Патриаршая базилика Сан-Доменико, Италия

 

Патриаршая базилика Сан-Доменико расположена в Болонье и является святилищем, в котором хранятся останки одноименного святого, основателя ордена монахов-проповедников, умершего в 1221 году в келье соседнего собора. монастырь, который он сам учредил и где проходили первые Генеральные Капитулы, давшие начало ордену.

Мраморная гробница, известная как Ковчег Сан-Доменико, место паломничества, является работой Никола Пизано и учеников при участии Никколо дель Арка, Микеланджело Буонарроти, Альфонсо Ломбарди и Жана-Батиста Будара.

 

История

22 декабря 1216 года Папа Гонорий III утвердил устав ордена, основанного Домиником Гусманским, который на следующий год стал иметь возможность посылать монахов в основные европейские центры, в первую очередь в Болонью и Париж, густонаселенные города и резиденции Университет. Доменико прибыл в Болонью в январе 1218 года, поселившись со своими товарищами в монастыре церкви, которая тогда находилась за стенами, посвященной Санта-Мария-делла-Пурификационе, известной как Маскарелла (теперь на углу между виа Ирнерио и виа Маскарелла и перестроенная после бомбардировок Второй мировой войны).

Имея потребность в больших помещениях, в 1219 году Доменико навсегда поселился в монастыре Сан-Николо-делле-Винье (на том же месте, где сейчас стоит Доминиканская базилика). Здесь (между 1220 и 1221 гг.) Доменико лично руководил первыми двумя общими капитулами, призванными определить основные элементы ордена. Также здесь 6 августа 1221 года Доменико умер и был похоронен за алтарем Сан-Николо.

Расширение тринадцатого века
Начиная с 1228 года церковь была расширена за счет сноса апсиды и расширения ранее существовавшего нефа. Строительные работы новой базилики были почти завершены в 1240 году со строительством строгого романского фасада. С тех пор базилика Сан-Доменико стала прообразом многочисленных доминиканских церквей мира. Базилика была освящена Папой Иннокентием IV 17 октября 1251 года, и в ней до сих пор хранится знаменитое распятие Джунты Пизано (около 1250 года). Ранее монастырь был расширен, и между 1219 и 1243 годами он был преобразован в большой монастырский комплекс.

В 1233 году, когда шли строительные работы базилики и монастыря, останки Доменико были помещены в кипарисовый сундук, в свою очередь заключенный в простой мраморный саркофаг, и помещен за алтарем боковой часовни правого прохода. (там, где сейчас стоит часовня Сан-Доменико семнадцатого века). В следующем году, ровно 13 июля 1234 года, Доменико был канонизирован папой Григорием IX. Чтобы сделать гробницу видимой для верующих, которые стекались все больше и больше после канонизации святого, в 1267 году его останки были помещены в более известный памятник, украшенный Николо Пизано и его учениками.

Первоначальная церковь тринадцатого века состояла из двух частей:
задняя часть (по направлению к фасаду) называлась первобытной или внешней церковью, предназначенной для верующих
передняя часть (к апсиде), известная как внутренняя церковь, предназначенная для монахов

Две части были разделены перегородкой, в которой помещалось распятие Джунты Пизано и в которой в пятнадцатом веке размещался деревянный хор Дамиано да Бергамо (ныне в хоре).

Готические и ренессансные изменения
Со временем на основе исходного ядра были сделаны многочисленные переделки и приспособления. В четырнадцатом веке были пристроены несколько часовен и колокольня (с 1313 года в готическом стиле). В 15 веке на северной стороне были построены часовни Пеполи, Одофредо и Гвидотти (со второй половины 16 века называемые «дель Росарио»). Позже были добавлены ренессансные часовни Вольта и Солимей (теперь они исключены из церкви и разделены на несколько помещений).

