Монументальное кладбище Чертоза-ди-Болонья, Болонья

Монументальное кладбище Чертоза-ди-Болонья расположено сразу за кругом городских стен, недалеко от стадиона Ренато Далл'Ара, у подножия холма Гуардиа, где находится святилище Мадонны ди Сан-Лука.

Certosa di Bologna хранит богатейшую коллекцию итальянского неоклассического искусства. На площади в тридцать гектаров в залах, галереях и монастырях кладбища Чертоза хранится не менее 6000 артефактов, представляющих исторический и художественный интерес, работы более 200 художников.

Структура кладбища
Очарование, которое отличает монументальную часть Чертоза-ди-Болонья, проистекает из сложной артикуляции пространств, результата адаптации и расслоения девятнадцатого века и первой половины двадцатого века. На первом этапе реконструкции были учтены идеи гигиенизма эпохи Просвещения, о чем свидетельствуют проекты Анджело Вентуроли. От монашеской эпохи сохранились почти нетронутыми некоторые монастыри: дом капитула (Sala della Madonna dell'Asse), монастырь капитула (Cloister of the Madonnas или Ossuary), трапезная (преобразованная в Sala della Pietà), Корпус монахинь и священников, монастырь I или вход. Большой монастырь эпохи Возрождения был расчленен в монастыре III и частично в монастыре 1500 года, снесен и перестроен. Расширение кладбища, хотя и не органичное, учитывало ранее существовавшие постройки, «упорядоченные и ориентированные по опорной оси или срединной оси ренессансного монастыря: приспособления к существующим пространствам, и кладбище возникает из роста элементов из разных, но цельных архитектур, занимающих даже свободные площади огородов», постепенно приобретая размах и монументальность.

 

История

Чертоза-ди-Болонья — одно из старейших монументальных кладбищ Италии. Он возвышается на территории, которая уже использовалась этрусками как некрополь, а позже использовалась как монастырь. Оно было основано в 1801 году как единственное кладбище в городе после завоевания Болоньи войсками Наполеона и подавления Чертоза-ди-Сан-Джироламо-ди-Казара. Монументальная часть кладбища занимает древние постройки монастыря и включает в себя церковь Сан-Джироламо с ее драгоценными росписями семнадцатого века. С 1830-х годов кладбище обогатилось новыми помещениями и галереями, представляя собой настоящий музей под открытым небом, в котором хранятся ценные погребальные памятники. Кладбище было остановкой в ​​Гранд-туре восемнадцатого века и местом международного туризма девятнадцатого века.

Этрусский некрополь
Площадь монументального кладбища уже была заселена с конца 6 века до н.э. из этрусского некрополя, построенного за пределами города вдоль древней дороги, заброшенной во времена Римской империи. Некрополь использовался до начала 4 века до нашей эры. и вновь обнаруженный в 1869 году во время работ по расширению кладбища Антонио Дзаннони, инженером Технического управления муниципалитета Болоньи, который догадался по открытию гробницы, что он стоит перед так называемым некрополем Чертозы. Могильник болонской фазы является наиболее изученным в городе, а также местом, в котором обнаружено наибольшее количество гробниц: 417, расположенных в основном между монастырем III и монастырем VII, а также между монастырем VI и Кампо-Кардуччи. Находки, обнаруженные во время археологических раскопок, координируемых самим Дзаннони между 1869 и 1873 годами, хранятся в Городском археологическом музее; среди них выделяется ситула Чертозы, бронзовая ваза с ленточными украшениями, используемая в качестве погребальной урны, считающаяся королевой ситул. Находки в Чертозе послужили толчком к сезону археологических раскопок в городе и в районе Болоньи, таких как раскопки Джованни Гоцзадини в Марцаботто, древний Кайнуа, сезон, который также получил методологическую поддержку археолога Эдоардо. Брицио, профессор археологии в Болонском университете и директор зарождающегося Гражданского музея, который способствовал прямому контакту с памятниками.

Могила Дзаннони в Галерее дельи Анджели и мемориальная доска Международного конгресса доисторической археологии и антропологии 1871 года во дворе церкви увековечивают археологические раскопки, имевшие в то время международную известность, которые также прокомментировал немецкий врач и антрополог Рудольф Вирхов: « ... ни один город не сделал более удивительного, чем Болонья, с раскопками Чертозы, [...] ничего не видели более красивого с доисторической точки зрения».

 

Истоки из старой Чертозы

У истоков Чертоза-ди-Сан-Джироламо-ди-Казара было пожертвование, сделанное в начале четырнадцатого века картезианским монахам юристом Джованни д'Андреа земли для строительства нового монастыря. С момента закладки первого камня в апреле 1334 года строительство продолжалось благодаря многочисленным предложениям и пожертвованиям верующих. Можно сказать, что монастырь был почти закончен еще в 1350 году и имел «обитель с жилищами для монахов, монастырские часовни, Капитул с собственным монастырем, трапезную, гостевой дом, кухню». Церковь Сан-Джироламо-алла-Чертоза, освященная в 1359 году, имела свою большую колокольню в 1508 году, в то время, когда Чертоза могла похвастаться тем, что стала «одним из самых известных монастырей» своего времени, прежде всего благодаря интересу к середине пятнадцатого века папой Николо V, который был учеником блаженного Никколо Альбергати из Болоньи и хотел сделать Чертозу достойной устремлений блаженного, дав толчок к расширению комплекса. Об этой монашеской силе свидетельствует большое художественное богатство внутреннего убранства храма.

