Янус

В древнеримской религии и мифе Янус — бог начала, ворот, переходов, времени, двойственности, дверных проемов, проходов, рамок и окончания. Обычно его изображают двуликим. Месяц январь назван в честь Януса (Януария). Согласно древнеримским фермерским альманахам, Юнона ошибочно считалась божеством-покровителем января, но Юнона является божеством-покровителем июня.

Янус руководил началом и окончанием конфликта, а значит, войны и мира. Ворота здания в Риме, названного в его честь (не храма, как его часто называют, а открытой ограды с воротами на каждом конце), открывались во время войны и закрывались в ознаменование наступления мира. Как бог переходов, у него были функции, относящиеся к рождению, путешествиям и обмену, и в его связи с Портуном, подобным богом гавани и ворот, он занимался путешествиями, торговлей и судоходством.

Янус не имел приписанных к нему фламенов или специализированных священников (sacerdos), но сам Царь священных обрядов (rex sacrorum) проводил свои церемонии. Янус повсеместно присутствовал на религиозных церемониях в течение всего года. Таким образом, Януса ритуально вызывали в начале каждой церемонии, независимо от того, какое главное божество почиталось в каждом конкретном случае.

Хотя у древних греков не было известного эквивалента Януса, существует значительное совпадение с Кульшаном из этрусского пантеона.

 

Имя

Этимология

Имя бога Януса, означающее на латыни «арочный проход, дверной проем», происходит от прото-италийского * iānu («дверь»), в конечном итоге от протоиндоевропейского * ieh₂nu («проход»). Это родственно санскритскому yāti («идти, путешествовать»), литовскому jóti («идти, ехать»), ирландскому áth («брод») или сербско-хорватскому jàhati («ехать»).

Iānus тогда был бы именем действия, выражающим идею идти, проходить, образованным от корня *yā- < *y-eð2- тема II корня *ey- go, от которого eō, ειμι. Другие современные ученые возражают против индоевропейской этимологии либо от Диануса, либо от корня *yā-.

От Ianus произошло ianua («дверь»), а отсюда и английское слово «уборщик» (лат. ianitor).

Древние интерпретации
Древние эрудиты предложили три этимологии, каждая из которых имела отношение к природе бога. Первый основан на определении Хаоса, данном Павлом Диаконом: hiantem, hiare, «открываться», от которого слово Ianus произошло бы за счет потери начального придыхания. В этой этимологии понятие Хаоса определяет изначальную природу бога.

Другая этимология, предложенная Нигидием Фигулом, связана с Макробием: Ян был бы Аполлоном, а Диана Иана - добавлением буквы D для благозвучия. Это объяснение было принято А. Б. Куком и Дж. Г. Фрейзером. Он поддерживает все уподобления Януса яркому небу, солнцу и луне. Предполагается, что прежний *Dianus образовался от *dia- < *dy-eð2 от индоевропейского корня *dey-shine, представленного на латыни dies day, Diovis и Iuppiter. Однако форма Диана, постулируемая Нигидием, не засвидетельствована.

Третья этимология, указанная Цицероном, Овидием и Макробием, которая объясняет имя как латинское, производя его от глагола ire («идти»), основана на интерпретации Януса как бога начал и переходов.

 

Богословие и функции

В то время как фундаментальная природа Януса обсуждается, по мнению большинства современных ученых, функции бога можно рассматривать как организованные вокруг единого принципа: руководство всеми началами и переходами, абстрактными или конкретными, священными или мирскими. Толкования, касающиеся фундаментальной природы бога, либо ограничивают ее этой общей функцией, либо подчеркивают ее конкретный или частный аспект (отождествляя его со светом, солнцем, луной, временем, движением, годом, дверными проемами, мостами и т. д.), либо же видят в бог своего рода космологический принцип, интерпретирующий его как ураническое божество.

Почти все эти современные объяснения изначально были сформулированы древними.

 

Бог начал и переходов

Его функция как бога начала была ясно выражена во многих древних источниках, среди которых прежде всего Цицерон, Овидий и Варрон. Как бог движения, Янус следит за переходами, заставляет начинать действия и руководит всеми начинаниями. Поскольку движение и изменение взаимосвязаны, он имеет двойную природу, символизируемую его двуглавым образом. Под его опекой вход и выход из дверей домов, ianua, который получил свое имя от него, а не наоборот. Точно так же его опека распространяется на крытые проходы, называемые Иани, и, прежде всего, на ворота города, включая культовые ворота Аргилета, называемые Янус Геминус или Порта Януалис, от которых он защищает Рим от сабинян. Он также присутствует в Сорориум Тигиллум, где охраняет конечный пункт пути в Рим из Лациума. У него есть алтарь, позже храм возле ворот Карменталис, где заканчивалась дорога, ведущая в Вейи, а также он присутствует на Яникуле, воротах из Рима в Этрурию.

Связь понятий начала (principium), движения, перехода (eundo) и, следовательно, времени ясно выразил Цицерон35. В общем, Янус стоит у истоков времени как страж врат Неба: сам Юпитер может двигаться вперед и назад благодаря работе Януса. В одном из его храмов, вероятно, в Форуме Холиториум, руки его статуи были расположены так, чтобы обозначать число 355 (количество дней в лунном году), позже 365, что символически выражало его господство над временем. Он руководит конкретными и абстрактными началами мира, такими как религия и сами боги, он также имеет доступ к Небесам и другим богам: вот почему люди должны взывать к нему в первую очередь, независимо от бога, которого они хотят вызвать. молиться или задабривать. Он является инициатором человеческой жизни, новых исторических эпох и финансовых предприятий: согласно мифу, он был первым, кто чеканил монеты, а на ас, первой монете либеральной серии, изображено его изображение на одной стороне.

 

Бог перемен

Янус часто символизировал перемены и переходы, такие как переход от прошлого к будущему, от одного состояния к другому, от одного видения к другому и взросление молодых людей. Он представлял время, потому что одним лицом мог заглянуть в прошлое, а другим — в будущее. Следовательно, Янусу поклонялись в начале времени сбора урожая и посева, а также во время браков, смертей и других начинаний. Он представлял собой золотую середину между варварством и цивилизацией, сельским и городским пространством, юностью и взрослой жизнью. Обладая юрисдикцией над началами, Янус имел неотъемлемую связь со знамениями и покровителями.

Положение в пантеоне
Леонард Шмитц предполагает, что он, вероятно, был самым важным богом в римском архаическом пантеоне. Его часто призывали вместе с Юпитером.

 

Теория структурных особенностей

В ряде своих работ Ж. Дюмезиль предположил наличие структурной разницы в уровнях между протоиндоевропейскими богами начала и конца, а остальные боги, которых постулировал Дюмезиль, попадают в трехчастную структуру, отражающую древнейшую организацию общества . Таким образом, в индоевропейских религиях есть бог-вводитель (такой как ведический Ваю и римский Янус) и бог завершения, а также богиня-воспитательница, которая часто также является духом огня (такой как римская Веста, ведическая Сарасвати и Агни, авестийская Армаити и Анаита). ), которые демонстрируют своего рода взаимную солидарность.

Понятие «бог конца» определяется в связи с точкой отсчета человека, т. е. с текущим положением человека во Вселенной, а не с концами как переходами в новые обстоятельства, которые находятся в ведении богов начала, в связи с амбивалентностью понятия. Таким образом, бог начала структурно не сводится к суверенному богу, а богиня конца ни к одной из трех категорий, по которым Дюмезиль распределял богинь. Однако существует большая степень неясности в отношении функции и роли богинь, которые, возможно, сформировали существовавшую ранее структуру, позволяющую поглощать местных средиземноморских богинь-матерей, воспитателей и защитниц.

Как следствие, положение богов начала будет не вопросом диахронического процесса унижения, которому подвергается верховный бог неба, а скорее структурной чертой, присущей богословию культуры. Нисхождение первобытных богов неба в состояние deus otiosus — хорошо известное явление во многих религиях. Сам Дюмезиль наблюдал и обсуждал во многих своих работах явление падения архаичных небесных божеств в многочисленных обществах, представляющих этнологический интерес.

