Церковь Вотивкирхе (Вена)

Вотивкирхе (Вена)

 

Описание Вотивкирхе (Вена)

Церковь Вотивкирхе (Вена)

Адрес: Рингштрассе

 

Венская Вотивкирхе — римско-католическая церковь на Рингштрассе в районе Альзергрунд и одно из самых важных сакральных зданий в неоготическом стиле в мире. Создание собора, построенного архитектором Генрихом Ферстелем, восходит к провалу покушения на молодого императора Франца Иосифа I 18 февраля 1853 года, совершенного портным-подмастерьем Яношем Либеньи. Вотивкирхе высотой 99 метров является второй по высоте церковью Вены. Иногда его ошибочно называют «Собором на Рингштрассе».

Церковь Вотивкирхе (Вена)

 

История

Предыстория

После убийства брат Франца Иосифа, эрцгерцог Фердинанд Максимилиан, впоследствии император Мексики, призвал к сбору пожертвований на строительство новой церкви в Вене «в благодарность за спасение Его Величества». Его планировалось воздвигнуть как вотивное приношение (благодарственный дар) народов монархии за спасение Франца-Иосифа. На призыв сделать пожертвования откликнулись 300 000 граждан. Все народы Дунайской монархии должны были найти свой духовный и политический дом в новом соборе.

2 апреля 1854 года в «Винер Цайтунг» был объявлен международный архитектурный конкурс на строительство церкви, на который было представлено 75 проектов. Жюри выбрало проект тогдашнего 26-летнего архитектора Генриха Ферстеля. Первоначально для церкви планировалось построить площадку возле дворца Бельведер. Однако от этой идеи отказались из-за удаленности. Наконец, в качестве площадки для строительства был выбран земельный участок в районе снесенного гласиса в Альсерворштадте. Первый камень в фундамент был заложен 24 апреля 1856 года императором Францем Иосифом и кардиналом Раушером в присутствии 80 архиепископов и епископов. Известняк был взят из долины Иосафата (Елеонской горы) в Иерусалиме.

 

История строительства

Руководитель пражского строительства и мастер-каменщик Йозеф Краннер оценил возможные типы камня: Известняк из Вёллерсдорфа в карьерах семей Егеров и Моосбругеров был особенно красивым и твердым. Будучи «главным мастером» обетного церковного здания, он под руководством мастеров и всей рабочей силы устроил строительную избу на 200 (!) каменщиков, модельный цех, кабинет с чертёжным этажом наверху, кузницу магазин и т. д. После его смерти в 1871 году эту задачу взял на себя Герман Ривель.

Строительство церкви длилось более 20 лет. Сначала были заложены фундаменты хора и построен хор, достигший высоты абсидных капелл в 1857 году и поднятый вместе с трансептом на высоту боковых приделов к 1859 году. В 1860 году были заложены фундаменты башен и поднят неф на высоту боковых приделов. В 1861 году вся церковь достигла высоты боковых приделов. С 1862 по 1863 год башни и неф были подняты на высоту главного нефа.В 1864 году начались работы над круизным лайнером и башни были подняты до среднего фронтона крыши. Ферстель вложил в строительство башен особую энергию, поскольку башни крупных церквей часто оставались незавершенными. Благодаря субсидии Венского городского совета в размере 150 000 гульденов он смог завершить строительство башен на десятом году строительства и 18 августа 1868 года достиг высоты 99 м. В 1872 году неф был сводчатым, а год спустя построены башни, построенные Георгом Зиглем и поставленные его компанией. Установлены фермы крыши. Проектирование интерьера и завершение строительных работ заняли еще шесть лет. После 23 лет строительства церковь была освящена 24 апреля 1879 года по случаю серебряной годовщины свадьбы императорской четы.

Площадь перед Вотивной церковью называлась Максимилианплац. С 1862 по 1918 год Вотивная церковь была католической гарнизонной церковью Вены по приказу императора Франца Иосифа I. Венская вотивная церковь является важной моделью Шпейерской мемориальной церкви.