 

Создание кладбища, от эпохи Наполеона до Реставрации

Строительство кладбища проходило в контексте градостроительного обновления города, начавшегося в наполеоновскую эпоху. Муниципальное кладбище было основано в 1801 году на основании постановления Комиссии по здравоохранению Рейнского департамента от 3 марта о преобразовании ранее существовавших построек Чертоза-ди-Сан-Джироламо, запрещенных в 1797 году Наполеоном после якобинского завоевания города. до сих пор под папским правительством.

Идея городского кладбища восходит к последним десятилетиям прошлого века: в 1784 году Сенат Болоньи рассмотрел планы четырех пригородных кладбищ, по одному на каждый район, но именно в год наполеоновских репрессий Мауро Гандольфи, художник и профессор Академии изящных искусств вместо этого сформулировал гипотезу об одном большом кладбище недалеко от Мелончелло. Среди различных областей, проанализированных для кладбища, единственной, которая удовлетворила всем требованиям, была бывшая Чертоза-ди-Болонья, упорно продвигаемая Луиджи Писторини, президентом Комиссии департамента здравоохранения Рено, как самая дешевая и самая немедленная постройка. 13 апреля 1801 года Писторини подписал важное для Болоньи постановление: по соображениям общественного здоровья запрещался обычай хоронить умерших в церквях и в братских могилах Больниц Жизни и Смерти, запрещалось хоронить умерших «где угодно» в городе и кладбище за городом должны были быть использованы. На следующий день, 24 января 9-го республиканского года по действующему тогда республиканскому календарю, новое кладбище приняло первые тела. Открытие монументального кладбища и провозглашение Писторини опередили свое время: в 1804 г. фактически был обнародован наполеоновский эдикт Сен-Клу, запрещавший захоронения в населенных центрах, эдикт, который через два года был распространен на все районы полуостров под властью Наполеона. Согласно якобинскому принципу равенства, массовые захоронения должны были различаться только по полу и возрасту.

В первые два десятилетия 19 века монастырские постройки были адаптированы под наблюдением архитекторов Эрколе Гаспарини и Анджело Вентуроли, которые использовали его эстетику в пользу украшения гробниц и пытались уничтожить монашескую память. Для этого были снесены все хозяйственные постройки, от аптеки до складов, и монастырские помещения, кроме оградных стен, опустошены жилые помещения и часовни. Сохранились церковь и ренессансные и малые монастыри. На полпути вдоль южного рукава монастыря эпохи Возрождения под названием Chiostro Grande Гаспарини спроектировал Cappella dei Suffragi, открытую к центральному полю, которое было разрушено, за исключением кессонного портика и неоклассического фронтона.

Было два самых значительных вмешательства тех лет: Новый вход и Сала-делла-Пьета. В 1809 году был реализован проект Эрколе Гаспарини (с 1802 года) для нового монументального входа, через который проходят трупы и процессии, с четырьмя колоннами, увенчанными статуями двух погребальных гениев и двух Плакальщиков работы Джованни Путти. «Необходимо было создать внушительный, почти монументальный вход, который удовлетворил бы сенаторское сословие и убедил бы его принять общенародное захоронение», согласно нынешней якобинской политике. В 1816 году архитектор Анджело Вентуроли устроил Зал Пьеты в неоклассическом стиле в бывшей трапезной, увеличив его овальную форму и создав соединительную лестницу между первым этажом и подвалом. Кроме того, чтобы обеспечить легкий доступ к кладбищу, Гаспарини, начиная с 1811 года, построил длинный портик, чтобы соединить Мелончелло и Чертозу, продолжая портик Сан-Лука, завершенный в 1831 году Луиджи Маркезини, с большой аркой (Arco Guidi) для перейти дорогу в Казалеккьо. Под руководством Луиджи Маркезини, руководившего работами в последние годы наполеоновского правительства, проекты Вентуроли были завершены, и в 1816 году вместе с Джузеппе Тубертини были построены лоджия на канале Рено к югу от комплекса и Зал гробниц.

С Реставрацией в 1816 году архиепископ Болоньи Оппиццони подтвердил обязательность захоронения за пределами города и признал кладбище Чертоза священным местом, поставив его в зависимость от епископа, а городскому управлению было поручено техническое и оперативное управление. кладбища. В 1821 году муниципальный совет заключил соглашение с папским делегатом, в котором было установлено, что концессия на захоронение будет «платной для монументальных площадей и бесплатной для погребений несчастных». Кроме того, кладбище станет исключительным местом захоронения римо-апостольских католиков, что побудило к созданию отдельного монастыря евангелистов или некатоликов на западе, который был открыт в 1822 году. «В отличие от якобинского периода, с возвращением папского правления в 1815 году он решил разделить Чертозу на поля и монастыри, в которых жили разные люди, как, например, места, отведенные для военных, государственных служащих или жителей прихода Сан-Паоло-ди-Равоне». Имея это в виду и во славу города, в 1821 году совет также постановил устроить в бывшей келье настоятеля комнату с бюстами городских «прославленных и заслуженных людей», или Зал Пантеона, произведение 1828 года Джузеппе Тубертини.

 

«Чартерхаус как музей»

Идея Чертозы как музея восходит к годам ее создания: за богатством монументального кладбища стоят стратегические, культурные и политические решения, принятые еще в 1815 году.

