Кафедральный собор Нотр-Дам (Аоста), Италия

 

Описание

Собор Санта-Мария-Ассунта (по-французски: Cathédrale Notre-Dame de l’Assomption) — главное место отправления культа в городе Аоста, епископстве одноименной епархии; вместе с Соборной церковью Сант-Орсо он представляет собой самое важное свидетельство истории сакрального искусства в долине Аоста. Его ультратысячелетняя история должна быть реконструирована с помощью множества вмешательств, которые следовали друг за другом, и используемых архитектурных языков, в дополнение к художественным свидетельствам, которые он сохраняет. Это итальянский национальный памятник.

 

История

Истоки и «Ансельмианская церковь»
Происхождение собора Аосты восходит к начальным этапам распространения христианства в долине Аосты: уже к концу 4-го века, где сегодня собор, был - как проведены археологические раскопки - Domus Ecclesiae значительных пропорций.

Церковь была полностью перестроена в 11 веке по приказу Ансельмо I, который был епископом в Аосте между 994 и 1025 годами (не путать с Ансельмо ди Аоста, философом и святым, родившимся в 1033 году).

«Ансельмианская церковь» имела план базилики с тремя нефами с деревянной стропильной крышей; входной портал располагался в центре южной стороны; главная полукруглая апсида была окружена двумя колокольнями.

В соборе «Ансельмиана» с западной стороны не было настоящего фасада, а был только выступающий «псевдофасад», который в нижней части не имел входного портала, а опирался на стеновые конструкции над римским криптопортиком. Три нефа были отмечены шестью парами четырехугольных столбов и парой балочных столбов четырехлопастного сечения; размеры церкви составляли 54 х 32,4 метра, при высоте центрального нефа более 15 метров и боковых 9 метров. Интерьер центрального нефа был украшен необычным циклом фресок, расположенных в разных регистрах. Художники из «ломбардской области», участвовавшие в реализации этой декоративной программы, по всей вероятности, были теми же, кто расписал фресками соборную церковь Сант-Орсо в Аосте.

При осмотре с восточной стороны собор показал пять апсид: большую апсиду, закрывавшую центральный неф, две апсиды, которыми заканчивались малые нефы, и две другие апсиды, полученные на нижнем этаже колокольни. Хор находился в несколько приподнятом положении по отношению к мостовой церкви; ниже хора уже в конце X века был построен склеп с тремя нефами с крестовыми сводами, поддерживаемый гибкими колоннами со средневековыми мраморными капителями. Во второй половине XI века склеп, после вероятного обрушения, пришлось перестраивать: только первые пролеты сохранили примитивные колонны, а для остальных использовались прочные римские колонны. Прислонившись к северному проходу, монастырь был построен как место для встреч и молитв каноников.

Также во второй половине XI века церковь была расширена за счет строительства вестверка (западного массива) в виде второй апсиды, расположенной в соответствии с центральным нефом, окруженным двумя дополнительными колокольнями. Таким образом, был завершен строительный проект, в котором центральный неф был закрыт двумя противоположными апсидами, каждая из которых была окружена парой колоколен (приняв выбор скандинавского типа, который затем нашел еще один соседний пример в современном соборе Ивреи). В то время как хор в восточной апсиде, посвященный Марии Ассунте, служил коллегии каноников под председательством епископа, хор в западной апсиде, посвященный святому Иоанну Крестителю, использовался для приходских церемоний.

Мозаика пола хора датируется периодом между концом 12 и началом 13 века.

К концу двенадцатого века, когда - на волне зарождающейся архитектурной культуры во Франции - эстетический выбор клиентов обратился к готике, была построена джубе, большая трибуна, поддерживаемая арками, которые ограничивали хоры (зарезервированные место для священников) по отношению к месту, отведенному для верующих, которое также служило кафедрой. Это сооружение было снесено только в 1838 году.

 

Большая часть древней романской базилики была потеряна в связи с многочисленными последующими вмешательствами, вдохновленными разными художественными языками и разными методами литургического использования пространств. Остаются две колокольни, расположенные на востоке, которые, хотя и изменили свой внешний вид в некоторой степени за счет высокого готического шпиля и четырех угловых вершин, расположенных на их вершине, сохраняют типично романскую физиономию; сохранились удивительные мозаики хора, склеп с интересными средневековыми капителями. В частности, сохранились сохранившиеся фрески, вновь открытые в 1979 году в пространстве между крышей и сводами пятнадцатого века, которые позволяют нам понять величие декоративного устройства внутри церкви и ее иконографическую сложность. В 2004 году в соборе была проведена серия реставрационных работ, некоторые из которых также были проведены благодаря средствам от игры в лотерею на основании положений закона 662/96.