Мирча Элиаде положительно оценил взгляды Дюмезиля (1946) и рекомендовал их использовать в сравнительных исследованиях индоевропейских религий.

 

Теории солнечного бога

Согласно Макробию, цитирующему Нигидия Фигула и Цицерона, Янус и Яна (Диана) — пара божеств, почитаемых как Аполлон или солнце и луна, от которых Янус получал жертвы раньше всех остальных, потому что через него виден путь доступа к желаемое божество.

Подобная солярная интерпретация была предложена А. Одином, который интерпретирует бога как результат длительного процесса развития, начиная с шумерских культур, от двух солнечных столбов, расположенных на восточной стороне храмов, каждый из которых указывает направление восходящего солнца в даты двух солнцестояний: юго-восточного, соответствующего зимнему и северо-восточного, летнего солнцестояния. Эти два столпа лежат в основе теологии божественных близнецов, один из которых смертен (связан с северо-восточным столпом, ближайшим к северной области, где не светит солнце), а другой бессмертен (связан с юго-восточным столпом). и южный регион, где всегда светит солнце). Позже эти иконографические модели развились на Ближнем Востоке и в Египте в единую колонну, изображающую два туловища и, наконец, в единое тело с двумя головами, смотрящими в противоположные стороны.

Нума в своем регулировании римского календаря назвал первый месяц Януарием после Януса, согласно традиции считавшегося высшим божеством того времени.

 

Храмы

Нума построил Ianus geminus (также Janus Bifrons, Janus Quirinus или Portae Belli), проход, который ритуально открывался во время войны и снова закрывался, когда римское оружие отдыхало. Он образовывал ограждение с воротами на каждом конце, расположенное между старым римским форумом и форумом Юлия Цезаря, который был освящен самим Нумой Помпилием. О точном местоположении и внешнем виде храма среди ученых было много споров. В военное время ворота Януса открывались, а в его недрах совершались жертвоприношения и ватицинии, чтобы предсказать исход военных подвигов. Двери закрывались только в мирное время, крайне редкое событие. Предполагалось, что функция Ianus Geminus должна быть своего рода добрым предзнаменованием: в мирное время он, как говорили, прекращал войны внутри или поддерживал мир внутри; Говорят, что во время войны он был открыт, чтобы разрешить возвращение дежурных.

Говорят, что храм Януса был освящен консулом Гаем Дуилием в 260 г. до н.э. после битвы при Милах на Форуме Холиториум. В нем была статуя бога, правая рука которого показывала число 300, а левая — число 65, т. е. продолжительность солнечного года в днях, и двенадцать алтарей, по одному на каждый месяц.

Четырехстороннее сооружение, известное как Арка Януса на Форуме Перехода, датируется I веком христианской эры: по общему мнению, оно было построено императором Домицианом. Однако американские ученые Л. Росс Тейлор и Л. Адамс Холланд на основании отрывка Статиуса утверждают, что это было более раннее сооружение (предание гласит, что квадрифроны Яна были привезены в Рим из Фалерий) и что Домициан лишь окружил его своей новой Форум. На самом деле строительство Форума Транзиториум было завершено и открыто Нервой в 96 году нашей эры.

 

Культовые эпитеты

Другой способ исследовать сложную природу Януса — это систематический анализ его культовых эпитетов: религиозные документы могут более точно сохранять представление о теологии божества, чем другие литературные источники.

Основными источниками культовых эпитетов Януса являются фрагменты «Кармен Салиаре», сохранившиеся у Варрона в его труде «De Lingua Latina», список, сохранившийся в отрывке из «Сатурналий» Макробия (I 9, 15–16), еще один в отрывке из «De» Иоганна Лидуса. Mensibus (IV 1), список в Historiarum Compendium Кедрена (I p. 295 7 Bonn), частично зависящий от Лида, и один в комментарии Сервия Гонората к Энеи (VII 610). Литературные произведения также сохраняют некоторые культовые эпитеты Януса, такие как длинный отрывок Овидия из Фасти, посвященный Янусу в начале Книги I (89–293), Тертуллиан, Августин и Арнобий.

 

Кармен Сальяре

Как и следовало ожидать, первые стихи «Кармен» посвящены прославлению Януса, поэтому они были названы против ианули. Павел Диакон упоминает о вариациях ианули, иовии, юнонии, минервии. Сохранились только часть версианули и два йовия.

 

Патер

Патер — пожалуй, самый частый эпитет Януса, встречающийся также в сочинении «Януспатер». Хотя многие боги разделяют этот культовый эпитет, кажется, римляне считали, что он обычно подходит Янусу. Когда его призывают вместе с другими богами, обычно только его называют отцом. Для Януса этот титул — не просто знак уважения; в основном это отмечает его изначальную роль. Он первый из богов и, следовательно, их отец: формула квази deorum deum соответствует diuum deus кармен Салиаре. Точно так же в выражении duonus Cerus Церус означает создатель и считается мужской формой, связанной с Церерой. Лидус дает Πατρίκιος (Патриций) и объясняет его как автохтон: поскольку он не дает другого эпитета, соответствующего Патеру, можно сделать вывод, что Лидус понимает Патриция как синоним Патера. Нет никаких свидетельств, связывающих Януса с культами гентиликов или идентифицирующих его как национального бога, особо почитаемого старейшими патрицианскими семьями.

 

Близнецы

Близнецы — первый эпитет в списке Макробия. Хотя этимология этого слова неясна, она, безусловно, связана с его наиболее типичным характером - наличием двух лиц или голов. Доказательством служат многочисленные эквивалентные выражения. Происхождение этого эпитета может быть либо конкретным, относящимся непосредственно к образу бога, воспроизведенному на монетах и предположительно введенному королем Нумой в святилище в самой нижней точке Аргилета, либо к черте Иана I. Порта Белли, двойные ворота, ритуально открываемые в начале войн, или абстрактные, метафорически происходящие от лиминальных, посреднических функций самого бога: как во времени, так и в пространстве проходы соединяли две разные сферы, царства или миры. Janus quadrifrons или quadriformis, привезенный, согласно традиции, из Фалерий в 241 г. до н.э. и установленный Домицианом на Переходном форуме, хотя и имеет другое значение, по-видимому, связан с тем же богословским комплексом, так как его образ предполагает способность управлять всеми направление, стихия и время года. Однако нового эпитета это не породило.

 

Патульций и Клузивий I

Патульций и Клузивий или Клузиус — это эпитеты, связанные с неотъемлемым качеством и функцией дверей, стоянием открытым или закрытым. Янус как Привратник обладает юрисдикцией над всеми видами дверей и проходов, а также властью открывать или закрывать их. Точно так же Сервий интерпретирует Патульция. Лидус дает неверный перевод «αντί του οδαιον», который, однако, отражает один из атрибутов бога, то есть защитник дорог. В другом месте Лидус цитирует эпитет θυρέος, чтобы оправдать ключ, который держит Янус. Противоположность двух эпитетов предназначена для обозначения чередующихся противоположных состояний и обычно встречается в indigitamenta: в отношении Януса Макробий приводит примеры Антеворта и Постворта, олицетворения двух индигитаментов Карментиса. Эти эпитеты связаны с ритуальной функцией Януса при открытии Порта Януалис или Порта Белли. Обряд может восходить к временам, предшествовавшим основанию Рима. Поэты пытались объяснить этот обряд, воображая, что ворота закрывают либо войну, либо мир внутри иануса, но по своему религиозному значению они, возможно, имели целью умилостивить возвращение воинов-победителей домой.

