Тель-Хацор, Израиль

 

Описание

Тель-Хацор или Тель-Хазор (иврит: תל חצור), также Чацор (иврит: חָצוֹר), переведенный в LXX как Hasōr (древнегреческий: Άσώρ), идентифицированный в Телль-Ваккас / Телль-Кеда-эль-Гул (арабский: تل القدح, Телль-эль- Кеда) представляет собой археологический памятник на месте древнего Хацора, расположенного в Израиле, Верхней Галилее, к северу от Галилейского моря, на северном плато Коразим. В эпоху средней бронзы (около 1750 г. до н.э.) и израильский период (девятый век до н.э.) Хацор был крупнейшим укрепленным городом в стране и одним из самых важных в Плодородном полумесяце. Он поддерживал торговые связи с Вавилоном и Сирией и импортировал большое количество олова для производства бронзы. В Книге Иисуса Навина Асор описывается как «глава всех тех царств» (Нав. 11:10). Большинство ученых не считают Книгу Иисуса Навина исторически точной.

Экспедиция Хацор, возглавляемая Игалем Ядином в середине 1950-х годов, была самой важной раскопкой, предпринятой Израилем в первые годы его государственности. Тель-Хацор является крупнейшим археологическим памятником на севере Израиля, включающим верхний телль площадью 30 акров и нижний город площадью более 175 акров.

В 2005 году останки Хацора были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть библейских Тельсов — Мегиддо, Хацор, Беэр-Шева.

 

Раскопки

Площадь Хацора составляет около 200 акров (0,81 км2), причем верхний город составляет около 1/8 этой площади. Верхний холм имеет высоту около 40 метров. Первоначальные зондирования были выполнены Джоном Гарстангом в 1926 году.

Основные раскопки проводились в течение четырех сезонов с 1955 по 1958 год командой Еврейского университета под руководством Игаэля Ядина. Ядин вернулся в Хацор для последнего сезона раскопок в 1968 году. Раскопки проводились при поддержке Джеймса А. де Ротшильда и были опубликованы в виде специального пятитомного набора книг Израильского исследовательского общества.

Раскопки на этом месте, проводимые Еврейским университетом, к которому присоединился Мадридский университет Комплутенсе, возобновились в 1990 году под руководством Амнона Бен-Тора. Эти раскопки продолжаются до сих пор. Работа с 1990 по 2012 год подробно описана в двух книгах IEF.

В сезоне раскопок 2010 г. были обнаружены два фрагмента клинописных табличек, изготовленных из местной глины, датируемых старовавилонским периодом средней бронзы. 2-й фрагмент небольшой, содержит всего 7 знаков. На них написаны законы в стиле Кодекса Хаммурапи, Законов Эшнунны, Книги Исхода и хеттских законов, всего семь. Фрагменты включают законы, касающиеся частей тела и повреждений, в том числе рабов.

Сезон раскопок 2013 г. касался районов позднего бронзового века (LBA) M-East и M-West. M-East включал небольшие элементы MBA и представлял собой крупное событие разрушения с обширным горением. В сезонах 2014 и 2015 годов были отработаны слои железного века со II по 8 век до н.э. на участке M3 и на участке железного века M4. Там было найдено несколько необожженных ткацких грузов. Раскопки 2016 г. проводились в слое разрушения административного дворца LBA на площади М3. Находки включали фрагменты египетской статуи. Также были дополнительно исследованы стоячий каменный комплекс 10 века до н.э. и укрепления 9 века до н.э., построенные поверх слоя разрушения LBA. В 2017 году раскопки были сосредоточены на участке LBA M3, где находится административный дворец с монументальной базальтовой входной лестницей. Также продолжались работы над укреплениями железного века II. Последние раскопки, 29-й сезон, проводились с июня по июль 2018 года. Обрабатывались районы: LBA M3, 8-й век до н.э. и персидский M4, а также 8-й и 10-й века до н.э. M68.

В целом Хазор предоставил больше клинописных табличек, чем любое другое место в Южном Леванте. Они делятся на две группы. Те, что относятся к периоду средней бронзы, написаны на стандартном древневавилонском аккадском языке, а те, что относятся к позднему бронзовому веку, написаны на местном диалекте, типичном для египетских времен Нового Царства.

Находки из раскопок хранятся в музее кибуца Айелет ха-Шахар. В 2008 году некоторые экспонаты в музее пострадали в результате землетрясения.

