Церковь Сан-Клементе-а-Пильи (Ареццо), Италия

 

Церковь Сан-Клементе-а-Пильи — это церковь Ареццо, расположенная в местности Пильи.

 

История и описание

Церковь Сан-Клементе-а-Пильи, расположенная в центральной агломерации Пигли, была построена в раннем средневековье. Хотя здание называется Сан-Клементе, оно должно быть отождествлено с первоначальной церковью Сант-Андреа-а-Пильи, упоминаемой в тринадцатом и четырнадцатом веках. Строение характеризуется готической структурой. Фасад переделан в нижней части. Архитрав портала датирован 1314 годом. Внутренние росписи относятся к четырнадцатому веку и относятся к школе Спинелло Аретино.

 

На пути между Санта-Мария и Сант-Андреа сегодня все еще можно полюбоваться третьим религиозным сооружением, молельней Сан-Клементе-а-Пильи, которая после передачи нижнего поместья фактически стала новой замковой церковью. На перемычке указана дата 1314 г., что может соответствовать началу работ по ее строительству, официальному освящению или, для тех, кто считает ее построенной ранее, ее реставрации.

Посвящение Сан-Клементе однозначно относится к римскому святому I века нашей эры. но, как отметил Сантино Галлорини в томе 2010 года «Санта-Мария-а-Пильи и его территория», папа Климент V умер во Франции в 1314 году, поэтому нельзя исключать, что на выбор титулярного святого повлиял уход этого понтифика .

Молельня находилась под частным покровительством, и три креста, один в замковом камне арки фасада и два на концах архитрава, похоже, относятся к средневековому рыцарскому религиозному ордену. На гербе нет «восьмиугольных» точек, которые относятся к госпитальерам святого Иоанна Иерусалимского, известным как рыцари Родоса с 1309 года, или к ордену святого Лазаря Иерусалимского, имевшему аналогичный символ. Казалось бы, они ближе к патентным крестам типа «вогнутый край» ордена рыцарей Иерусалимского храма или тамплиеров, но в 1314 году последний гроссмейстер Жак де Моле был казнен после жестоких репрессий, разыскиваемых королем, начиная с с 1307 г. Франции Филиппа Красивого под папством - даже не специально - Папы Климента V. Три процессионных креста фасада Сан-Клементе, как мы поймем, поэтому все должны быть исследованы, и не исключено, что военно-монашеские ордена не имеют никакого отношения к возведению храма, даже если, учитывая его близкое расположение к основной дороге, можно было бы подумать наоборот.

Однако во время пастырского визита епископа Бернардетто Минербетти в 1550 году говорится, что молельня была возведена в новом замке жителями для их удобства, учитывая, что до приходской резиденции Санта-Мария было трудно добраться, но теперь мы более двух столетий со дня архитрава, и поэтому информацию следует воспринимать с долей скептицизма. В то время в Сан-Клементе действовало Общество Благовещения Пресвятой Девы Марии, мирянская компания, которая все еще присутствовала во время визита епископа Анджоло Франчески в 1778 году.

Во время визита епископа Агостино Альберготти в 1823 году церковь находилась в руках прихода, поскольку компания была распущена. Вероятно, это было не оптимальное управление, учитывая, что во время визита епископа Джузеппе Джусти в 1872 году сообщалось о плохом состоянии здания. После подавления Санта-Мария-а-Пильи в двадцатом веке и объединения его территории с территорией Сант-Андреа ораторий был спасен от забвения благодаря продаже частным лицам. Последние важные реставрации были проведены нынешними владельцами Миллони, но теперь они датируются 1979 годом.

Для тех, кто посещает это место, внешне Сан-Клементе характеризуется каменным фасадом четырнадцатого века с центральной колокольней с двумя маленькими колоколами. Другими типичными элементами церкви являются архитравный портал со слегка заостренной аркой, где замковый камень любопытным образом смещен от центра. Небольшое единственное стрельчатое окно на фасаде увенчано окулусом, открытым позже для большего освещения, когда здание было перестроено и немного приподнято.

Внутри, ныне непригодном для использования, помимо каменного главного алтаря с колодцем для мощей сохранились две фрески. На правой стене потрепанный и теперь неразборчивый святой был отождествлен с титульным «Сан-Клементе» Анджело Тафи и с «Сант-Антонио Абате» во время вышеупомянутого пастырского визита в 1872 году. Считается, что это работа анонимного покойного Аретино XIV века, последователь Спинелло Аретино.

На левой стене в 1960-х годах был найден «Святой Антоний Аббат», по преимуществу защитник животных и поэтому часто присутствующий в сельских церквях, вставленный в арку-трилистник. Фреска была назначена в 1971 году Марио Салми Лорентино д'Андреа и датирована шестидесятыми годами пятнадцатого века, атрибуция также принята Ангеландреиной Рорро в ее монографии 1996 года «Лорентино д’Ареццо». Ученик Пьеро делла Франчески». Последний связал работу с «Сант-Антонио Абате», выполненной Лорентино для приходской церкви Сан-Поло, а расписную раму — с мотивами, присутствующими на троне «Мадонны с младенцем» того же автора для церкви Санта-Клауса. Фирма.

 

В 2010 году Сантино Галлорини отнес произведение задним числом к ​​первым двум десятилетиям пятнадцатого века, приписав его второстепенным авторам спинеллианской сферы на основании фрагментарной надписи у подножия святого, в которой Томе ди Якопо упоминается как клиент или отец. того Якопо Бурали, который в 1436 году финансировал восстановление стен замка.

Ораторий Сан-Клементе уже несколько лет находится в критическом состоянии, и, глядя на него, можно подумать, что без краткосрочного вмешательства его дни сочтены. В 2020 году здание было выставлено на аукцион, но до сих пор ждет встречи с новым владельцем. Есть надежда, что он скоро появится и что у него есть чувствительность и ресурсы, чтобы восстановить и улучшить его, как он этого заслуживает.