 

Квиринус

Quirinus - спорный эпитет. По мнению некоторых ученых, в основном франкоязычных, это, по-видимому, тесно связано с представлениями о переходе римского народа от войны обратно к миру, от состояния миль, солдата, к состоянию quiris, гражданина, занятого мирными делами, как подразумевают обряды Porta Belli. На самом деле это обычное значение слова quirites на латыни. Другие ученые, в основном германоязычные, считают, что это, напротив, связано с воинственным характером бога Квирина, интерпретация, поддерживаемая многочисленными древними источниками: Лид, Кедрен, Макробий, Овидий, Плутарх и Павел Декон.

Шиллинг и Капдевиль возражают, что именно его функция руководства возвращением к миру дала Янусу этот эпитет, что подтверждается его связью 30 марта с Паксом, Конкордией и Салусом, хотя это правда, что Янус как бог всех начал председательствует. также над военным, и поэтому его часто называют воином, вестником войны, а также пацификом. Это использование также обсуждается Дюмезилем в различных работах, касающихся вооруженной природы Mars qui praeest paci, вооруженных качеств богов третьей функции и оружия третьей функции.

Кох, с другой стороны, видит эпитет Янус Квиринус как отражение покровительства бога над двумя месяцами, начинающимися и заканчивающимися в году, после их добавления королем Нумой в его реформе календаря. Эта интерпретация также соответствовала бы лиминальной природе Януса. Составной термин Ianus Quirinus был особенно в моде во времена Августа, его мирная интерпретация особенно хорошо соответствовала августовской идеологии Pax Romana.

Соединение Ianus Quirinus можно найти также в обряде spolia opima, lex regia, приписываемом Нуме, который предписывал, чтобы трофеи третьего ранга короля или вождя, убитые в битве, те, что завоеваны простым солдатом, были посвящены Ян Квирин. Шиллинг считает, что ссылка этого обряда на Яна Квирина воплощает первоначальную пророческую интерпретацию, которая приписывает этому божеству последние и решающие трофеи римской истории.

 

Ποπάνων (Попанон, Либо?)

Эпитет Ποπάνων (Попанун) засвидетельствован только Лидусом, который цитирует Варрона, утверждающего, что в день календ ему предложили пирог, который принес ему этот титул. Нет никаких сохранившихся свидетельств этого имени на латыни, хотя обряд засвидетельствован Овидием для январских календ и Павлом. Этот торт был назван ianual, но связанный с ним эпитет Януса не мог правдоподобно быть Ianualis: было предложено Libo, что остается чисто гипотетическим. Контекст мог позволить этрусскую этимологию.

 

Юнониус

Янус обязан эпитетом Юнониус своей функции покровителя всех календ, которые также связаны с Юноной. В объяснении Макробия: «Юнониум как бы не только держит вход в январь, но и во все месяцы: ведь все календы находятся под юрисдикцией Юноны». В то время, когда восход новой луны наблюдался младшим понтификом, rex sacrorum с его помощью принес жертву Янусу в курии Калабра, а regina sacrorum принесла жертву Юноне в царстве.

Некоторые ученые утверждали, что Юнона была примитивной паредрой бога. Этот момент имеет отношение к природе Януса и Юноны и лежит в основе важного спора: был ли Янус униженным древним ураническим верховным богом, или Янус и Юпитер сосуществовали, а их различные личности были структурно присущи их первоначальной теологии?

Среди франкоязычных ученых Грималь и (неявно и частично) Ренар и Басанофф поддержали мнение об ураническом верховном боге против Дюмезиля и Шиллинга. Среди англоязычных ученых Фрейзер и Кук предложили интерпретацию Януса как уранического верховного бога.

Как бы то ни было, несомненно, что Янус и Юнона демонстрируют своеобразную взаимную близость: в то время как Янус — это Юнониус, Юнона — это Януалис, поскольку она руководит деторождением и менструальным циклом и открывает двери. Кроме того, помимо календ, Янус и Юнона также связаны в обряде Tigillum Sororium 1 октября, в котором они носят эпитеты Ianus Curiatius и Iuno Sororia. Эти эпитеты, меняющие функциональные качества богов, являются самым замечательным очевидным доказательством их близости. Обряд подробно обсуждается в разделе ниже.

 

Конвивиус

Consivius, сеятель, — эпитет, отражающий опекунскую функцию бога в первое мгновение человеческой жизни и жизни вообще, зачатия. Эта функция является частным случаем его функции покровителя начал. Что касается человека, то оно, очевидно, имеет величайшее значение, хотя и Августин, и некоторые современные ученые считают его второстепенным. Августин выражает удивление по поводу того, что некоторые из dii selecti могут заниматься такими задачами: «На самом деле сам Янус сначала, когда зачата беременность, ... открывает путь к получению семени».

Варрон, с другой стороны, ясно понимал актуальность функции начала новой жизни, открывая путь к семени, и поэтому начал перечисление богов с Януса, следуя образцу Кармен Салиаре. Такую же интерпретацию эпитета Макробий дает в своем списке: «Консивий от сеяния (conserendo), т. е. от распространения человеческого рода, распространяемого делом Януса». как самая древняя форма. Однако он считает Консеиуса не эпитетом Януса, а самостоятельным теонимом.

Лидус понимает Consivius как βουλαιον (consiliarius) из-за смешения с Consus через Ops Consiva или Consivia. Интерпретация Консуса как бога совета уже присутствует у латинских авторов и связана с народной этимологией, поддерживаемой историей похищения сабинянок (которое произошло в день Consualia aestiva), которому, как говорят, посоветовали по Консусу. Однако ни один латинский источник не упоминает о каких-либо отношениях между Консусом и Янусом Консивием. Более того, оба отрывка, которых требует эта этимология, представляют трудности, особенно потому, что кажется, что Consus не может быть этимологически связан с прилагательным consivius или conseuius, найденным в Ops Consivia, и отсюда подразумеваемым понятием посева.

 

Κήνουλος (Коэнул)

Κήνουλος (Coenulus) и Κιβουλλιος (Cibullius) не засвидетельствованы латинскими источниками. Второй эпитет не встречается в манускриптах Лида и присутствует у Кедрена вместе с его объяснением, касающимся пищи и воспитания. Редактор Lydus R. Wünsch добавил отрывок из Седрена после того, как Лид объяснил Ценула как ευωχιαστικός, хорошего хозяина на банкете. Капдевиль считает, что текст Седрена возник из-за палеографической ошибки: только Coenulus, несомненно, является эпитетом Януса, и прилагательное, используемое для его объяснения, означающее хорошо подать и угостить за обедом, использовалось в ритуальном воззвании перед едой, желая посетители, чтобы сделать хорошую плоть. Это одна из черт Януса, показанная в мифе, связывающем его с Карной, Кардеей, Журавлем.

 

Куриаций

Эпитет Куриатий встречается в связи с Юно Сорориа как обозначение божества, которому был посвящен один из двух алтарей за Тигиллум Сорориум. Фест и другие античные авторы объясняют Куриация этиологической легендой о Тигиллуме: искуплением, которому П. Гораций подвергся после победы над албанскими Куриациями за убийство собственной сестры, пройдя под балкой с покрытой головой.

Капдевиль считает, что этот эпитет относится исключительно к персонажам легенды и самому обряду: он ссылается на анализ Дюмезиля как на свой авторитет.

Шиллинг предполагает, что, вероятно, это был крестец, первоначально вверенный роду Гораций, который позволял десакрализации ювенов в конце военного сезона, а затем был передан государству. Покровительство Януса обряду посвящения было бы естественным. Присутствие Юноны может быть связано с датой (календами), ее защитой ювенов, солдат или самой легендой. По мнению Шиллинга, это связано с курией, поскольку Тигиллум располагался недалеко от курии ветеранов.

Ренар считал интерпретацию Шиллинга неприемлемой, хотя и подтверждаемой надписью ( lictor curiatius ) из-за разного количества u, короткого в curiatius, curis и Curitis и длинного в curia. Более того, это часть иной интерпретации смысла ритуала Tigillum Sororium, предложенной Гербертом Дженнингсом Роузом, Куртом Латте и самим Робертом Шиллингом. Ренар связывает значение эпитета с curis или cuiris, копьем Юноны Куритис, поскольку здесь ей дается эпитет Сорориа, соответствующий обычному эпитету Близнецов Януса и двойственной или женской природе прохода между двумя соединенными столбами.