 

История

Ранний бронзовый век
Первое поселение, раскопанное в Тель-Хацоре, датируется периодом II и III раннего бронзового века, существовавшим примерно в 28-м и 24-м веках до нашей эры. Он был частью системы поселений вокруг долины Хула, включая Абель-Бет-Мааха, Дан и Кедеш. Поселение было вскрыто на ограниченных участках, где было обнаружено несколько домов. Судя по этим находкам, Хазор раннего бронзового века не был значительным поселением. При этом кажется, что большое монументальное сооружение, относящееся к следующему периоду средней бронзы, уже было возведено в эпоху ранней бронзы, где-то после 27 века до нашей эры. Если это правда, то это означает, что уже в начале своего существования Хацор был хорошо спланированным поселением, которое служило городским центром. На нем также показан один из самых ранних примеров базальтовых плит, используемых в качестве фундамента для стен (ортостатов) в Южном Леванте, которому только предшествовал храм из Тель-Мегиддо. Переход к периоду раннего бронзового века III характеризуется перемещением людей из сельских районов долины в крупные городские поселения, такие как Хацор, Дан и Абель-Бет-Мааха. Таким образом, создание возможного дворца в Асоре, а также в Дане свидетельствует об этом явлении.

Большая часть керамики Хазора того времени относится к типу Хирбет Керак. Петрографическое исследование этих сосудов показало, что они были сделаны из местных глин и что Хазор сыграл ключевую роль в их распространении по стране. Исследование также показало, что другие виды керамики были сделаны из другого источника местной глины. Это использование двух разных местных глин для двух разных семейств судов может указывать на техническое решение или, иным образом, на наличие двух или более мастерских. Одна теория предполагает, что производители инструментов Хирбет Керак, которые были завезены в поселение, выбрали или были вынуждены использовать другой источник глины, не контролируемый другими мастерскими. Примечательно обнаружение 15 отпечатков цилиндрических печатей на глиняной посуде этого периода, а также еще один, найденный примерно в 2 км к югу. Это собрание является одним из крупнейших в южном Леванте, и тот факт, что оно было найдено на таком небольшом участке раскопок, еще раз подтверждает реконструкцию Хацора как важного города того периода.

Средний бронзовый век
Этот период, в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, представляет собой период упадка городов, отделяющий ранний бронзовый век, который является первой городской эпохой Леванта, от реурбанизации региона в средний бронзовый век. По всей стране большинство городов были заброшены, и археологи находили в основном небольшие сельскохозяйственные деревни и гробницы. Хазор — одно из немногих исключений. На этом месте были обнаружены остатки нескольких построек этого периода, которые показывают, что Хазор действительно был заселен в этот период. На этом месте было обнаружено большое количество глиняной посуды, принадлежащей семье Мегиддо Уэр, которая представляет собой крупнейшее собрание такого рода на юге Леванта. Также было собрано большое количество медных слитков. Эти два открытия могут пролить свет на гончарное и металлургическое производство, существовавшее в Хацоре в этот период, доказав его региональное значение в этот период упадка.

Средний бронзовый век
Во время Средней бронзы IIA (MBIIA; 1820–1550) Хазор был вассалом Иши-Адду из Катны.

Тексты проклятий
В Египте Хацор упоминается в текстах проклятий.

Марий Архив
В Мари (Сирия), на реке Евфрат, в письмах упоминается Хацор во времена правления Ясмах-Адада и Зимри-Лима. Хацор является частью торгового пути Хазор-Катна-Мари. В Хазоре также был найден фрагмент таблички, в которой указан ожидаемый торговый путь из Хазора в Мари, а затем в Экаллатум.

Поздний бронзовый век
Во время второго промежуточного периода в Египте и в начале Нового царства (вместе между 18 веком до н.э. и 13 веком до н.э.) Ханаан был вассальным государством Египта; таким образом, документы 14-го века из архива Эль-Амарны в Египте описывают царя Хацора (в письмах Амарны называемого Хасурой) Абди-Тирши как присягнувшего на верность египетскому фараону.

Согласно Книге Иисуса Навина, Асор был резиденцией Иавина, могущественного ханаанского царя, который возглавил ханаанскую конфедерацию против Иисуса Навина, но потерпел поражение от Иисуса Навина, который сжег Хацора дотла. Согласно Книге Судей, Асор был резиденцией Иавина, царя Ханаана, чей полководец Сисара повел ханаанскую армию против Варака, но в конечном итоге потерпел поражение. Исследователи текстов считают, что прозаический рассказ о Вараке, который отличается от поэтического рассказа в Песне Деборы, представляет собой объединение рассказов о двух отдельных событиях: один касается Варака и Сисары, как и поэтический рассказ, а другой - о союзе Иавина. и поражение. Кроме того, Книга Судей и Книга Иисуса Навина могут быть параллельными рассказами, относящимися к одним и тем же событиям, а не описывающим разные периоды времени, и, таким образом, они могут относиться к одному и тому же Иавину, могущественному царю, базирующемуся в Асоре, чья ханаанская конфедерация потерпела поражение. израильской армией.