Готические и ренессансные трансформации
В течение широкого промежутка времени с тринадцатого до первых десятилетий шестнадцатого века ряд архитектурных и декоративных вмешательств, поддержанных престижными епископами и дворянскими семьями из Валле д'Аоста, глубоко изменил физиономию собора.

В 13 веке с восточной стороны были снесены две из пяти первоначальных апсид и построена амбулатория с тремя радиальными часовнями вокруг хора (в которой сейчас находится Сокровищница собора). По этому поводу почти полностью снесли главную апсиду, заменив ее нынешней в готическом стиле с пятью большими растопыренными стрельчатыми окнами над амбулаторным.

В 1397 году епископ Джакомо Феррандини приказал сделать большое деревянное распятие, изображающее напряженную драму (все еще видимое), которое было продемонстрировано верующим в центральном нефе, подвешенным высоко между сводом и джубе, тогда присутствующим.

В 15 веке в соборе стали размещать монументальные гробницы выдающихся личностей, увенчанные каменным гизаном (погребальная скульптура, изображающая лежащего усопшего). Именно Стефано Моссеттаз, скульптор, обновленный языком интернациональной готики, отличился в этом виде художественного производства. Выполненная им в алебастре гробница Франческо ди Калланта была помещена в центре хора, над мозаикой с циклом месяцев, окружена железными воротами.

Для повышения престижа и декора собора были заказаны многочисленные священные предметы: большая их часть сейчас хранится в музее сокровищ собора, начиная с шкатулки с реликвиями, предназначенной для хранения останков Сан-Грато, покровителя города: шедевр ювелирного искусства пятнадцатого века, начатый Гульельмо ди Локаной и завершенный Жаном де Малином.

Вскоре после середины 15 века, после создания соборной фабрики по заказу епископа Антуана де Пре, члена влиятельной швейцарской семьи, монастырь 11 века был полностью перестроен в стиле поздней готики. Работа была поручена Марселю Жирар из Сен-Марселя.

Сразу после 1464 года (когда епископа Антуана сменил его племянник Франсуа де Пре) были сданы в эксплуатацию новые хоры, что дало жизнь важному месту скульпторов по дереву, созданному савойским Жаном Вионом де Самоэном и Аостанским Жаном де Четро. Партеры в те годы располагались группами по двенадцать вдоль стен хора, а две другие группы по пять человек прислонялись к джубе.

Важнейшие архитектурные вмешательства, которые коренным образом изменили облик собора (приблизив его к тому, что можно увидеть сегодня), были начаты в конце XV века по инициативе Джорджио ди Калланта (настоятеля коллегиальной церкви Сант'Орсо и великий архитектор культурного обновления и художественного Вальдостано) и епископа Франсуа де Пре.

С выбором, отмеченным эстетикой поздней готики (которая, должно быть, имела особую актуальность для Challant, поскольку в то время она была принята также для соборной церкви Урсина и для приходской церкви Арнада) старые ферменные крыши а своды амбулатории были заменены более низкой крышей с крестовыми сводами, отмеченными тонко украшенными ребрами.
По этому случаю окна центрального нефа также были увеличены и приобрели характерную форму арочной арки: так началась программа строительства 23 окон особенно высокого качества (которыми все еще можно восхищаться); они были сделаны местным ателье, которое, вероятно, можно отождествить с мастерской Пьера Вазера.

 

Между 1484 и 1494 годами был снесен вестверк, то есть западная апсида и две примыкающие к ней колокольни, чтобы дать жизнь, со строительством двух новых пролетов, продольному удлинению корпуса церкви и последующее строительство нового фасада.

Ни епископ Франсуа де Пре, ни Жорж де Шаллан не увидели завершения этой работы: декоративный аппарат в стиле ренессанс, который мы видим до сих пор, состоящий из фресок и терракотовых горельефов, посвященных Жизни Богородицы, был заказан в 1522 г. тогдашний директор Fabbriceria, каноник Jaen Gombaude, заканчивающийся в 1526 году. Примерно в те же годы была завершена программа реализации окон.

