Шефарам, Израиль

 

Описание

Шефа-Амр, также известный как Шфарам или Шефарам (арабский: شفاعمرو, Šafāʻamr, иврит: שְׁפַרְעָם, Šəfarʻam), является арабским городом в северном округе Израиля. В 2019 году его население составляло 42 137 человек, большинство из которых составляли мусульмане-сунниты, а также значительное меньшинство арабов-христиан и друзов.

 

Достопримечательности

В центре города, где сейчас стоит монастырь сестер Назаретских, стояла церковь IV века Св. Иакова. Эта церковь упоминается в заметках христианских церковных историков, хотя первоначальная церковь была заменена монастырем. Сохранились некоторые мраморные колонны, подобные тем, которые использовались при строительстве самых ранних церквей.

Форт Шефа-Амр. Построен в 1760 году Захиром аль-Умаром, губернатором региона, для защиты входа в Галилею. Форт был построен на остатках форта крестоносцев под названием «Ле Сеффрам». На первом этаже форта находились конюшни, а на первом надземном этаже располагались жилые помещения Захира. Форт Захира считается самым большим сохранившимся фортом в Галилее.
Башня (аль-Бурдж). Старый форт крестоносцев, расположенный в южной части города.
Старый рынок Шефа-Амр. когда-то был шумным сердцем города. Сейчас осталась только одна кофейня, где каждый день собираются пожилые мужчины, чтобы поиграть в нарды и попить кофе.
Древняя синагога Шфарам. Старая синагога на месте еще более старой постройки. Зарегистрировано, что он действовал в 1845 году. Ключи у мусульманина, проживающего в городе. Могила раввина Иуды бен Бабы, известного раввина 2-го века, который был схвачен и казнен римлянами, все еще стоит, и многие верующие евреи приезжают, чтобы посетить ее.
Гробницы византийского периода. расположены в центре города. Это были могилы христианской общины V и VI веков. Входы в гробницы украшены скульптурами львов и греческими надписями.
Церковь Святых Петра и Павла (расположена на одной из вершин города недалеко от форта). Имеет высокую колокольню и большой фиолетовый купол. Церковь была построена Османом, который пообещал построить ее, если его форт будет успешно завершен.
Мечеть Али ибн Аби Талиба (Старая мечеть). Был построен рядом с замком во времена Сулеймана-паши аль-Адиля.
В центре города, где сейчас стоит монастырь сестер Назаретских, стояла церковь IV века Св. Иакова. Эта церковь упоминается в заметках христианских церковных историков, хотя первоначальная церковь была заменена монастырем. Сохранились некоторые мраморные колонны, подобные тем, которые использовались при строительстве самых ранних церквей.

 

Этимология

Палмер пишет, что это имя означало: «Край или край Амра. Локально и ошибочно предполагалось, что это означает исцеление Амера (эд Дахер)».

 

История

Стены, сооружения и черепки керамики раннего бронзового века IB и среднего бронзового века IIB, железного, эллинистического и римского периодов были раскопаны в Шефа-Амре.

Шефа-Амр впервые упоминается под именем Шефарам (иврит: שפרעם) в Тосефте (трактат Микваот 6: 1), а затем в Талмуде, отредактированном в 500 г. н.э., где он упоминается в нескольких местах, в трактате Авода Зара 8b и Рош ха-Шана 31б и др.

Поселение существовало здесь без перерыва с римского периода, когда это был один из городов, упомянутых в Талмуде как местопребывание еврейского Синедриона во время правления Марка Аврелия. Традиционно считалось, что место Синедриона находится там, где в более поздние времена была построена Старая синагога «Махане Шехина». Старый Шефа-Амр поселился в районе, где сейчас построены полицейский участок, различные церкви и еврейская улица. Украшенные погребальные пещеры были задокументированы Обзором Западной Палестины в конце девятнадцатого века; было обнаружено, что это христианские гробницы византийской эпохи, датируемые V и VI веками нашей эры. Были также найдены греческие надписи.

Археологические раскопки пещеры и карьеров показали, что они использовались в римскую и византийскую эпохи. Шефа-Амр содержит византийские останки, в том числе церковь и гробницы.