Таким образом, этимология Curiatius остается неопределенной.

 

Обряды

Обряды, связанные с Янусом, были многочисленны. Из-за разностороннего и далеко идущего характера его основной функции, отмечающей все начала и переходы, его присутствие было вездесущим и фрагментарным. Помимо обрядов, празднующих начало нового года и каждого месяца, существовали особые времена года, отмечавшие начало и закрытие военного сезона, в марте и октябре соответственно. К ним относятся обряд arma movēre 1 марта и обряд arma condĕre в конце месяца, совершаемый Salii, и Tigillum Sororium 1 октября. Янус Квирин был тесно связан с годовщиной посвящения храмов Марса 1 июня (дата, которая соответствовала празднику Карны, божества, связанного с Янусом: см. ниже) и посвящения Квирина 29 июня (который был последний день месяца в доюлианском календаре). Эти важные обряды подробно обсуждаются ниже.

Любой обряд или религиозный акт требовал сначала вызова Януса с соответствующим призывом Весты в конце (Janus primus и Vesta extrema). Примеры можно найти в Carmen Saliare, формуле devotio, люстрации полей и жертвоприношении porca praecidanea, Acta Арвальских братьев.

Хотя у Януса не было фламена, он был тесно связан с rex sacrorum, который совершал ему жертвоприношения и принимал участие в большинстве его обрядов: rex занимал первое место в ordo sacerdotum, иерархии жрецов. Фламен Портуна совершил ритуальное смазывание копья бога Квирина 17 августа, в день Портуналий, в тот же день, когда храм Януса на Форуме Холиториум был освящен консулом Гаем Дуилием в 260 г. до н.э.

 

Начало года

Считалось, что зимнее солнцестояние приходится на 25 декабря. 1 января был день Нового года: этот день был посвящен Янусу, поскольку он был первым в новом году и месяце (календах) Януса: ферия носила предсказательный характер, поскольку римляне считали, что начало чего-либо было предзнаменованием для целый. Так в этот день было принято обмениваться веселыми словами добрых пожеланий. По той же причине все посвящали короткое время своим обычным делам, обменивали финики, смоквы и мед в знак благожелательности и дарили монеты, называемые стренами. Лепешки из полбы (фар) и соли приносили в жертву богу и сжигали на алтаре. Овидий утверждает, что в самые древние времена не было жертвоприношений животных, а богов умилостивляли приношениями полбы и чистой соли. Этот libum назывался ianual и, вероятно, соответствовал summanal, предложенному за день до летнего солнцестояния богу Summanus, который, однако, был сладок, будучи приготовленным из муки, меда и молока.

Вскоре после этого, 9 января, на ферии Январского Агония rex sacrorum принес в жертву Янусу барана.

 

Начало месяца

В календах каждого месяца rex sacrorum и младший понтифик приносили жертву Янусу в курии Калабра, а регина приносила в жертву Юноне свинью или ягненка.

 

Начало дня

Утро принадлежало Янусу: мужчины приступали к своим повседневным делам и делам. Гораций называет его Matutine Pater, утренний отец. Ж. Дюмезиль считает, что этот обычай лежит в основе научных интерпретаций Януса как солнечного божества.

 

Космос

Янус также участвовал в пространственных переходах, охраняя двери домов, городские ворота и границы. Именем бога названы многочисленные топонимы мест, расположенных на границе территории двух общин, особенно этруров и латинян или умбров. Наиболее примечательным примером является Яникул, который обозначал доступ в Этрурию из Рима. Поскольку границы часто совпадали с реками, а границей Рима (и других италиков) с Этрурией был Тибр, утверждалось, что его пересечение имело религиозный оттенок; это включало бы набор строгих апотропных практик и религиозный настрой. Первоначально Янус особенно регулировал пересечение этой священной реки через Сублиций мост. Имя Iāniculum происходит не от имени бога, а от абстрактного существительного iānus, -us. Адамс Холланд полагает, что первоначально это должно было быть название небольшого моста, соединяющего остров Тибр (на котором, как она полагает, стояло первое святилище Януса) с правым берегом реки. Однако Янус был защитником дверей, ворот и дорог в целом, о чем свидетельствуют два его символа, ключ и посох. Ключ также был знаком того, что путешественник с миром пришел в гавань или переправился вброд, чтобы обменять свои товары.

Обряд смазывания невестой дверных косяков своего нового дома волчьим жиром по прибытии, хотя и без явного упоминания Януса, является обрядом посвящения, связанным с ianua.

 

Обряды Салии

Обряды Салии знаменовали весеннее начало военного сезона в марте и его закрытие в октябре. Структура патрицианских содалитов, состоящая из двух групп Salii Palatini, которые были посвящены Марсу и чье учреждение традиционно приписывалось Нуме (со штаб-квартирой на Палатине), и Salii Collini или Agonales, посвященных Квирину и основание которого приписывается Туллу Гостилию (со штаб-квартирой на Квиринале), отражает в своем разделении диалектическую символическую роль, которую они играли в обрядах открытия и закрытия военного сезона. Как и сама легенда об их основании: миролюбивый царь Нума учредил Салии Марса Градива, предвидя будущие войны римлян, а воинственный царь Тулл в битве во время многолетней войны с сабинянами поклялся основать вторая группа Салии, если он одержит победу.

Парадокс царя-пацифиста, служащего Марсу и переходу к войне, и царя-поджигателя войны, служащего Квирину для достижения мира в ожидаемых условиях, подчеркивает диалектический характер сотрудничества между двумя богами, присущий их собственной функции. Благодаря действию талисманов верховного бога они гарантировали попеременно силу и победу, плодородие и изобилие. Примечательно, что две группы Салии не делили свои компетенции так, чтобы одна группа только открывала путь к войне, а другая к миру: они вместе работали как при открытии, так и при завершении военного сезона, знаменуя переход власти от одного бога к другому. Таким образом, салии воплотили в жизнь диалектическую природу воинственного и миролюбивого римского народа, особенно ювенов.

Эта диалектика нашла материальное отражение в расположении храма Марса вне померия и храма Квирина внутри него. Годовой диалектический ритм обрядов мартовских и октябрьских салий находил свое дальнейшее отражение внутри обрядов каждого месяца и в пространстве повторным пересечением ими помериальной линии. Обряды марта начинались первого числа с церемонии ancilia movere, развивались в течение месяца 14-го числа с Equirria на Марсовом поле (и обряда Мамурия Ветурия, отмечающего изгнание старого года), 17-го числа с Agonium. Martiale, 19-го с Quinquatrus в Comitium (которые симметрично соответствуют Armilustrium 19 октября), 23-го с Tubilustrium, и они заканчивались в конце месяца обрядом ancilia condere. Только после того, как этот месячный набор обрядов был завершен, можно было предпринимать военные походы.

В то время как Януса иногда называют воином, а иногда пацификом в соответствии с его общей функцией новичка, он упоминается как Янус Квирин в связи с завершением мартовских обрядов в конце месяца вместе с Паксом, Салусом и Конкордией: является отражением аспекта Януса Квирина, который подчеркивает квиринальную функцию восстановления мира и надежды солдат на победоносное возвращение.

Как обряды салиев имитируют переход от мира к войне и обратно к миру путем перемещения между двумя полюсами Марса и Квирина в месячном цикле марта, так и в церемониях Октября, Эквуса Октября («Октябрьская Лошадь "), происходящее на Марсовом поле в Армилюстриуме, очищение оружия, на Авентине и в Тубилустрии 23-го числа. Другие соответствия можно найти в датах основания храмов Марса 1 июня и храма Квирина 29 июня, в доюлианском календаре последний день месяца, подразумевая, что открытие месяца относилось к Марс и приближение к Квирину.

