Баптистерий (Флоренция), Италия

Баптистерий (Флоренция)

Описаниеь Флорентийской баптистериьи

Флорентийский баптистерий (итальянский: Battistero di San Giovanni), также известный как Баптистерий Святого Иоанна, является религиозным зданием во Флоренции, Италия, и имеет статус второстепенной базилики. Восьмиугольный баптистерий стоит как на площади Пьяцца дель Дуомо, так и на площади Сан-Джованни, напротив Флорентийского собора.

Баптистерий - одно из старейших зданий в городе, построенное между 1059 и 1128 годами в флорентийском романском стиле. Несмотря на то, что флорентийский стиль не распространился по всей Италии так же широко его влияние было решающим для последующего развития архитектуры, поскольку оно стало основой, из которой Франческо Таланти, Леон Баттиста Альберти, Филиппо Брунеллески и другие мастера архитекторы своего времени создали ренессансную архитектуру. В случае флорентийского романского можно говорить о «прото-ренессансе», но в то же время о крайнем проявлении поздней античной архитектурной традиции в Италии, как в случае с Базиликой Сан-Сальваторе в Сполето, Храмом из Клитумнуса, церкви Сант-Алессандро в Лукке.

Баптистерий славится своими тремя наборами художественно важных бронзовых дверей с рельефными скульптурами. Южные двери были созданы Андреа Пизано и северными и восточными дверями Лоренцо Гиберти. Восточные двери были окрещены Микеланджело Вратами Рая. Итальянский поэт Данте и многие другие выдающиеся личности эпохи Возрождения, в том числе члены семьи Медичи, были крещены в этой баптистерии.

 

История

Происхождение памятника составляет одну из самых малоизвестных и обсуждаемых тем в истории архитектуры. Вплоть до шестнадцатого века достоверной считалась флорентийская традиция, согласно которой изначально это был древнеримский храм бога Марса, видоизмененный в Средние века только в апсиде и в фонаре. В последующие века эта идея встречала постепенный скептицизм, пока от нее полностью не отказались в конце 19 века, когда при раскопках под зданием были обнаружены остатки римского дома, вероятно, I века нашей эры, с мозаичными полами с геометрическими мотивами. Считалось, что это свидетельствует о средневековом происхождении памятника, и на этом предположении основано большинство нынешних теорий.

Однако сегодня ученые по-прежнему разделены между теми, кто, основываясь на классических характеристиках архитектуры, думает о здании раннехристианской эпохи (IV-V вв. н.э.), и теми, кто вместо этого датирует его примерно 1000 годом археологических раскопок. упомянутые находки, а также документ, удостоверяющий его освящение папой Николаем II 6 ноября 1059 г.; и есть также те, кто выдвигает гипотезу о последовательных изменениях между 7-м и 11-м веками и даже позже, даже до порога Возрождения.

Эти очень разные объяснения показывают, насколько проблема все еще остается открытой, и следует добавить, что в последние годы также выдвигалась гипотеза о том, что флорентийские предания по существу говорили правду, когда говорили, что памятник был Храм Марса» (следа которого никогда не было найдено), в смысле не языческого храма, а здания, посвященного победе Стилихона над Радагайсом, которая произошла во Флоренции в 406 г. и запомнилась всем историкам того времени как исключительный факт, настолько, что тот же Сант-Агостино привел его в качестве аргумента против язычников, демонстрирующих силу Бога. памятники. В этой гипотезе римские находки из раскопок следует объяснять не как остатки варварского разорения в VI веке, а как сносы, произведенные в V веке до строительства и именно для того, чтобы освободить место для здания. Поэтому качество его архитектуры следует отнести не к флорентийскому романскому, а к позднеримской эпохе.

В письменных документах первое упоминание о памятнике относится к 897 году, когда известно, что посланник императора вершил правосудие под портиком «перед церковью Сан Джованни Баттиста». Термин «церковь» предполагает, что в то время здание служило, даже если неясно, выполняло ли оно уже функции баптистерия. Как бы то ни было, освящение папой Николаем II, вероятно, произошло после различных реставрационных работ.