Спасательные раскопки были проведены в южной части старого города, где были обнаружены остатки пяти фаз поздневизантийского и раннего омейядского периодов. Находки включают печь-табун, мостовую из небольших полевых камней, мозаичный пол, который, вероятно, был частью ступенчатого пола винного пресса, небольшой квадратный винный пресс, кратеры ручной работы, импортированную кипрскую миску и открытую кастрюлю. Также были обнаружены стеклянные и глиняные сосуды.

Средний возраст
Во времена крестоносцев это место было известно как «Сафран», «Сафаранум», «Каструм Зафетанум», «Сафар-каструм» или «Кафрам». Крестоносцы построили в деревне крепость, которую использовали тамплиеры. У подножия замка находилось укрепленное поселение с церковью, населенное либо местными христианами, либо крестоносцами. Деревня, которая тогда называлась «Шафар Ам», использовалась мусульманским лидером Саладином между 1190–1191 и 1193–1194 годами в качестве военной базы для нападений на Акру.

К 1229 году это место снова оказалось в руках крестоносцев; это было подтверждено султаном Бейбарсом в мирном договоре 1271 года и султаном Калавуном в 1283 году. Итальянский монах Риккольдо да Монте ди Кроче посетил деревню в 1287–1288 годах и отметил, что в ней проживали христиане. Очевидно, к 1291 году он находился под контролем мамлюков, как было упомянуто в том же году, когда султан аль-Ашраф Халил передал доход от города благотворительной организации в Каире.

Османская эпоха
Во время раннего османского владычества в Галилее, в 1564 году, доходы деревни Шефа-Амр предназначались для нового вакуфа Хассеки Султан Имарет в Иерусалиме, учрежденного Хасеки Хуррем Султан (Роксолана), женой Сулеймана Великолепного. В первые десятилетия 16 века упоминалось небольшое количество евреев, а в конце века - ни одного.

В фирмане от 1573 года упоминается, что Шефа-Амр входила в группу деревень в нахии (подрайоне) Акки, восставших против османской администрации. К 1577 году в селе накопился арсенал из 200 мушкетов. В налоговых записях 1596 года Шефа-Амр был частью нахии Акки, частью Сафад Санджака, с населением 83 домашних хозяйства (хана) и восемью холостяками, все мусульмане. Общий доход составил 13 600 акче, большая часть которых была отдана в виде фиксированных сумм. Налогооблагаемая продукция также включала случайные доходы, коз и ульи, а жители платили за использование или владение прессом для оливкового масла.

В 18 веке деревня приобрела известность. В начале века деревня находилась под контролем шейха Али Зайдани, дяди Захира аль-Умара и главного шейха Нижней Галилеи. Также известно, что по крайней мере еще в 1740 году в деревне был замок. После прихода к власти Захир аль-Умара в 1740-х годах Али Зайдани сменил его племянник Усман, сын Захира. После смерти Захира в 1775 году Джаззар-паша позволил Усману остаться губернатором Шефа-Амра в обмен на обещание лояльности и предоплату налогов. Джазар-паша позволил крепости остаться нетронутой, несмотря на приказ из Константинополя разрушить ее. Несколько лет спустя Усман был смещен и заменен Ибрагимом Абу Калушем, назначенным Джаззар-пашой.

 

В этот период Шефа-Амр был важным региональным центром из-за своего расположения в самом центре хлопководческого района и его естественных и искусственных укреплений. Значение хлопка для роста Шефа-Амр было фундаментальным. Налоговые декларации для деревни свидетельствуют о больших доходах, ожидаемых от этого урожая. Были определенные признаки еврейского присутствия в Шефа-Амре в 18 веке. По переписи, проведенной Моисеем Монтефиоре в 1839 году, в Шефа-Амре проживало 107 сефардских евреев. Их положение ухудшилось с отъездом Мухаммеда Али-паши, за это время Шефа-Амр почти опустел от своих еврейских граждан, которые решили переехать в Хайфу и Тверию. В 1850 и 1887 годах около 42 еврейских семей из Марокко поселились в Шефа-Амре, но к 1920 году все евреи покинули город.

