Церковь Матьяша (Будапешт)

 

Описание Церкви Матьяша

Церковь Успения Пресвятой Девы Марии в Будаваре, более известная как церковь Матиаса, реже Коронационная церковь в Будаваре, — здание-памятник с многовековой историей, стоящее на площади Сентаромшаг в 1-м районе Будапешта. В его стенах короновались две правящие партии: Ференц Йожеф и Эржебет и IV. Карой и Зита. Король Матиас дважды женился во время своего правления, и их свадьбы проходили в церкви Матьяш. Среди прочего, в его мемориальной книге можно прочитать подписи императора Японии Акихито, президента США Джорджа Уокера Буша, принцессы Уэльской Дианы, короля Норвегии Харальда V и Маргарет Тэтчер. «Общая высота башни Матьяш составляет 78,16 метра от пола церкви, 76,57 метра от уровня тротуара. Нижний коронный балкон башни высотой 46,73 метра, на который можно подняться по 197 ступеням, был открыт для посетителей».

Согласно церковному преданию, первоначально он был построен в романском стиле и освящен по приказу короля Святого Стефана в 1015 году, но был разрушен в 1241 году во время монгольского нашествия, хотя упоминаний об этом немного. Нынешнее здание было построено в стиле поздней готики во второй половине 14 века, а в конце 19 века подверглось основательной реконструкции. Это была вторая по величине церковь в средневековой Буде и седьмая по величине церковь в средневековом Венгерском королевстве. Это было место «Чуда Марии». В 1686 году, когда Священная лига осадила Буду, находившуюся тогда в руках турок, стена церкви рухнула от артиллерийского огня. Оказалось, что за ним спрятана старинная вотивная статуя Мадонны. Как только статуя Девы Марии предстала перед молящимися мусульманами, боевой дух гарнизона рухнул, и в тот же день город снова попал в руки христиан.

Во время многовековой османской оккупации церковная казна несколько раз переносилась в Братиславу, а после взятия Буды (1541 г.) церковь была преобразована в столичную мечеть, при этом позднеготические фрески внутри церкви были уничтожены. После освобождения Буды началась реставрация в стиле барокко, но между 1874 и 1896 годами, по планам Фригиеса Шулека, она была восстановлена ​​до готического состояния 13 века. Он использовался как лагерь немцами во время осады Будапешта во время Второй мировой войны, а затем Советами в 1944-1945 годах во время советской оккупации Венгрии. Церковь была в значительной степени отремонтирована в период с 1950 по 1970 год при финансовой поддержке правительства Венгрии. Колокольня была отреставрирована, обновлены внутренние росписи и фрески. Разрушенный во время войны пятимануальный орган был восстановлен и освящен в 1984 году.

В районе кладбища, расположенного ниже и рядом с церковью, машинное отделение площадью около 300 м2 обеспечивает вентиляцию здания, которое обслуживает большой поток туристов. В церкви находится Музей церковного искусства, который начинается в средневековом склепе и заканчивается у часовни Святого Стефана. В нем хранится множество святых реликвий и средневековой резьбы по камню, а также копии Святой Короны и драгоценностей короны.

 

История Церкви Матьяша

Вопросы по заведению
Согласно церковному преданию, церковь была основана королем Сент-Иштваном в 1015 году, о чем не сохранилось ни документальных, ни материальных сведений. В письменных источниках он упоминается только после турецкого порабощения: надпись Палатина Пала Эстерхази на новом главном алтаре, который он построил в 1690 году. В этот век церковь обычно называют «Церковью Святого Стефана». Можно сделать вывод, что она была заложена до визита татар, так как уже в 1257 г. имела приоритет перед церковью Марии Магдольной в замке.

