Большой цирк (итал. Circo Massimo) - древнеримский стадион для гонок на колесницах и место массовых развлечений в Риме, Италия. В долине между холмами Авентин и Палатин это был первый и самый большой стадион в Древнем Риме и его поздней Империи. Он имел длину 621 м (2037 футов) и ширину 118 м (387 футов) и мог вместить более 150 000 зрителей. В полностью развитом виде он стал образцом для цирков по всей Римской империи. Сейчас это общественный парк.
Цирк был крупнейшим в Риме местом проведения луди, общественных
игр, связанных с римскими религиозными фестивалями. Люди
спонсировались ведущими римлянами или римским государством на благо
римского народа (populus Romanus) и богов. Большинство из них
проводилось ежегодно или раз в год по римскому календарю. Другие
могут быть даны для исполнения религиозного обета, например, игры в
честь триумфа. В римской традиции самые ранние триумфальные луди в
Цирке были даны Тарквином Гордым Юпитеру в эпоху позднего
царствования за его победу над Пометией.
Продолжительность и
масштаб Ludi варьировались от однодневных или даже полудневных
мероприятий до зрелищных многосторонних торжеств, проводившихся в
течение нескольких дней, с религиозными церемониями и публичными
пирами, скачками на лошадях и колесницах, легкой атлетикой, играми и
сольными концертами, охотой на зверей и гладиаторами. драки.
Некоторые включали публичные казни. Большой ludi (что означает спорт
или игра на латыни) в Цирке начинался с яркого парада (pompa
circensis), во многом напоминающего триумфальное шествие, которое
обозначало цель игр и представляло участников.
В эпоху
республиканцев в Риме игры организовывали эдилы. Самый дорогостоящий
и сложный из луди предлагал возможность оценить компетентность,
щедрость и пригодность эдила к более высокой должности. Однако
некоторые цирковые мероприятия кажутся относительно небольшими и
интимными. В 167 г. до н.э. «флейтисты, сценические артисты и
танцоры» выступали на временной сцене, вероятно, возведенной между
двумя центральными сидячими местами. Другие были увеличены за счет
огромных затрат, чтобы уместить все пространство. Venatio,
проводившийся здесь в 169 г. до н.э., один из нескольких во 2-м
веке, использовал «63 леопарда и 40 медведей и слонов», а зрители
предположительно были защищены прочным барьером.
По мере
расширения провинций Рима существующие луди приукрашивались, а новые
луди изобретались политиками, которые боролись за божественную и
народную поддержку. В поздней республике луди проводились 57 дней в
году; неизвестное количество из них потребовало бы полного
использования Цирка. Во многие другие дни возничим и наездникам
нужно было практиковаться на его следе. В противном случае он стал
бы удобным загоном для животных, которых торгуют на близлежащем
рынке крупного рогатого скота, прямо за стартовыми воротами. Под
внешними трибунами, рядом с многочисленными входами в Цирк,
находились мастерские и магазины. Когда игры не проводились, цирк во
времена Катулла (середина I века до н.э.), вероятно, представлял
собой «пыльное открытое пространство с магазинами и киосками ...
красочное многолюдное место с дурной репутацией», которое часто
посещали «проститутки, жонглеры, гадалки. и артисты низкого класса
".
Императоры Рима удовлетворили постоянно растущий спрос на
регулярные луди и потребность в более специализированных местах, как
важнейшие обязанности их офиса и культа. За несколько столетий
своего развития Большой цирк стал главным специализированным местом
проведения гонок на колесницах в Риме. К концу I века нашей эры
Колизей был построен для проведения большинства городских
гладиаторских шоу и небольших охотников на зверей, и большинство
легкоатлетов соревновались на специально разработанном стадионе
Домициана, хотя пешие гонки на длинные дистанции все еще проводились
в цирке. В итоге 135 дней в году были посвящены луди.