На карте Пьера Жакотена времен вторжения Наполеона в 1799 году было показано место, названное Чафа Амр.

Джеймс Финн писал в 1877 году, что «большинство жителей составляют друзы. Есть несколько мусульман и несколько христиан, но [в 1850 году] было тридцать еврейских семей, которые занимались земледелием, выращивая зерно и оливки на своих собственных земельных владениях, большинство это семейное наследство; некоторые из этих людей были алжирского происхождения. У них была собственная синагога и законный мясник, и раньше их было больше». Однако «впоследствии они сократились до двух семей, остальные переехали в [Хайфу], когда этот порт стал процветать». Кондеру и Китченеру, посетившим страну в 1875 году, сказали, что община состоит из «2500 душ, из которых 1200 мусульмане, остальные друзы, греки и латиноамериканцы». Община друзов в городе значительно сократилась в 1880-х годах, поскольку ее члены мигрировали на восток, на равнину Хауран, чтобы избежать призыва османскими властями.

Список населения примерно за 1887 г. показал, что в Шефа-Амре проживало около 2750 жителей; 795 мусульман, 95 греко-католиков, 1100 католиков, 140 латиноамериканцев, 175 маронитов/протестантов, 30 евреев и 440 друзов.

Британское правление
Джеймс Финн писал в 1877 году, что «большинство жителей составляют друзы. Есть несколько мусульман и несколько христиан, но [в 1850 году] было тридцать еврейских семей, которые занимались земледелием, выращивая зерно и оливки на своих собственных земельных владениях, большинство это семейное наследство; некоторые из этих людей были алжирского происхождения. У них была собственная синагога и законный мясник, и раньше их было больше». Однако «впоследствии они сократились до двух семей, остальные переехали в [Хайфу], когда этот порт стал процветать». Кондеру и Китченеру, посетившим страну в 1875 году, сказали, что община состоит из «2500 душ, из которых 1200 мусульмане, остальные друзы, греки и латиноамериканцы». Община друзов в городе значительно сократилась в 1880-х годах, поскольку ее члены мигрировали на восток, на равнину Хауран, чтобы избежать призыва османскими властями.

Список населения примерно за 1887 г. показал, что в Шефа-Амре проживало около 2750 жителей; 795 мусульман, 95 греко-католиков, 1100 католиков, 140 латиноамериканцев, 175 маронитов/протестантов, 30 евреев и 440 друзов.

Британское правление
В 1948 году Шефа-Амр был захвачен израильской армией во время первого этапа операции «Декель» с 8 по 14 июля. Друзское население активно сотрудничало с ЦАХАЛом. Мусульманский квартал подвергся сильному обстрелу, и тысячи жителей бежали в Саффурию. После падения Назарета некоторым беженцам было разрешено вернуться в свои дома. Население было помещено на строгое военное положение. В ноябре 1949 года группа видных деятелей из Шефа-Амра передала ЦАХАЛу список из более чем 300 нелегальных жителей города. Военное правление продлилось до 1966 года.

16 мая 2004 года Вехебе Мохин, мужчина лет шестидесяти, убил Манала Наджиба Абу Раеда, свою овдовевшую невестку, жену его сына и мать двух его внучек. Двумя годами ранее Манал потеряла мужа из-за рака и жила в доме пары в друзской деревне Далиат-эль-Кармель, недалеко от Хайфы. После этого события произошел конфликт между семьями жертвы и убийцы. Окончательное примирение произошло 27 февраля 2009 года, когда в ритуале примирения приняли участие около 300 членов семей, высокопоставленных лиц и жителей смешанного города Шефа-Амр и Далият аль-Кармель. Они собрались вместе с высокопоставленными христианами и мусульманами, в том числе мэрами двух вовлеченных городов, членами Кнессета (друзами и мусульманами), религиозным лидером израильской общины друзов и значительным контингентом религиозных лидеров друзов из многих деревень на севере Израиля. После речей высокопоставленные лица подписали соглашение о сульхе (примирении), и после того, как документ был объявлен официально утвержденным, семья убийцы вручила лидеру комитета сулха шейху Муафак Тарифу сумку с компенсацией кровавых денег (дия) и Тариф передал сумку двоюродным братьям убитой женщины. В сумке было 200 000 шекелей (около 50 000 долларов США), примерно половина того, что было бы «нормальным» примирительным платежом, но семья убийцы отказалась принести больше денег, заявив, что у них нет ресурсов и они не готовы обанкротиться из-за "сумасшедший" дядя.