13 век: (вос) основание
АРК. После татарского нашествия, между 1255 и 1269 годами, Бела, вероятно, построил трехнефную базилику на месте более старой и меньшей церкви. На первом этапе строительства (1255–1260 гг.) были построены главное святилище и боковые святыни, неф и Свадебные ворота, вероятно, под руководством Виллара де Оннекура. Первая фаза строительства главной церкви в Будаваре показывает наиболее тесную связь с Лионским собором. Группа мастеров, вероятно, состояла из строителей цистерцианского монастыря Тишнов в Чехии, которые во время миграции мастеров после татарского нашествия IV. Они смогли добраться до Венгрии при посредничестве двоюродной сестры короля Белы, святой Агнессы Пражской. Причины распада группы около 1260 года неизвестны.

Все строительство церкви происходило на втором этапе строительства, между 1260 и 1269 годами. На творчество второй группы мастеров уже оказала влияние севернофранцузская церковная архитектура через немецкое посредничество. Другие работы этой мастерской включают Козью церковь францисканского ордена в Шопроне и монастырь Клостернойбург, а также расширение доминиканского женского монастыря на острове Маргит, построенное в IV в. Это был дом дочери Белы, Сент Маргит. На какое-то время король пожертвовал богадельню главной церкви в Будаваре этому монастырю из уважения к своей дочери.

Церковь Богоматери в Будапеште стала самым ранним и наиболее полным венгерским творением классической готической церковной архитектуры, дающим исчерпывающую картину IV в. Об архитектурных школах времени Белы.

14 век: готический зал церкви
Во второй половине 14 века он был перестроен в готический зальный храм. Король Лайош Надь начал преобразование всего здания в зрелом готическом стиле около 1370 года со строительства юго-западных ворот Марии. Ближайшей параллелью представительным двустворчатым воротам является портал церкви Святого Лаврентия в Нюрнберге, построенный пятнадцатью годами ранее. Во времена правления Людовика началось полное преобразование базиликальной церковной площади в духе зрелой готики. Своды боковых нефов были подняты на высоту главного нефа, а на образовавшихся высоких поверхностях стен разместились огромные окна с богатой каменной кладкой, создав таким образом светлое, воздушное пространство зала. Во время правления короля Сигизмунда боковые алтари были расширены и снабжены восьмиугольным готическим затвором. На последнем этапе строительства над зданием также работали мастера из мастерской Parler в Праге. Между 1412 и 1433 годами по приказу палатина Миклоша Гараи они построили погребальную часовню знатной семьи Гара рядом с северным боковым святилищем. Ближайшим родственником вновь созданной зальной церкви является аббатство Гарамсентбенедек.

15 век: церковь Матьяша
Пика своего средневекового расцвета церковь достигла во времена правления Матьяша Хуньяди. Король построил юго-западную колокольню, одно из величайших произведений венгерской готической архитектуры. Согласно надписи на гербе Матиаша, башня была завершена в 1470 году. Помимо разрушенного шлема, колокольня до сих пор сохраняет тот вид, который она приобрела в то время, хотя в конце XIX века полная замена ее каменного материала стала неизбежной. Однако капитель большой арки, поддерживающей хор, все еще хранит портреты Яноша Хуньяди, Матиаша и Ласло между своими каменными усиками.

Матьяш также построил королевскую молельню рядом с южным святилищем церкви, но она была полностью разрушена во время турецкой оккупации. В то время, в конце XV века, могли приступить и к строительству северо-западной башни, которая была готова уже до турецкого завоевания, кроме шлема — сегодня, однако, память о нем сохраняет только гравюра Эрхарда Шёна, сделанная в 1541 году.

16 век: мечеть Эски.
Во время первой турецкой оккупации Буды в 1526 году средневековая крыша главной церкви и большая часть ее убранства также были разрушены. В 1541 году, после окончательного занятия Буды, перестроенная церковь Богоматери была спешно превращена турками в мечеть, чтобы султан Сулейман I мог возблагодарить Аллаха за победу здесь. Его мебель и алтари были выброшены, а расписные стены сорваны. В то время как другие церкви в Будаваре были разрушены мусульманами, церковь Марии, как Эшки Джами, или Старая мечеть, уцелела. Конечно, полностью избежать разрушения не удалось: захватчики разрушили королевскую молельню Матиаса, северную башню, часовню Гарака и боковые часовни, чтобы использовать их камни в другом месте.