С первых лет своего создания сильная страсть дворянства и буржуазии к строительству фамильных гробниц в качестве общественной памяти придала Чертозе вид музея под открытым небом, а кладбище стало остановкой в ​​итальянском грандиозном турне. в комплекте с иллюстрированными путеводителями, чтобы узнать самые важные памятники еще в 1820-х годах: Шатобриан, Байрон, Диккенс, Моммзен, Стендаль и прославленные гости, посетившие Болонью, были доставлены туда городскими властями. Это было также место для романтических экскурсий: в 1826 году Джакомо Леопарди гулял здесь со своей подругой оперной певицей Марианной Бригенти. Среди иностранных туристов, посетивших Чертозу в 19 веке, были также историк Александр Тургенев, назвавший Чертозу-ди-Болонья музеем, и Фелисите де ла Менне, назвавшая Чертозу «музеем гробниц». Во времена наполеоновского разграбления, когда кладбище только открыло свои двери, по инициативе Академии сюда были собраны древние памятники из церквей и монастырей города. Ученые предложили, чтобы памятники перевезли непосредственно семьи в обмен на захоронение в лоджии на сто лет без дополнительных затрат. Для многочисленных гробниц без наследников - некоторые из них очень древние и представляют большую художественную ценность - члены Академии предложили их усыновление, которое включало транспортировку и размещение в Чертозе, в обмен на такое же право использования. Несколько фресок с изображением Пресвятой Богородицы также были сосредоточены в закрытой церкви Сан-Джироламо, которые позже нашли свое место в монастыре, названном именно Мадоннами. Аналогичная участь постигла многочисленные надгробные плиты и надгробные памятники XVI века, разбросанные по бывшим церквям города, часть которых сохранилась в помещениях монастыря с 1500-х годов до их частичного переселения в первоначальные храмы.

В 1815 году гравер Франческо Розаспина (1762–1841) указал членам Академии изящных искусств в Болонье, что на кладбище Чертоза, посещаемом иностранными гостями так же, как картинные галереи и коллекции произведений искусства, можно только см. «весьма неуклюжие произведения весьма неумелых художников», предлагая новые памятники заказать у известных и именитых художников и подвергнуть их экспертизе мастеров Академии. Предложение поддержали члены института, в частности протосекретарь Пьетро Джордани и президент Карло Филиппо Альдрованди Марескотти, и вскоре было принято муниципалитетом. Оценка академической комиссией должна была проходить в два этапа: анализ проекта и проверка готовой работы. Расписные памятники должны были подражать скульптурным, отказываясь от перспективы и используя цвета рельефов, и две типологии чередовались бы в гармоничном ритме. Новое положение вступило в силу с лета 1815 года. Консультативные отношения между Академией и ратушей продолжались, с взлетами и падениями, на протяжении всей первой половины 19 века и позволяли лучшим художникам того периода, таким как Антонио Басоли, работать и Пьетро Фанчелли среди художников, Джакомо Де Мария и Джованни Путти среди скульпторов, Луиджи Маркезини, Анджело Вентуроли и Эрколе Гаспарини среди архитекторов. Сами городские власти, по согласованию с Академией художеств, взяли на себя задачу гарантировать качество проектов, проверенных специально созданной комиссией, и способствовали развитию техники исполнения памятников. В то время как в наполеоновскую эпоху живопись была привилегированной, в соответствии с классико-натуралистической традицией, уходящей корнями в Болонью и уникальной в Европе. с 1815 года и особенно с 30-х годов преобладала скульптура: подеста и Академия фактически наложили на художников годовую гарантию на произведение под страхом восстановления за их счет, обязательство, которое впоследствии было передано на клиенты. Скульптура, помимо того, что была ближе к неоклассическому вкусу, была более устойчива к атмосферным воздействиям для наружных работ.

 

Расширения 1830-х годов

Сложная политическая ситуация, возникшая с возвращением Болоньи под папское государство вплоть до восстаний 1848 года, не препятствовала развитию кладбища. Начиная с 1833 г., по мере исчерпания имеющихся монастырских пространств, кладбище начали расширять новые важные архитектурные постройки. Как вспоминает Роберто Марторелли, в отличие от других монументальных кладбищ, развивавшихся по всей Европе и вдохновленных либо англосаксонским стилем садового кладбища, либо католическим стилем полей, обнесенных лоджиями, «Болонья осуществляет градостроительно-архитектурный проект в самом широком смысле этого слова. Застроены не только большие поля, огороженные стенами или портиками, но и устроены лоджии, залы, вестибюли, небольшие сады, которым, по сравнению с пронумерованными «партиями» других кладбищ, мы даем название Sala delle Catacombe, Loggia del Колумбарио, Sala Elliptica, Cella Prima, Sala Gemina, Галерея Ангелов»; по архитектурному выбору, от первоначального ядра монастыря мы продолжили, добавив пространства, лоджии, залы и портики, которые воссоздали проблески и среду, отсылающую к городу живых. С этой архитектурной точки зрения, даже арочный портик, присутствующий у восточного входа на кладбище, который соединяется — за исключением очень краткого решения непрерывности — с портиком, ведущим к святилищу Сан-Лука, хотел обозначить непрерывность. между некрополем и городом живых. Таким образом, кладбище Чертоза открыло новое видение пространств, которое вдохновило другие местные кладбища и монументальное кладбище Феррары.