4 августа 2005 г. отсутствовавший без разрешения израильский солдат Эден Натан-Зада открыл огонь, находясь в автобусе в городе, убив четырех арабов и ранив еще двадцать два человека. После расстрела Натан-Зада был схвачен близлежащей толпой, линчеван и забит камнями. По словам свидетелей, водитель автобуса был удивлен, увидев еврейского солдата в кипе, направляющегося в Шефа-Амр на общественном автобусе, поэтому спросил Натан-Заду, уверен ли он, что хочет следовать своим текущим маршрутом. Четверо погибших: две сестры, которым чуть за двадцать, Хазар и Дина Турки, и двое мужчин, водитель автобуса Мишель Бахут и Надер Хайек. В первые дни после нападения 40 000 человек посетили массовые панихиды по жертвам. Сестер похоронили на исламском кладбище, а мужчин похоронили на христианско-католическом кладбище. Раненые были доставлены в больницу Рамбам в Хайфе. Муниципалитет Шефа-Амр установил памятник в память о жертвах.

 

Покупки

Кофеварки Nakhly базируются в Шефа-Амр и имеют магазин, где можно купить свежемолотый кофе.

 


Как добраться

Шефа-Амр находится менее чем в получасе езды от Хайфы. Шоссе 79 проходит к югу от города.

Автобусов из Хайфы тоже много. Большинство отправляются от терминала Мерказит ха-Мифрац, к востоку от центра города, рядом с одноименной железнодорожной станцией. Также есть прямые автобусы из Назарета. Имейте в виду, что большинство маршрутов останавливаются только на перекрестке Шефарам, вдоль шоссе к югу от города. Это пешком около 800 метров до старого города.

 

Транспорт по городу

Город можно легко исследовать пешком.

 

География

Шефа-Амр находится в северном округе Израиля у входа в Галилею. Он расположен в 13 км (8,1 мили) от Средиземного моря и в 20 км (12 миль) от каждого из трех городов, Хайфы, Акко и Назарета, где работают многие жители. Город расположен на семи холмах, что и дало ему название «Маленький Рим». Возвышение города и его стратегическое положение как связующее звено между долинами и горами Галилеи не раз делали его центром своего района, особенно в период Усмана, сына Захир аль-Умара, который построил замок в его и башни вокруг него. Хайфский залив с морем, простирающимся между Хайфой и Акко, высокие горы Галилеи и долины, окружающие город, можно было увидеть с высоких точек города.

Политика и местное самоуправление
Ибрагим Нимр Хусейн, бывший мэр Шефа-Амра, был председателем Комитета арабских мэров в Израиле (позже Арабский комитет по наблюдению) с момента его создания в 1975 году.

В 1981 году в Шефа-Амр была создана НПО по развитию здравоохранения в арабском сообществе. Оно называло себя Галилейским обществом — Арабским национальным обществом исследований и услуг в области здравоохранения.

В 1982 году, после израильского вторжения в Ливан, мэр Ибрагим Нимр Хусейн сформировал «Высший комитет по последующим действиям» на основе комитета, сформированного после Дня земли. В его состав вошли 11 глав местных советов, а также арабские депутаты Кнессета. К 1990-м годам комитет, собиравшийся в Назарете, расширился и превратился в мини-парламент, представляющий палестинцев в Галилее.

По данным Ynetnews, в январе 2008 года мэр Урсан Ясин встретился с официальными лицами израильского государственного комитета по празднованию 60-летия независимости и объявил, что Шефа-Амр намерен принять участие в праздновании.

В 2011 году 7000 христиан, друзов и мусульман провели марш солидарности в поддержку христиан в Ираке и Египте, страдающих от религиозных преследований.

