века. В деревне проживало около 2500 жителей, которые возделывали 150 фадданов (1 фаддан = 100–250 дунамов), на части этой земли они посадили оливковые деревья.

Список населения примерно за 1887 год показал, что в Сепфорисе проживало около 2940 жителей; все мусульмане.

В 1900 году была основана начальная школа для мальчиков, а позже и школа для девочек.

Хотя она потеряла свое центральное положение и значение как культурный центр при османах (1517–1918) и британском мандате (1918–1948), деревня процветала в сельском хозяйстве. Гранаты, оливки и пшеница Саффурии были известны по всей Галилее.

Период британского мандата
Согласно переписи населения Палестины 1922 года, проведенной британским мандатом, в Саффурии проживало 2582 человека; 2574 мусульман и 8 христиан, из которых все христиане были католиками.

По переписи 1931 г. население увеличилось до 3147 человек; 3136 мусульман и 11 христиан, всего 747 домов. Летом 1931 года археолог Лерой Уотерман начал первые раскопки в Саффурии, раскопав часть школьной площадки, на месте бывшего форта крестоносцев.

Местный совет был создан в 1923 году. Расходы совета выросли с 74 палестинских фунтов в 1929 году до 1217 в 1944 году.

По статистике 1945 года население составляло 4330 человек; 4320 мусульман и 10 христиан, а общая площадь земли составляла 55 378 дунамов. В 1944/45 г. в общей сложности 21 841 дунам деревенской земли использовался под зерновые, 5 310 дунамов орошались или использовались для садов, в основном оливковых деревьев, а 102 дунама относились к застроенным землям. К 1948 году Саффурия была самой большой деревней в Галилее как по площади, так и по населению.

Государство Израиль
Арабская деревня имеет историю антиишувской деятельности и поддерживала Арабскую освободительную армию во время арабо-израильской войны 1948 года. 1 июля 1948 года поселок подвергся бомбардировке израильской авиации. 16 июля он был захвачен израильскими войсками вместе с остальной частью Нижней Галилеи в ходе операции «Декель». Жители села оказали некоторое сопротивление и в засаде сумели уничтожить несколько броневиков. После падения сопротивления все жители деревни, кроме 80 человек, бежали. Некоторые направились на север, в сторону Ливана, в конце концов обосновавшись там в лагерях беженцев Айн аль-Хильве и Шатила, а также в соседнем районе Сабра. Другие бежали на юг, в Назарет и его окрестности. После нападения жители деревни вернулись, но были снова выселены в сентябре 1948 года. 7 января 1949 года 14 жителей были депортированы, а остальные 550 человек были переселены в соседние арабские деревни, такие как Иллут. Многие поселились в Назарете в квартале, ныне известном как квартал ас-Сафафира из-за большого количества проживающих там коренных жителей Сафурийи. Поскольку израильское правительство считает их отсутствующими, они не могут вернуться в свои старые дома и не имеют законных средств для их восстановления. Произведения поэта Тахи Мухаммеда Али, уроженца Саффурии, изгнанного из города, и их связь с ландшафтом Саффурии до 1948 года являются предметом книги Адины Хоффман «Мое счастье не имеет отношения к счастью» (Yale University Press, 2009). Этот район оставался на военном положении до общей отмены военного положения в Израиле в 1966 году. Большая часть остатков Саффурии была вывезена в конце 1960-х годов в рамках программы по очистке обезлюдевших арабских деревень. На месте арабской деревни посадили сосны. К 2011 году было опубликовано пять книг об истории палестинских деревень.

20 февраля 1949 года к юго-востоку от старой деревни был основан израильский мошав Ципори. Гранатовые и оливковые деревья были заменены культурами на корм скоту.

 

Достопримечательности Сепфориса

Римско-византийский город
Большая часть города была раскопана, обнаружив еврейские дома на главной мощеной улице. Было найдено несколько изображений, вырезанных на камнях улицы, в том числе изображение меноры, и еще одно изображение, напоминающее некую древнюю игру, напоминающую крестики-нолики. Ступенчатые бассейны были обнаружены по всему Сепфорису, и обычно считается, что они вполне могли использоваться в качестве микваот, еврейских ритуальных ванн.