В 1128 году здание официально стало городским баптистерием [необходима цитата], и примерно в середине того же века была выполнена внешняя мраморная облицовка, впоследствии завершенная и внутри; пол в мраморных инкрустациях был построен в 1209 году. По некоторым данным, купол должен был быть построен во второй половине 13 века, но документов об этом нет, и технически гипотеза весьма сомнительна. Мозаики скарселлы датируются примерно 1220 годом, а сложная мозаика купола с восьмиугольными сегментами была впоследствии выполнена, над которой работали между 1270 и 1300 годами при вмешательстве монаха Якопо и участии Коппо ди Марковальдо и Чимабуэ.

Между 1330 и 1336 годами была изготовлена ​​первая из трех бронзовых дверей с использованием 28 панелей, заказанная Андреа Пизано искусством Калимала, самым древним искусством, от которого произошли все остальные, под защитой которых находился баптистерий: это фактически конкурировал с Arte della Lana, которая покровительствовала соседнему собору. Дверь, возможно, первоначально помещенная на восточной стороне, самая важная, обращенная к собору, была перенесена на южную сторону, чтобы поставить вторую дверь на почетное место: это известие, сообщенное Вазари и взятое понемногу из всех источников по сей день, недавно это было поставлено под сомнение из-за расхождений в измерениях между двумя отверстиями. Около 1320 года Тино ди Камайно также вырезал три скульптурные группы в нишах, чтобы украсить часть над порталами каждого входа: изношенные погодой, они были затем постепенно заменены с конца пятнадцатого века и далее: большинство фрагментов сейчас в Museo dell' Cathedral работают.

Нынешние северные ворота были построены между 1403 и 1424 годами Лоренцо Гиберти, победителем конкурса, организованного в 1401 году Arte di Calimala, в котором также приняли участие Филиппо Брунеллески, Якопо делла Кверча, Симоне да Колле Валь д'Эльса, Никколо ди Лука Спинелли, Франческо ди Вальдамбрино и Никколо ди Пьетро Ламберти. Первоначально расположенный на восточной стороне, он, в свою очередь, был перенесен на северную сторону. В ходе реставрации, начавшейся в 2013 году, при очистке панно было обнаружено, что фигуры барельефов позолочены, с использованием золочения ртутной амальгамой на бронзовой основе.

Третья дверь с панелями, полностью покрытыми золотом, также сделанная Гиберти между 1425 и 1452 годами и названная Микеланджело «Порта дель Парадизо», находилась на восточной стороне. Для изготовления двух дверей Гиберти создал настоящую мастерскую бронзовщика, в которой обучались такие художники, как Донателло, Лука делла Роббиа, Микелоццо, Мазолино, Паоло Уччелло и Беноццо Гоццоли.

В 1576 году, по случаю крещения долгожданного наследника мужского пола великого герцога Франческо I Медичи, Бернардо Буонталенти перестроил купель для крещения, уничтожив средневековые крестильники, упомянутые Данте Алигьери (Инф. XIX т. 16-20), а также хор, который был в апсиде. Форма древней крестильной купели неизвестна, а инкрустированные мраморные фрагменты купели и корпуса сейчас хранятся в Museo dell'Opera del Duomo во Флоренции и в церкви Сан-Франческо-ин-Сартеано.

 

Описание

Внешний вид

Баптистерий имеет восьмиугольный план диаметром 25,60 м, что почти вдвое меньше купола собора. Распространена типология баптистерия с восьмиугольной формой растения. Центральный план восходит к древнегреческой и римской архитектуре, но в христианской архитектуре он приобрел символическое значение, связанное с числом сторон восемь. Ссылка будет «до восьмого дня», первого после семи творения. «Октава умирает» — эсхатологическая концепция: это время вечности, которое откроется в конце времен и к которому будут иметь доступ воскресшие, предназначенные для спасения. Для христиан, по сути, таинство Крещения необходимо, чтобы иметь доступ к этой новой жизни блаженства в конце времен. Когда-то этот спасительный смысл таинства подчеркивался тем, что баптистерий располагался на территории кладбища, где было много захоронений. Великий Христос-судья, изображенный в западном парусе мозаики свода, имеет под собой открытые гробницы, из которых выходят воскресшие.

