Ацис и Галатея

Ацис и Галатея — персонажи греческой мифологии, позже объединенные в «Метаморфозах» Овидия. Эпизод рассказывает о любви между смертным Ацисом и Нереидой Галатеей; когда ревнивый циклоп Полифем убивает Ациса, Галатея превращает своего возлюбленного в бессмертного речного духа. Этот эпизод стал предметом стихов, опер, картин и статуй в эпоху Возрождения и позже.

 

Мифология

Галатея или Галатея (древнегреческий: Γαλάτεια; «молочно-белая»), «славная» и «миловидная» дочь «Морского Старика» Нерея и Океаниды Дорис, была морской нимфой, засвидетельствованной в древности. в произведениях Гомера и Гесиода, где она описывается как самая прекрасная и любимая из 50 нереид. Она жила в море и возбудила любовь самого невероятного жениха, сицилийского циклопа Полифема.

В « Метаморфозах» Овидия Галатея появляется как возлюбленная Ациса, сына Фавна и речной нимфы Симаэтис, дочери реки Симет. Однажды, когда Галатея лежала у моря со своим возлюбленным, Полифем увидел их. Последний в своей ревности оторвал огромный валун от склона горы Этна и швырнул его в молодого человека. Хотя Ацис пытался бежать, огромная скала раздавила его насмерть. Затем Галатея превратила его кровь в сверкающую воду, которая текла из-под скалы, создав таким образом поток на Этне, носивший его имя, сицилийскую реку Ацис. Самого своего возлюбленного она превратила в рогатого бога ручья. Он сохранил свои первоначальные черты, за исключением того, что он стал больше, а его лицо стало темно-синим.

Эта версия сказки теперь нигде не встречается раньше, чем в творчестве Овидия, и, возможно, могла быть вымыслом, придуманным поэтом, «подсказанным тем, как речка вытекает из-под скалы». Но, по словам греческого ученого Афинея, эта история была впервые придумана Филоксеном из Китеры как политическая сатира на сицилийского тирана Дионисия I из Сиракуз, чья любимая наложница, Галатея, делила свое имя с нимфой. Другие утверждают, что эта история была придумана, чтобы объяснить наличие святилища, посвященного Галатее, на горе Этна.

Согласно более позднему преданию, Галатея в конце концов уступила объятиям Полифема. Их сын, Галас или Галат, стал родоначальником галлов. Эллинистический историк Тимей, который был сицилийцем по происхождению, описал Галата как сына Полифема и Галатеи.

Галатея вместе с Дото и Панопой сопровождала свою сестру Фетиду из моря на ее свадьбу с Пелеем. В «Илиаде» Гомера Галатея и другие ее сестры предстают перед Фетидой, когда она сочувствует горю Ахилла, убитому его другом Патроклом.

 

Культурные ссылки

Литературно-оперный
Во времена Возрождения и барокко эта история снова стала популярной темой. В Испании Луис де Гонгора написал повествовательную поэму Fábula de Polifemo y Galatea, опубликованную в 1627 году. Она особенно известна своим изображением пейзажа и чувственным описанием любви Ациса и Галатеи. Стихотворение было написано в честь более раннего рассказа Луиса Карильо-и-Сотомайора с таким же названием (1611 г.). История также получила оперную обработку в сарсуэле, написанной Антонио де Литересом (1708 г.).

Во Франции Жан-Батист Люлли написал оперу «Ацис и Галатея» (1686 г.), посвященную греческому мифу. Описанный им как пастырско-героическое произведение, он изображает любовный треугольник между тремя главными героями — Ацисом, Галатеей и Полифемом. Полифема убивает Ациса из ревности, но Нептун возрождает Ациса и превращает его в реку. В Италии в 1703 году последовала одноактная опера Джованни Бонончини «Полифемо».

Вскоре после этого Джордж Фридрих Ханде написал кантату Aci, Galatea e Polifemo (1708 г.). После переезда Генделя в Англию он дал этой истории новую трактовку в своей пасторальной опере «Ацис и Галатея» с английским либретто, предоставленным Джоном Гэем. Первоначально написанное в 1718 году, произведение претерпело множество изменений, а позже ему были даны обновленные оркестровки Моцарта и Мендельсона. Как пастырское произведение, в котором Полифем играет лишь незначительную роль, оно в основном сосредоточено на двух влюбленных.