Еще в течение XVI века, в связи с развитием института капелланов, происходит строительство капеллы лордов Клайских (ок. 1570-80), расположенной справа от входной двери, с фресками в стиле маньеризма.

Последующие вмешательства
После строительства нового фасада в стиле ренессанс и завершения цикла расписных окон наступил период вмешательств с небольшим структурным рельефом и скромным художественным качеством; помимо вышеупомянутого строительства часовни лордов Клая, единственное заметное исключение составляет заказ, касающийся реликвария Сан-Джокондо из серебра (1617-1619), который сейчас находится в музее-сокровищнице собора.

Резкий спад художественного производства затронул всю Валле д'Аоста. С взрывом Реформации состояние региона уменьшилось вместе с состоянием герцогства Савойского, которое в 1535–1536 годах потеряло Женеву, кантон Во и Нижний Вале. При переносе столицы герцогства из Шамбери в Турин значение перевалов долины Аоста как средства экономического и культурного обмена уменьшилось в пользу перевалов Мон-Сени и Симплон.

В 1704 году была построена часовня Сан Джованни Баттиста для надлежащего выполнения приходских функций (мраморная балюстрада и новый алтарь часовни были построены в 1760 году). В 1758 году был построен новый главный алтарь с богатой мраморной инкрустацией.

В девятнадцатом веке церковь снова изменила свой вид, в основном по инициативе епископа Андре Журдена, который занимал епископскую кафедру между 1832 и 1859 годами. Джубе, который слишком заметно отделял пресвитерскую часть от той, что предназначалась для верующих, был снесен; завершены работы по реконструкции часовни Сан-Грато (1842 г.).

Другие вмешательства, соответствующие новым эстетическим вкусам момента, вызвали сильные оговорки из-за отсутствия стилистической согласованности с остальной церковью. Это, прежде всего, строительство (1848 г.) нового фасада в неоклассическом стиле с внушительными колоннами и статуями святых, что превращает ренессансный фасад в атриум. Кроме того, в 1860 году часовня Розария была построена в неоготическом стиле, пожертвовав за пределами церкви одним из коридоров монастыря пятнадцатого века.

Изменения в пресвитерской области произошли в 1981 году, после литургической реформы, принятой Вторым Ватиканским собором. Чтобы не изменять прежнее пресвитерское помещение с его мраморным алтарем, приподнятым над уровнем нефа, пространство для литургических торжеств было выдвинуто в самом нефе, снабдив его алтарем предельной простоты.

 

Посещение собора

Снаружи
Чтобы сразу составить представление о том, как могла выглядеть романская базилика в XI веке, желательно пройти по дороге вдоль южной стороны церкви. Помимо стены можно увидеть две могучие колокольни, высотой более 60 метров; они являются самым высоким сооружением во всем городе Аоста и во всем регионе Валле д'Аоста и расположены рядом с апсидой (которая предстает перед нами с ее высокими распахнутыми окнами, результатом перестройки 13 века); внизу видна крыша амбулатории.

Колокольня с южной стороны (которую мы видим ближе) показывает в нижних этажах проем простых узких одинарных стрельчатых окон; а над рядом висячих арок возвышаются два других этажа башни, на которых расположены большие наложенные друг на друга многостворчатые окна. Колокольня с северной стороны выглядит более изящно и является результатом более точного исполнения. Центральная пилястра полностью проходит через каждую из его стен, а в четырех верхних этажах дает начало зеркалам, в которых бок о бок открываются пары многостворчатых окон.

 

Взглянув на неоклассический фасад (и узнав на нем статуи святых, дорогих почитанию Аосты), стоит обратить внимание на старинный ренессансный фасад внутри атриума, произведение, вернувшее красноречие его форм и цветов после недавней реставрации.

Фасад привлекает внимание богатством полихромии и сочетанием фресок, терракотовых групп и пестрым декоративным репертуаром типично ренессансного вкуса. Вся иконографическая и декоративная программа мудро выстроена в сюжетах архитектурного сооружения, образованного двумя высокими колоннами, обрамляющими центральный портал, и венчающим его люнетом; они поддерживают арку, покоящуюся на элегантном антаблементе, увенчанном, в свою очередь, тимпаном.