Необходимость в большом здании можно объяснить необходимостью вместить множество людей, принимавших крещение только в два заранее установленных числа в году. В древние времена он был приподнят на несколько ступенек, которые исчезли с постепенным повышением уровня пола, которое Леонардо да Винчи придумал воссоздать, изучив способ подъема здания целиком и воссоздания новой платформы.

Здание перекрыто куполом с восемью сегментами, замаскированным снаружи аттиком и перекрытым восьмигранной пирамидой. Со стороны, противоположной входу, выступает корпус прямоугольной апсиды (скарселла).

Внешний орнамент из белого каррарского и зеленого мрамора Прато отмечен тремя горизонтальными полосами, украшенными геометрическими квадратами, средняя из которых занята тремя арками с каждой стороны, в которые сверху вставлены окна с тимпанами. Зеленые мраморные колонны нижнего регистра соответствуют многоугольным колоннам в черных и белых полосах в верхнем, поддерживающим круглые своды. Угловые колонны, первоначально выполненные из pietra serena, позже также были покрыты мрамором. Это оценка классического вкуса, уже использованная в других романских памятниках, таких как фасад Сан-Миниато-аль-Монте, который свидетельствует о сохранении во Флоренции архитектурных традиций древнего Рима.

Хотя баптистерий считается образцом «флорентийского романского стиля», некоторые черты его архитектуры больше нигде не встречаются. Расположение колонн и капителей, дифференцированное по типу и цвету мрамора, не является ни однородным, ни случайным, но, как и в архитектуре поздней античности, направлено на указание точной пространственной иерархии. Внутри главная ось восток-запад обозначена контрастной аркой и парой колонн с составными капителями по сторонам Порта-дель-Парадизо (во всех остальных случаях мы имеем коринфские капители, за исключением одного вероятного результата реставрации); вторая наклонная ось симметрии с юго-востока на северо-запад вместо этого обозначена цветами счетов капителей коринфских колонн, которые бывают трех разных типов. Снаружи окна эдикулы различаются по форме, типу капителей и колонн и цвету используемого мрамора в соответствии с очень сложной компоновкой, которая отличает наклонные стороны от тех, которые обращены по сторонам света, и между ними восточная сторона, с главным входом. , совершенно отличный от других. Симметричное расположение различных типов капителей также встречается на трех южных сторонах аттика, вероятно, выполненных первыми, потому что они обращены к городу.

 

Бронзовые двери

Три бронзовые двери, выполненные по единой фигуративной программе более чем за столетие, показывают историю человечества и Искупления, как в гигантской фигуративной Библии. Порядок повествования, нарушенный изменением положения отдельных дверей, идет от ветхозаветных рассказов у ​​восточной двери, к рассказам Крестителя у южной двери, до новозаветных (Рассказы о Христе) у восточной двери. северная дверь. Три двери теперь сохранились в Зале Парадизо Музея Оперы дель Дуомо и были заменены на месте копиями.

 

Южные ворота, Андреа Пизано

Дверь была отреставрирована и сейчас находится в Museo dell'Opera del Duomo. Две двери разделены на 28 панелей, расположенных в семь рядов по четыре, со сценами, обрамленными лопастной ромбовидной рамкой (также известной как «готический компас»). Первые 20 панелей повествуют об эпизодах из жизни св. Иоанна Крестителя, начиная с левой двери и заканчивая правой дверью, а остальные 8 несут олицетворения трех богословских добродетелей с добавлением Смирения (24), в предпоследнем ряду, на двух дверях, и четырех основных добродетелей, в последнем ряду плиток внизу.

Созданная с 1330 по 1336 год, эта работа скульптора обновила типологию романских порталов, вставив смешанные рамы (так называемые «квадрилобо»), типичные для готического искусства, в двадцать восемь квадратных панелей, заключенных в свою очередь другими квадратные рамки. Результатом является постоянное напряжение между прямыми и ломаными линиями.

Что же касается реальных образов, то художник создавал одиночные фигуры или группы в трезвом и утонченном стиле, помня о вкусе Джотто, своего учителя. Каждая композиция представляет собой произведение, в котором персонажи отделяются от гладкого фона.