Во время пребывания в Лондоне Никола Порпора написал оперу «Полифемо», в которой представлены Ацис и Галатея, а также встреча первого с Полифемом. В конце века в Австрии Йозеф Гайдн написал « Acide e Galatea» (1763 г.). Созданный для императорской свадьбы, он получил более счастливый конец, сосредоточенный на сцене трансформации после убийства Ациса, когда пара признается в своей бессмертной любви.

Картины с изображением Ациса и Галатеи можно сгруппировать по темам. В частности, история происходит в пасторальном пейзаже, в котором фигуры почти случайны. Это особенно заметно в «Пейзаже с Полифемом» Николя Пуссена (1649 г.) (Эрмитаж) и приморском пейзаже Клода Лоррена (Дрезден) 1657 г., в обоих из которых влюбленные играют второстепенную роль на переднем плане. На более ранней картине Пуссена (Национальная галерея Ирландии, 1630 г.) пара находится среди нескольких обнимающихся фигур на переднем плане, защищенных от взгляда Полифема, играющего на флейте выше по склону.

Во всех них Полифем находится где-то на заднем плане, но во многих других изображена только Галатея, как, например, на картине Перино дель Ваги, где морские звери влекут ее по волнам, когда она едет на ракушке. Однако обычно нимфу несут по морю обожающие служители на картинах, обычно называемых «Триумф Галатеи» , из которых наиболее известная трактовка принадлежит Рафаэлю. В целом они следуют описанию такой картины Филострата Младшего в его « Воображениях» в III веке :

Нимфа резвится в мирном море, управляя упряжкой из четырех дельфинов, связанных вместе и работающих в гармонии; и девицы-дочери Тритона, служанки Галатеи, направляют их, обводя их, если они попытаются сделать что-нибудь озорное или противоречащее вожжей. Она прикрывает голову от ветра легким шарфом цвета морской волны, дающим тень для нее самой, и парусом для ее колесницы, и от него на ее лоб и голову падает какое-то сияние, хотя нет более очаровательного белого цвета, чем румянец на ее щеке; ее волосы не развеваются на ветру, потому что они настолько влажные, что не боятся ветра. И вот, ее правый локоть выдается вперед, и ее белое предплечье отогнуто назад, и она опирается пальцами на свое тонкое плечо, и ее руки нежно округлены, и ее груди выступают, и все же ее бедро не лишено красоты. Ее ступня с той изящной частью, которая заканчивается в ней, нарисована как на море и слегка касается воды, как если бы она была рулем, направляющим ее колесницу. Ее глаза прекрасны, потому что у них какой-то далекий взгляд, который простирается так далеко, как простирается море.

В тех случаях, когда отвергнутый любовник Полифем появляется где-то на берегу, разделение между ними подчеркивается тем, что они отождествляются со своими соответствующими стихиями, морем и землей. Типичные примеры этого были нарисованы Франсуа Перрье, Джованни Ланфранко и Жаном-Батистом ван Лоо.

Чувственные изображения влюбленных, обнимающихся в пейзаже, были созданы, в частности, французскими художниками, такими как Шарль де Ла Фосс (ок. 1700 г.), Жан-Франсуа де Трой и Александр Шарль Гийемо (1827 г.). На заднем плане скрывается Полифем, и в примере Де Троя его присутствие явно огорчает Галатею. Другие французские примеры Антуана Жана Гро (1833 г.) и Эдуара Зье (1877 г.) показывают влюбленных, прячущихся в пещере и с тревогой смотрящих на него.

Они предвкушают трагический момент, когда он угрожающе нависает над парой, обнаружив правду, которую они пытались скрыть. Угроза так же очевидна в мягко обрисованном видении 18-го века Жана-Франсуа де Троя, как и в почти сюрреалистической картине Одилона Редона 1900 года. Задумчивая атмосфера в них предполагает насильственные действия, которые должны последовать. Это было изображено на более ранних картинах Полифема, бросающего камень в убегающих влюбленных, например, на картинах Аннибале Карраччи, Оже Лукаса и Карла ван Лоо.