Фрески, украшающие фасад, посвящены трем эпизодам из жизни Богородицы и детства Иисуса; справа налево, в соответствии с тремя порталами, мы находим сцены Благовещения, Рождества (помещенного в люнете над порталом) и Введения Иисуса в храм. Над антаблементом, внутри арки, находится пластическая группа с фигурами в натуральную величину, которые, кажется, вдохновлены пьемонтской и ломбардской традицией Сакри Монти: это апостолы, изумленно смотрящие на Успение Богородицы. Изображение Успения фактически завершается фигурами, также выполненными из терракоты, Богородицы, поддерживаемой двумя ангелами, которые занимают свое место в тимпане. В грандиозном подарке атриума фресками изображены восемь рядов ангелов-музыкантов, готовых приветствовать Богородицу (напомним, что собор посвящен Марии Ассунте). Дальнейшее развитие сложной декоративной программы составляют четыре терракотовых бюста пророков (два в люнетах над боковыми порталами, два в остальных люнетах над окнами фасада); затем на антаблементе наблюдаются клипеальные бюсты Сан-Джованни Баттиста, Сан-Грато и Сан-Джокондо. Украшение дополняется розетками в арках, панелями с канделябрами и головами ангелов, лентами с дельфинами и другими элементами, вдохновленными культурой гротеска.

Личность художника и моделиста, изготовивших декоративное приспособление, неизвестны. Что касается фресок, Джованни Романо подчеркнул, что их можно считать «работой мастера спанцоттианского обучения, но уже затронутого Гауденцио». Фреска алтаря Святой Люсии приписывается тому же Маэстро внутри собора, а также полотно с житием Сан-Грато, размещенное сегодня в начале амбулатории, в конце южного прохода.

Интерьер
Своды, магнам crucem и витражи
При входе в собор посетителя сразу же поражает наличие в центральном нефе большого расписного деревянного распятия, подвешенного высоко между сводом и пресвитерием. Это magnam crucem, заказанный в 1397 году епископом Джакомо Феррандини скульптору из швейцарско-немецкой области (возможно, из Люцерна), который некоторое время работал в долине Аоста. Должно быть, это произвело большое впечатление выразительным ликом Христа и обильным потоком крови, бьющим из бока, до такой степени, что стало образцом для других распятий, присутствующих в церквях долины Аоста.

Распятие выделяется на фоне поперечных сводов нефа и хора, построенных епископом Франсуа де Пре и Джорджио ди Шаллан. Своей слегка оживальной формой и фактурой расписных ребер они выразительно обозначают пространство храма.

Всегда глядя вверх, посетителя поражают цвета окон в центральном нефе, произведение замечательного художественного качества, созданное (вместе с окнами в амбулатории) между концом пятнадцатого века и около 1523 года. Они изображают Рождество, Распятие и, прежде всего, образы святых: очень красивы те из Сан-Себастьяно и Сан-Мартино, и интересно в этом репертуаре представление Томмазо Бекета. Дизайн и цветовая гамма окон напоминают другие не менее красивые окна, сделанные в долине Аоста, те, что есть в Соборной церкви Сант-Орсо, и те, что были сделаны в Кастелло-ди-Иссонье (и теперь хранятся в Городском музее Турина). Можно предположить, что авторами являются те magistri verreriarum, которых Джорджио ди Каллан призвал к выполнению вышеупомянутых работ, в частности Жан Бодишон и, что более вероятно, Пьер Вазер (преемник Бодишона).

 

 

Фрески шестнадцатого века

Сразу после входа в собор справа от контрфасада находится недавно отреставрированная часовня баронов Клая (около 1576 г.). Он демонстрирует украшение в стиле маньеризма с крестовым сводом, расписанным фресками «Истории Магдалины»: в парусах свода узнаваемы сцены Иисуса в доме Симона Фарисея, Кающейся Магдалины, Noli me tangere, Вознесения Марии Магдалины. Положение находится в погребальной части часовни.

В начале правого прохода находится алтарь Санта-Лючия, с фреской, изображающей Мадонну с младенцем и Сан-Джованнино среди святых Петра, Иоанна Богослова, Екатерины и Лючии (ок. 1526 г.), работы того же живописец спанцоттианского образования, автор фресок на фасаде в стиле ренессанс.

В конце того же нефа, висящего наверху, мы находим большое полотно, все еще приписываемое тому же неизвестному художнику фресок на фасаде; на нем изображены два эпизода из жизни Сан-Грато, который, согласно традиции, является вторым епископом Аосты и архитектором восстановления реликвии, представленной головой Крестителя. Слева мы видим Сан-Грато, одетого монахом-августинцем, который предлагает Папе Римскому череп Крестителя; в следующей сцене мы все еще можем видеть, как Сан-Грато предлагает реликвию челюсти святого духовенству Аосты.

