Баптистерий в Пизе, Италия

 

Баптистерий Сан-Джованни — один из памятников на площади Чудес в Пизе; он возвышается перед западным фасадом собора Санта-Мария-Ассунта, к югу от монументального кладбища.

Это самый большой баптистерий в Италии, а также в мире: его окружность составляет 107,24 м, а ширина кладки у основания составляет 263 см (2 метра и 63 см) при высоте 54 метра и 86 сантиметров.

 

История

Строительство здания началось в середине двенадцатого века: «1153 mense Augusti fundata fuit haec…», или «В месяце августе 1153 года основано…» (1153 год по пизанскому календарю соответствует 1152 году). Он заменяет более ранний баптистерий меньшего размера, который располагался к северо-востоку от собора, где сейчас находится Кампосанто. Он был построен в романском стиле архитектором, подписавшимся «Diotisalvi magister…» на колонне внутри здания. Позднее Никола и Джованни Пизано также были главными строителями верфи, как и Челлино ди Незе.

В девятнадцатом веке, одновременно с обновлением, которое затронуло всю площадь Пьяцца дель Дуомо и ее памятники, баптистерий подвергся радикальной реставрации по проекту архитектора Алессандро Герардеска, с вмешательствами, которые привели к реконструкции некоторых порталов и большого часть декоративного аппарата. Несмотря на осуждение некоторых интеллектуалов и выдающихся деятелей пизанской культуры того времени, таких как Карло Лазинио, работы, которыми руководил мастер-строитель Джованни Сторни, привели к удалению многочисленных скульптур Николы и Джованни Пизано. Статуи, размещенные наверху первого порядка над и внутри вимперги, были заменены произведениями, не имитирующими средневековый вкус, в то время как оригинальные скульптуры почти все были утеряны, за исключением тех, которые сейчас выставлены в Museo dell'Opera del Duomo. .

Вмешательство должно было распространиться и внутрь, с созданием фресок в центральной чаше, но проект не был конкретизирован и по существу ограничивался удалением несредневековой мебели и установкой новых окон.

 

Описание

Функции
Баптистерий имеет любопытный купол в виде усеченного конуса, как у храма Гроба Господня в Пизе, также работы того же архитектора, который покрывает только внутренний круг колонн (техника строительства большого полусферического или многоугольного купола была почти неизвестна в время.). Проект Диотисальви хотел, чтобы архитектурно упоминались как Купол Скалы (предположительно построенный на руинах Храма Соломона) снаружи, так и Анастасис Базилики Гроба Господня внутри, оба в Иерусалиме. . Впоследствии работы продолжили Никола и Джованни Пизано, которые модифицировали баптистерий в готическом стиле с лоджией и полусферическим куполом (фактически фонарем), скрывающим пирамидальный.

Баптистерий, как и многие другие постройки в Пизе, слегка наклонен: наклон указывает на восток, в сторону собора.

Внешний
Купол диаметром 30,49 метра покрыт красной черепицей со стороны моря и свинцовыми плитами со стороны востока. Вероятно, причина разницы в покрытии кроется в нехватке денег, а также в отсутствии фресок на потолке, которые, однако, изначально планировались. Другие причины неполного покрытия купола красной черепицей могли быть связаны с различными условиями солнечного и климатического воздействия здания, а также с тем, что оно служило маяком для ночной навигации благодаря отражению света Луны.

Купол наверху со статуей Сан Джованни Баттиста ди Турино ди Сано 1395 года был добавлен гораздо позже. Первоначально в баптистерии было отверстие в потолке, через которое проникал свет, освещая купель. В других более старых баптистериях это отверстие использовалось для наполнения этого источника дождевой водой, но это не относится к Пизе, где источник не имеет дренажных каналов: в то время крещения уже проводились аналогично нынешнему через небольшие бассейны, расположенные вдоль края источника, что было, таким образом, чисто символическим.

Портал напротив фасада собора обрамлен двумя голыми колоннами. Архитрав разделен на два уровня, на нижнем изображены эпизоды из жизни Крестителя, на верхнем изображен Христос между Мадонной и Крестителем между ангелами и евангелистами. По бокам портала две пилястры несут цикл месяцев.

Надпись, до сих пор не расшифрованная, засвидетельствована слева от дверного косяка баптистерия.

 

Интерьер

Удивительно простой и ненавязчивый интерьер также обладает исключительной акустикой. Внутри центрального круглого зала находится амбулатория с круглыми арками, опирающимися на колонны, увенчанная женской галереей. Две лестницы, встроенные во внешнюю стену, позволяют попасть в женскую галерею и на уровень третьего этажа, закрытую среду между экстрадосом внутреннего купола и интрадосом внешнего полусферического купола. Первоначально обе лестницы доходили до третьего уровня, но из соображений устойчивости одну из них в девятнадцатом веке замуровали.

Восьмиугольная крестильная купель, расположенная на трех ступенях в центре, датируется 1246 годом и была построена Гвидо Бигарелли из Ароньо, в то время принадлежавшего епархии Комо. Бронзовая скульптура Сан-Джованни Баттиста в центре купели — превосходная работа Итало Гризелли. За ним пресвитерия с полом в стиле косматеск, окаймленная скульптурным барьером.

Кафедра
Кафедра была создана между 1255 и 1260 годами Никола Пизано, отцом Джованни Пизано, со сценами из жизни Христа на пяти панелях парапета, а в соответствии с колоннами представлены другие предметы, символизирующие Добродетели. Сцены с кафедры и особенно фигура обнаженного Геракла ясно показывают, как влияние классицизма сделало Николая предшественником Ренессанса. Надо помнить, как в размерах, то есть в мастерской Николы формировалась элита итальянских скульпторов XIII-XIV веков, начиная с Тино ди Камайно и Арнольфо ди Камбио.