Диоскурия/ Диоскуриада

Описание

Диоскуриада (по-гречески Διοσκουριάς, Διοσκουρίς) — название древнегреческого города, расположенного в Колхиде, в настоящее время на территории Абхазии, на восточном побережье Черного моря.

Согласно «Периплу» Псевдо Скилакса, он располагался недалеко от городов Фасис и Гиено, хотя он указывает, что эти два последних города были основаны греками, а не Диоскуриадой, а Арриан из Никомедии говорит, что это была колония Милет. Археологические находки подтверждают его милетское происхождение, а его основание можно датировать 6 веком до нашей эры. в.

Существовало предание, что его название связано с тем, что он был основан Амфитоном и Телькио, колесничими Диоскуров, Кастором и Поллуксом, или просто хранил память о пребывании Диоскуров в этом месте во время Экспедиция аргонавтов в Колхиду.

Согласно Страбону, это было недалеко от реки Карес, и он говорит, что в этом районе встречались около семидесяти племен, говорящих на разных языках, большинство из которых были сарматами и кавказцами, а среди самых особенных были птирофаги и соаны.Плиний Старший, который Он находит его рядом с рекой Антемунте, отмечает, что в его время он был пустынным, но что в другое время он был настолько известен, что Тимосфен сказал, что раньше у греков было сто тридцать переводчиков для заключения торговых сделок с примерно тремя сотнями различных племена, стекавшиеся сюда.

Апиано указывает, что это было место, где Митридат VI укрылся во время бегства от римлян.

По словам Арриано, позже он изменил свое название на Себастополис.

Его местонахождение является предметом споров, так как обычно считается, что он был в нынешнем городе Сухуми, но он занимает большую территорию, а также говорится, что часть города была затоплена в аррианские времена, что не доказано.

 

Расположение

Расположен в центре нынешнего Сухуми, большей частью на дне Сухумской акватории, между реками Адзапш и Беслет.

В 1953 году Юрий Мовчан, начальник физкультуры одного из санаториев, заметил на морском дне у берега каменный валун. Это оказались руины старого города Диоскурии.

 

Этимология

Названные в честь близнецов Леды Диоскуров, Полидевка и Кастора, они также были в Колхиде с Ясоном. Эту версию разделяет Помпоний Мела. Некоторые авторы (Страбон, Плиний Старший) сообщают нам, что его основали Кастор и Поллукс, Амфитий и Керкий (Амфистратос и Рекас).

 

История

2500 лет назад греческие торговцы из Милета основали колонию Диоскурия на восточном побережье Черного моря. Один из основателей, Амфитий, был купцом, а другой, Церкий, воином, поэтому символами Диоскуров считались меч и амфора. Диоскурия вместе с Пифием, Гиеноном и Фасисом представляла собой один из центров главной торговой системы восточного Причерноморья. Сюда приезжало много купцов из разных стран. Город также был хорошо защищен, о чем свидетельствуют древние руины в Сухумской котловине. V-IV вв. Массивные военные оборонительные сооружения в греческом стиле. Еще со времен основателей городом управляла олигархия — совет военных и крупных торговцев. Предполагается, что название «Диоскурия» произошло от братьев-близнецов Диоскуров, то есть сыновей Зевса — Полидевке и Кастора. Они были братьями Елены Троянской и участвовали в походе аргонавтов вместе с Ясоном. Культ Диоскуров был широко распространен как в Древней Греции, так и в Риме. Диоскуры представлены гороскопом Мархбива, тех самых Близнецов, символом которых являются два человека. Изображение Диоскуров встречается и на деньгах. В музее Симона Джанашия хранятся 12 монет, отчеканенных в Диоскурии и тоже с надписями - ΔΙΟΣ/ΚΟΥΡΙΑ/ΔΟΣ. Предполагается, что деньги в B.C. Вырублен во II-I вв. В это время Митридат VI, царь Понта, присоединил к своим владениям восточное побережье Черного моря. Диоскуры уже при Митридате содержали муниципальные структуры и чеканили собственные медные деньги. Диоскурия была резиденцией администрации Понтийского Колхета. Гарнизон Митридата VI находился в Диоскурии, а чеканка монет контролировалась назначенным им чиновником. ДО Н.Э. Митридат, преследуемый римлянами в 65-64 годах нашей эры, укрылся в Диоскурии. Географ I века Страбон писал: «Диоскурия есть начало горла между Каспийским и Понтийским морями и общий торговый центр народов, живущих над ним и около него; Здесь собираются люди 70 национальностей». В начале возникновения новой нации произошла какая-то катастрофа, вызвавшая разрушение или упадок древнегреческого поселения. В этот период в Причерноморье наблюдаются сильные землетрясения, которые наносят ущерб многим городам. включая Ольвию, Пантикапей и Трапезунд.

Римский ученый Плиний, погибший при извержении Везувия в 79 году нашей эры, писал о Диоскурии: «Город этот ныне заброшен, но был так знаменит, что, по свидетельству Тимосфена, в нем собралось 300 человек разных национальностей и языков. А после этого наши римляне вели свои дела с помощью 130 переводчиков. Плевиус пишет, что на этом месте существовал римский город Себастополис. Но римский город, как и греческий, постигло какое-то стихийное бедствие.

Во времена существования Себастополиса здесь стояла римская когорта. Центр римской администрации переместился из Диоскурии в Пифий, хотя, похоже, не пришел в упадок. Город был окружен массивной деревянной стеной. Во время нашествия готов в 134-136 годах город был сожжен, а римская когорта уничтожена, после чего Севастополь исчезает из исторических источников.

Лишь в середине VI века византийский историк Прокопий Кесарийский упоминает о небольшой крепости, стоявшей на дороге из Лазика в Азовское море. В те годы император Юстиниан воевал с персами. Поскольку он думал, что не сможет удержать Себастополис и Питиунт (Бичвинту), он разрушил их в 550 г. и взял оттуда гарнизон. Но вскоре византийцы отстроили город Себастополис. И тогда его след исчезает.

Город продолжал существовать под названием «Кхуми». Это был морской порт и небольшой городок торгового значения в Абазгтинском княжестве. Одной из целей стены Келасури была защита с востока. Цхум был сожжен арабами в 737 году. После Марвану Кру удалось преодолеть стену ущелья и вторгнуться в Абхазию. После этого начинается история Сухуми, который уже был средневековым феодальным поселением. Упоминаются крестоносцы, пришедшие сюда в 1120 году. куда они прибыли на лодке и вернулись обратно тем же путем.

 

Сегодняшний день

На побережье Сухуми было найдено много интересных археологических материалов. Амфоры, монеты, надгробия, остатки фортификационных систем, оружие. Большинство из них до сих пор хранятся в историческом музее Сухуми. Однако город почти неизведан, ведь открытия здесь начались только в 80-х годах. Война в Абхазии окончательно перечеркнула стремление всех исторических экспедиций проводить археологические работы на территории города. Зимой, когда море полностью очищается, по дну порта все еще можно увидеть четырнадцать греческих колонн, хранящих великую тайну истории города.