Церковь Вотивкирхе (Вена)  Церковь Вотивкирхе (Вена) 

 

Описание конструкции

План

Вотивная церковь представляет собой трехнефную базилику с амбулаторием и часовней; хор находится на западе. Главный неф имеет длину девять пролетов, трансепт — семь пролетов. Точка пересечения нефа и трансепта образует пересечение. Вместо переправочной башни установлена ​​простая турель на крыше. На главном восточном фасаде доминируют две колоссальные башни. Помимо креста, выделенного звездным сводом, Вотивная церковь отличается крестовым сводом. Двускатную крышу нефа и трансепта венчает коньковый орнамент. Боковые нефы составляют половину ширины и почти половину высоты центрального нефа. Они отделены от главного нефа аркадными колоннами. Боковые нефы расширены отдельными часовнями, отделяющими их друг от друга углубленными колоннами. Эта структура предполагает элементарную структуру с 5 проходами. Часовни, обрамляющие трансепт, простираются до высоты вестибюлей, создавая впечатление трехнефного трансепта. Кроме того, они сглаживают переход от проекции трансепта к хору. Между хором и трансептом всего один пролет, так что руководитель хора сидит почти прямо на трансепте. Это создает впечатление централизации.

 

Вотивная церковь – переписки как концепция

Важным аспектом вотивной церкви является всесторонний прорыв и взаимное соответствие здания. Вертикальное деление внешних фасадов соответствует дизайну интерьера и развивается из него. Зона трифория в нефе опущена, а вместо нее в хор вставлена ​​галерея. В результате происходит вертикальное разделение интерьера хора на три части: венок капеллы, галерея без окон и фонарь.

Вертикальное деление хора определяет все внешнее деление фасада церкви. Каждая высота этих трех частей имеет аналоги на остальных фасадах, эти связи создаются посредством карнизов и парапетов. Самая нижняя зона хора заканчивается снаружи карнизом венца капеллы. Этот элемент разделения продолжается в парапетах над вестибюлями трансепта, в водопадах над часовнями боковых нефов и, наконец, образует карниз под галереей скульптур на восточном фасаде. Высота и положение хоровой галереи точно соответствуют галерее статуй на главном фасаде. Верхний конец этой галереи проходит вдоль нефа в виде ажурной балюстрады и венчает боковые нефы. Завершение хора продолжается ажурным парапетом, венчающим неф, образующим третье кольцо.

Элементарная пятинефная конструкция также продолжается снаружи и становится заметной благодаря тому факту, что втянутые контрфорсы, образующие часовни, заканчиваются снаружи не одной, а двумя ветвями.

Второй важный момент – это противостояние и пересечение горизонтальных и вертикальных тенденций. Пояса балюстрад и карнизы неоднократно пронизаны ресницами со слепым узором. При продевании карниза через этот ватин происходит дальнейшее проникновение.

 

Строительный материал

Относительно твердый песчаник, из которого в основном построена церковь, добывается в карьерах недалеко от Веллерсдорфа и Брунн-ам-Штайнфельда.

Обе башни не имеют видимой снаружи крыши, а образуют наверху несколько прозрачный и ветропроницаемый каркас из 8 стоек по краям стройной 8-гранной пирамиды, которые соединены лишь поперек орнаментом на нижняя половина высоты. Наконечник заканчивается двойным крестом наверху. По мере того, как каменная конструкция увеличивается к вершине, она становится более чувствительной к воздействиям, вызванным землетрясениями, ветровыми нагрузками или восхождением. Чтобы усилить гравитационную конструкцию, верх башни с силой опускается с помощью 4 цепей, проходящих прямо внутри каменных опор. Железные рычаги длиной более 1 м увеличивают вес толкателя массой около 50 кг примерно в 8 раз.

 

Оборудование и мебель

Окно

Первоначально здесь было 78 расписных окон, в основном с фигурами. Проекты для него исходили, в частности, от Йозефа фон Фюриха, Эдварда фон Штайнле, Фердинанда Лауфбергера и других выдающихся австрийских художников. Большая часть окрашенных стекол была изготовлена ​​компанией по окраске стекла Geyling в Вене и фабрикой по окраске стекла Neuhauser в Инсбруке. В общей сложности на витражи было потрачено 225 000 гульденов, причем в основном дворяне и священнослужители пожертвовали отдельные витражи.