Даже на
пике своего развития как трасса для гонок на колесницах цирк
оставался наиболее подходящим местом в Риме для религиозных
процессий в больших масштабах и был самым популярным местом для
массовых праздников; В конце III века император Проб устроил
зрелищное цирковое шоу, в котором на специально построенной сцене
охотились на зверей через настоящий лесной лес. С приходом
христианства в качестве официальной религии Империи луди постепенно
потеряли популярность. Последняя известная охота на зверей в Большом
цирке состоялась в 523 году, а последние известные скачки там были
проведены Тотилой в 549 году.
Царственная эпоха
Большой цирк располагался на ровном месте в
долине Мурсия (Vallis Murcia), между римским Авентином и
Палатинскими холмами. В первые дни Рима долина была богатой
сельскохозяйственной землей, подверженной наводнениям из реки Тибр и
ручья, разделявшего долину. Река, вероятно, была перекрыта на раннем
этапе, в двух точках, где трасса должна была пересечь ее, и самые
ранние гонки должны были проводиться в пределах
сельскохозяйственного ландшафта, «с не более чем поворотными
столбами, берегами, на которых могли сидеть зрители, и некоторые
святыни и священные места ».
В истории Рима Ливия первый этрусский царь Рима, Луций Тарквиний
Приск, построил приподнятые деревянные сиденья по периметру Цирка
для высших эшелонов Рима (всадников и патрициев), вероятно, на
полпути вдоль Палатинской прямой, с навесом против солнца. и дождь.
Его внук, Тарквиний Супербус, добавил первые сиденья для простых
людей (плебеев или плебеев) либо на соседней, либо на
противоположной, авентинской стороне пути. В противном случае Цирк,
вероятно, все еще был не более чем тропой через окружающие
сельхозугодья. К этому времени он, возможно, был осушен, но
деревянные трибуны и сиденья часто гнили и их перестраивали.
Поворотные столбы (мета), каждая из которых состоит из трех
конических каменных столбов, возможно, были самыми ранними
постоянными сооружениями Цирка; открытый дренажный канал между
столбами служил бы разделительной преградой.
Республиканская
эпоха
Спонсор игр (латинский редактор) обычно сидел рядом с
изображениями присутствующих богов на заметной возвышенной трибуне
(pulvinar), но места по периметру трассы предлагали лучшие, самые
драматичные крупные планы. В 494 г. до н.э. (в самом начале
республиканской эры) диктатору Маниусу Валерию Максиму и его
потомкам были предоставлены права на кресло-курул на юго-восточном
повороте, отличную точку обзора для острых ощущений и волнений от
гонок на колесницах. В 190-х годах до нашей эры были построены
каменные сиденья у рельсов исключительно для сенаторов.
Постоянные деревянные стартовые стойла были построены в 329 г. до
н.э. Они были закрыты, ярко окрашены и смещены, чтобы уравнять
расстояния от каждого места старта до центрального барьера.
Теоретически они могли вместить до 25 четырехконных колесниц
(квадриг), но когда были введены командные гонки, они были
расширены, а их количество уменьшено. К концу республиканской или
ранней имперской эпохи было двенадцать киосков. Перед их
подразделениями стояли гермы, служившие упорами для подпружиненных
ворот, так что двенадцать легких колесниц с четырьмя или двумя
лошадьми могли одновременно выходить на путь. Стойки были
распределены по лотерее, и различные гоночные команды были
обозначены их цветами. Обычно в гонке было семь кругов. По крайней
мере, с 174 г. до н.э. они отсчитывались с использованием больших
скульптурных яиц. В 33 г. до н.э. была добавлена дополнительная
система больших бронзовых счетчиков на коленях в форме дельфинов,
расположенных значительно выше центрального разделительного барьера
(еврипуса) для максимальной видимости.
