Кафедральный собор Анконы, Италия

 

Кафедральный собор Анконы (итал. Duomo di Ancona, Basilica Cattedrale Metropolitana di San Ciriaco) — римско-католический собор в Анконе, центральная Италия, посвященный святому Кириаку. Это резиденция архиепископа Анконы. Здание представляет собой пример смешения романско-византийских и готических элементов и стоит на месте бывшего акрополя греческого города, холма Гуаско, с которого открывается вид на Анкону и ее залив.

 

История

Раскопки, проведенные в 2016 году, показали, что италийский храм, возможно, посвященный Афродите, существовал на этом месте еще в III веке до нашей эры. Поверх него в VI веке н.э. была построена палеохристианская церковь: у нее был неф и три прохода с входом на юго-восток (где находится нынешняя часовня Распятия). Некоторые остатки его все еще существуют, включая мозаичный тротуар и стены по периметру.

В 995–1015 годах была построена новая церковь, сохранившая первоначальные стены. В 1017 году обновленная базилика приняла мощи святого Марцеллина Анконского и святого Кириака. Дальнейшие работы по расширению проводились между концом 12 и началом 13 веков, с добавлением трансепта, чтобы получить план греческого креста, и входом на юго-запад, в результате чего церковь теперь обращена к порту, а новая дорога ведет к порту. город. Трансепты находились на более высоком уровне, чем предыдущий неф, и имели апсиды. Церковь, ранее посвященная Святому Лаврентию, была повторно посвящена Святому Кириаку Мученику, покровителю и (возможно) епископу Анконы.

Первоначальная реставрация была проведена в 1883 году. Во время Первой мировой войны, 24 мая 1915 года, базилика была повреждена бомбардировкой австро-венгерского флота. Ущерб был восстановлен в 1920 году, но во время Второй мировой войны англо-американские воздушные бомбардировки разрушили южный трансепт и Склеп Слез под ним вместе с размещенными там предметами искусства. После того, как трансепт был перестроен, церковь была официально вновь открыта в 1951 году. Дальнейший ущерб был нанесен землетрясением в 1972 году, за которым последовала новая реставрация и еще одно официальное открытие в 1977 году.

В 1926 году собор был объявлен малой базиликой.

 

Описание

Внешний вид

Здание построено из белого камня с горы Конеро, с апсидами, выступающими из концов трансепта, и приподнятым корпусом с куполом на пересечении, соответствующим нефу. Все внешние поверхности украшены ломбардными лентами. Колокольня находится в изолированном месте. Он упоминается с 1314 года и был построен над уже существующей башней конца 13 века.

Фасаду, разделенному на три части, предшествует широкая лестница; над ним находится романский портал 13 века, образованный круглой аркой, поддерживаемой четырьмя колоннами. Передние стоят на львах из красного мрамора Веронезе, а задние, добавленные позже Луиджи Ванвителли, стоят на простом постаменте.

Под арками четыре рельефа с изображением символов евангелистов. Портал приписывается Джорджо да Комо (ок. 1228 г.) и выполнен в романско-готическом стиле, построен из белого камня Конеро с горы Конеро и красного мрамора Веронезе. Он украшен серией колонн, поддерживающих стрельчатые арки с рельефами бюстов святых, фигурами животных и растительными мотивами. Над порталом находится большой окулус с романской рамой между двумя одностворчатыми окнами.

Купол является одним из самых древних в Италии. Он имеет оживальную форму с двенадцатиугольным барабаном, стоящим на квадратном основании с небольшими декоративными арками. Он был построен над переправой в 13 веке и приписывается Маргаритоне д'Ареццо (1270 г.). Вместе с церковью Сант-Антонио в Падуе и базиликой Святого Марка в Венеции это был один из немногих современных примеров куполов, построенных в церквях, а не в отдельных баптистериях. Медное покрытие было добавлено в 16 веке.

 

Интерьер

Интерьер выполнен в виде греческого креста. Все гербы разделены на неф и два прохода с повторно используемыми античными римскими колоннами с византийскими капителями. На пересечении находится внутренняя часть купола с подвесками с фигурами молящихся ангелов в византийском стиле. Купол поддерживается крестообразными кустовыми опорами.

Боковые рукава трансепта заканчиваются приподнятыми апсидами, а центральный рукав пресвитерия утратил первоначальную апсиду во время работ по расширению 18 века. Все нефы имеют корпусообразные расписные деревянные своды, датируемые 15 веком. В начале северного нефа находится памятник воину Фермо 1530 года.

В южном трансепте находится часовня Распятия. Его экраны (transennae) образованы плитками с орнаментом сграффито с балюстрады 1189 года. На них слева изображены Иеремия и Аввакум; Вечный Отец и Пресвятая Богородица; ангел и святой Иоанн Богослов; и святой Кириак; а справа фигуры животных: два журавля на гранатовом дереве, орел, два павлина на дереве и два грифона. В Склепе Слез внизу, восстановленном после разрушений Второй мировой войны, находятся остатки древних построек. Оружейный дом пресвитерии, в северных проходах, гробница блаженного Джироламо Джинелли (ум. 1506), сделанная в 1509 году Джованни Далмата.

В северном трансепте находится часовня Мадонны с богато украшенной нишей, спроектированной Луиджи Ванвителли в 1739 году, где находится почитаемое изображение Мадонны 17 века. Под часовней находится склеп с останками святого Кириака (в мраморном футляре), святых Либерия и Марцеллина (в сицилийской яшме) и прахом святой Палатии. Урны с бронзовыми гирляндами были спроектированы и изготовлены между 1757 и 1760 годами Джоаккино Варле.