С 1833 года и после смерти Тубертини двумя годами ранее архитектор Маркезини стал «бесспорным проектировщиком кладбища»: освободившись от ранее существовавших построек, которые нужно было переделать, он построил Лоджиато-делле-Гробница (где огороды, виноградники и рыбные пруды были), зал катакомб, зал колумбария и эллиптический зал. Для дизайна он был вдохновлен светскими, а не католическими моделями, как в Sala del Colombario, который относится к термальным зданиям древней Римской империи.

 

Расширения после объединения Италии

С объединением Италии в Болонье сформировались «новые культурные модели и новые институциональные устройства»: на надгробных памятниках латинские надписи, дорогие аристократии и частые в Монастыре III, уступили место надписям на итальянском языке, предпочитаемым также для могилы патриотов; более того, с промышленным развитием Болоньи стали доступными ценные материалы, такие как мрамор, которые до этого пренебрегали в пользу более дешевой штукатурки, гипса и скальолы. Но, прежде всего, новый импульс в музее привел в последующие десятилетия к изменению тенденции и перемещению некоторых произведений, хранящихся в Чертозе, в другие места, в том числе в Городские музеи древнего искусства.

С нехваткой места в 1863 году начался новый этап строительства: под руководством инженера Кориолано Монти была построена Галерея Тре Навате, также в этом случае спроектированная по светскому образцу, черпая вдохновение из римских зданий и французских галерей. и лондонская реклама; Антонио Дзаннони посвятил себя в 1860 году Монастырю VII и Галерее Ангелов, которая заняла место Часовни Избранников, а Антонио Далл'Олио завершил Корсиа-дель-Коломбарио в 1882 году.

В 1869 году благодаря интересу крупного раввина Марко Момильяно, прибывшего в Болонью в 1866 году, рядом с монастырем евангелистов был открыт еврейский лагерь.

К концу 19 века, с распространением практики кремации, рассматриваемой как светская практика и отвечающей санитарно-гигиеническим критериям, под давлением Кремационного общества, созданного в 1884 году, за стенами и к югу от еврейского лагеря. , крематорий храм. Крематорий Ара, спроектированный Артуро Карпи, был открыт в июле 1889 года. Погребальный зал, в котором должны были разместиться урны, был открыт только в ноябре 1895 года, настолько, что в 1894 году останки кремированных все еще собирались в Сала-делла-Пьета.

В начале 1900-х годов кладбище расширилось на восток в сторону города. Новый монументальный вход у канала Рено относится к этому периоду, в соответствии с портиком, соединяющим Чертозу с аркой Мелончелло, и впечатляющим монастырем VI, спроектированным инженером Филиппо Буриани, который является самым большим из портиков. Чертоза и где склеп-памятник павшим в Великой войне был установлен в фашистскую эпоху также Буриани и завершен Артуро Карпи, вокруг могильника павших во время фашистской революции, спроектированного Джулио Улиссе Арата и открытого в 1932 году.

В 1924 году городская администрация ввела на кладбище электрическое освещение, запретив использование свечей, вотивных факелов, масляных или бензиновых ламп, ставших причиной многочисленных пожаров в прошлом. В 1927 году была завершена Галерея, примыкающая к IX монастырю, по проекту Казати и Каччари, которые с Новым входом и IX монастырем сохраняют памятники с 1930-х по 1950-е годы Эклектичный стиль, изначально плодотворный, постепенно проявлял себя более бесплодным.

В 1934 году Арко Гуиди был снесен, чтобы облегчить доступ к стадиону Литториале.

Во время Второй мировой войны город Болонья сильно пострадал. Чертоза-ди-Болонья подверглась бомбардировке в апреле 1945 года, но церковь Сан-Джироламо осталась невредимой.

 

Расширения после Второй мировой войны

Кладбище претерпело сильное расширение после Второй мировой войны и далее, с расширением на запад в сторону менее урбанизированных районов, чему помешал на восток рост пригородов города. В центре территории, когда-то использовавшейся в качестве огородов и картезианского пруда для разведения рыбы, была построена Кампо-дельи-Оспедали, в центре которой будет установлен Склеп-памятник павшим партизанам, произведение Пьеро Боттони в стиле рационализма 1959 года. Еще дальше на запад современное кладбище, которое занимает более половины нынешнего кладбища, было спроектировано в соответствии с планом между 1940 и 1948 годами. к снижению архитектурного качества, в том числе из-за изменения функции гробницы, от погребального памятника как общественной памяти к простой и экономичной частной памяти. Погребальные часовни, построенные в этот период, закрыты и окружены воротами или дверями, подтверждая роль гробницы как личной памяти близких, за некоторыми исключениями памятных гробниц городского значения, таких как саркофаг мэра Джузеппе. Доцца перед усыпальницей павших партизан или могилой Лучио Далла, расположенной в монументальном районе Кампо-Кардуччи. Новые кладбищенские поля, большие по размеру и с перпендикулярными проспектами, получили менее иносказательные названия, чем монастыри и залы древнего монументального кладбища: Кампо Нуово, Кампо 1945, Кампо 1962, Кампо 1971, Речинто 10, Речинто 11 и т. д.