Взаимность ситуаций двух богов подпадает под роль открывающего и закрывающего, которую играет Янус, как утверждает Овидий: «Почему ты спрятан в покое и открыт, когда руки двигаются?» Другое аналогичное соответствие можно найти в празднике Квириналии февраля, последнего месяца древнего календаря Нумы. Ритуал открытия и закрытия Януса Квирина, таким образом, отражал бы идею реинтеграции миль в гражданское общество, т. к югу от Марсова поля. В идеологии Августа этому символическому значению придавалось большое значение.

 

Тигиллум Сорориум

Этот обряд должен был увековечить память об искуплении убийства собственной сестры Марком Горацием. Юному герою с покрытой головой пришлось пройти под балкой, перекинутой через переулок. Обряд повторялся каждый год 1 октября. Тигиллум состоял из балки на двух столбах. Он содержался в хорошем состоянии на государственные средства до времен Ливия. За тигиллом, на противоположных сторонах переулка, стояли два алтаря Януса Куриациуса и Юноны Сорории. Его местонахождение было на вике, ведущем к Килям, возможно, в точке пересечения померия. Обряд и миф были истолкованы Дюмезилем как очищение и десакрализация солдат от религиозной скверны, занесенной на войне, и освобождение воина от ярости, гнева, столь же опасного в городе, сколь и необходимого в походе.

Обряд проводился в календы октября, месяца, знаменующего окончание ежегодных военных действий в Древнем Риме. Ученые предлагали разные интерпретации значения Януса Куриациуса и Юноны Сорориа. Связь двух богов с этим обрядом не сразу ясна. Однако очевидно, что они обменялись своими эпитетами, поскольку Куриаций связан с (Юноной) Куритисом, а Сорориа — с (Янусом) Близнецами. Ренар считает, что, хотя Янус является богом движения и переходов, он не имеет прямого отношения к очищению, в то время как арка больше связана с Юноной. Этот факт будет подтвержден эпитетом Сорориум, общим для тигиллума и богини. Юнона Куритис также является защитницей iuvenes, молодых солдат. Павел Диакон утверждает, что sororium tigillum был sacer (священным) местом в честь Юноны. Еще одним элементом, связывающим Юнону с Янусом, является ее отождествление с Карной, на что указывает праздник этого божества в календы (день Юноны) июня, месяца Юноны.

Карна была нимфой священного Лукуса Гелерна, сделанной Янусом богиней петель по имени Кардеа, и обладала силой защищать и очищать пороги и дверные косяки. Это было бы еще одним элементом в объяснении роли Юноны в Тигиллуме. У новобрачных также было принято смазывать дверные косяки своих новых домов волчьим жиром. В мифе о Янусе и Карне (см. Раздел ниже) Карна имела обыкновение, когда его преследовал молодой человек, из застенчивости просила его о тайной нише и после этого убегала: но двуглавый Янус увидел, как она прячется на скале под камнями. Отсюда очевидна аналогия с обрядом Тигиллум Сорориум: и в мифе, и в обряде Янус, бог движения, проходит через низкий проход, чтобы добраться до Карны, подобно тому, как Гораций проходит под тигиллом, чтобы получить свое очищение и восстановление. к состоянию гражданина, имеющего право на гражданскую деятельность, в том числе на семейную жизнь. Таким образом, очищение является предпосылкой плодородия. Распространен обычай добиваться люстрации и плодородия, проходя под проломом в скалах, ямой в земле или дуплом в дереве.

Покрытая вуалью голова Горация также может быть объяснена как апотропный прием, если рассматривать tigillum как iugum Юноны, женский принцип плодовитости. Ренар заключает, что этот обряд находится под опекой как Януса, так и Юноны, являясь обрядом перехода под покровительство Януса и обрядом десакрализации и плодородия под покровительством Юноны: благодаря ему ювены, возвращавшиеся из похода, возвращались в свое плодородное состояние мужья и крестьяне. Янус часто ассоциируется в мифах с плодородием, представляя мужской принцип движения, тогда как Юнона представляет дополнительный женский принцип плодородия: действие первого позволяет проявиться другому.

 

Мифы

Обсуждая мифы об Янусе, следует быть осторожным в различении древних и изначально латинских мифов и тех, которые позже были приписаны ему греческими мифографами. В Фасти Овидий связывает только мифы, которые связывают Януса с Сатурном, которого он приветствовал в качестве гостя и с которым он в конце концов разделил свое царство в награду за обучение искусству земледелия, а также с нимфой Журавлем, Граной или Карной, которую Янус изнасиловал и сделал богиней петель как Кардею, а в «Метаморфозах» он записывает свое отцовство с Венилией, нимфой Каненс, любимой Пиком, первым легендарным королем аборигенов.

Миф о Журавле изучали М. Ренар и Г. Дюмезиль. Первый ученый усматривает в нем своего рода параллель с богословием, лежащим в основе обряда Тигиллум Сорориум. Журавль — нимфа священного леса Гелерна, расположенного у истока Тибра, чей праздник 1 февраля соответствовал празднику Юноны Соспиты: Журавля можно рассматривать как второстепенное имаго богини. Ее привычка обманывать своих преследователей-мужчин, прячась в скалах в земле, показывает ее связь не только с растительностью, но также со скалами, пещерами и подземными ходами. Ее природа, по-видимому, также связана с растительностью и воспитанием: Г. Дюмезиль доказал, что Гелерн был богом растительности, пышной растительности и садов, особенно связанных с викой. Как пишет Овидий в своих «Фастах», 1 июня было праздником Карны, помимо календарного праздника месяца Юноны и праздника Юноны Монеты. Овидий, кажется, намеренно объединяет и отождествляет Карну с Кардеей в этиологическом мифе, упомянутом выше. Следовательно, в этом мифе подчеркивается связь как Януса, так и бога Гелерна с Карна-Журавлем: в этот день было принято есть ивич (пюре из бобов) и сало, которые должны были укреплять тело. Кардеа обладала также магическими способностями защищать дверные проемы (прикасаясь к порогам и косякам мокрыми веточками боярышника) и новорожденных детей от агрессии стрижей (в мифе юный Прока). М. Ренар усматривает в ассоциации Януса с Журавлем широко распространенные обряды люстрации и плодородия, совершаемые посредством ритуального хождения под низкими скалами или ямами в почве или естественными дуплами в деревьях, что, в свою очередь, находит отражение в люстративном обряде Tigillum Sororium. .

Макробий рассказывает, что Янус должен был разделить королевство с Камезе в Лациуме, в месте, которое тогда называлось Камесене. Он утверждает, что Гигин записал эту историю со слов Протарха из Траллеса. У Макробия Камезе — мужчина: после смерти Камезе Янус правил один. Однако греческие авторы считают Камесу сестрой и супругой Януса: Афиней, цитируя некоего Дракона с Коркиры, пишет, что Янус родил со своей сестрой Камезой сына по имени Эйтекс и дочь по имени Олистен. Сервий Даниэлис утверждает, что Тибр (то есть Тиберин) был их сыном.

Арнобий пишет, что Фонтус был сыном Януса и Ютурны. Само название доказывает, что это вторичная форма Фонса по образцу Януса, разоблачая поздний характер этого мифа: вероятно, он был задуман из-за близости праздников Ютурны (11 января) и Агония Януса (9 января). а также за наличие жертвенника Фонса возле Яникула и близость понятий весны и начала.

Плутарх пишет, что, по некоторым данным, Янус был греком из Перребии.

После того, как Ромул и его люди похитили сабинянок, а на Рим напали сабиняне под предводительством царя Татия, Янус вызвал извержение вулканического горячего источника, в результате чего потенциальные нападавшие были заживо погребены в смертельно горячей, жестокой смеси воды и пепла. бурлящих горячих вулканических источников, которые убили, сожгли или изуродовали многих людей Татиуса. Этот источник Варрон назвал Лавтолами. Однако позже сабиняне и римляне договорились о совместном создании новой общины. В честь этого двери обнесенного стеной сооружения без крыши под названием «Янус» (не храм) оставались открытыми во время войны после того, как через него прошел символический контингент солдат. Двери были закрыты в церемонии, когда был заключен мир.

