Ятир или Яттир, Израиль

 Ятир или Яттир

 

Описание Ятира или Яттира

Руины Хирбет Ятир расположены на низком скалистом холме и покрывает десять акров на южных иудейских холмах, на краю пустыни Негев. Участок является частью области, известной как лес Яттир или Ятир - крупнейший засаженный лес в стране, названный в честь разрушенного города. Деревня относится к железному веку и была довольно большой христианской деревней в византийский период.

 

Древние останки включают каменные стены и своды подземных зданий. Большинство развалин на этом месте датируется византийскому периоду, хотя ранние периоды встречаются среди руин или интегрированы в более поздние периоды домов.

Ятир или Яттир

Расположение и воздушная карта:
Руины Хирбет Яттир расположены на невысоком скалистом холме площадью десять акров в Южно-Иудейских холмах, на краю пустыни Негев. Это место является частью территории, известной как лес Яттир — крупнейший лесной массив в стране, названный в честь разрушенного города.

Руины расположены в 12 км к северо-западу от Арада, недалеко от зеленой линии до 1967 года. До него можно добраться по шоссе № 31 (Арад-Беэр-Шева) по шоссе № 80 (от перекрестка Тель-Арад) или по шоссе № 316.

История места:
Энеолит и ранний бронзовый период

Фрагменты керамики были обнаружены при раскопках, в основном на участке Б в центре городища. Но никаких построек, относящихся к этим более ранним периодам, не было. Хотя раскопки проводились лишь на нескольких участках, деревня, вероятно, была построена в 10 веке до н.э.

Библейский (10-6 вв. до н.э.)

Яттир (Джаттир) упоминается в нескольких библейских текстах, подразумевая, что город был основан и заселен во времена Иудейского царства (10-7 вв. до н.э.):

Иисус Навин 15:48: «Вот удел колена сыновей Иуды по племенам их… и в горах Шамир, и Иаттир, и Сохо…»
Иисус Навин 21:13-14: «И дали они сынам Аарона священника… Иаттир и предместья его, и Ештемуа и предместья ее…»
1 Царств 30:27: «И тем, которые были в Вефиле, и тем, кто был в южном Рамофе, и тем, кто был в Иаттире».

1 Паралипоменон 6:57: «И сыновьям Аарона дали города Иуды, а именно Хеврон, город беглеца, и Ливну с предместьями ее, и Иаттир, и Ештемоа с предместьями их».
На большей части памятника, особенно в его центре, археологи обнаружили остатки глиняной посуды периода позднего железного века (VII в. до н. э.).

Деревня была разрушена в VI веке после вторжения вавилонян во главе с Навуходоносором (587 г. до н. э.). Разрушение Иудеи привело к тому, что идумеи с юга заняли этот регион после того, как они были изгнаны из своей страны набатейцами.

Персидский (6–4 вв. До н.э.)

Остатки глиняной посуды этого периода были найдены немного.

Эллинистический, хасмонейский и раннеримский периоды (4 век до н.э. – 2 век н.э.)

Остатки керамики этого периода обычны на памятнике, особенно в его центре, что свидетельствует о росте населения.

Яттир был захвачен хасмонейским царем Иоанном Гирканом (годы правления 134–104 гг. до н. э.) в рамках его кампании против идумейцев в 110 г. до н. э. Так пришел конец идумейскому контролю над территорией, как обещано в пророчестве (Авд. 1, 19): «И южные овладеют горой Исава».

По словам историка Иосифа Флавия, идумейские города и деревни (район вокруг Хеврона и Беэр-Шевы) были обращены в иудаизм Хасмонеями (Древности 13 9: 1):

«Гиркан взял также Дору и Мариссу, города Идумеи, и покорил всех идумеев; и разрешил им остаться в этой стране, если они будут обрезать свои гениталии и пользоваться законами евреев; и они так желали жить в стране своих предков, что подчинились обрезанию и прочим еврейским образам жизни; и в это время с ними случилось то, что отныне они были не кем иным, как иудеями».

Еврейские ритуалы, практиковавшиеся в Яттире в период второго храма, очевидны в находках каменных сосудов в нескольких местах.