В частности, фигура Надежды полностью отвечает установленной до сих пор иконографии: она видна в профиль, ее тело вытянуто к небу, а также ее руки и взгляд; даже если не видно, понятно, что ангел возлагает на нее венец; он также крылатый, но вопреки импульсу, который пронизывал Добродетель Джотто (присутствует в капелле Скровеньи в Падуе), он сидит, хотя его платье, полное драпировок, предполагает небольшой сдвиг в сторону ангела.

Рама была завершена по проекту Лоренцо Гиберти его сыном Витторио Гиберти и мастерской. Он скрывает очень сложное богословское послание, которое может быть связано со сценами жизни (дверь справа для тех, кто выходит) и смерти (дверь слева) Иоанна Крестителя.

Дверь венчает скульптурная группа с изображением Крестителя с палачом во время казни и Саломеей работы Винченцо Данти (1571 г.), восстановленная в 2008 г. и с тех пор хранящаяся в Museo dell'Opera del Duomo и замененная копиями снаружи.

На колоннах по бокам южной двери высечены светлым барельефом два прямоугольника: это две меры длины, использовавшиеся в раннем средневековье: ломбардский фут («нога Лиутпрандо») и флорентийский. Чуть дальше, с южной стороны у апсиды, виден резной саркофаг, возможно, римской эпохи, со сценой кораблей и людей, встроенной в основание, вероятно, изображением урожая и груза бочек на судно.

 

Северные ворота, Лоренцо Гиберти

Подобно двери Андреа Пизано, она также разделена на 28 панелей со сценами, обрамленными такой же ромбовидной рамкой с лопастями. Первые 20 верхних панелей рассказывают истории из Нового Завета и следуют друг за другом в рядах на обеих дверях, начиная с нижнего ряда; в последних двух рядах показаны четыре евангелиста (предпоследний ряд) и четыре Учителя Церкви (последний ряд). Эта дверь изначально располагалась на востоке, а затем была перенесена на север из-за красоты последней созданной двери, двери Рая.

На северной двери находится группа с Проповедью Крестителя Джованни Франческо Рустичи (1506-1511), работа, в которой художник показал всю свою признательность за мягкие эффекты светотени, полученные от его мастера Леонардо да Винчи: сладкий указание на рост Крестителя было, например, связано со Святым Иоанном из Лувра.

В центральном окне находится эмблема Искусства Калимала, то есть орел, держащий в когтях тюк с товарами («торселло»).

 

Ворота рая (восток), Лоренцо Гиберти

Дверь разделена на 10 больших прямоугольных квадратов, расположенных в пять рядов, каждый из которых, с рамами, украшенными медальонами с головами пророков, занимает всю ширину двери. На панелях изображены сцены из Ветхого Завета, которые следуют одна за другой на обеих дверях слева направо и сверху вниз.

Дверь была повреждена наводнением 1966 года, и в настоящее время рельефы заменены копиями, а восстановленный оригинал можно найти в Museo dell'Opera del Duomo.

Дверь увенчана скульптурной группой «Крещение Иисуса» работы Андреа Сансовино (1502 г.) с добавленным ангелом работы Инноченцо Спинацци (1792 г.).

У восточных ворот (Порта-дель-Парадизо) есть две порфировые колонны, в настоящее время сломанные, которые были подарены Пизой в благодарность за помощь, которую Флоренция оказала им против неверных в экспедиции на Балеарские острова в 1115 году.

 

Интерьер

Интерьер имеет восьмиугольный план диаметром 25,6 метра. Внутреннее убранство вдохновлено римскими зданиями, такими как Пантеон, с широким использованием зеркал из полихромного мрамора. Он разделен, как и снаружи, на три горизонтальные полосы, самая высокая из которых закрыта куполом, а средняя полоса занята женскими галереями. Ниже стены разделены по вертикали на три зоны с помощью пилястр и монолитных колонн из гранита и голого мрамора чиполлино (как и большинство мраморов облицовки) с позолоченными капителями, поддерживающими архитрав. Стены, разделенные на три части колоннами и соединенные по углам мраморными колоннами с двойными каннелюрами, имеют мраморную облицовку двух чередующихся цветов в виде полос и других форм: белого из Каррары и зеленого из Прато. Над многостворчатыми окнами имеются геометрические вставки, датируемые до 1113 года, судя по надписи на саркофаге епископа Раньери.