 

17-18. век: иезуитская церковь
После взятия Буды (1686 г.) церковь сначала принадлежала францисканцам, а затем иезуитам, которые восстановили ее в стиле барокко. Между 1688 и 1702 годами он построил огромный колледж с северной стороны, а между 1702 и 1714 годами - трехэтажную семинарию с южной стороны, так что первоначально отдельно стоящая церковь стала частью большого комплекса зданий. При этом здание, хотя и стало ареной великой пастырской работы, потеряло почти все свое средневековое великолепие, а его оштукатуренный внешний фасад стал совершенно незначительным.

Палатин Пал Эстерхази построил новый главный алтарь в стиле барокко в 1690 году, в 1696 году генерал Миклош Палфи построил вестибюль перед главными воротами, и в том же году башня Матьяш уже была увенчана луковичным шпилем в стиле барокко. Часовня Лорето была основана в 1707 году. В 1719 году он получил башенные часы, вскоре были построены боковые часовни, а на месте Меняссонских ворот была построена новая ризница.

Во время большого будинского пожара 1723 года сгорела и церковь. Огонь расплавил его колокола, уничтожил орган, обрушил фронтон, раскрошил своды, а также шлем южной колокольни, который к 1737 году был заменен двойным барочным шлемом луковичной формы. В 1748 году в него ударила молния: его разрушенный главный алтарь был заменен только в 1760 году.

Многие средневековые элементы стали жертвами преобразований в стиле барокко; лишь несколько оставшихся окон башни Матьяш сохранили кое-что из первоначального характера фасада церкви. После роспуска ордена иезуитов (1773 г.) костёл стал советом города Буды (позже Будапешта), а построенные рядом с костёлом колледж и монастырь перешли в государственную собственность.

19 век: главная церковь коронации Шулека.
На основании решения короля Ференца Йожефа от 1873 года в период с 1874 по 1896 год под руководством Фригиеса Шулека была проведена масштабная реконструкция, создавшая нынешний облик здания. Работы по резьбе по камню выполнял Якаб Каузер, потомок известной семьи архитекторов Пешт.

Шулек освободил церковь, заключенную между бывшими иезуитскими зданиями, разрушив прилегающие части здания, восстановив ее первоначальный отдельный характер. Свод и стены здания в нескольких местах были снесены до основания с целью воссоздания первоначальных архитектурных решений. Повсюду он убрал пристройки в стиле барокко и попытался восстановить прежнее состояние, но полностью обновив поврежденные детали и поверхности. Так были снесены второстепенные святилища Сигизмунда и восстановлены первоначальные, более простые затворы, были открыты ворота Марии Людовика Великого и отремонтирована колокольня Матиаса - в то же время почти все первоначальные капители были заменены точно заново вырезанными. копии. Там, где он больше не мог найти точку отсчета, он включил части своего собственного проекта: так, он построил вестибюль перед воротами Марии, построил новую часовню Святого Стефана на месте разрушенной часовни Гара, перестроил ряд часовни в стиле барокко. соединенный с северным нефом в неоготическом стиле, южную колокольню, основанную на изображениях, он увенчал ее сегодняшним роскошным каменным шлемом и украсил неоготическим балконным венком, снабдил северную башню позднероманским остроконечным шлемом, поместил ажурный фронтон между двумя башнями, построил две ризницы и королевскую молельню, примыкающую к святилищу с севера. Он также отреставрировал созданный в 1780 году склеп в стиле свободной неоготики.

Помимо Шулека, Берталан Секели и Карой Лотц руководили внутренней отделкой, реставрацией и подготовкой оборудования. Они сами нарисовали фигурки, Эде Крацманн изготовил цветные стеклянные окна по их эскизам, а Ференц Микула вырезал новое скульптурное украшение. Запрестольные образы были расписаны Михай Зичи (часовня Сент-Имре) и Дьюла Аггази (часовня Лорето), рельеф главных ворот, на котором изображена Венгерская Богоматерь, был смоделирован Лайошем Лонтаем. Скамьи и шкаф для органа были спроектированы Шулеком.