Во время Второй мировой войны стеклянные окна Вотивной церкви были разрушены, а затем временно застеклены. Во время реставрации церкви с 1960 по 1973 год большая часть стеклянных окон была переработана, поскольку, кроме большой розы на главном фасаде и императорского окна работы Эдуарда фон Штайнле в правой части трансепта, оригинальные рисунки отсутствовали, поэтому они не в своем первоначальном виде, их можно больше реконструировать. В рамках этой реконструкции в 1972/1973 году было установлено стеклянное окно с темой сопротивления и Франца Егерштеттера, которое было профинансировано за счет части имущества камерной певицы Марии Нимет. Это было первое священное произведение искусства, посвященное мученической кончине отказчика от военной службы из Верхней Австрии. Он расположен в Кройцкапелле, также известной как Часовня будничного дня, а ранее — Императорская часовня.

В Вотивкирхе также есть окно со сценой из концлагеря Маутхаузен. Узник с благословляющей рукой — капеллан Генрих Майер, обезглавленный в окружном суде Вены в последний день казни перед освобождением Австрии.

 

Алтари и часовни

На четырех пересечениях нефа и трансепта расположены четыре часовни: часовня епископа, часовня с четками, часовня с крестом и часовня для крещения. Есть еще алтари или часовни с левой и правой стороны нефа, а также алтарь Марии в середине амбулатории хора.

 

Главный алтарь

Главный алтарь представляет собой комбинацию кивория и алтаря-ретабла. Его спроектировал и частично изготовил скульптор Джозеф Гассер. Киборий имеет форму двух пересекающихся двускатных крыш, над пересечением которых возвышается вершина. В центре вершины расположена фигура Спасителя высотой 1,8 метра, окруженная четырьмя фигурами ангелов, опирающихся на небольшие столбы с орудиями страданий. На угловых вершинах кивория, который поддерживают четыре круглые колонны из красного саксонского гранита, расположены четыре меньшие фигуры святых: слева — покровитель церкви Карл Борромео и покровитель основателя Максимилиан Селия; справа, Иларий Пуатье и Бернар Клервоский.

Киборий расписан как внутри, так и снаружи на фронтонной поверхности. Передняя поверхность фронтона представляет собой посвящение Папы Пия IX. и был изготовлен в Риме. Престол выполнен из мрамора Ласа и поддерживается шестью колоннами из египетского алебастра. На престоле помещен ретабулум около четырех метров, выполненный из позолоченной бронзы и украшенный цветными эмалевыми изображениями.

Андреас Халбиг первоначально спроектировал и изготовил главный алтарь Вотивной церкви. Однако Ферстель отверг это предложение, поскольку оно мешало бы обзору амбулатории. Поэтому в 1873 году его установили в церкви августинцев в Вене, где он находится и сегодня.

 

Епископская часовня

Часовня епископа, также известная как Часовня Святого Сердца, с алтарем Святого Сердца, расположена на правом краю нефа, трансепт обращен к галерее. Четыре окна посвящены святому Амвросию Миланскому (доктору церкви), Альтману фон Пассау (основателю Геттвейгского аббатства), Клеменсу Марии Хофбауэру (покровителю Вены) и Папе Пию II. Алтарь выполнен из мрамора Ласа. Перед алтарем находятся три медальона. В центре изображен крест Воскресшего Христа с нимбом лучей, слева от него – поднимающийся из пламени феникс, а справа – пеликан, сердцем и душой кормящий своих детенышей. На алтаре изображены символы четырех евангелистов и жертвенного агнца Христа. Алтарь венчает статуя Святейшего Сердца и четыре рельефа, изображающие сцены Страстей Христовых.

