Ноароотси, Эстония

Ноароотси

 

Описание Ноароотси

Волость Ноароотси (эстонский язык: Noarootsi vald, шведский язык: Nuckö kommun) была сельским муниципалитетом в округе Ляэнэ, западная Эстония между 1991 и 2017 годами. Он занимал площадь 296 км2 (114 кв. миль) и имел население 910 человек.

Административным центром прихода Ноароотси была деревня Пюркси (по-шведски Биркас). Он расположен в 10 км к северу от столицы Ляэнемаа, Хаапсалу.

Ноароотси был исторически единственным приходом на материке Эстонии, где большинство местных жителей говорили по-шведски. В 1934 году в приходе насчитывалось 4388 жителей, из них 2697 (64%) эстонских шведов.


Достопримечательности Ноароотси

Церковь Ноароотси

Ноароотси Екатерининская церковь; также церковь Ноароотси является церковью, принадлежащей эстонской евангелическо-лютеранской церкви в деревне Хосби в приходе Западная Нигула. Церковь используется католической церковью Святой Екатерины Ноароотской в ​​EELC. Церковь, вероятно, существовала еще в 13-14 веках. века, но первые церковные учителя и церковная деятельность в Ноароотси упоминаются в письме в 16 веке, когда в качестве центра упоминается Ноароотский приходской центр Святой Екатерины Ноароотси.

Церковь Ноароотси сильно пострадала во время Ливонской войны. Он был восстановлен в 17 веке, а колокольня восходит к тому времени. В 18 веке, похоронная часовня была построена как исключительное дополнение к подножию башни. Церковь имела три часовни, построенные в 17 веке, когда собрание стало сильнее - часовня Сутлепа, часовня Роослепа и часовня Осмуссааре.

Кафедра была сделана Элерт Тиле в 1656 году. К другим достопримечательностям относятся алтарное плато крещения (1528 г.), фигуративная барочная эпитафия Унгру на восточной стене хора (1630 г., Иоахим Винтер, скульптор, работающий в Хаапсалу) и деревянный балкон, вероятно, 17-го века, вырезанный топором.

На церковном дворе, окружающем церковь, находятся интересные старинные кольцевые кресты и гробницы помещиков Ноароотси. Существует также памятник Войне за независимость Ноароотси, установленный в 1935 году, разрушенный при советской власти и восстановленный в 1990 году.

 

Часовня Роослепа

Часовня Роослепа - это часовня в деревне Роослепа в Ляэнемаа, Ляэнемааа. Рядом с часовней находится кладбище Роослепа. Каменная часовня была завершена в 1834 году и рухнула после Второй мировой войны. До строительства каменной часовни существовала деревянная часовня 17-го века, которая была перенесена на кладбище Сутлепа и в 1970 году в Эстонский музей под открытым небом. В 1997 году были собраны деньги на восстановление часовни, а восстановленная часовня была освящена в 2007 году. Регулярные услуги проводятся один раз в месяц, в основном в 4-е воскресенье месяца, начиная с 16:00. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, звоните 5218467.

 

Часовня Сутлепа

Часовня Сутлепа - это прибрежная шведская часовня 17-го века, которая находится в Эстонском музее под открытым небом с 1970 года. Часовня была заново освящена в 1989 году и в настоящее время служит вспомогательной церковью для общины Святого Иоанна в Таллине. В 1996 году возле главных ворот кладбища Сутлепа, где раньше была часовня, была построена колокольня.

Часовня Сутлепа является одним из старейших деревянных зданий в Эстонии. Часовня была построена в приходе Ноароотси в деревне Сутлепа как вспомогательная церковь для приходской церкви. Дата постройки точно не определена, но архивные записи упоминают часовню еще в 1627 году. Тем не менее, дата «1699», вырезанная над дверью церкви, вероятно, отмечает время постройки здания, которое сохранилось до наших дней.

Известно, что в 1825 году в часовне было восемь богослужений, и, возможно, были также крещения, свадьбы и похороны. Службы проводились на эстонском и шведском языках.

В 1830-х годах часовня была перестроена (по разным данным, в 1834 или 1837 году на пороге) - часовня была демонтирована и восстановлена ​​с использованием бревен из соседней часовни Роослепа.

Интерьер
Интерьер здания, отражающий первую половину 19-го века, умело сочетается с элементами стиля барокко. В 1837 году деревенский мастер Йоханнес Клингберг создал кафедру, которая имитирует работу Тобиаса Хайнца (1589-1635), мастера таллиннского периода барокко. Предметы также датируются алтарным столом и решеткой (1810 г.) и восьмиугольным основанием баптистерия (1802 г.). Образ Христа, висящий над алтарем, был передан часовне помещиком К. фон Таубе в 1831 году. Рядом с дверью есть ящик для сбора средств, где пожертвование может быть размещено внутри и снаружи здания. Непосредственная близость к морю напоминает оловянные венки, висящие на стенах, в память о людях, которые остались там.

Часовня вмещала около 150 человек и традиционно сидела справа, а женщины - слева. На двух сторонах алтаря есть также так называемые немецкие скамейки, где сидели более богатые и респектабельные семьи.

 

Часовня Осмуссааре

В 2014 году часовня вместе с кладбищем Осмуссааре была объявлена ​​памятником культуры. Первая деревянная часовня, вероятно, была построена в 16 веке в бывшей гавани. Поскольку поверхность Осмуссаара поднимается примерно на 3 мм в год, часовня сегодня находится в полутора километрах к северу от гавани. 3 сентября 1766 года была открыта известняковая часовня, построенная на том же месте. Статуя Мартина Лютера, читающего Библию, которая была разрушена британским кораблем возле Осмуссаара в 1852 году, была установлена ​​у ворот Кабельного забора.