Крестильная купель изначально занимала центр пола, где есть восьмиугольник в коччиопесто. Пол украшен очень ценными мраморными вставками восточного вкуса с геометрическими, фитоморфными и зооморфными мотивами, часто связанными с фантастическими животными, вдохновленными тканями южного и восточного Средиземноморья. Вероятно, они были построены теми же рабочими, которые до 1207 года работали в Сан-Миниато-аль-Монте.

С 1048 года по инициативе Строццо Строцци в баптистерии существовали солнечные часы: через отверстие, проделанное в куполе, солнечные лучи в течение года попадали на знаки зодиака на мраморной плите, расположенной у северной двери, зодиакальном панно который сегодня соответствует восточной двери после ремонта в 13 веке. На тарелке стих-палиндром «en giro torte sol ciclos etrotor igne».

Еще одной особенностью баптистерия, не имеющей себе равных в романско-готической архитектуре, является архитектурная взаимосвязь между фасадами, которые - как внутри, так и снаружи - не связаны конструктивными узлами (нынешние двухцветные наружные столбы представляют собой реконструкцию: изначально они были сделаны из песчаника и разделены смежными фасадами, инкрустированными мрамором), но вместо этого задуманы как независимые двухмерные единицы и только сопоставлены - внутри даже разделены угловой пустотой - так, чтобы улучшить архитектуру баптистерия как чистую твердую геометрию.

 

Данте упоминает о баптистерии в своей «Божественной комедии»: в XIX песне «Ад»:

Они не показались мне [отверстия] менее широкими или большими, / чем те, которые есть в моем прекрасном святом Иоанне, / сделанные для места крестителей (стихи 16-18). Он также рассказывает, что однажды, чтобы спасти мальчика, которому угрожала опасность утонуть, он был вынужден опрокинуть один из бассейнов, где крестили детей, сломав край. Этот перелом, по свидетельству флорентийских летописцев, был еще виден, когда в 1576 году были разрушены купели для крещения.

Главный алтарь выполнен в неороманском стиле и был создан Джузеппе Кастеллуччи в начале двадцатого века с восстановлением оригинальных фрагментов и заменой предыдущего алтаря в стиле барокко работы Джироламо Тиччати скульптурной группой, изображающей Крещение Христа и ангелов (1732 г., сейчас выставлена ​​в Музей Оперы дель Дуомо). Перед алтарем решетка дает представление о подвале, где находятся раскопки римского дома с геометрическими мозаичными полами, обнаруженными при раскопках 1912-1915 гг.

 

Мозаики

Самая старая мозаика — мозаика свода апсиды: ее делал, начиная с 1225 года, францисканский монах Якопо. В центре, внутри колесной конструкции, украшенной растительными элементами, изображен Agnus Dei в окружении Мадонны, Апостолов и Пророков; с обеих сторон восседают святой Иоанн Креститель (слева) и Мадонна с младенцем на троне (справа).

Мозаичное покрытие купола было трудным и дорогим делом; работы, вероятно, начались около 1270 года и закончились в начале следующего века. Он состоит из восьми сегментов и покрыт мозаикой на золотом фоне. Ангельские иерархии изображены на верхней полосе; на трех сегментах изображен Страшный суд, над которым возвышается великая фигура Христа-судьи: под его ногами происходит воскресение мертвых, справа от него праведников встречают на небесах библейские патриархи, а слева от него это ад со своими дьяволами.

Остальные пять сегментов разделены на другие четыре горизонтальных регистра, где они изображены, начиная сверху: Истории Бытия, Истории Иосифа, Истории Марии и Христа и Истории св. Иоанна Крестителя. По некоторым данным, были наняты венецианские рабочие, которым, несомненно, помогали известные местные художники, создававшие карикатуры, такие как Коппо ди Марковальдо, автор «Ада», Мелиоре для некоторых частей рая, маэстро делла Маддалена и Чимабуэ, которым принадлежат первые «Истории». приписывается Крестителю.