Трубные органы
В соборе два органа.

Главный инструмент расположен на контрфасаде, на деревянных хорах; он был построен Карло Вегецци-Босси в 1902 году. Внушительные размеры инструмента: 7 метров в высоту, 9,96 метра в ширину и 3 метра в глубину. Консоль, отделенная от инструмента и обращенная к алтарю, имеет три клавиатуры по 58 клавиш и прямой педалборд из 30 и управляет 43 регистрами, что в общей сложности составляет почти 3000 труб. Инструмент был в центре Международного фестиваля органных концертов, который завершился в 47-й раз. Фестиваль каждое лето приглашал в город лучших органистов с международной сцены и привлекал любителей духовной музыки со всей Европы. Среди выдающихся органистов, участвовавших в нем, были Фернандо Германи, Даниэль Чорземпа, Жан Гийу, Алессио Корти, Даниэль Рот, Лайонел Рогг, Мари-Клер Ален, Монтсеррат Торрент, Пьер Пинсмайль, Наджи Хаким, Массимо Нозетти, Янка Хекимова. Последний выпуск фестиваля состоялся в 2012 году.

Епископ Аосты Франко Ловиньяна основал в 2014 году Музыкальную капеллу Сант-Ансельмо собора Аосты. Устав и назначения доступны на веб-сайте собора Аосты в разделе, посвященном Schola Cantorum.

В апсиде на полу позитивный орган фирмы Пинчи; с механической трансмиссией имеет 3 регистра на одной ручной, без педали.

 

Склеп

Пересекая правый проход, лестница позволяет спуститься в склеп: это самая старая часть собора, свидетельство «Ансельмианской базилики», которая почти полностью сохранилась. В этом подземном зале размером 16,3 х 8,6 м., разделенном на три прохода, заканчивающихся таким же количеством выровненных апсид, посетитель может перемещаться, наблюдая за крестовыми сводами и колоннами разных форм и размеров, которые подчеркивают две разные фазы строительства: четыре самые тонкие колонны те, что соответствуют самой старой постройке, с капителями 10 века, другие, более массивные, относятся к римской эпохе и используются здесь в качестве материала для повторного использования, чтобы предотвратить дальнейшее обрушение свода. Каменные надгробия на стенах склепа свидетельствуют о его использовании в качестве места захоронения епископов.

Хор и его произведения искусства
Выйдя из склепа с левой стороны, есть лестница, которая позволяет посетителю подняться в пресвитерию, полную произведений значительной художественной ценности, начиная с двух мозаик на полу. Один, известный как Год или Цикл месяцев, расположенный в нижней части хора, считается более старым, датируемым концом 12 века. В центре мозаичного пола находится фигура Христа, Повелителя времени, одной рукой держащего солнце, а другой луну; по кругу в медальонах изображены олицетворения двенадцати месяцев года, прежде всего со ссылкой на выполняемую трудовую деятельность. Присутствующие орнаментальные мотивы делают мозаичный пол похожим на ковер; по углам прямоугольного мотива расположены аллегории четырех рек земного рая - Фисона, Гихона, Тигра, Евфрата - о которых говорится в Бытие 2,11-14).

 

Вторую мозаику, относящуюся к началу 13 века, сюда принесли, когда снесли западный хор, в котором она располагалась. На нем изображен ряд реальных и фантастических животных (рядом с фигурами химеры и слона помещена дидактическая надпись); есть также аллегории двух из четырех рек земного рая (Тигр и Евфрат). Другие изображения оставляют еще больше места для развертывания фантастического воображения; они расположены в центре мозаики, в сложной геометрической форме квадратов и кругов. По сравнению с первой мозаикой намеренно более сложный выбор тем сочетается с менее ценным качеством исполнения.