 

Происхождение, легенды и история

В соответствии с его фундаментальным характером Начинающего, Янус считался римлянами первым королем Лациума, иногда вместе с Камезе. Гостеприимно принял бы он бога Сатурна, который, изгнанный Юпитером с неба, прибыл на корабле к Яникулу. Янус также совершил бы чудо, превратив воду источника у подножия Виминала из холодной в обжигающе горячую, чтобы отразить нападение сабинянок царя Тита Татия, пришедших отомстить за похищение их дочерей римлянами.

Его храм под названием Янус Близнец должен был оставаться открытым во время войны. Говорят, что он был построен королем Нумой Помпилием, который всегда держал его закрытым во время своего правления, так как не было войн. После него он закрывался очень мало раз, один раз после окончания первой Пунической войны, три раза при Августе и один раз при Нероне. Записано, что император Гордиан III открыл Януса Близнецов.

Любопытно, что открытие Януса было, возможно, последним актом, связанным с античной религией в Риме: Прокопий пишет, что в 536 г., во время Готской войны, когда полководец Велизарий находился в осаде в Риме, ночью кто-то открыл Януса. Geminus тайком, который оставался закрытым после указа Феодосия I 390 г., запретившего древние культы. Янус был верен своей лиминальной роли и в обозначении этого последнего акта.

 

Гипотеза отдаленного происхождения

Уникальность Януса в Лациуме натолкнула Л. Адамса Холланда и Дж. Гаге на гипотезу о культе, привезенном мореплавателями издалека и тесно связанном с амфибийной жизнью первобытных общин, обитавших на берегах Тибра. В мифе о Янусе, корабле Сатурна, а также в мифе о Карменте и Эвандере напоминают о древнем доримском мореплавании. Элементы, которые, кажется, связывают Януса с парусным спортом, представлены в двух статьях Дж. Гейге, кратко изложенных ниже.

1. Лодка Януса и верования первобытных мореплавателей.
(а) Близость Януса и Портуна и функции фламена Портуналиса
Храм Януса был посвящен Гаем Дуилием 17 августа, в день Портуналии. Ключ был символом обоих богов, а также означал, что абордажное судно было мирным торговым судном.
Фламен Портуналис смазывал руки Квирина мазью, хранившейся в своеобразном сосуде под названием persillum, термин, возможно, происходящий от этрусского persie. Подобный объект, по-видимому, изображен на фреске Календаря Остии, на которой юноши готовятся нанести смолу, содержащуюся в тазу, на лодку на телеге, т. е. еще не спущенную на воду.

(b) Тигиллум Сорориум
Tigillum Sororium может быть связан с языческим культом дерева Горациев, о чем свидетельствуют эпизоды с pons sublicius, защищаемым Горацием Коклесом, и столбами главного входа в храм Юпитера Капитолийского, на котором лежал Марк Гораций Пульвий. руку во время обряда посвящения. Гаге считает, что волшебная сила Tigillum Sororium должна быть приписана живой и растущей природе дерева.

2. Религиозное качество деревьев
Такие деревья, как дикая маслина и греческий или италийский лотос (Celtis australis), имеют те же религиозные качества, что и corniolum и дикий инжир для сообществ парусников: их древесина не гниет в морской воде, поэтому она использовалась в судостроении и в кораблестроении. изготовление валков для буксировки судов по суше.

3. Изображение Януса и Борея в виде бифронов.
Изображение Януса и Борея как бифронов и сезонных элементов.

(а) Календарь Нумы и роль Януса
Противоречия древнеримского календаря о начале нового года: изначально март был первым месяцем, а февраль — последним. Январь, месяц Януса, стал первым после нескольких изменений в календаре. Лиминальный характер Януса все еще присутствует в ассоциации с декабрьскими сатурналиями, отражая строгие отношения между двумя богами Янусом и Сатурном и довольно размытое различие их историй и символов.
Первоначальная роль Януса в политико-религиозных операциях января: nuncupatio votorum, охватывающее год, имперский символ лодки в обряде открытия морского сезона, vota felicia: Янус и его мифы допускают древнюю интерпретацию vota felicia, отличная от исидийской.
б) Представление о временах года в древних традициях Ионических островов.
Пересечение гиперборейских мифов. Кефалония как место на пересечении знаменитых ветров. Применение теории ветров для навигации в Ионическом море. Тип Boreas Bifrons как вероятная модель римского Януса.
Это наблюдение было впервые сделано в лексиконе Рошера: «Ианус, несомненно, тоже бог ветра». Грималь воспользовался этой интерпретацией, связав его с вазой с красными фигурами, изображающими Борея, преследующего нимфу Орифию: Борей изображен в виде двух возглавляемый крылатым демоном, два лица с бородами, одно черное, а другое светлое, возможно, символизирующие двойное движение ветров Борея и Антиборея. Это доказывает, что грекам V века до н.э. был известен образ Януса. Гаге чувствует себя обязанным упомянуть здесь еще одну параллель с Янусом, которую можно найти в фигуре стоглазого Аргоса и в его ассоциации с убийцей Гермесом.

(c) Солнечные, солнцестоятельные и космологические элементы
Хотя нет прямых доказательств первоначального солярного значения Януса, поскольку это вопрос ученых спекуляций римских эрудитов, посвященных в мистерии, и императоров, таких как Домициан, происхождение от сирийского космогонического божества, предложенное П. Грималем, выглядит более приемлемым. . Однако Гаге видит древний, доклассический греческий мифический субстрат, к которому принадлежат Девкалион и Пирра, и гиперборейское происхождение дельфийского культа Аполлона, а также аргонавтов. Вера в волшебную силу деревьев отражена в использовании оливкового дерева, что касается валков корабля Аргос: миф об аргонавтах имеет связи с Коркирой, о которой вспоминал Луций Ампелий.

4. Места культа Януса в Риме.
Места культов Януса в Риме и его ассоциаций в древнем Лациуме.

(а) Аргилетум
Варрон приводит либо миф об убийстве Аргоса как этимологию слова Argi-letum (смерть Аргоса), которое выглядит чисто фантастическим, либо миф о месте, расположенном на глинистой почве, argilla на латыни. Место, названное так, стояло у подножия Виминала, тростникового холма. Его также можно отнести к белой иве, из которой изготавливали решетчатые предметы.
(б) Яникул
Яникул мог быть заселен людьми, которые не были латиноамериканцами, но имели тесные союзы с Римом. Правый берег Тибра представлял бы собой типичное, удобное и просторное место для высадки лодок, а культ Януса был бы вдвойне амфибийным.
(c) Янус в Лацио
Культовые союзы и отношения Януса в Лациуме имеют долатинский характер. Янус не связан культом (календарь или молитвенные формулы) с какой-либо другой сущностью. Несмотря на то, что он носит эпитет Патер, он не глава божественной семьи; однако в некоторых свидетельствах у него есть спутница, иногда женщина, а также сын и / или дочь. Они принадлежат к семейству нимф или джиннов источников. Янус вмешивается в чудо с горячим источником во время битвы между Ромулом и Татием: Ютурна и нимфы источников явно связаны с Янусом, а также с Венерой, которая в « Метаморфозах» Овидия участвует в чуде и, возможно, была перепутана с Венилией. или, возможно, эти двое могли быть первоначально одним.
Янус имеет прямую связь только с Венилией, от которой он породил Каненса. Магическая роль дикой оливы (олеастра) видна в описании дуэли между Энеем и Турном, что отражает ее религиозное значение и силу: она была священна для моряков, а также для тех, кто потерпел кораблекрушение, в качестве проводника-защитника на берегу. Вероятно, прелатинская культура почитала его вместе с Фавном.
В истории о Венуле, возвращающемся из Апулии, также можно увидеть религиозный оттенок дикой оливы: король обнаруживает ту, в которую был превращен местный пастух за неуважение к нимфам, которых он встретил в соседней пещере, по-видимому, Венилии. , который был божеством, связанным с магическими достоинствами такого дерева.
Гаге находит примечательным, что персонажи, связанные с Янусом, находятся в «Энеиде» на стороне рутулов. В поэме Янус будет представлен Тиберином. Олистена, дочь Януса от Камезы, может отражать в своем имени имя оливы, лоха или Орифии. Камезе может быть отражена в Карменте: мать Эвандера родом из Аркадии, приезжает в Лацио в качестве эмигранта в изгнании и проводит два своих фестиваля в январе: имя Камезе, во всяком случае, не похоже на латынь.

