Хосн Сулейман

Хосн Сулейман

 

Описание Хосн Сулеймана

Расположение: Тартусская провинция

Хосн Сулейман - древний археологический объект, расположенный в провинции Тартус в Сирии. Ближайшие города к этому месту Дрейкиш, расположенные в 20 км, и большой город Тартус на расстоянии 56 км. Археологический объект Хосн Сулейман, также известный как храм Хихи или дом Сиси, был, вероятно, построен в 2000 году до н.э. племенами из Ханаана. Поселение было выбрано стратегически. Расположенный на склоне горы Альнаби-Альсале на высоте 950 метров над уровнем моря он контролировал окружающими равнинами. Жители Хосн Сулеймана посвятили центральный храм своему главному богу Баалу и Ваалу. Культ этого языческого божества был известен человеческими жертвами во время войн, язв, голода и других трудностей. Кстати колония финикийцев, Карфаген, тоже как известно не брезговало жертвами детей. Во время Пунических войн лозунг Катона "Карфаген должен быть разрушен" базировался именно на факте, что его жители приносили в жертву детей, что кстати недавно было доказано археологическими находками. Даже слово Ганибал или Канибал, имя величайшего карфагенского генерала, стало синонином поедания человеческой плоти.

 

История

Первые постройки, вероятно, происходили параллельно с заселением местности, в до н.э. Они начались в сельской местности после персидского завоевания 539 года. Первоначально храм был посвящен местной версии Ваала, который в эллинистические времена отождествлялся с Зевсом. Ручей, протекающий через двор храма, ассоциировался с богиней Астартой. Регион относился к сфере влияния острова Арвад, и добываемая здесь древесина играла большую роль в кораблестроении финикийского государства.

Останки, видимые сегодня, относятся к эпохе до нашей эры. Они происходят из времен римского владычества в Сирии, которое началось в 64 году: первые постройки начались в I веке, но львиная доля работ была проделана во времена правления Септимия Севера, в самом конце II века. Культ здесь поддерживали императоры, надпись Валериана и Галлиена, датированная 255 годом на стене комплекса, подтверждает привилегии местного населения. Святилище функционировало до 4 века, до тех пор оно было освобождено от налогов и имело контроль над налогами окружающего населения.

Рядом с храмом Юпитера Баотокеанского можно увидеть еще одну руину с неопределенной функцией (церковь или нимфей), которая позже была перестроена в христианскую базилику. Из-за последнего эту группу построек принято называть даджр, т.е. монастырь. Авторитетное описание здания было подготовлено немцами Даниэлем Кренкером и Вилли Зшицшманном в 1930-х годах. Начиная с 1990-91 годов Сирийское управление археологии проводило небольшие раскопки на руинах.

 

Руины

Храм Хусна Сулеймана состоит из внутреннего двора размером 134x85 метров и святилища в его центре по общему сиро-финикийскому образцу (другие примеры можно найти в Угарите, Баальбеке, Пальмире, Дамаске и многих других местах). Стены двора, в основном еще стоящие, но в нескольких местах уже обрушившиеся, сложены из циклопических камней, некоторые из которых имеют размеры до 10x2,5 метра. В середине каждой стены - ворота, из которых северные самые большие: 15-метровый тройной вход, к которому как внутри, так и снаружи присоединялся портик, состоящий из восьми-восьми колонн. Внешний портик был украшен нишей и двумя боковыми входами, здесь же была помещена упомянутая выше императорская надпись. Северная стена также украшена небольшим рельефом льва с обоих концов.

Восточные и западные ворота намного меньше и менее богато украшены, в остальном они почти зеркальные отражения друг друга. Место соприкосновения двух надбровных камней украшено резьбой с изображением орла и двух человек, а снаружи по бокам от ворот есть ниши. Эти двое ворот украшены резьбой в виде львиных голов со стороны, обращенной во двор, и человеческих лиц снаружи. На внешней стене восточных ворот надпись на греческом языке 171 года увековечивает приношение местных жителей. Простые южные ворота не сохранились, их место сейчас занимает современный дом.

Ячейка, выходящая на север, сама находится в очень ветхом состоянии, заполнена собственными обломками, но можно определить, что она принадлежала к типу псевдопериптероса. Перед его главным фасадом стояло шесть колонн, а к ним со двора ведут 39 ступеней, которые разделены меньшей террасой: в то время здесь стоял один из жертвенных алтарей. (К востоку от камеры находилась гораздо большая.) Внутри камеры также были обнаружены остатки лестницы, которая, скорее всего, вела на террасу на крыше, использовавшуюся для церемоний.

Комплекс под названием даджр теперь отделен от языческой церкви дорогой. Его руины до сих пор используются для сельскохозяйственного производства, кроме некоторых участков стен, есть только одна эффектная часть: небольшой фасад церкви с двумя колоннами в ионическом стиле, украшенными рельефным изображением орла.