 

Часовня Розария

Часовня Розария в правом углу пресвитерия и трансепта раньше была известна как Часовня принца. До 1986 года в этой часовне был установлен антверпенский алтарь в стиле поздней готики. В настоящее время в этой часовне установлена ​​тумба графа Никласа фон Зальма. Император Фердинанд I подарил эту гробницу в знак благодарности за то, что Зальм, будучи командующим австрийской армией, успешно защитил Вену от турок в 1529 году. Тумба была установлена ​​в Доротееркирхе в 1548 году. После того, как церковь была распущена в ходе йозефинизма, Тумба была приобретена семьей Зальм-Райффершайдт и перенесена в Моравию в 1790 году на топольный остров Мюльтайх в Райце недалеко от их замка Райц. Поскольку Вотивная церковь должна была стать церковью героев, Венская ассоциация древностей организовала возвращение Тумбы в Вену в 1878 году, заключив кредитное соглашение с семьей Зальм-Райффершайдт. Год спустя его установили в Вотивной церкви, где он находится и по сей день.

 

Крестовая часовня

Крестовая часовня, ранее известная как императорская часовня, в левом углу пресвитерия и трансепта, названа в честь крестового алтаря. Тема фресок – почитание Евхаристии. Из двух окон правое посвящено отказнику от военной службы по убеждениям Францу Егерштеттеру, а левое — испанцу Иоанну Божьему. Последний служил в испанском вспомогательном корпусе при обороне Вены от турок в 1529 году. Позже он основал Орден Братьев Милосердия. Алтарь сделан в основном из так называемого истрийского известняка (камня Гризиньяно), а для колонн и поверхностей заполнения использовался египетский алебастр. На алтаре изображено распятие между Святой Марией и апостолом Иоанном.

 

Крещенская часовня

Антверпенский алтарь в придворной оратории (музей)
Часовня крещения находится в левом углу нефа и трансепта. Внутри помещена восьмиугольная купель из египетского мрамора (алебастра). Колонны украшены статуями святых мучениц Екатерины Александрийской, Лаврентия Римского, Варвары Никомидийской и Стефана. Первоначально в этой часовне находилась тумба графа Никласа Зальма.

 

Антверпенский алтарь

В Вотивкирхе находится один из знаменитых антверпенских алтарей (ретабле), который выставлен в бывшей придворной часовне, превращенной в музей. Эта фламандская резьба по дереву середины или второй половины XV века с оригинальной полихромией изображает страстные сцены.

 

Органы

В Вотивной церкви есть три органа. Большой орган Уолкера расположен на галерее над главными воротами. Есть также два хоровых органа: новый хоровой орган находится в переднем правом нефе, а старый хоровой орган - в кольце часовни.

Большой орган
Орган был построен в 1878 году органостроительной компанией EF Walcker (Людвигсбург) после того, как все органостроительные компании в австрийской монархии не смогли выполнить заказ. В 1915 году была установлена ​​электрическая ветряная турбина. Перспективные трубы стали жертвой военной промышленности во время Первой мировой войны и были заменены цинковыми трубами в 1923 году.

В период с 1995 по 1996 год инструмент был капитально отреставрирован органостроительной компанией Klais (Бонн), при этом орган и, в частности, его расположение остались практически неизменными. Клайс также реконструировал оловянные проспективные трубы, конфискованные в 1917 году. Этот орган является единственным произведением такого дизайна и размера, которое в значительной степени сохранилось в своем первоначальном виде и поэтому сегодня считается одним из самых важных органов-памятников в мире.

19 цинковых передних труб 1923 года были отремонтированы и установлены в начале 21 века для проекта строительства органа в Прандтауеркирхе Санкт-Пельтен.

Инструмент имеет 61 регистр (3762 трубы) на трех мануалах и педали. Игра и регистр механические, в первом руководстве инструмент имеет конусные сундуки и машину Баркера.

Старый хоровой орган
Старый хоровой орган расположен на кольце часовни спереди сразу за решеткой хора и был изготовлен в 1904 году Францем Чапеком (1857–1938). Первоначально орган имел двумануальный пневматический механизм. В 1949 году он был переоборудован на десятирегистровый с ручным и педальным, скользящим сундуком и механическим действием. Корпус представляет собой особую художественно-историческую ценность.

Новый хоровой орган
Новый хоровой орган с 18 регистрами на выдвижных ящиках, двумя мануалами и педалью с механическим игровым и регистровым действием был построен венским органостроителем Филиппом Эппелем (1907–1987) и открыт в 1970 году. Дизайн простого корпуса и интонация созданы мастером-органистом Гербертом Голлини.