 

Демография

В 1951 году население составляло 4450 человек, из которых около 10% составляли вынужденные переселенцы из других сел. В начале 1950-х годов около 25 000 дунамов земли Шефа-Амр были экспроприированы следующим методом: земля была объявлена ​​закрытой военной территорией, затем, по прошествии достаточного времени, чтобы она стала юридически «необрабатываемой», министр Сельское хозяйство использовало свои силы, чтобы «обеспечить его возделывание», передав его соседним общинам еврейского большинства. Часть земель принадлежала евреям. Еще 7 579 дунамов были экспроприированы в 1953–1954 годах. Общие земельные владения деревни упали с 58 725 дунамов в 1945 году до 10 371 дунамов в 1962 году.

По данным CBS, в 2012 году религиозный и этнический состав города был в основном арабским (59,2% мусульман, 26,5% христиан и 14,3% друзов). Шефа-Амр является домом для четвертой по величине арабской христианской общины в Израиле, и в основном это греко-мелькит-католики. По данным CBS, в 2012 году в городе было зарегистрировано 38 300 жителей. 40,4% населения были не старше 19 лет, 14,9% в возрасте от 20 до 29 лет, 21,1% в возрасте от 30 до 44 лет, 17,8% в возрасте от 45 до 64 лет и 5,7% в возрасте 65 лет и старше.

 

Экономика

По данным CBS, в 2012 году в городе было 12 494 наемных работника и 1062 самозанятых. Среднемесячная заработная плата в 2012 году наемного рабочего в городе составляла 5 412 шекелей. Среднемесячная заработная плата наемных мужчин составляла 6 312 шекелей против 3 904 шекелей у женщин. Средний доход самозанятых составлял 7 381 шекель. 235 человек получили пособие по безработице и 3 971 человек получили гарантированный доход.

 

Образование и культура

В 2012 году насчитывалось 24 школы, в которых обучалось 9 459 учащихся: 15 начальных школ с 5 360 учениками и 13 средних школ с 4 099 учениками. В 2012 году 53,7% учащихся двенадцатого класса получили аттестат зрелости. В восточной части города Mifal HaPayis построил общественный компьютерный центр, публичную библиотеку, большой зал для мероприятий и многое другое.

Шефа-Амр также является домом для Тамрат Эль Зейтун, начальной школы (около 150 учеников), известной тем, что вместе служит мусульманам, христианам и друзам, и является единственной вальдорфской школой с арабским языком обучения. В сотрудничестве с преподавателями Вальдорфа в Хардуфе школа разработала языковую программу, учитывающую различия между письменным и разговорным арабским языком. Школа отмечает праздники всех трех религий.

Каждый год Шефа-Амр проводит музыкальный фестиваль, известный как «Фестиваль форта». Арабские дети со всей страны соревнуются в исполнении классических арабских песен, и одна из них становится «Голосом года». Хор Баас, созданный Рахибом Хаддадом, выступает по всей стране и участвует во многих международных мероприятиях. Певица Рим Талхами выступает по всему арабскому миру. Удист и скрипач Тайсир Элиас из коллектива Beit Almusica — композитор, дирижер и музыковед, который также читает лекции в университете Бар-Илан. Художница Бутрус Лусия специализируется на иконах для христианских церквей.

Первые спектакли в Шефа-Амр были поставлены в 1950-х годах христианскими скаутами. С 1970-х годов открылось много театров. среди них сыновья театра Шефа-Амр, театра Атар, дома молодежного театра, театра Альгурбал Аль-Шефа-Амри и театра Аль-Уфок. Самый большой театр в городе - Ghurbal Establishment, национальный арабский театр. Саид Саламе, актер, комик и пантомимист, учредил трехдневный международный фестиваль пантомимы, который проводится ежегодно.

Shefa-Amr известна своим мороженым на основе мастики, бозетом Shefa-'Amr. Кофейная компания Nakhleh является ведущим производителем кофе в арабской общине Израиля. Новые кафе-рестораны открывались в некоторых частях старого города и поощряли ночную жизнь под покровительством молодежи Шефа-Амр. В Awt Cafe начали проводить музыкальные вечера, на которых перед публикой выступают местные певцы и музыканты, играющие на инструментах, включая уд и другие.