 

Сеть улиц Сепфориса

Сепфорис

Дом Нила

Сепфорис

По одну сторону от раскопок стоит современное строение с видом на руины общественного здания V века с большим и сложным мозаичным полом. Некоторые полагают, что эта комната использовалась для фестивальных ритуалов, включающих празднование воды и, возможно, покрытие пола водой. В полу были обнаружены дренажные каналы, и большая часть мозаики, кажется, посвящена измерению паводков Нила и празднованию этих наводнений.

Сепфорис

 

Общественное здание - Рынок

Сепфорис

 

Крепость Сепфориса

Сепфорис

Башня крестоносцев
Крепость крестоносцев на холме с видом на римский театр была построена в 12 веке на фундаменте более раннего византийского сооружения. Крепость представляет собой большое квадратное сооружение размером 15 х 15 м и размером примерно 10 м. высоко. Нижняя часть здания состоит из повторно использованных античных сполисов, включая саркофаг с декоративной резьбой. Верхняя часть строения и дверной проем были добавлены Захиром аль-Умаром в 18 веке. Примечательными особенностями перестройки являются закругленные углы, похожие на те, что были построены при Захире в форте в Шефа-Амре. Верхняя часть здания использовалась как школа во время правления Абдул Хамида II в начале 1900-х годов (поздняя Османская эпоха) и использовалась для этой цели до 1948 года.

 

Жилые дома вокруг крепости

Сепфорис

 

Дом Диониса

Мона Лиза Сипфориса

Сепфорис

Римская вилла, построенная около 200 года, имеет сложный мозаичный пол в том, что, как полагают, было триклинием. В римской традиции места для сидения должны были быть расположены в U-образной форме вокруг мозаики, чтобы гости могли откидываться, когда они ели, пили и общались. На мозаике изображены Дионис, бог вина и общения, а также Пан и Геракл на нескольких из 15 панелей. Мозаика изображает состязание Диониса и Геракла в виноделии.

Самым известным является изображение молодой женщины, возможно, представляющей Венеру, которую окрестили «Мона Лиза Галилейская». Были использованы мозаичные мозаики меньшего размера, что позволило получить больше деталей и более реалистичный результат, что видно по затенению и румянцу ее щек.

 

Синагога Сепфориса

Сепфорис

Сепфорис

В нижней части города были обнаружены остатки синагоги V века. Имея размеры 20,7 на 8 метров в ширину, он находился на окраине города. Мозаичный пол разделен на семь частей. У входа есть сцена, где ангелы навещают Сару. В следующем разделе показано связывание Исаака. Есть большой зодиак с названиями месяцев на иврите. Посередине в своей колеснице сидит греческий бог солнца Гелиос. В последнем разделе изображены два льва, стоящих по бокам венка, их лапы покоятся на голове быка.

На мозаике изображены жертвоприношение «тамид», хлеб предложения и корзина первых плодов из Храма в Иерусалиме. Также показан фасад здания, вероятно, представляющий Храм, лопаты для благовоний, шофары и семисвечную менору из Храма. В другом разделе изображен Аарон, одетый в одежды священника, готовящийся принести в жертву масло, муку, быка и ягненка.

Надпись на арамейском языке гласит: «Пусть он навсегда останется в памяти Юдана, сына священника Исаака, и Парагри, его дочери, аминь, аминь».

 

Римский театр Сепфориса

Сепфорис

Римский театр находится на северном склоне холма и имеет диаметр около 45 м, вмещает 4500 человек. Большая часть его высечена в склоне холма, но некоторые части поддерживаются отдельными каменными колоннами. Театр демонстрирует свидетельства древних повреждений, возможно, от землетрясения 363 года.

 

Западная церковь и дом Орфея

Сепфорис

 

История раскопок

С 1990 года большие площади Циппори были раскопаны археологической командой, работающей от имени Института археологии Еврейского университета.

В 2012 году Зидан Омар провел обследование этого места по поручению Управления древностей Израиля (IAA). В июне 2018 года археологи обнаружили два подземных винных пресса византийского периода в национальном парке Циппори.