Развитие цирка Юлием
Цезарем, начавшееся примерно с 50 г. до н.э., расширило ряды
сидений, чтобы они проходили почти по всей трассе, за исключением
стартовых ворот и входа в процессию в полукруглом конце. Длина
трассы составляла примерно 621 м (2037 футов), а ширина - 150 м (387
футов). Между периметром трассы и сиденьями был прорезан канал,
чтобы защитить зрителей и помочь осушить трассу. Внутренняя треть
сиденья образовывала выемку у рельсового пути. Его передние части
вдоль центральной прямой были зарезервированы для сенаторов, а те,
что непосредственно позади, - для всадников. Внешние ярусы, две
трети от общего числа, предназначались для римских плебей и
неграждан. Они были деревянными, с деревянным каркасом хозяйственных
построек, магазинов и подъездов. Общее количество мест неизвестно,
но, вероятно, было порядка 150 000; Оценка Плиния Старшего в 250 000
маловероятна. Деревянные трибуны были повреждены в результате пожара
31 г. до н.э. во время или после строительства.
Имперская
эпоха
Ущерб от огня 31, вероятно, был устранен Августом
(преемником Цезаря и первым императором Рима). Он скромно утверждал,
что на этом месте были только обелиск и пульвинар, но оба они были
крупными проектами. С момента добычи, задолго до появления Рима,
обелиск был священным для египетских богов Солнца. Август за
огромные деньги привез его из Гелиополя и поставил на полпути вдоль
разделительной стены Цирка. Это был первый обелиск Рима, экзотически
священный объект и постоянное напоминание о победе Августа над его
римскими врагами и их египетскими союзниками в недавних гражданских
войнах. Благодаря ему Рим обеспечил как прочный мир, так и новую
египетскую провинцию. Пульвинар был построен в монументальном
масштабе, святилище или храм (aedes), возвышающийся над сиденьями у
дороги. Иногда, пока шли игры, Август наблюдал оттуда вместе с
богами. Иногда к нему присоединялась его семья. Это цирк, описанный
Дионисием Галикарнасским как «одно из самых красивых и
восхитительных сооружений в Риме», с «входами и подъемами для
зрителей в каждом магазине, так что бесчисленные тысячи людей могут
входить и выходить без неудобств».
Сайт оставался подверженным затоплению, вероятно, через стартовые
ворота, пока Клавдий не улучшил его; Вероятно, это была заборная
противопаводковая насыпь. Пожары в переполненных мастерских с
деревянным периметром и на трибунах представляли гораздо большую
опасность. Пожар 36 г. н.э., похоже, начался в мастерской корзинщика
под трибунами на авентинской стороне; Император Тиберий возместил
там разным мелким предприятиям их убытки. В 64 году нашей эры, во
время правления Нерона, пожар вспыхнул в полукруглом конце Цирка,
охватил трибуны и магазины и разрушил большую часть города. Игры и
фестивали продолжались в Цирке, который за несколько лет
перестроили, сохранив прежние размеры и дизайн.
К концу 1-го
века нашей эры центральная разделительная преграда состояла из серии
водоемов или единого водотока, открытого в некоторых местах и
перекрывающегося в других. Он предлагал возможности для
художественного украшения и декоративной чванства и включал храмы и
статуи различных божеств, фонтаны и убежища для тех помощников,
которые участвовали в более опасных цирковых действиях, таких как
охота на зверей и восстановление раненых во время гонок.
В 81
году нашей эры Сенат построил тройную арку в честь Тита в
полукруглом конце Цирка, чтобы заменить или расширить бывший вход в
процессию. Император Домициан построил новый многоэтажный дворец на
Палатине, каким-то образом связанный с Цирком; Скорее всего, он
наблюдал за играми в автократическом стиле, сверху и почти незаметно
для нижних. Ремонт повреждений огнем во время его правления,
возможно, уже велся до его убийства.