5. Социологические замечания
а) Неясность связи Януса с культами первобытного Лациума.
Неясность связи Януса с культами первобытного Лациума и его безразличие к социальному составу римского государства позволяют предположить, что он был богом более раннего амфибийного торгового общества, в котором роль бога-хранителя была незаменима.
(б) Янус бифронс и пенаты
Хотя культ Януса нельзя путать с культом Пенатов, связанных с дарданскими мигрантами из Трои, бинарная природа Пенатов и Януса постулирует соответствующую этническую или социальную организацию. Считается, что здесь образцом является культ Magni Dei или Cabeiri, сохранившийся в Самофракии и почитаемый, в частности, среди мореплавателей.
Примечателен и этиологический миф: вначале Дардан и его брат Иасий появляются как вспомогательные фигуры во фригийском культе Великой Матери.
В Италии есть след конфликта между поклонниками аргосской Геры (Диомеда и диомедианцев юга) и пенатов. Культ Януса, по-видимому, связан с социальными группами, оставшимися на периферии фригийских. Они могли быть или не быть связаны с культом Диоскуров.

 

Отношения с другими богами

Янус и Юнона

Отношения между Янусом и Юноной определяются близостью понятий начала и перехода и функций зачатия и доставки. Читатель отсылается к вышеприведенным разделам Культовые эпитеты и Тигиллум Сорориум этой статьи и к соответствующему разделу статьи Юнона.

 

Янус и Квирин

Квирин — бог, воплощающий квиритов, то есть римлян, в их гражданском качестве производителей и отцов. Его прозвали Марс транкаллюс (мирный Марс), Марс qui praeest paci (Марс, который правит миром). Его функция хранителя custos подчеркивается расположением его храма внутри померия, но недалеко от ворот Порта Коллина или Квириналис, недалеко от святилищ Санкуса и Салуса.

Как защитник мира, он, тем не менее, вооружен, как и квириты, поскольку они потенциально являются воинами-милитами: его статуя представляет его держащим копье. По этой причине Янус, бог ворот, озабочен своей функцией защитника гражданского общества. По той же причине фламен Портуналис смазывал оружие Квирина, подразумевая, что его следует содержать в хорошем состоянии и наготове, даже если его не следует использовать немедленно.

Дюмезиль и Шиллинг отмечают, что как бог третьей функции Квирин миролюбив и представляет собой идеал pax romana i. е. мир, основанный на победе.

 

Янус и Портунус

Портунуса можно определить как своего рода дублирование сил и атрибутов Януса. Его первоначальное определение показывает, что он был богом ворот, дверей и гаваней. На самом деле обсуждается, была ли его первоначальная функция только богом ворот, а функция бога гаваней была добавлена позже: Павел Диакон пишет:
«... он изображен с ключом в руке и считался богом ворот».

Варрон заявил бы, что он бог гаваней и покровитель ворот. Его праздничный день под названием Портуналия выпал на 17 августа, и в этот день ему поклонялись в храмах ad pontem Aemilium и ad pontem Sublicium, которые были посвящены в этот день.

У Портуна, в отличие от Януса, был свой фламен по имени Портуналис. Примечательно, что храм Януса на Форуме Холиториум был освящен в день Портуналий и что фламен Портуналис отвечал за смазывание рук статуи Квирина.

 

Янус и Веста

Отношения между Янусом и Вестой затрагивают вопрос о природе и функции богов начала и конца в индоевропейской религии. В то время как Янус занимает первое место, Веста занимает последнее место как в богословии, так и в ритуале (Ianus primus, Vesta extrema).

Последнее место предполагает прямую связь с положением поклоняющегося в пространстве и во времени. Отсюда Веста является богиней домашнего очага, а также города. Ее неугасимый огонь является средством для людей (как отдельных лиц, так и сообщества) поддерживать связь с царством богов. Таким образом, существует взаимная связь между богом начала и бесконечного движения, дарующим жизнь существам этого мира (Cerus Manus), а также руководящим его концом, и богиней очага человека, которая через огонь символизирует наличие жизни. Веста — богиня-девственница, но в то же время ее называют «матерью» Рима: считается, что она необходима для существования и выживания общества.

 

Янус в Этрурии

Долгое время считалось, что Янус присутствовал среди теонимов на внешнем крае Печени Пьяченцы в случае 3 под именем Аарон. Этот факт создал проблему, так как бог начал выглядел как находящийся в ситуации, отличной от исходной, то есть в первом случае. После новых чтений, предложенных А. Маджиани, в случае 3 следует читать TINS: таким образом, трудность растворилась. С тех пор Аарон был исключен из францисканского богословия, поскольку это было его единственным свидетельством. Маггиани отмечает, что эта более ранняя идентификация противоречила свидетельству, приписываемому Варрону Иоганнесом Лидусом, что Януса среди этрусков называли caelum.

С другой стороны, как и ожидалось, Янус присутствует в области I подразделения Марсиана Капеллы на Небесах, а в области XVI, последней, должны быть найдены Ianitores terrestres (вместе с Ноктюрном), которые, возможно, будут идентифицированы в Форкуле, Лиментине и Кардеа, божества, строго связанные с Янусом как его помощники (или, возможно, даже не более чем конкретные подразделения его функций), как следует из значения их имен: липы, граница, Кардея, богиня петель, здесь ворот, разделяющих Землю и Небо.

Проблема, поставленная квалифицирующим прилагательным terrestres земной, может быть решена двумя различными способами. Одна из гипотез состоит в том, что изображение Марсиана подразумевает спуск с Небес на Землю. Однако изображение Марсиана не выглядит ограниченным разделением Небо-Земля, поскольку оно включает Подземный мир и другие малоизвестные области или отдаленные уголки Неба. Следовательно, можно утверждать, что артикуляция Ianus-Ianitores может быть истолкована как связанная с идеей Небесных Врат (Synplegades), которые открываются на Небе с одной стороны и на Земле или в Преисподней с другой.

Однако из других археологических документов стало ясно, что у этрусков был еще один бог, двуликий, как Янус: Кульсанс, бронзовая статуэтка которого находится в Кортоне (ныне в музее Кортоны). В то время как Янус - бородатый взрослый, Кулшанс - безбородый юноша, что делает его отождествление с Гермесом возможным. Однако его имя также связано с этрусским словом, обозначающим двери и ворота.

Согласно Капдевиллю, Culśans также можно найти на внешнем крае печени Piacenza, в случае 14, в сложной форме CULALP, т. е. «Culśanś и Alpan(u)», по мнению Пфиффига, но, возможно, здесь это вместо этого указывает на женскую богиню Кулсу, хранительницу врат Подземного мира. Хотя местоположение не совсем идентично, его ситуации в печени и в системе Марсиана несколько схожи.

А. Аудин связывает фигуру Януса с Кульсансом и Турмсом (этрусская интерпретация Гермеса, греческого бога-посредника между разными мирами, принесенного этрусками из Эгейского моря), считая эти два последних этрусских божества одним и тем же. Эта интерпретация тогда отождествляла бы Януса с греческим богом Гермесом. Этрусские медали из Вольтерры также показывают двуглавого бога, а Янус Квадрифронс из Фалерии может иметь этрусское происхождение.