Мозаики в женских галереях были выполнены между 1300 и 1330 годами и изображают ангелов и святых на стенах и своде. Над многостворчатыми окнами женской галереи, в зале, в соответствующих панелях, расположены мозаики со святыми (приписывается Липпо ди Корсо, конец 14 века) и пророками и патриархами (Гаддо Гадди, конец 13 века).

 

Другие работы

Внутри находятся два римских саркофага: один называется «делла фиорайя» из сюжета барельефа, где был похоронен епископ Джованни да Веллетри, и один со сценой охоты на кабана, с крышкой шестнадцатого века и плащом Медичи. оружия, добавленного, когда он был повторно использован в качестве захоронения Гуччо де Медичи, гонфалоньера правосудия в 1299 году. Среди этих саркофагов есть статуя Крестителя работы Джованни Пьямонтини (около 1688 года), подаренная Козимо III Медичи. На правой стене апсиды находится надгробный памятник епископу Раньери, состоящий из саркофага с надписью 1113 г. леонским гекзаметром.

Справа от апсиды надгробный памятник, посвященный Бальдассарре Коссе, антипапе Джованни XXIII, умершему во Флоренции в 1419 году, казненному Донателло и Микелоццо между 1422 и 1428 годами. Ангел, держащий свечу справа от алтаря, помещен на колонне с основанием в виде льва работы Агостино ди Якопо и датируется 1320 годом. Подсвечник для пасхальной свечи также приписывается тому же автору. По бокам дверей три пары чанов со святой водой на витых столбиках. Купель для крещения, сделанная в основном из цельного куска мрамора, приписывается последователю Андреа Пизано (1371 г.) и представляет собой шесть барельефов со сценами крещения.

Там же была выставлена ​​кающаяся Магдалина, вырезанная Донателло из дерева. Пострадавшая во время наводнения 1966 года, работа в настоящее время выставлена ​​в Museo dell'Opera del Duomo. С другой стороны, утеряна фреска с изображением Сан-Джованни над южной дверью, работа Алессо Бальдовинетти 1453 года. Серебряный алтарь и Парато-ди-Сан-Джованни (по проекту Антонио дель Поллайоло) также были изготовлены для баптистерия, все работы находятся в Museo dell'Opera.

 

Астрономия в баптистерии

Летописец Джованни Виллани в четырнадцатом веке, основываясь на «древних воспоминаниях», передал, что напольный зодиак в баптистерии Сан-Джованни был солнечными часами, спроектированными на рубеже десятого и одиннадцатого веков флорентийцем Строццо Строцци. Однако он фигура легендарная, как обнаружил Фоллини в девятнадцатом веке. Согласно Виллани, в день летнего солнцестояния, около флорентийского солнечного полудня, луч солнечного света проник через отверстие в вершине купола архитектурного комплекса и осветил центральную часть мраморного зодиака на полу на несколько минут.

Древние часы солнцестояния проработали бы всего пару столетий, учитывая, что во время ремонтных работ, проводившихся в XIII веке, входное отверстие солнечного луча было полностью закрыто конструкцией фонаря на вершине часовни. купол.

Это неподтвержденная новость, хотя на почти современном этаже базилики Сан-Миниато-аль-Монте есть «двойной» зодиак, который до сих пор функционирует как солнечные часы, отмечая 21 июня как день летнего солнцестояния.

 

Работы в баптистерии

Различные авторы, Серебряный алтарь Сан-Джованни, сейчас находится в Музее Оперы дель Дуомо во Флоренции.
Донателло, Кающаяся Магдалина, сейчас находится в Museo dell'Opera del Duomo во Флоренции.
Тино ди Камайно
Благотворительность, сейчас в музее Бардини.
Сперанца, сейчас в Museo dell'Opera del Duomo во Флоренции.
Вера, сейчас в Museo dell'Opera del Duomo во Флоренции.
Благотворительность, сейчас в Museo dell'Opera del Duomo во Флоренции.
Крещение Христа, сейчас в Museo dell'Opera del Duomo во Флоренции.
Голова Крестителя, сейчас в Museo dell'Opera del Duomo во Флоренции.
Джироламо Тиччати, Крещение Христа и ангелов, сейчас находится в Museo dell'Opera del Duomo во Флоренции.