Риск дальнейшего
возгорания в сочетании с судьбой Домициана, возможно, побудил Траяна
к решению полностью перестроить Цирк из камня и установить новый
пульвинар на трибунах, где римского императора можно было увидеть и
почтить как часть римского сообщества, наряду с их боги. При Траяне
Большой цирк обрел свою окончательную форму, которая после этого не
изменилась, за исключением некоторых монументальных дополнений,
внесенных более поздними императорами, обширной запланированной
перестройки области стартовых ворот при Каракалле, а также ремонта и
обновления существующей ткани. Некоторые ремонтные работы были
непредвиденными и обширными, как, например, те, которые проводились
во время правления Диоклетиана, после того, как обрушение секции для
сидения унесло жизни около 13000 человек.
Религиозное
значение
Юго-восточный поворот трассы пролегал между двумя
святынями, которые, возможно, предшествовали формальному развитию
Цирка. Один, на внешнем юго-восточном периметре, был посвящен
одноименной богине долины Мерсии, неясному божеству, связанному с
Венерой, миртовым кустом, священным источником, ручьем, разделяющим
долину, и меньшей вершиной Авентинского холма. Другой находился на
юго-восточном поворотном посту; где находился подземный храм
Консуса, второстепенного бога хлебных складов, связанного с богиней
зерна Церерой и подземным миром. Согласно римской традиции, Ромул
обнаружил эту святыню вскоре после основания Рима. Он изобрел
фестиваль Consualia, как способ собрать своих соседей-сабинян на
праздник, который включал в себя скачки и выпивку. Во время этих
отвлечений люди Ромула похитили дочерей Сабинян в качестве невест.
Таким образом, в известном римском мифе об изнасиловании сабинянок
были созданы Цирк и Консуалия.
В эту квази-легендарную эпоху
на территории цирка проводились скачки на лошадях или колесницах.
Ширина колеи могла быть определена расстоянием между святынями
Мурсии и Консуса на юго-востоке, а ее длина - расстоянием между
этими двумя святынями и Ара Максима Геркулеса, предположительно
старше самого Рима и расположенной за стартовой площадкой Цирка. .
Положение святыни Консуса на повороте пути напоминает размещение
святынь греческому эквиваленту римского Нептуна, Посейдону, на
греческих ипподромах. Позднее алтарь Консуса, как одного из
божеств-покровителей цирка, был включен в ткань юго-восточного
поворотного столба. Когда ручей Мерсии был частично застроен, чтобы
сформировать разделительный барьер (позвоночник или еврипус) между
поворотными столбами, ее святыню либо сохранили, либо перестроили. В
поздний имперский период и юго-восточный поворот, и сам цирк иногда
назывались Валлис-Мурсия. Символы, используемые для подсчета
забегов, также имели религиозное значение; Кастор и Поллукс,
рожденные из яйца, были покровителями лошадей, всадников и всадников
(всадников). Аналогичным образом, более позднее использование
счетчиков на коленях в форме дельфинов усилило ассоциации между
гонками, быстротой и Нептуном как богом землетрясений и лошадей;
римляне считали дельфинов самыми быстрыми из всех существ. Когда
римляне приняли Великую Фригийскую Мать в качестве родового
божества, статуя ее на львиной спине была воздвигнута в цирке,
вероятно, на разделительном барьере.
Культы Солнца и Луны, вероятно, были представлены в Цирке с самых
ранних этапов его существования. Их значение возросло с введением
римского культа Аполлона и развитием стоиков и солнечного монизма
как богословской основы римского имперского культа. В имперскую
эпоху бог Солнца был божественным покровителем Цирка и его игр. Его
священный обелиск возвышался над ареной, установлен в центральном
барьере, рядом с его храмом и финишной чертой. Бог Солнца был
абсолютным победоносным возничим, ведущим свою колесницу с четырьмя
лошадьми (квадригу) по небесному кругу от восхода до заката. Его
напарница Луна вела свою колесницу с двумя лошадьми (бигу); вместе
они олицетворяли предсказуемое, упорядоченное движение космоса и
кругооборот времени, аналогию с которым можно найти в треке Circus.