Собор коронации был завершен в 1893 году; за тысячелетие завоевания, если не в первозданном виде, то сияло своим старым светом. В 1898 году III. Прах Белы и его первой жены, Анны Шатийон, был вынесен из места хранения в нижней церкви и нашел свое последнее пристанище в часовне северного прохода.

В качестве оценки реконструкции Шулека можно сказать, что, будучи детищем его времени, церковь была обветшала и находилась в крайне плохом состоянии, но он заменил большую часть ее исторических камней точными копиями. Тем не менее, благодаря его глубокому научному изучению и его точной работе по изменению формы, мы все еще можем получить представление о прежних условиях даже сегодня, если большую часть времени оригинальные камни не находятся перед нами. Верно реконструированная им и в меньшей степени переосмысленная в достойном виде церковь является наиболее требовательным творением нашей неоготической архитектуры, а ее внутреннее убранство — одним из высших достижений европейского модерна.

 

20 век: разрушение и возрождение
В 1936 году, к 250-летию взятия Будайской крепости, на внешней стене апсиды справа была размещена венгерско-итальянская надпись в память о бароне Микеле д'Асте. Большой вклад в успех операции внес итальянский подполковник Д'Асте, который скончался от ран во время боя. Венгерский текст надписи таков: «2 сентября 1686 года итальянский подполковник барон Микеле д'Асте одним из первых пожертвовал своей жизнью за освобождение Буды в решительной атаке. Он был похоронен здесь».

В 1927 году в молельне в северном портике церкви была создана «Часовня мальтийских рыцарей». Щиты тогдашних венгерских мальтийских рыцарей были развешаны вокруг алтаря, который вместе с часовней пережил следующие шестьдесят лет с относительно небольшими повреждениями; после капитальной реставрации после 2005 г. церковные власти и Мальтийский орден возобновили обычай выставлять гербы. Вокруг алтаря были помещены гербы четырех капелланов Мальтийского ордена, достойных особой памяти: герцога-примаса Юстистиниана Середи, мученика епископа Вильмоша Апора, титулярного епископа Антала Немеса, каноника Иштвана Табоди, много страдавшего при коммунизме, и профессора Пала Больберица. В его вестибюле можно увидеть щиты членов ордена с 1925 по 1944 год, а в коридоре, ведущем из ризницы в подцерковь, - щиты членов ордена, умерших после 1945 года. В рамках каждой траурной мессы Дня мертвых рыцарский орден вывешивает гербы членов ордена, умерших в предыдущем году.

Перед Второй мировой войной по инициативе Пала Телеки была начата полная реконструкция церкви, однако большой пожар помешал ее завершению. Во время осады Будапешта здание сильно пострадало. Его крыша сгорела, своды были повреждены, а орган замолчал. В его подцеркови располагалась немецкая походная кухня, а в святилище - советская конюшня. Ущерб, нанесенный войной, был возмещен венгерским государством в период с 1950 по 1970 год. Последняя боевая рана исчезла из церкви в 1984 году: тогда была завершена реконструкция большого органа.

В 1994 году до сих пор неизвестный нападавший взорвал адскую машину у ворот здания, выходящего на Рыбацкий бастион. Бессмысленный террор повредил шестнадцать окон.

В 1999 году венгерское государство впервые в своей истории передало церковь в собственность. Поскольку здание находилось в очень плохом состоянии, оно принадлежало приходу, и в последующие годы после 2005 года весь ремонт костела проводился преимущественно государством. В январе 2015 года, после шести лет работы, был завершен ремонт органа церкви Матьяша.

В ноябре 2015 года приходской священник Ласло Зюлей получил награду Pro Urbe Budapest в знак признания его работы на благо церкви.

Церковные колокола
В настоящее время в нем 7 колоколов, 6 из которых находятся на колокольне, а в церкви выставлен небольшой проколотый колокол. Последняя висела в гусарской башне над площадью. В дополнение к двум историческим колоколам в 2010 году были добавлены четыре новых, тогда же на литейном заводе Perner в Пассау была проведена звуковая коррекция 3,2-тонного колокола Св. Кароли.