Исраэль Финкельштейн утверждает, что израильтяне возникли как субкультура в ханаанском обществе, и отвергает библейский рассказ о завоевании израильтянами Ханаана. С этой точки зрения Книга Иисуса Навина объединяет несколько независимых сражений между разрозненными группами на протяжении веков и искусственно приписывает их одному лидеру, Иисусу Навину. Один археологический пласт, датируемый примерно 1200 г. до н.э., имеет признаки катастрофического пожара, а клинописные таблички, найденные на этом месте, относятся к монархам по имени Ибни Адди, где Ибни может быть этимологическим происхождением Явина (Джабина). В городе также есть признаки того, что до его разрушения он был великолепным ханаанским городом с большими храмами и роскошными дворцами, разделенными на верхний акрополь и нижний город; этот город, очевидно, был крупным ханаанским городом. Он предположил, что разрушение Хазора было результатом междоусобиц, нападений народов моря и/или результатом общего краха цивилизации во всем Восточном Средиземноморье в эпоху поздней бронзы.

Амнон Бен-Тор из Еврейского университета в Иерусалиме считает, что недавно обнаруженные свидетельства насильственного уничтожения путем сжигания подтверждают библейское повествование. В 2012 году группа под руководством Бен-Тора и Шэрон Цукерман обнаружила выжженный дворец 13 века до н. э., в кладовых которого они обнаружили 3400-летние кувшины с сожженным урожаем; Шэрон Цукерман не согласилась с теорией Бен-Тора и заявила, что сожжение было результатом того, что многочисленные группировки города противостояли друг другу с чрезмерной силой.

Христианские полемисты утверждали, что артефакт, найденный в Хацоре, принадлежит «Аллаху, богу луны».

Израильтянин Хацор
Археологические останки предполагают, что после его разрушения город Хацор был перестроен как небольшая деревня на «территории Неффалима» (Иисус Навин 19:36). Согласно Книге Царств, город, наряду с Мегиддо и Гезером, был значительно укреплен и расширен Соломоном. Как и в Мегиддо и Гезере, останки в Хазоре показывают, что в раннем железном веке город приобрел очень характерные шестикамерные ворота, а также характерный стиль его административных зданий; археологи определили, что эти сооружения в Хацоре были построены тем же руководством, что и сооружения в Мегиддо и Гезере. Некоторые археологи заключают, что они были построены в десятом веке царем Соломоном; другие датируют эти постройки началом 9 века до нашей эры, во время правления Омридов.

Игаэль Ядин, один из первых археологов, работавших на этом месте, увидел, что некоторые черты явно принадлежат Омриде; В Мегиддо, Гезере и Хацоре есть глубокие каменные ямы, от основания которых шли вырубленные в скале туннели, ведущие к колодцу, достигающему уровня грунтовых вод, в качестве систем водоснабжения, которые Ядин приписывал правлению Ахава; Ядин также приписал Ахаву цитадель размером 25 х 21 м, со стенами толщиной два метра, которая была возведена в западной части Хацора. Датировка Ядина была основана на предположении, что слой, связанный с воротами и административными зданиями, был построен Соломоном.

Археологические находки указывают на то, что во второй половине IX века до н. э., когда царем Израиля был Ииуй, Хацор попал под контроль Арама Дамаска. Некоторые археологи подозревают, что после этого завоевания Асор был перестроен Арамом, вероятно, как арамейский город. Когда позже ассирийцы победили арамейцев, Хацор, по-видимому, вернулся под контроль израильтян; Ассирийские записи показывают, что Иоас, царь Израиля в то время, платил дань Ассирии, и Израиль стал вассальным государством Ассирии. Впоследствии город, наряду с остальной частью Израильского царства, вступил в период большого процветания, особенно во время правления Иеровоама II. Некоторые археологи относят к этой эпохе более поздние крупномасштабные постройки в Хацоре, Мегиддо и Гезере, в том числе вырубленные в скалах системы водоснабжения.

Попытка Израиля восстать против ассирийского господства привела к вторжению войск ассирийского правителя Тиглатпаласара III; данные на местах свидетельствуют о том, что были предприняты поспешные попытки укрепить оборону Хазора. Несмотря на оборону, в 732 г. до н. э. Хацор был взят в плен, его население депортировано, а город сожжен дотла.