В имперской космологии император был земным эквивалентом
Солнца-Аполлона, а Луна могла быть связана с императрицей. Храм
Луны, построенный задолго до храма Аполлона, сгорел во время
Великого пожара 64 года нашей эры и, вероятно, не был заменен. Ее
культ был тесно связан с культом Дианы, которая, кажется, была
представлена в процессиях, которые начинали цирковые игры, и с
Солом Индигесом, обычно называемым ее братом. После потери храма ее
культ мог быть перенесен в храм Сол на разделяющей преграде или в
один рядом с ним; оба были бы открыты небу.
Храмы нескольких
божеств возвышались над Цирком; большинство сейчас потеряно. Храмы
Цереры и Флоры стояли вплотную друг к другу на Авентине, более или
менее напротив стартовых ворот Цирка, которые оставались под защитой
Геракла. Далее на юго-восток вдоль Авентина находился храм Луны,
богини луны. Авентинские храмы Венеры Обсеквенс, Меркурия и Дис
(или, возможно, Суммануса) стояли на склонах над юго-восточным
поворотом. На холме Палатин, напротив храма Цереры, стоял храм
Великой Матери и, более или менее напротив храма Луны, храм бога
Солнца Аполлона.
В исторические времена в Цирке проводилось
несколько фестивалей, некоторые из которых имеют неясное
происхождение и дату. Консуалия с ее полумифическим учреждением
Ромула и Цереалия, главный праздник Цереры, вероятно, были старше
самых ранних исторически засвидетельствованных «Римских игр» (Ludi
Romani), проводившихся в Цирке в честь Юпитера в 366 г. до н.э. В
раннюю имперскую эпоху Овидий описывает открытие Цереалии
(середина-конец апреля) скачками в Цирке с последующим выпуском на
стадион в ночное время лисиц, их хвосты пылают зажженными факелами.
Вероятна некоторая ранняя связь между Церерой как богиней зерновых
культур и Консусом как богом хранения зерна и покровителем цирка.
После VI века цирк пришел
в упадок и пришел в упадок, и его начали добывать для строительных
материалов. Нижние уровни, когда-либо подверженные затоплению,
постепенно были погребены под переувлажненной аллювиальной почвой и
накопившимися обломками, так что первоначальный путь теперь погребен
на 6 метров ниже современной поверхности. В 11 веке Цирк был
«заменен жилищами, сдаваемыми конгрегацией Сен-Ги». В 12 веке здесь
был вырыт водоток, чтобы осушить землю, а к 16 веку эта территория
использовалась как рыночный сад. Многие из постоянных построек Цирка
пережили эти изменения; В 1587 году папа Сикст V снял два обелиска с
центрального барьера, и один из них переместили на площадь Пьяцца
дель Пополо. В 1852 году Англо-итальянское газовое общество на этом
месте построило газовый завод. Он оставался на месте до 1910 года,
когда его переместили на окраину Рима. В ходе работ середины 19 века
на территории цирка были обнаружены нижние части сиденья и внешний
портик. С тех пор в результате серии раскопок были обнаружены
дополнительные участки сиденья, изогнутого поворота и центрального
барьера, но дальнейшие исследования были ограничены масштабом,
глубиной и заболачиванием участка.
Цирк теперь функционирует
как большая парковая зона в центре города. Его часто используют для
концертов и встреч. 2 июля 2005 года здесь прошел римский концерт
Live 8. 14 июля 2007 года британская рок-группа Genesis дала концерт
перед аудиторией в 500 000 человек. Этот концерт был снят и выпущен
на DVD под названием When in Rome 2007. The Rolling Stones выступили
там перед 71 527 людьми 22 июня 2014 года на итальянской дате своего
тура 14 On Fire. В цирке также проводились торжества по случаю
победы на чемпионате мира по футболу 2006 года в Италии и
соревнованиях A.S. Победа Roma Serie A в 1983 и 2001 годах. В мае
2019 года на сайте открылся новый опыт виртуальной / дополненной
реальности Circo Maximo Experience, который отправляет посетителей в
путешествие по сайту и его истории.