Между 1530 и 1534 годами слева от фасада была построена часовня Гизиларди в стиле ренессанс. Часовня была профинансирована болонским дворянином Людовико Гизиларди в обмен на отмену, полученную Папой Климентом VII, пункта завещания его отца, который исключал его из наследства семейного дворца в отсутствие законных детей. Спроектированная сиенцем Бальдассарре Перуцци во время его пребывания в Болонье между 1522 и 1523 годами, часовня была построена под руководством болонца Якопо Рануцци, который не всегда следовал первоначальному проекту. В 1531 году Людовико Гизиларди поручил Альфонсо Ломбарди украсить часовню, а алтарь был добавлен Пьетро Фиорини в конце 16 века.

В 1551 году четыре небольшие готические часовни в левом проходе были заменены второй часовней Пеполи с крестообразным планом, спроектированной Антонио Моранди, известной как Террибилия. Между 1597 и 1605 годами часовня Сан-Доменико четырнадцатого века была перестроена по проекту Флориано Амброзини.

 

Новое здание в стиле барокко и реставрация ХХ века
В XVII веке по предписанию Тридентского собора перегородка, разделявшая две части церкви, была устранена, а деревянные хоры перенесены за главный алтарь.

В 1728-1732 годах Карло Франческо Дотти при покровительстве Папы Бенедикта XIII провел значительные изменения и реставрации, чтобы расширить интерьеры (слияние двух средневековых ядер со вкусом барокко). Дотти также построил портик напротив фасада, соединяющий его с ранее существовавшим рукавом вдоль монастыря. Оба рукава портика были снесены по распоряжению муниципалитета Болоньи в 1874 году. В ходе сноса также было удалено крыльцо пятнадцатого века, которое осталось включенным в портик Дотти.

В мае 1884 года папа Лев XIII возвел церковь в ранг малой базилики.

Между 1909 и 1910 годами Альфонсо Руббиани руководил реставрацией фасада по проекту Раффаэле Фаччоли 1894 года, доводя фасад до его нынешнего состояния, реконструируя большое окно-розетку, имитируя возможный первоначальный вид.

 

Описание

Внешний
Пьяцца Сан Доменико
Противоположная площадь Сан-Доменико вымощена речной галькой, как и близлежащая площадь Санто-Стефано, которая использовалась в средние века. Он использовался для размещения больших толп людей, собравшихся послушать проповеди доминиканских монахов, и изначально был отделен от дороги стеной.

В задней части площади находится каменно-медная колонна работы Джулио Чезаре Конвенти (Мадонна дель Росарио, 1632 г.), которая отмечает окончание эпидемии чумы, поразившей город в те годы, а впереди стоит колонна со статуей Сан-Доменико.

Очень характерны гробницы глоссатора Роландино де Пассаггери (1305 г.) и Эджидио Фоскерари (1289 г.). Третья гробница, принадлежащая семье Муццарелли, похожая на две другие, стояла рядом с могилой Роландино. Подобные гробницы можно найти и на другой площади Болоньи, примыкающей к базилике Сан-Франческо.

Фасад
Завершенный в 1240 году как последний элемент первоначальной церкви тринадцатого века, фасад претерпел несколько изменений на протяжении веков. Нынешний внешний вид обусловлен проектом архитектора Раффаэле Фаччоли, выполненным Альфонсо Руббиани между 1909 и 1910 годами по восстановлению первоначального романского вида, восстановлению формы хижины и окна-розетки.

Фасад монофастигиата (или остроконечный), полностью построенный из кирпича, как того требует бедный стиль нищенствующих орденов, и украшенный под линией карниза подвесными арками. В центре большое ажурное окно-розетка из белого мрамора, разделенное на двенадцать пар радиальных колонн, над которыми находится греческий крест. На фасаде один портал, слегка растопыренный и снабженный слегка выступающим крыльцом. По обеим сторонам портала расположены два одинарных стрельчатых окна.

Мозаика, найденная в люнете портала, изображающая Сан-Доменико, благословляющего город Болонью, представляет собой мозаичную репродукцию картины восемнадцатого века Лючии Казалини-Торелли, расположенной у входа в монастырь.