Колокола находятся на верхнем (1, 4) и среднем (2, 3, 5, 6) этажах колокольни. В 2011 году их поместили в новые дубовые колокольни и оснастили новыми прямыми дубовыми коромыслами, коваными шпунтами, приводом и органами управления. Рядом с четырьмя более крупными колоколами был сооружен контрмаятник того же веса, который, качаясь в противоположном колоколу направлении, нейтрализует горизонтальные динамические силы, возникающие при звоне, и тем самым значительно снижает нагрузку на колокольню. Эта система, которая еще не использовалась в Венгрии, позволяет использовать традиционный метод «потолочного» качающегося колокола.

Колокол Христа
Три его рельефа: Мадонна с Младенцем Иисусом, Распятие, Христос-Судия мира. Вверху обвивается терновый венок, к которому над девизом присоединяется мотив пассифлоры. Внизу она проходит вдоль виноградных лоз, происходящих из монограммы Марии, в которой под девизом прячутся птицы. Скульптурное украшение – работа скульптора Эндре Сеньи.

Его девиз (Римлянам 8:38-39): Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отделить нас от любовь Божия, которая во Христе Иисусе, в нашем Господе.

Рекомендация: Спасение 2010 и XVI. На шестом году правления Папы Бенедикта община Главной церкви Будавари, возглавляемая приходским священником Имре Варжу, посвятила меня в честь Божественного Спасителя, Господа Христа, чтобы я мог ответить каждому, кто спросит о причине их надежда.

В настоящее время это 5-й по величине колокол в Венгрии и 2-й по величине колокол в Будапеште. Два больших колокола церкви также являются двумя самыми большими колоколами со стороны Буды.

Его предшественник весил 5900 кг, он, вероятно, был изготовлен в то же время, что и борромейский колокол Святого Чарльза, в литейном цехе Вальзера, II. пал жертвой реквизиции во время Второй мировой войны.

 

Колокол Святого Чарльза
Его рельефы: в мандорлах между текстом фигура Богоматери мадьяр и святого Карла Борромео.

Надпись: Я призываю верующих с башни короля Матиаша I, чтобы прославить Бога, в церковь Великой Госпожи нашей страны. Кардинал св. Кароли Борромей, мой святой покровитель. Предложен и посвящен барону Кароли Хорнигу, епископу Веспрема. Отлит Ференцем Вальзером в Будапеште, 1891 г.

Хэппи IV показалось, что он слышал этот колокольчик в своем лихорадочном сне. Король Карл на смертном одре.[6] Этот звонок также звучит на каналах венгерского телевидения каждый полдень с 1994 года.

13-й по величине венгерский колокол, 11-й римско-католический и 4-й по величине колокол в Будапеште.

XII. Пий колокол
Его три рельефа: XII. Папа Пий с его характерным жестом раскинутых рук; Успение Марии; Герб Папы Пия. Работы скульптора Тамаша Сабо.

Его девиз: Боже! Бог! Бог! Пусть звучит в каждом сердце это невыразимое имя, источник всех прав, справедливости и свободы! XI 1956 г. 10.

Рекомендация: Ангельский пастырь, XII. В честь Папы Пиуша и его заступничества община Кафедрального собора Будавари под руководством священника Имре Варью спасла меня в 2010 году, XVI. На 6-м году правления папы Бенедикта.

36-й по величине колокол в Венгрии.

II. Янош Пал колокольчик
Три рельефа: II. Летом 2000 года Папа Иоанн Павел благословил копию Святой Короны; статуя Марии на главном алтаре церкви, увенчанная этой короной 15 августа 2000 г.; II. Герб Папы Иоанна Павла II. Работы скульптора Ференца Лебо.