В восьмидесятых годах двадцатого века, благодаря массовому туризму и уже глубоко укоренившейся культуре досуга, в Италии произошла капитализация кладбищенских пространств и новая форма кладбищенского туризма, направленная на монументальные районы камписанти, с новым интересом. посетителей кладбищ как музейных пространств.

С 1999 года кладбище Чертоза-ди-Болонья было преобразовано в музей, и муниципалитет Болоньи начал продвигать реставрационные участки для улучшения Чертоза-ди-Болонья в рамках проекта Чертоза. В 2000 году музеализация была официально оформлена, и было создано муниципальное управление, посвященное «Новым музейным учреждениям» Чертозы. В 2009 году проект Certosa объединился с Болонским музеем, что позволило расширить инициативы и составить программу экскурсий. Среди реставраций напомним портик V монастыря, пострадавший от землетрясения в мае 2012 года.

К концу прошлого века серия краж на кладбище привела к перемещению некоторых артефактов в другие места для их охраны; аналогичная участь постигла некоторые фрески, перемещенные в другие места для улучшения и сохранения их от условий деградации из-за внешних факторов.

В 2006 году было открыто место для развеивания праха, известное как Сад воспоминаний, в Кампо Вернуться к Кампо Нуово на юге, а в 2012 году Крематорий Полюс был открыт на кладбище Борго Панигале, которое заменило Ара Крематории в Чертозе.

В 2007 году комната Пантеона, которая уже использовалась для мирских обрядов с 1990-х годов, стала «комнатой прощания» для всех, кто хотел насладиться периодом медитации перед ритуалом; новый макет — работа художника Флавио Фавелли. Церковью, которая не является приходской, уже несколько лет управляет пассионистская община Казалеккьо-ди-Рено.

Кладбище Чертоза является частью Ассоциации значительных кладбищ Европы и Европейского маршрута кладбищ, культурного маршрута кладбищ Европейского института культурных маршрутов.

В 2021 году портик Чертозы был признан итальянским культурным достоянием, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с одиннадцатью другими аркадами Болоньи.

В июле 2022 года, после закрытия Istituzione Bologna Musei и ремуниципализации городских музеев Болоньи, Certosa перешла в управление Сектора городских музеев Болоньи.

 

Произведения художественной ценности

Внутри кладбища вы можете полюбоваться обширным репертуаром произведений, «более 6000 артефактов, представляющих исторический и художественный интерес, залов, галерей и монастырей», разбросанных по тридцати гектарам поверхности, как сообщает справочный портал История и память Болоньи Института Болоньи. Музеи, курируемые Гражданским музеем Рисорджименто. В частности, в Чертоза-ди-Болонья хранится богатейшая коллекция итальянского неоклассического искусства. В феврале 2021 года Служба культурного наследия Департамента культуры и ландшафта Эмилии-Романьи проверила 499 произведений и предметов искусства, находящихся в Чертозе, но перепись памятников все еще продолжается. Некоторые надгробные памятники, в том числе представляющие ценность, указаны как подлежащие рецессии. Среди произведений наибольшей художественной ценности:

 

Погребальные памятники, гробницы, кельи и склепы

Селла Херколани, Анджело Вентуроли и Цинциннато Баруцци, Монастырь V
Форнасари, Джованни Путти и Винченцо Ваннини, 1822 г., монастырь I
Бадини, Алессандро Франчески, 1826 г., Лоджиато-делле-Гробница
Вальдем, Пруденцио Пиччоли, 1842 г., Лоджия ди Леванте
Пурпурный, Джованни Баттиста Ломбарди и Антонио Чиполла, 1863 г., Монастырь III
Минелли, Карло Монари, 1868 г., Зал катакомб
Контри, Сальвино Сальвини, 1873 г., Зал Гемина
Келья Паллавичини, 1875 г., Джованни Дюпре, монастырь V
Коми, Джорджио Кинерк, 1898 г., Сала-ди-Сан-Паоло
Ронцани, Паскуале Риццоли, 1904 г., Комната Сан-Паоло
Камера Пиццоли, Паскуале Риццоли, 1905-10, Галерея монастыря VI
Дзанетти Кассинелли, Паскуале Риццоли, 1920, Монастырь VI
Ригуцци, Сильверио Монтагути, 1922, Кампо Кардуччи
Марангони, Марио Сарто, 1924, Галерея монастыря IX.
Трентини, Паскуале Риццоли, 1924, Кампо Кардуччи
Капелла Гольдони, Америго Тот и Джузеппе Ваккаро, 1942 год, Кампо-дельи-Оспедали
Гнуди, Фарпи Виньоли, 1952, Кампо Кардуччи
Вебер, Венанцио Бачильери и Аугусто Паниги, 1957, Зал Вебер - монастырь 1500-х годов.
Мартинелли, Пьетро Фанчелли, 1807 г., монастырь III
Стрик, Джованни Путти и Эрколе Гаспарини, 1810 г., евангелическое кладбище.
Фольи, Джакомо Де Мария, 1811-1813 гг., Ограждение монахинь и священников
Маттиоли Барбьери, Анджело Вентуроли и Джованни Путти, 1818 г., монастырь III
Россини Колбран, Дель Россо, 1823 г., Монастырь V
Марко Мингетти, Цинциннато Баруцци, 1837 г., Монастырь V
Теодоро Галицин, Антонио Чиполла, Антонио Россетти и Джузеппе Паломбини, 1851 г., монастырь III
Микеле Галицин, Антонио Чиполла, Антонио Россетти и Джузеппе Паломбини, 1861 г., монастырь III
Мальвецци Анджелелли, Лоренцо Бартолини и, возможно, Массимилиано Путти, 1854 г., Зал Колумбарио
Келья Грабинского, Карло Челли, 1861 г., Лоджия ди Леванте
Мюрат, Винченцо Вела, 1864 г., Зал колумбария
Cocchi, Карло Монари, 1868, Галерея с тремя нефами
Селла Пеполи, Массимилиано Путти, 1868 г., Лоджия дель Колумбарио
Селла Грегорини Бингхэм, Винченцо Вела, 1875 г., монастырь III
Монтанари, Аттилио Муджиа и Диего Сарти, 1891 г., монастырь VII.
Бистеги, Энрико Барбери, 1891, Галерея ангелов
Клетка Маньяни, Паскуале Риццоли, 1906, Галерея Монастырь VI
Селла Альбертони, Паоло Грациани и Джузеппе Романьоли, 1908 год, монастырь при Маджоре.
Газетный киоск Finzi, Энрико Де Анджели, 1938 год, еврейское кладбище.
Фрассетто, Фарпи Виньоли, 1950, Кампо Кардуччи вдоль пограничной стены
Моранди, Леоне Панкальди и Джакомо Манцу, 1964 год, Кампо Кардуччи у пограничной стены.
Саэтти, Бруно Саэтти, 1982, Кампо Кардуччи вдоль пограничной стены
Лучио Далла, Антонелло Санте Паладино, 2012, Кампо Кардуччи
Оттани, ранее Бальди Коми, Джованни Путти, Анджело Вентуроли, Фламинио Миноцци и Джакомо Савини, 1816 г., Зал Пьета
Борги Мамо, Энрико Барбери, 1894 г., Галерея ангелов
Кавацца, Энрико Барбери, 1894 г., Галерея ангелов
Симоли, Тулло Гольфарелли, 1895 г., поле монастыря VII.
Рагги Руджери, Армандо Мингуцци, 1928, Галерея монастыря IX.

