Расположение: село Ружаны, Брестская область
Построенный: 1770 по приказу Александра Михала Сапега
Ружанский дворец или Дворец Ружаны - разрушенная резиденция расположенная вблизи поселка Ружаны в Брестской области в Беларуси. Резиденция была построена в 1770-х годах по приказу Александра Михала Сапеги. Сегодня она заброшена и находится в руинах. Главный архитектор обширной усадьбы Ружаны был выбран архитектор Ян Самуэль Беккер из немецкого региона Саксонии. В комплексе особняка был включен собственный театр, оранжерея в окружении английских садов и другие строения. Первоначально дворец имел оборонительный характер — двухэтажный крестовидный в плане каменный объём дополняли три четырёхгранные башни. В центральной части дворца находились парадная зала и вестибюль с двусторонней лестницей, в боковых частях — жилые помещения, кабинет, библиотека. Анфилада помещений на первом этаже перекрывалась сводчатыми, а на втором — балочными перекрытиями. Под постройкой в больших сводчатых подвалах находились арсенал, архив, запасы провизии.
В 1784—1788 гг. придворный архитектор Сапег Ян Самуэль Беккер перестраивает древний дворец-замок. Одновременно зодчий возводит в низине перед дворцом приходской костёл и монастырь базилиан, а также кладбищенскую часовню и трактир. За своё талантливое творчество Беккер получил от Сапег пожизненную пенсию в 2150 злотых. Две башни древнего дворца были разобраны, а западная была включена в общий объём новой постройки, ставшей симметричной по композиции. Главный корпус приобрёл вид компактного двухэтажного прямоугольного в плане здания под высокой мансардовой «французской» крышей. Главный фасад в тридцать окон в центральной части выделялся поднятым на второй этаж пристенным портиком из двух пар колонн и пилястр, завершённых высоким треугольным фронтоном, заполненных скульптурным барельефом и увенчанным по углам гротескной скульптурой. На тыльном фасаде портику соответствовала широкая десятиколонная терраса, на которую выходили окна-двери бальной залы. Высокие, в барочно-райкальном профилированном обрамлении окна верхнего этажа свидетельствуют о его парадном назначении.
Я. Беккер проектирует и регулярный лучистый парк с
каналами, водоёмами, стрижеными шпалерами. Парк преграждал
параллельный дворцу водоём на реке Зельвянке. Перспектива из каждой
из стриженой липовой аллей замыкалась павильоном. К пейзажной зоне
примыкал зверинец в виде пробитого просеками лесного массива. С
приспособлением дворца под фабрику к 1834 г. парк фактически
перестал существовать.
Семья Сапеги отличались богатством и влиянием. Однако их поддержка
польского восстания в 1830- 31 привела к падению их власти. Польское
сопротивление было сломлено, а Ружанский дворец был отобран
Российской короной. В 1834 году Ружанский дворец был выкуплен Ари
Лейб Пайнсом и превращен в текстильную и ткацкую фабрику. Особняк
сильно пострадал во время пожара 1914 года и последующей мировой
войны Большая часть урона, который вы видите сегодня, однако было
сделано во время Второй мировой войны. Отступающие немецкие солдаты
украли все, что могли унести с собой.
Современное состояние Ружанского дворца
Ружанский дворец сильно пострадал за 20- ый век. Сначало он горел, потом его ограбили немецкие солдаты во время Первой Мировой Войны. Во время Гражданской войны здесь жили революционные солдаты и моряки. Окончательно особняк был разрушен во время Второй Мировой войны. Местные помогли уничтожению исторического здания. В округе бытуют легенды о несметных сокровищах семьи Сапеги, которые они дескать спрятали в подвалах Ружанского дворца. Если вы увидите дыры в стенах, то это работа черных копателей. Конечно ничего они не нашли и вряд ли найдут, но зданию был принесен непоправимый вред.
Другая легенда бытует, что между Ружанским
дворцом и замком Косава
существует подземный ход. Этот туннель, который по слухам, длиной 25
км и достаточно широкий для проезда повозки, был прорыт между
дружественными аристократическими семьями. В случае опасности одна
семья могла спрятаться во владениях другой. К сожалению, никаких
вещественных доказательств не было когда-либо найдено, чтобы
поддержать эту легенду.
Сегодня Ружанский дворец переживает масштабный проект реконструкции
после десятилетий забвения. Правительству Беларуси удалось завершить
главные ворота, а также здания, расположенные на внешней периферии
комплекса. Однако большая часть особняка находиться в плохом
состоянии.
Владельцы дворца
1602—1633 — Лев Иванович Сапега, канцлер великий
литовский.
1633—1635 — Ян Станислав Сапега, маршалок великий
литовский; старший сын Льва Сапеги.
1635—1656 — Казимир Лев
Сапега, писарь литовский в 1631-37, маршалок дворный в 1637-45,
подканцлер с 1645; третий сын Льва Сапеги.
1656—1665 — Павел Ян
Сапега, гетман великий литовский и воевода виленский; племянник Льва
Сапеги.
1665—1686 — Лев Базиль Сапега, сын Павла Яна Сапеги.
1686—1720 — Казимир Павел Ян Сапега, воевода виленский, канцлер,
гетман; сын Павла Яна Сапеги.