Его девиз:
Не бойся правды!
Не бойтесь будущего!
Не бойся, если любовь требует жертв!
Не бойтесь посвятить свою жизнь этому!
Не бойтесь идти против течения!
Не бойся страданий и смерти!
Не бойтесь принять Христа!

Надпись под гербом: TOTUS TUUS.
Я весь твой и весь мой.
Я принимаю тебя во всем. Дай мне свое сердце, Мэри!

Рекомендация: II. Приходской священник Имре Варью и община верующих Будавара напомнили мне о героическом свидетельстве Папы Яноша Пала в 2010 году, XVI. В 6-м году понтификата Бенедикта.

Колокол Святой Троицы
Надпись: Goss mich Antoni Zechenter in Ofen Anno 1723. (Отлито Антоном Зехентером в Буде, 1723 г.)
DEO Uni In Essentia Trino In Personis Patri, Filio et Spiritui Sancto D.D.
Anno MDCCXXIII Post Urbem Incineratam Ipso Die Paschatis 28. Martii Hanc Campanam R. P. Stephanus Dinarich Provinciae Austriae Societatis JESU Provincialis F. F. (После сожжения города, в 1723 году, в день Пасхи, 28 марта, в этот колокол звонили самые почтенные отец Иштван Динарих, провинциал Иисуса австрийской провинции своего общества Ф.Ф. (?))

Колокол Святой Маргариты
Рельеф: фигура святой Маргариты Арпад-хази на основе гравюры на дереве, сделанной около 1500 г.

Под рельефом: молитвы Маргит летят в покаянии

Девиз:
Радуйся, добро пожаловать домой в Венгрию,
что Христос так милостив к тебе,
есть кто-то, кто будет говорить за вас
и получает благотворное покровительство.

Колокол гусарской башни
Деревянная гусарская башня, стоявшая на коньке церковной кровли, надолго скрыла седьмой церковный, навсегда замолчавший колокол. На его мантии можно увидеть только одно изображение распятия с надписью: Goss mich Anton Zechenter in Ofen 1724 (Антон Зехентер отлил меня в Буде, в 1724 году). В верхней части колокола имеется отверстие размером с две ладони от попадания пули во время Второй мировой войны, из-за чего он непригоден, а его тяговый шнур со временем полностью распался. Вероятно, он больше никогда не заговорит. Он висит на прямом бревне, его оригинальный язык исчез. Позже он был снят с гусарской башни и в настоящее время покоится в церкви.

Интересно, что реквизиции Первой мировой войны обошли церковь стороной, а во время Второй мировой войны для военных целей были взяты три. Именно тогда житель гусарской башни получил ранение.

 

Его историческое значение

IV. Новая церковь Марии, построенная Белой в 1270 году, вскоре стала ареной событий государственного значения. В 1279 году здесь проходил национальный собор под руководством папского легата Фюлопа Фермоя и архиепископа Лодомера Моносло из Эстергома, на котором был помазан король Ласло Кун.

Во время споров о престоле после 1301 года чешский Вацлав и баварец Оттон были назначены здесь королями, а в 1309 году на другом национальном совете кардинал Джентилис де Монтефлорум, папский легат и архиепископ Тамаш Эстергомский короновал Роберта Кароли Анжуйского новой короной. здесь. Здесь был похоронен один и тот же король между его смертью в Вышеграде и похоронами в Секешфехерваре.

В январе 1412 года король Сигизмунд впервые повесил на стены уже перестроенной церкви свои победные знамена, захваченные им в походе на Венецию. Позже Янош Хуньяди создал из этого жеста традицию. В 1424 году, в День Господень, в гостях у короля Сигизмунда и императора Священной Римской империи II. В его стенах обращался византийский император Мануил. После смерти Сигизмунда, в 1438 году, король Альберт и король Уласло I были представлены в 1440 году, после их избрания, в церкви. В 1444 году, после триумфальной кампании, Уласло вместе с Яношем Хуньяди провел здесь церемонию благодарения.

Святой Янош Капистранский произнес здесь вербовочную речь, чтобы способствовать участию в кампании против турок. В 1455 году Хуньяди получил здесь крест от папского легата Карвахаля и отсюда отправился в Нандорфехервар.