 

Живописные работы

В церкви Сан Джироламо делла Чертоза:
Неф церкви, полотна и фрески
Тайная вечеря, атрибут. Лоренцо Сабатини, около 1562 г., часовня Сан-Джузеппе
Капелла Маджоре, Бартоломео Чези, конец 16 века, Капелла Маджоре
Крещение Христа, Элизабетта Сирани, 1648 г.
Ужин в доме фарисея, Джован Андреа Сирани, 1652 г.

 

Входы, залы и коллективные памятники

Монументальный вход в Чертозу, Джованни Путти, 1809 г., главный вход.
Зал ожидания, Флавио Фавелли, 2008, Зал Пантеона
Памятник мученикам Независимости, Карло Монари, около 1868 г., Зал гробниц
Склеп-памятник павшим партизанам, Пьеро Боттони, 1959 г., Кампо-дельи-Оспедали.

 

Прославленные захоронения

На Болонском кладбище похоронены многочисленные важные персонажи для города и истории Италии. Если во время монументальной фазы кладбища существовало стремление сгруппировать прославленные захоронения в Зале Пантеона, известном как Зал прославленных людей, то нет недавней переписи выдающихся личностей, кремированных, погребенных или похороненных в Чертозе, ни список, хотя и частичный, благодаря обширности кладбища, эволюции культуры и иному подходу к монументализации памяти.

В Зале выдающихся и заслуженных людей был 71 бюст, которые с течением времени несколько раз меняли местонахождение. В 1932 году они были перенесены в Зал Эрколе в Палаццо д'Аккурсио, позже они были выставлены в Монтаньоле, в садах Маргариты, на Вилле делле Розе вплоть до депозитов МАМбо, где они хранятся. Несмотря на деградацию и ущерб, нанесенный за годы нахождения в общественных парках, под руководством профессора Ваккари была проведена важная историко-библиографическая исследовательская работа, позволившая повторно идентифицировать скульптурные личности.

Ниже приводится неполный список выдающихся захоронений:
А
Клементе Альбери (1803–1864), живописец.
Лучано Альберичи (1923–1974), актер.
Адольфо Альбертацци (1865-1924), писатель.
Чезаре Альбичини (1825 - 1891), юрист, патриот и политик.
Джузеппе Альбини (1863–1933), филолог, латинист и политик.
Франческа Алинови (1948–1983), искусствовед.
Наполеон Анджолини (1797-1871), живописец.

Б
Риккардо Баккелли (1891 - 1985), писатель, драматург, журналист, переводчик и театральный критик.
Антонио Бальдаччи (1867–1950), ботаник и географ.
Бригида Банти (1757 - 1806), сопрано.
Энрико Барбери (1850 - 1941), скульптор.
Андреа Баттистини (1947-2020), литературный критик.
Гуальберта Алаиде Беккари (1842-1906), феминистка и писательница.
Дженуцио Бентини (1874–1943), юрист и политик-социалист.
Лаура Бетти (1927–2004), актриса, актриса озвучивания и певица.
Марко Бьяджи (1950–2002), трудовой юрист и академик.
Карло Бьянкони (1732 - 1802), живописец, скульптор, архитектор, декоратор и гравер.
Амедео Бьявати (1915–1979), футбольный тренер и бывший футболист.
Бонви (1941 - 1995), карикатурист.
Аделаида Борги-Мамо (1829 - 1901), меццо-сопрано.
Дино Боволи (1914–1988), футбольный тренер и бывший футболист.
Эдоардо Брицио (1846–1907), археолог.
Джакомо Булгарелли (1940–2009), футболист.