1720—1732 — Ежи Станислав Сапега,
воевода мстиславский; сын Казимира Павла Яна Сапеги.
1732—? —
Кристина Роза Сапега
?—1793 — Александр Михаил Сапега, воевода
полоцкий в 1754-75, гетман польный литовский в 1762-75, канцлер ВКЛ
с 1775.
1793—1829 — Францишек Сапега, генерал.
1829—1834 —
Евстафий Каетан Сапега.
Расцвет
Изначально дворец имел оборонительный характер -
двухэтажный крестообразный в плане каменный объем дополняли три
четырехгранные башни. В центральной части дворца находились парадный
зал и вестибюль с двусторонней лестницей, в боковых частях - жилые
комнаты, кабинет, библиотека. Анфилада помещений на первом этаже
покрывалась сводчатые, а на противоположную - балочными
перекрытиями. Под зданием в огромных сводчатых подвалах хранились
арсенал, архив, питание.
В 1784-1788 гг. придворный
архитектор Сапегов Ян Самуэль Беккер перестраивает древний
дворец-замок. Одновременно зодчий возводит в низине перед дворцом
приходской костел и монастырь базилиан, а также кладбищенскую
часовню и постоялый двор. За свою талантливую творчество Беккер
получил от Сапегов пожизненную пенсию в 2160 злотых. Две башни
древнего дворца были разобраны, а западная включена в общий объем
нового здания, который стал симметричным по композиции. Главный
корпус приобрел вид компактного двухэтажного прямоугольной в плане
здания под высоким мансардный «французским» крышей. Главный фасад в
тринадцать окон в центральной части выделялся поднятым на второй
этаж пристенная портиком из двух пар колонн и пилястр, завершение
высоким треугольным фронтоном, заполненных скульптурным барельефом и
увенчан по углам гротескные скульптурой. На тыльной фасаде портик
соответствовала широкая десяцикалонная терраса, на которую выходили
окна-двери бального зала. Высокие, в барочных-ракайльным
прафилявяным обрамлении окна верхнего этажа свидетельствуют о его
парадном назначении.
Я. Беккер проектирует и регулярный
праменисты парк с каналами, водоемами, стриженными обоями. Парк
прекращал параллельный дворца водоем на реке Зяльвянцы. Перспектива
каждой из стриженых липовых масло замыкалась павильоном. К пейзажной
зоны присоединялся зверинец в виде пробитого просеками лесного
массива. С устройством дворца под фабрику к 1834 г. парк фактически
перестал существовать.
Упадок
Войны с Россией, Швецией
сильно повредили дворца, однако богатые наследники за несколько
десятилетий 18 века обновили дворец. В 1784 году канцлер Великого
Княжества Литовского Александр Сапега уже принимал в нем прибывшего
на Гродненский сейм короля Станислава Августа Понятовского. Однако в
1786 году по иронии судьбы монументальный дворцовый ансамбль
переоборудуется под суконную фабрику. Александр Сапега под влиянием
факта раздела Польши отдал дворец в аренду еврейскому
предпринимателю Пинасу. Через 30 лет мануфактура пришла в упадок.
Дворцовый комплекс сгорел в 1914 году, частично реставрирован в
1930 году, в 1944 г. разрушен окончательно. Сохранились только
остатки основных зданий (главного и восточного корпусов), аркады,
въездная арка и флигели по ее сторонам.
Нынешнее состояние
дворца
Во время Первой мировой войны (1914 г.) по недосмотру
фабричных прождал в дворце состоялся сильнейший пожар, часть стен
обрушилась. В межвоенный период предпринимались попытки
восстановления, однако вследствие разрушений Великой Отечественной
войны дворец окончательно превратился в развалины.
После
Великой Отечественной Войны состояние Ружанского дворца долгое время
оставался удручающе безнадежным. Дворец не восстанавливался. Остатки
дворцовых стен разрушались, частично были разобраны местными
жителями на кирпичи для восстановления хозяйств в послевоенный
период.
Летом 2008 года на территории дворцового комплекса
были начаты раскопки и реставрация. Восстановление дворцового
ансамбля началось с ворот и боковых флигелей, примыкающих к ней.
Согласно программе на дворец ежегодно будет выделяться более
миллиарда рублей.
За пять лет отреставрированный западный и
восточный флигели, планируется восстановление южного корпуса дворца,
где находились театр и манеж. Здесь разместятся отель и театр.
Остатки сооружений будет законсервирована.
Реставраторы
стараются использовать максимально приближенные к аутентичным
материалы (псевдаавтэнтычная кирпич, черепица индивидуальной
производства).
В начале 2012 года на въездных воротах
поставлена скульптура Святой Анны, которая была уничтожена на
границе XIX-XX веков.
Согласно постановлению Совета Министров
от 3 июня 2016 года №437 Ружанский дворец был включен в число 27
объектов, расходы на соблюдение которых (в части капитальных
расходов) могут финансироваться из республиканского бюджета.
Музей
В отреставрированном восточном флигеле открыт музей,
посвященный истории рода Сапегов. Во втором крыле выставлена
экспозиция из местных археологических находок и древнего оружия.