Акка Ларентия

Акка Ларентия была мифической женщиной, позже богиней плодородия, в римской мифологии, чей праздник Ларенталии отмечался 23 декабря.

 

Мифы

Приемная мать

В одной мифологической традиции (у Лициния Мацера и др.) она была женой пастуха Фаустула. А после того как Ромула и Рема бросили в реку Тибр, Фаустул вернул их к себе домой, где Акка Ларентия воспитывала детей. У нее было двенадцать сыновей, и после смерти одного из них его место занял Ромул. а с оставшимися одиннадцатью основали коллегию братьев Арваль (Fratres Arvales). Поэтому она отождествляется с Dea Dia этой коллегии. Фламен Квириналис выступил в роли Ромула (обожествленного как Квирина), чтобы совершить погребальные обряды для своей приемной матери.

 

Благодетель Рима

Другая традиция гласит, что Ларентия была красивой проституткой ( scortum ) с печально известной репутацией, примерно того же возраста, что и Ромул и Рем, во время правления Анка Марция в 7 веке до нашей эры. Она была вручена Гераклу в качестве приза в игре в кости стражем его храма и заперта в нем вместе с другим его призом, пиршеством. Когда бог больше не нуждался в ней, он посоветовал ей выйти замуж за первого мужчину, который сделал ей предложение, когда она вышла в то утро, которым оказался богатый этруск по имени Каруций (или Таррутий, согласно Плутарху). Позже Ларенция унаследовала все его имущество и завещала его римскому народу. Анк в благодарность за это разрешил похоронить ее в Велабруме и учредил ежегодный праздник Ларенталии, на котором ларам приносили жертвы. Плутарх прямо заявляет, что эта Ларентия была другим человеком, чем Ларентия, которая была замужем за Фаустулом, хотя другие писатели, такие как Лициний Мацер, рассказывают свои истории как принадлежащие одному и тому же человеку.

 

Проститутка

Еще одна традиция гласит, что Ларентия не была ни женой Фаустула, ни супругой Геракла, а была куртизанкой, которую пастухи называли лупой. Лупа буквально означает «волчица», хотя в просторечии это слово означало «проститутка». Легенда также гласит, что она оставила римскому народу состояние, которое накопила за счет проституции.

 

Связь с Ларесом

Что бы ни думали о противоречивых рассказах об Акке Ларентии, кажется очевидным, что она была этрусского происхождения и, таким образом, возможно, была связана с поклонением ларам. Вполне возможно, что ее имя происходит от имени Ларес. Это родство проявляется также в числе ее сыновей, которое соответствует числу двенадцати деревенских ларов. Уайзман исследует связи между Акка Ларентией, Ларой и Ларундой в нескольких своих книгах. Акка Ларентия также была связана с другой римской богиней по имени Деа Диа.

 

Функции

Подобно Церере, Теллусу, Флоре и другим, Акка Ларентия символизировала плодородие земли, в частности городских земель и их посевов. Акка Ларентия также отождествляется с Ларентиной, Мана Генитой и Мутой.

 

В современной литературе

Акка — персонаж рассказа Дэвида Дрейка «Чтобы принести свет», реконструкции начала Рима около 751 г. до н.э. Она изображена как симпатичная деревенская женщина из небольшой общины пастухов на Палатинском холме, с которого должен был начаться Рим.