Вдоль боковых стен хора, вокруг мозаики Года, вы можете увидеть великолепные деревянные лавки, построенные по заказу епископа Франсуа де Пре и построенные во второй половине 15 века на месте деревянных скульпторов, образованных савойским Жаном. Вион де Самоэнс и из долины Аоста Жан де Четро. В задней части киосков изображены двенадцать апостолов, чередующиеся с таким же количеством пророков (чтобы символизировать преемственность между Ветхим и Новым Заветом), каждый из которых держит свиток с отрывками из Символа веры; в небе (та часть, которая венчает доссали) вырезаны гербы и ангелы-музыканты. Орнаменты подлокотников, подлокотников и «мизерикорди» (опоры, расположенные снаружи сидений, на которые можно опереться, когда сиденье поднято) составляют необыкновенный репертуар фантастических или гротескных фигур, типичных для поздней готической иконографии.

В верхней части пресвитерия, у края амбулатории, находится надгробный памятник в честь Фомы II Савойского. Гизант изображает его в оружии, с панцирем и щитом с рельефным изображением геральдического орла; голова покойного покоится на подушке, а у его ног присел лев (в ошейнике с девизом Савойи, FERT). Считается, что памятник был построен по заказу Амедео VIII Савойского (чей проезд по городу в 1430 году задокументирован) в дань уважения Томмазо, его предку, который умер в Аосте в 1259 году и похоронен в соборе. Автором работы, по всей видимости, является скульптор Стефано Моссеттаз, который долгое время проводил мастер-класс в Аосте, и который здесь демонстрирует, что он полностью усвоил язык интернациональной готики франко-фламандского бренда, обновленный в новостях парижских дворов и Берри.

монастырь
Из левого прохода можно попасть в монастырь, расположенный рядом с церковью. Это здание трапециевидной формы, построенное епископом Антуаном де Пре и законченное в 1460 году. Сегодня оно сильно изуродовано, лишено большей части южного коридора из-за строительства в 1860 году часовни Розария в неоготическом стиле. Наиболее интересным элементом для посетителя является серия капителей из кристаллического гипса: некоторые из них украшены растительными мотивами и фигурами людей и животных, другие носят имена каноников или других людей, которые внесли свой вклад в строительство.

Фрески раннего средневековья
На чердаке над сводами XV века сохранились значительные фрагменты фресок, украшавших центральный неф Ансельмианской базилики. Существование живописного цикла было обнаружено в 1979 г. немецким ученым Х. П. Аутенриетом; комплексные реставрационные работы и устройство соответствующих дорожек позволили в 2000 г. по случаю юбилейных торжеств сделать фрески доступными для публики (по расписанию или по предварительной записи).
Вместе с современным циклом Соборной церкви Сант-Орсо картины собора составляют один из крупнейших образцов раннесредневековой живописи, что делает Аосту одним из главных центров оттоновского искусства в Европе.

Фрески, украшавшие неф, были выполнены примерно в середине 11 века ателье со значительными живописными навыками (вероятно, такими же, как у Сант-Орсо); они располагались в различных регистрах и подчинялись довольно сложной иконографической программе. В найденных на чердаке частях можно распознать следующие изображения:
Западная стена (там, где располагалась триумфальная арка западной апсиды): Фигуры ангелов (расположены по обычной иконографической схеме триумфальных арок средневековья)
Северная стена: Истории Сант-Эвстахио, сцены встречи Пласидас-Эвстахио с оленем; Преобразование Плацида-Евстахиана; Путешествие морем; Похищение детей и другие инциденты.
В верхнем регистре люнеты с бюстами Предков Христовых чередуются с люнетами декоративно-аллегорического содержания.
Южная стена: рассказы о Моисее, в частности о ранах Египта, сцены превращения жезла в змею; вода Нила превратилась в кровь; нашествие лягушек; чума мух.
В верхнем регистре люнеты с бюстами епископов.

Культурная сфера мастерской, создавшей фрески, так называемая «ломбардская»; циклы базилики Сан-Винченцо-ин-Канту и баптистерия собора Новара могут быть стилистически связаны с ним.

Кафедральный Соборный Музей
Из правого прохода вы попадаете в амбулаторные помещения, где расположен Музей сокровищ собора Аосты, в котором хранятся произведения, представляющие значительный интерес, такие как два фрагмента витражей двенадцатого века, реликварий Сан-Грато, некоторые иллюминированные рукописи, среди которых Миссал епископа Франческо де Пре, надгробные памятники, сделанные Стефано Моссеттазом, задние части киосков Жана Виона де Самоэнса и Жана де Четро, ​​уже присутствующие в хоре, и богатая коллекция раскрашенных деревянных статуй, образцы эта религиозная культура была названа «альпийской готикой».