 

Ассоциация с неримскими богами

Римские и греческие авторы утверждали, что Янус был исключительно римским богом. По мнению Р. Шиллинга, это требование чрезмерно, по крайней мере, в том, что касается иконографии. Бог с двумя лицами неоднократно появляется в шумерском и вавилонском искусстве.

Древнее шумерское божество Исимуд обычно изображалось с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны. Шумерские изображения Исимуда часто очень похожи на типичные изображения Януса в древнеримском искусстве. Однако, в отличие от Януса, Исимуд не бог дверных проемов. Вместо этого он посланник Энки, древнего шумерского бога воды и цивилизации. Репродукции изображения Исимуда, чье вавилонское имя было Усиму, на цилиндрах в шумеро-аккадском искусстве можно найти в работе Х. Франкфорта «Цилиндрические печати» (Лондон, 1939), особенно на пластинах на с. 106, 123, 132, 133, 137, 165, 245, 247, 254. На табл. XXI, c Усму показан, когда он знакомит прихожан с сидящим богом.

В Греции были найдены похожие на Януса головы богов, связанных с Гермесом, что, возможно, указывает на составного бога.

Уильям Бетэм утверждал, что культ пришел с Ближнего Востока и что Янус соответствует Баал-ианусу или Белинусу халдеев, имея общее происхождение с Оаннесом из Бероса.

П. Грималь считает Януса слиянием римского бога дверных проемов и древнего сиро-хеттского уранического космогонического бога.

Римская статуя Януса из Аргилета, традиционно приписываемая Нуме, возможно, была очень древней, возможно, своего рода хоанон, как и греческие 8 века до нашей эры.

В индуизме довольно распространено изображение двуликих или четырехликих богов, так как это символическое изображение божественной силы видеть сквозь пространство и время. Верховный бог Брахма представлен с четырьмя ликами. Другим примером четырехликого бога является славянский бог Световид.

Другие аналогичные или сопоставимые божества prima в индоевропейских религиях были проанализированы Г. Дюмезилем. Среди них индийская богиня Адити, которую называют двуликой, поскольку она начинает и завершает церемонии, и скандинавский бог Хеймдалль. Теологические черты Хеймдалля похожи на черты Януса: и в пространстве, и во времени он стоит на пределе. Его обитель находится на краю Земли, на краю Неба; он защитник богов; его рождение в начале времен; он праотец человечества, генератор классов и основатель общественного порядка. Тем не менее он ниже верховного бога Одина: Младшая Völuspá определяет его отношение к Одину почти в тех же терминах, в которых Варрон определяет отношение Януса, бога prima к Юпитеру, бога summa: Хеймдалль рождается как первенец (primigenius, var einn borinn í ardaga), Один рождается как величайший (maximus, var einn borinn öllum meiri). Аналогичные иранские формулы можно найти в авестийской гате (гатах). В других городах древнего Лациума функция руководства началами, вероятно, выполнялась другими божествами женского пола, особенно Fortuna Primigenia из Пренесте.

 

Наследие

В средние века Янус считался символом Генуи, чье средневековое латинское название было Ianua, а также других европейских коммун. В коммуне Сельваццано ди Дентро недалеко от Падуи на штандарте изображены роща и алтарь Януса, но их существование не доказано.

В демонологии Янус превратился в Бифрона и описывается в гримуарах, таких как «Малый ключ Соломона», как демонический граф, отвечающий за перемещение тел в могилы и зажигание над ними свечей, что, возможно, предполагает сохранение роли Януса как божества. окончания и хранитель переходов.

В первом акте, сцена 1 шекспировского « Венецианского купца» Саларино ссылается на двуглавого Януса, но не может найти причину меланхолии Антонио. Кроме того, в акте I, сцена 2 шекспировского «Отелло», Яго взывает к имени Януса после того, как его заговор по уничтожению главного героя провалился.

В своей книге 1921 года «Культ ведьм в Западной Европе» фольклорист Маргарет Мюррей утверждала, что доказательства, обнаруженные в записях о судебных процессах над ведьмами раннего Нового времени, показывают, что бог ведьм, обычно идентифицируемый в записях как Дьявол, на самом деле часто был священником-мужчиной, одетым в двойной маске, представляющей Януса. Мюррей проследил присутствие человека, одетого с маской на затылке, на некоторых собраниях ведьм в признаниях обвиняемых ведьм в районе Пиренеев и, в частности, в одном заявлении о том, что предводитель ведьм выглядел как «comme le dieu Janus» ( «как бог Янус»). С помощью этимологии, данной Джеймсом Фрейзером, Мюррей далее связал фигуру Януса или Диануса в культе ведьм с более известной богиней колдовства Дианой. И современники Мюррея, и современные ученые утверждали, что гипотеза Мюррей и связи, которые она установила между Янусом и Дианой, а также связь ранних современных процессов над ведьмами с древними языческими верованиями, сомнительны.

Общество Януса было ранней гомофильной организацией, основанной в 1962 году и базирующейся в Филадельфии. Он известен как издатель журнала DRUM , одного из первых изданий, посвященных интересам геев, в Соединенных Штатах и ​​наиболее широко распространенного в 1960-х годах, а также своей ролью в организации многих из первых в стране демонстраций за права геев. Организация сосредоточилась на политике воинственной респектабельности, стратегии, требующей уважения, показывая публике геев, соответствующих гетеронормативным стандартам одежды на протестах.

Общество Януса является второй организацией БДСМ, основанной в Соединенных Штатах (после Общества Уленшпигеля), и представляет собой группу обучения и поддержки БДСМ в Сан-Франциско, штат Калифорния. Он был основан в августе 1974 года покойными Синтией Слейтер и Ларри Олсеном. Согласно биографии Слейтера из Зала кожаной славы, она сказала об Обществе Януса:
Мы выбрали Janus по трем основным причинам. Во-первых, у Януса два лица, которые мы интерпретировали как двойственность СМ (доминантная и подчиненная стороны). Во-вторых, он римский бог порталов и, что более важно, начала и конца. Для нас это представляет собой начало принятия себя, начало свободы от чувства вины и окончательное прекращение ненависти к себе и страха перед своими желаниями СМ. И в-третьих, Янус — римский бог войны — войны, которую мы ведем против стереотипов, которые обычно против нас.

В романе-триллере 1987 года «Человек-Янус» британского писателя Рэймонда Гарольда Сокинса Янус используется как метафора советского агента, внедрившегося в британскую секретную разведывательную службу, - «Человек-Янус, который смотрит и на Восток, и на Запад».

В шпионском фильме 1995 года «Золотой глаз» из серии фильмов о Джеймсе Бонде главный антагонист Алек Тревельян называет себя кодовым именем «Янус» после того, как предает Бонда, а затем МИ-6, узнав, что он казак Лиенца. Бонд, которого изображает Пирс Броснан, продолжает заявлять: «Отсюда, Янус. Двуликий римский бог ожил» после того, как узнал о предательстве Тревельяна.

Журнал истории бакалавриата Университета Мэриленда, созданный в 2000 году, называется Янус.

Кошки с врожденным дипрозопом, из-за которого лицо частично или полностью дублируется на голове, известны как кошки-янусы.

В игре Chrono Trigger 1995 года Янус - молодой принц Королевства Рвения, а позже - Король Демонов, Маг. У него также есть кот по имени Альфадор. (Кот Януса.)

В 2020 году персонаж Обман из сериала « Стороны Сандерса» , созданный Томасом Сандерсом, в эпизоде ​​« Ставить других на первое место » раскрыл, что его зовут Янус.

В «Хрониках сумеречных охотников» Кассандры Клэр двойник Джейса Эрондейла из альтернативного измерения под названием Туле выбирает себе имя «Янус» в честь римского бога Януса.

Частицы Януса представляют собой сконструированные микро- или наноскопические частицы, обладающие двумя различными гранями, которые обладают различными физическими или химическими свойствами.

Янус — это язык программирования с обратимым временем. Это также название языка параллельного программирования с ограничениями.