На деревянной доске на стене часовни на острове жили семь семей, которые были вынуждены покинуть остров 12 июня 1940 года, чтобы освободить место для Красной армии. Деревянная доска теперь заменена металлической пластиной. Во время Второй мировой войны часовня была сильно повреждена. Поэтому сохранился только фасад с башней часовни. В 1994 году бывшая Осмар построила новую колокольню возле часовни.

 

История Ноароотси

До конца древнего исторического периода сегодняшняя территория Ноароотси была практически безлюдной. Полуостров ноароотси когда-то был группой небольших островов, которые присоединились к материку в середине 19-го века. Первое письменное доказательство существования шведского населения относится к 13 веку. Высказывались предположения, хотя и необоснованные, что многие шведы прибыли из Финляндии. По историческим причинам шведы имели привилегии (Svensk Rätt— "шведские права"), которые заключались в основном в личной свободе и свободе передвижения, а также в снижении налогов. Шведское население было усилено притоком шведов из Уусимаа в Финляндию, пик которого пришелся на начало 16 века.

Во второй половине 16-го века, во время Ливонской войны, районы Ноароотси были разграблены русскими войсками, и многие места, такие как церковь, были опустошены. Начиная с 1580-х годов, Ноароотси был подчинен шведскому правлению, которое продолжалось до 1710 года. Шведская эпоха заставила культурную жизнь ускориться. В Ноароотси первая известная народная средняя школа (впервые упомянутая в 1650 году) была основана местным лютеранским пастором Исааком Мариаэстадиусом Хассельблаттом. Церковь ноароотси добавила часовни в Сутлепе, Рослепе и Осмуссааре. В то же время была построена линия усадебных домов, которая положила начало ограничению прав прибрежных шведов. Началась долгая борьба крестьян ноароотси за свою свободу.

Во время Великой Северной войны Ноароотси был атакован эпидемией чумы в 1710-1711 годах. Число жителей уменьшилось на две трети, и многие деревни вымерли полностью. Эстонцы с материка стали жить в пустых деревнях. Это было началом того, что Ноароотси стал эстонцем. После Великой Северной войны обострились конфликты между помещиками и крестьянами. Этот конфликт достиг кульминации в 1770-х годах, с отправкой некоторых жителей деревни Хара на материк.

В 1816 году в Эстонии было отменено крепостное право. Это не коснулось прибрежных шведских эстонцев, так как их состояние было неоднозначным. Они не были рабами и все же не были полностью свободны. Народное общинное самоуправление и постоянное обязательное школьное обучение были установлены в Ноароотси в 1856 году.

В середине 19 века начался новый интеллектуальный период. Школы нуждались в шведскоязычных учителях. Для их подготовки в усадьбе Паслепа был создан педагогический колледж, который действовал в течение 14 лет. Учебным колледжем руководил шведский миссионер туре Эмануэль Торен. К 1890-м годам в Эстонии сформировалась сеть шведских школ.

В начале 20-го века, Ноароотси стал центром интеллектуальной деятельности шведов. Деятельность местного общества возглавляли Йохан Ниманн и Ханс Пель. В 1898 году в Паслепе было создано первое хоровое общество,а в 1902 году - первая шведская хоровая библиотека. В 1903 году был распространен первый шведский календарь. В 1909 году в усадьбе вела была создана Шведская ассоциация образования. В 1920 году была открыта народная гимназия Пюркси, которая действовала до 1943 года.

Во время Эстонской Республики отношения между местными жителями и шведами и финнами заметно усилились. Ригульди стал очень активным центром судостроения, корабль Hoppet (шведский: Hope) - это один корабль, который все еще существует с этой эпохи. Сначала картофель и яблоки экспортировались в Швецию и Финляндию. Казалось, что шведы осваивают свое место в эстонском обществе.

В 1939 году в Эстонию были доставлены базы Красной Армии. За это время большая часть населения была эвакуирована с острова Осмуссаар. Летом 1940 года Советский Союз установил свою власть, а вместе с ней и пограничную зону. Жителям стало невозможно продолжать свои прежние занятия, и они начали подумывать об эмиграции в Швецию.

С 1943 по 1944 год большинство шведов покинуло Эстонию. На их место пришли военные беженцы из Северо-Восточной Эстонии и Ингрии. В 1944 году советская армия вернулась, и пограничная зона была восстановлена. Контакты остальных жителей со своими родственниками в Швеции были прерваны. Во время вынужденной эмиграции и строительства колхозов многие деревни были разрушены, а прибрежные районы стали военными зонами. Лишь несколько деревень сохранили свой первоначальный облик.

 

Новая эра в истории Ноароотси началась в конце 1980-х годов. Приграничная зона исчезла, и местные жители могли вернуться в свои дома. В 1988 году в Ноароотси были организованы первые народные праздники. В 1989 году шведская инструкция была восстановлена в Ноароотси. В 1990 году в Пюркси была основана Гимназия Ноароотси с изучением погружения на шведском языке. В 2005 году в приходе Ноароотси проживало около 900 человек, из которых только 50 считали себя шведами.

Некоторые шведы вернулись в Ноароотси после распада Советского Союза и купили или вернули старую собственность, обычно землю, которую они разработали. Район привлекателен для людей, ищущих летний дом, так как большие площади Ноароотси были закрыты для гражданских лиц во время советской власти. Высокий налог на недвижимость в Швеции и низкий в Эстонии - еще одна причина.