Судьба Яттира во время великого восстания неизвестна, хотя обращенные идумеяне были известны своими храбрыми боями против римлян, которые могли привести к трагическим результатам в Яттире. Во время второго восстания против римлян, известного как восстание Бар-Кохбы (132-135 гг. н.э.), деревня была разрушена.

Позднеримский период (2–4 вв. н. э.)
Как приграничная пустынная деревня, Яттир, вероятно, был заселен солдатами-ветеранами в конце 2-го века. Эти поселенцы получали землю для выращивания сельскохозяйственных культур, а также помогали в охране дорог и крепостей вокруг участка. Поселения были частью попыток империи укрепить восточную границу Римской империи — Лимес Арабикус. Линия границы простиралась на 1500 км от Северной Сирии до Красного моря, и ее оборона основывалась на опорных деревнях, фортах, сторожевых башнях и соединительных дорогах. Это защитило империю от набегов варварских племен Аравийской пустыни. В конце 3 века Лимесы были реструктурированы Диоклетианом и переименованы в Лимесы Палестинские. Он продолжал поддерживать оборону Византийской империи до 6 века.

Византийский период (4-7 вв. н.э.)

Яттир был богатой и большой деревней в византийский период.

Евсевий Памфил (более известный как Евсевий Кесарийский), греческий историк Церкви IV века, писал в своей книге «Ономастикон» о Яттире, что он расположен в 20 милях к югу от Елевферополя (Бейт-Гуверин). В его время Яттир (здесь: Иетерия) стал христианской деревней.

 

«Есть также теперь (очень) большая деревня (названная) Иетерия в двадцати милях от Элеутерополиса в (внутренней части) Даромы близ Малатона. Все его жители христиане».

Большинство архитектурных остатков и монет датируются шестым и началом седьмого века.

Деревня также появляется на карте Мадабы 6-го века, ее значок изображен в виде двух строений с красными крышами, окруженных тремя башнями. Надпись над иконкой гласит: «Иетор также Иетерия». Иетор ссылается на Ефер, еще одно библейское место, указанное в Иудее, которое мозаика объединила в одно и то же место (Иисус Навин 19:7): «Аин, Реммон, Ефер и Ашан; четыре города и их деревни».

Ранний арабский период (7-10 вв. н.э.)
Деревня не была разрушена во время ранней мусульманской оккупации. Восточная церковь была преобразована в мечеть, которая просуществовала до десятого века.

В течение длительного периода (с 10 по 13 века) это место было заброшено. Он был повторно оккупирован в период мамлюков, который был последней фазой оккупации.

Османский период (19 век)
Кондер и Китченер исследовали этот район во время исследования Западной Палестины (SWP) в 1873 году. Они правильно определили это место (том 3, стр. 404):

«Джаттир (Иисус Навин, XV, 48), место в одной группе с другими на этом Листе, упомянутое рядом с Сокохом (Шувейке), вероятно, является руинами Аттира. В «Ономастиконе» то же самое место упоминается как близ Малаты (Телль-эль-Мильх), в Дароме, и все его жители, как говорят, были христианами. «Аттир находится в 10 английских милях от Телль Миля».

Их отчет об осмотре краток (стр. 408): «Хурбет аттир - Фундаменты и груды камней. Большое количество пещер. Разрушенная каменная гробница; несколько упавших столбов-валов и цистерн. У руин, стоящих на холме, есть Куббе. Многие из пещер имеют каменные арки к дверям. Осталось большое здание, осталось четыре ряда стены. Под руинами на склоне холма находится большой маслобойня».

Современный период
Раскопки здесь проводились в 1995-1999 годах под руководством Ханана Эшеля, Джоди Магнесс и Эли Шенхав. Были вскрыты и осмотрены четыре участка раскопа, пронумерованные от A до D.

 

Западная церковь

Ятир или Яттир

Ятир или Яттир

 

Чатные дома в Ятире или Яттире

Ятир или Яттир

 

Мечеть в Ятире или Яттире

Ятир или Яттир