К
Кристина Кампо (1923 - 1977), писатель, поэт и переводчик.
Джованни Капеллини (1833–1922), геолог и палеонтолог.
Джозуэ Кардуччи вместе с некоторыми из его учеников (1835-1907), поэт, писатель, литературный критик и академик.
Джо Кассано (1973–1999), рэпер.
Клаудио Кассинелли (1938–1985), актер.
Джанни Кавина (1940–2022), актер и сценарист.
Джузеппе Ченери (1827-1898), политик.
Изабелла Кольбран (1784–1845), испанское сопрано и композитор.

Д
Лучио Далла (1943–2012), певец и автор песен, музыкант, поэт и актер.
Ренато Далл'Ара (1892–1964), предприниматель и спортивный менеджер.
Пьера Дельи Эспости (1938-2021), актриса и оперный постановщик.
Джузеппе Доцца (1901–1974), политик и мэр Болоньи.
Перикл Дукати (1880–1944), археолог и этрусколог.

ф
Мирелла Фалько (1933–2013), актриса.
Хорст Фантаццини (1939–2001), анархист и писатель.
Фаринелли (1705–1782), кастрированный оперный певец.
Бригида Фава Гисильери (1802 - 1877), дворянка, художница и политик.
Карло Фесиа ди Коссато (1908-1944), солдат.
Северино Феррари (1856 - 1905), поэт, литературный критик и педагог.
Г
Адольфо Гандино (1878-1940), композитор.
Джованни Баттиста Гандино (1827-1905), латинист.
Уильям Джирометти (1924–1998), художник.
Энио Гнуди (1893-1949), политик.
Стефано Гобатти (1852-1913), композитор.
Стефано Голинелли (1818–1891), композитор и пианист.
Иосиф Грабинский (1771 - 1843), польский офицер.
Дино Гранди (1895–1988), политик и дипломат.
час
Луиджи Хайльманн (1908–1988), лингвист и академик.
л
Катерина Липпарини (1793–1851), оперная певица.
м
Магнус (1939–1996), карикатурист.
Альфьери Мазерати (1887–1932), автогонщик и предприниматель.
Марко Момильяно (1825-1900), писатель.
Марко Мингетти (1818-1886), политик.
Джорджио Моранди (1890–1964), живописец и гравер.
Антонио Моска (1870-1951), живописец.
Летиция Мюрат (1802 - 1859), дочь Джоаккино и Каролины Бонапарт; дворянка
О
Артуро Орсони (1867–1928), скульптор.
п
Энрико Панзакки (1840 - 1904), поэт, искусствовед, политик и музыкальный критик.
Иль Пассаторе (1824 - 1851), разбойник.
Джоаккино Наполеоне Пеполи (1825-1881), политик.
р
Джузеппе Респиги (1840-1923), пианист и педагог.
Отторино Респиги (1879–1936), композитор, музыковед и дирижер.
Джорджио Роза (1925–2017), инженер.
Роберто Роверси (1923–2012), писатель, поэт, автор текстов, журналист, книготорговец и сторонник в молодости.
С
Бруно Саэтти (1902–1984), живописец и гравер.
Лоренцо Сальви (1810 - 1879), тенор.
Антонио Сантуччи (1550 - 1613), астроном и ученый.
Анджело Скьявио (1905—1990) — итальянский футболист и тренер.
Аделина Спех Сальви (1811 - 1886), оперная певица и учитель пения.
Элиодоро Спех (1810–1866), тенор и патриот.
Белла Стараче Сайнати (1878–1958), актриса.
Риккардо Страччари (1875–1955), баритон и педагог.
Т
Луиджи Фердинандо Тальявини (1929–2017), органист, клавесинист, музыковед и композитор.
Люве Тамминга (1953–2021), голландский органист и клавесинист.
Альфредо Тестони (1856–1931), драматург и поэт.
В
Луиджи Ваннукки (1930–1978), актер и режиссер.
Мариэль Вентр (1939–1995), руководитель хора.
Энеа Вентури (1888 - 1936), предприниматель, публицист и политик.
Ассунта Вискарди (1890 - 1947), педагог.
Эдоардо Вебер (1889–1945), дизайнер и предприниматель.
З
Антео Замбони (1911-1926), анархист.
Франческо Дзанарди (1873–1954), политик.
Никола Заничелли (1819–1884), издатель.

 

Памятники оссуарии и мемориалы

Памятник мученикам Независимости, Карло Монари, ок. 1868 г., Зал гробниц
Памятник мученикам фашистской революции, Джулио Улиссе Арата, 1932 г., монастырь VI.
Склеп-памятник павшим в Великой войне Филиппо Буриани и Артуро Карпи, 1933 г., монастырь VI.
Военный мемориал России (1941-1945 гг.), Чезарино Винченци, 1955 г., монастырь VIII
Склеп-памятник павшим партизанам, Пьеро Боттони, 1959 г., Кампо-дельи-Оспедали
Памятник павшим военно-воздушным силам, Марко Маркезини, 1983, Кампо-дельи-Оспедали.
Сеполькрето - памятник гуманитарному деятелю Энцо Паскуалини, 1960 г., Кампо-дельи-Оспедали.
Памятник павшим болонским морякам, или Памятник павшим в море, Кампо дельи Оспедали
Памятник итальянским военнопленным, павшим в концентрационных лагерях, Леоне Панкальди, 1986 г., въезд в Чертозу.