III. В 1456 году папа Калликст основал рядом с церковью общественную часовню. (Это прекратилось во время турецкого порабощения, но титул «Мэр Пешт-Уйхедь, названный в честь Девы Марии» был дарован апостольским венгерским королем, а с 1920 года - архиепископом Эстергомским и по сей день.)

Когда Матьяш Хуньяди взошел на престол в 1458 году, Святой Короны не было в Венгрии. Вернувшись из плена в Праге, Матьяш поэтому торжественно начал свое правление в церкви Богоматери в своего рода «коронации без короны»: он возблагодарил Бога и Марию, Богоматерь Венгрии, чье особое уважение он унаследовал от своего отца; перед алтарем он обещал хранить священные права, затем отправился в свой дворец и, сев на свой трон, стал управлять делами страны.

Матьяш провел здесь обе свои свадьбы: в 1463 году с Каталин Поджебрад и в 1476 году с Беатрикс Арагонской. Приходским священником церкви в то время был Мартон Илкуши Билича, друг Матиаша, превосходный астроном и коллега Региомонтана.

В 1526 году церковные сокровища были эвакуированы в Братиславу. Именно здесь Палатин Иштван Вербоци объявил королю Яношу Саполяи (1526-1540) о своем союзе с французами, Папой, Венецией и Флоренцией. Несколько месяцев спустя, в праздник короля Святого Стефана, «антикороль» Фердинанд I Габсбургский принял здесь участие в святой мессе.

Вторгшиеся турки использовали его как главную мечеть Буды с 1541 по 1686 год. Согласно легенде, Гюль Баба, член ордена дервишей Бекташа, умер в церкви, чья гробница (мавзолей) Розадомб до сих пор является самым северным местом паломничества в исламском мире.

Победу в отчаянной битве за Буду современники приписывали чуду церковной статуи Марии, которую турки не разрушили, а замуровали. Перед последней атакой осады 1686 г. II. Стена, возведенная перед вотивной статуей, подаренной Уласло, рухнула во время сильного взрыва, и перед турками, молящимися в главной мечети, появилась давно забытая статуя Великой Госпожи венгров. Триумфальную статую Марии пронесли по улицам Буды в благодарственном шествии. В память об этом событии церковь до сих пор является местом поклонения.

Орден иезуитов, владевший церковью после 1686 года, был по-своему очень осторожным хозяином: 87 лет пастырского расцвета отмечены Обществом Иисуса в истории церкви. С помощью своего колледжа они возделывали город, который также был угнетен духовно, и снова сделали его католическим. Орден (в том числе из-за борьбы Контрреформации) был тесно связан с правящим домом Габсбургов, среди его членов почти нет венгров, так же как и переселенцы говорили по-немецки, как и в Средний возраст. Тем не менее, именно благодаря этим монахам культ Богоматери венгров и идея Regnum Marianum (Царство Марии) и почитание святых королей расцвели и распространились из Будавары, которая стала одним из столпов венгров. Венгерское самосознание и духовная основа национального стремления к независимости.

В 1713 году перед церковью был установлен вотивный памятник чумы, то есть статуя Святой Троицы, которая послужила образцом для многих подобных работ в стране.

В 1867 году, кульминацией урегулирования, кардинал-примас Янош Симор короновал здесь австрийского императора Франца Иосифа I и его жену Елизавету как венгерских королей Святой короной. По этому случаю здесь впервые была сыграна коронационная месса Ференца Листа.

30 декабря 1916 года кардинал-герцог-примас IV Янош Чернох короновал его здесь. Король Карой и его жена, королева Зита, со Святой короной.

В 2000 году, в год Великого Юбилея, в ознаменование прежнего коронного послания юноши церкви преподнесли новоиспеченный список Святого Венца, который II. Благословленный Папой Яношем Палом в Риме, он был доставлен домой в ходе пешего паломничества, а в праздник Успения с разрешения Папы им была увенчана статуя Девы Марии на главном алтаре.