Дворец Арчигинназио, Болонья

Дворец Арчигинназио (Archiginnasio di Bologna) — одно из самых значительных зданий в городе Болонья: расположенное в самом сердце исторического центра, оно было резиденцией древнего университета, а теперь является резиденцией муниципальной библиотеки Archiginnasio. Это одно из самых важных зданий в Болонье, построенное архитектором Антонио Моранди, известным как «Иль Террибилия».

 

История

Строительство Архигинназио восходит к 16 веку, когда площадь Пьяцца Маджоре была коренным образом перестроена по папскому завещанию: в те же годы, среди прочего, был построен и фонтан Нептуна.

Строительство Архигинназио было заказано Папой Пием IV через кардинала-легата Карло Борромео и его заместителя Пьера Донато Чези, которые поручили проект Антонио Моранди, который завершил строительные работы между 1562 и 1563 годами. Целью проекта было создание единое место для проведения университетских занятий по различным дисциплинам, ранее рассредоточенным по разным офисам и местам.

Archiginnasio оставался резиденцией Болоньезе Studium до 1803 года, когда он был переведен в Palazzo Poggi, где находится и по сей день.

Перевод в университет
С 1838 года в нем размещается Муниципальная библиотека Archiginnasio, крупнейшая в Эмилии-Романье, в которой хранятся важные тексты по историческим, философским, политическим, литературным, художественным, биографическим и библиографическим дисциплинам, а также развитый раздел, посвященный болонской культуре. Помимо прочего, в библиотеке хранится около 35 000 рукописей и старопечатных книг.

 

Описание

Здание состоит из двух этажей с парадным портиком и центральным двором с двойным порядком лоджий. В центре двора, напротив входа, находится часовня Санта-Мария-деи-Булгари, которая обязана своим названием церкви, которая когда-то стояла в «курии Булгари», т.е. рядом с домами известного болгарского юриста.

Среди основных исторических экстренных случаев - анатомический театр (построенный по проекту Антонио Леванти в 1637 году). Это была комната в форме амфитеатра, посвященная изучению анатомии, построенная из елового дерева, с кессонным потолком и украшенная статуями, восстановленная после Второй мировой войны после того, как бомбардировки союзников в 1944 году сильно повредили ее. Для него характерно кресло, на котором сидел профессор, над балдахином, поддерживаемым двумя статуями обнаженных мужчин без кожи, названных «ободранными», работа восемнадцатого века Эрколе Лелли. Многочисленные статуи, украшающие стены, изображают древних и современных врачей: бюсты, если считать их второстепенными фигурами, и в полный рост, если считать выдающимися светилами. Две главные статуи справа от входа изображают Гиппократа и Галена, соответственно, самого важного греческого врача и самого важного римского врача. Интересная статуя на стене напротив кресла изображает врача, держащего в руке нос: это болонец Гаспаре Тальякоцци, считающийся предшественником ринопластики.

На верхнем этаже здания находятся также старинные кабинеты Легистов (гражданское и каноническое право) и Художников (философия, медицина, математика, физические и естественные науки). Соответствующие лекционные залы - это Sala dello Stabat Mater и читальный зал сегодняшней муниципальной библиотеки. Sala dello Stabat Mater был назван так в память о первой национальной постановке одноименной оперы Джоаккино Россини, состоявшейся здесь 18 марта 1842 года под управлением Гаэтано Доницетти. И у юристов, и у художников было по десять кабинетов, но все кабинеты юристов располагались вдоль главного коридора.

Как свидетельство долгой университетской истории здания сохранился крупнейший в мире фресковый геральдический комплекс, в настоящее время состоящий из около 6000 (изначально их было более 7000) студенческих гербов и надписей в честь профессоров. К счастью, комплекс был спасен от разрушения по приказу республиканского правительства в 1797 году и от бомбардировок Второй мировой войны.