 

Художники представляют

В Чертоза-ди-Болонья работали крупнейшие художники начала 19 века и основные болонские скульпторы, работавшие между 19 и 20 веками. Среди более чем 200 активных мы отмечаем: Луиджи Аквисти, Лоренцо Бартолини, Цинциннато Баруцци, Леонардо Бистольфи, Карло Челли, Джакомо Де Мария, Эрколе Дрей, Джованни Дюпре, Алессандро Франчески, Тулло Гольфарелли, Джорджио Кинерк, Джованни Баттиста Ломбарди, Джакомо Манцу, Лучано Мингуцци, Сильверио Монтагути, Артуро Орсони, Джованни и Массимилиано Путти, Аугусто Ривальта, Паскуале Риццоли, Джузеппе Романьоли, Бруно Саэтти, Диего Сарти, Марио Сарто, Пьетро Тенерани, Винченцо Вела, Фарпи Виньоли, Чезарино Винченци. Среди живописцев, помимо знаменитых Антонио Базоли, Пьетро Фанчелли и Пеладжио Паладжи, выделяется Фламинио Миноцци.

 

Погребальная символика

Многочисленные памятники Чертоза-ди-Болонья представляют погребальные, эзотерические или масонские символы, в частности символы буржуазии девятнадцатого века, сосредоточенные в самых старых монастырях, в которых преобладает экстернализация светской и классической культуры: «символы, формы, иконографии и эпиграфические формулы. принадлежащие к греко-римской, этрусской и древнеегипетской культуре, которые сопоставляются или смешиваются с культурами, происходящими из иудео-христианской традиции», причем последние составляли меньшинство в начале XIX века.

Погребальная символика девятнадцатого века, в эпоху «перечитывания» классической и «восточной» культуры в ренессансном и неоклассическом ключе, была обусловлена ​​самой функцией гробницы, рассматриваемой как общественная память, «конденсация смыслов, контейнер, благодаря которому умерший продолжает вести социальную жизнь через память», поддержка, чтобы рассказать о жизни и роли умершего и усилить его личную идентичность. Среди найденных на кладбище погребальных символов девятнадцатого века: ягненок, альфа и омега, лавр, якорь, орел, оружие, лодка, кадуцей, собака, аист, лебедь, кипарис. , сова, песочные часы, голубь, колонна, ракушка, рог изобилия, терновый венец, миро, дельфин, плющ, бабочка, гирлянды или венки из листьев и плодов, петух, лилия , глобус, пшеница, грифон, лев, лампа или жаровня, ящерица, гранат, уроборос, пальма, мак, пеликан, рыба, сосновая шишка, дверь, дуб, лягушка, роза, змея, сфинкс, оливковое дерево и виноградная лоза.

Среди масонских символов мы находим наугольник, циркуль, архи маятник, рубашку и две соломоновы колонны.

 

Монументальное кладбище Чертоза в популярной культуре

Многие художники совершили Гранд-тур, приехав в Болонью в 19 веке. Лорд Байрон описывал свои прогулки по Чартерхаусу, как и Чарльз Диккенс, Жюль Жанен и Теодор Моммзен.

В 1845 году Бернардо Гаспарини опубликовал сборник песнопений под названием « Две ночи в Чертоза-ди-Болонья» , в которых различные гости Чертозы предстают перед главным героем в виде духов. Брошюра в основном была написана в 1815 году.

Джозуэ Кардуччи посвятил Чертозе один из своих Odi barbare 1877 года: Fuori alla Certosa di Bologna.

В 1896 году Зигмунд Фрейд заинтересовался некоторыми гробницами в Чертозе, оставив записи о: памятнике Ланци Берсани в Галерее дельи Анджели со скульптурой Карло Монари и памятнике Мингетти в Третьем монастыре, арка 67, работы Антонио Чиполлы и Август Ривальта.

Кристина Кампо описала Чертозу в рассказе «Золотой орех», опубликованном посмертно в 1998 году в сборнике «Под чужим именем» под редакцией Адельфи.

 

Кладбище и коммунальные услуги

Услуги кладбища в строгом смысле слова находятся в ведении Bologna Servizi Cimiteriali, компании, которая выполняет в городе услуги по вскрытию трупов, кладбищам и кремации.

Посетителям кладбища доступен историко-художественный информационный пункт. Места захоронений можно узнать с помощью цифровых информационных тотемов, расположенных у входов, обратившись в контору кладбища или в приемную.

В 2019 году муниципалитет Болоньи составил карту доступности музеев, что позволило разработать инклюзивные маршруты в трех пилотных музеях, включая кладбище Чертоза. Поэтому тактильные маршруты были разработаны для слепых и слабовидящих людей, а для глухих была предоставлена ​​поддержка, например, видео в LIS и приложение для самостоятельных посещений.

Экскурсии и шоу по расписанию организуются муниципалитетом Болоньи, культурными и некоммерческими ассоциациями, а также туристическими гидами. Эти визиты часто разрабатываются по тематическим маршрутам; среди зрелищ прошлого, таких как чтения, концерты и театрализованные представления, есть и ночные.