Часовня Гизиларди эпохи Возрождения выступает слева от фасада, добавленная в 16 веке по проекту Бальдассарре Перуцци, а справа структуры монастыря вставлены продольно, выступая далеко за уровень фасада.

Внутренний
Церковь имеет три нефа (один центральный и два боковых), многочисленные приделы, трансепт и хоры.

Часовня Сан-Доменико
Он открывается справа от продольного корпуса базилики (почти на половине его высоты) и содержит драгоценный Ковчег Сан-Доменико, в котором хранятся останки святого. Она была построена в стиле барокко в первой трети XVII века по проекту архитектора Флориано Амброзини, который заменил старейшую готическую часовню 13 века, в которой с 1233 года хранились останки святого. высокий и возвышается на 1,5 м по отношению к полу базилики. Он имеет квадратный план и содержит полукруглую апсиду и куполообразный тамбур. В центре находится ковчег Сан-Доменико.

 

Четыре полотна, прислоненные к боковым стенам, изображают чудеса, сотворенные Сан-Доменико. Первые два полотна после входа принадлежат Лионелло Спада (слева) и Алессандро Тиарини (справа) и изображают соответственно чудо книги, противостоящей огню, имевшее место на юге Франции, и чудо воскресшего ребенка. которая состоялась в Риме. Следующие два больших полотна принадлежат Джованни Андреа Дондуччи (известному как Мастеллетта) и изображают чудо воскрешения Наполеона Орсини, которое произошло в Риме, и чудо воскрешения утонувших паломников, которое произошло на юге Франции. Все четыре полотна относятся к 1613-1615 гг.

Фреска в бассейне апсиды изображает Славу Сан-Доменико и принадлежит Гвидо Рени (1613-1615).

Семь статуй, размещенных на задней стене в нишах, принадлежат Джованни Тодески (1617-1631). Они изображают 3 богословских Добродетели (Вера, Надежда и Милосердие) и 4 основные Добродетели (Умеренность, Сила, Справедливость, Благоразумие). Мемориальная доска в апсиде под одной из статуй увековечивает визит Папы Иоанна Павла II (20 век).

Ковчег Сан Доменико
Первое ядро ​​Ковчега было построено в 1267 году Никола Пизано и его учениками, которые украсили новый мраморный саркофаг (в котором находился кипарисовый ларец с останками святого) 6 панелями, описывающими основные эпизоды жизни святого. . Саркофаг ставили высоко над алтарем, чтобы он был виден многочисленным паломникам, которые часто стекались к нему.

В последующие века на ковчеге проводились модификации и работы. Художники, внесшие свой вклад в работу, - это Никколо да Бари (или «Пульезе» или «д'Апулия», называемый «Арка»), который выполнил украшение циматиума и создал ангела слева (1469 -1473) ; молодой Микеланджело Буонарроти, который предоставил несколько небольших статуй, статуи Сан-Петронио и Сан-Проколо, а также ангела справа (1494 г.); Альфонсо Ломбарди, расписавший центральную панель под саркофагом и над алтарем с изображением поклонения волхвов и боковые панели со сценами из жизни святого (1532 г.); Жан-Батист Будар, окончательно исполнивший барельеф под алтарем со смертью святого Доминика (1768 г.).

Вверху мы видим Бога-Отца, держащего мир левой рукой, держащего его близко к сердцу. Ниже вы можете увидеть символы творения: гирлянды фруктов означают землю, два путти — небо, а восемь дельфинов — море. Далее мы находим тайну Искупления. Мертвый Иисус изображен между двумя ангелами, справа от Благовещения и слева от Страстей. На том же уровне, что и ангелы, четыре евангелиста (Святой Матфей, ​​Святой Марк, Святой Лука и Святой Иоанн), которые распространяли весть об Искуплении, совершенном Иисусом Христом, всему миру. Чуть ниже, прислонившись к раме, восемь статуй, изображающих защитников Болоньи (впереди: Сан-Франческо, Сан-Петронио, Сан-Доменико и Сан-Флориано; сзади: Сант-Агрикола, Сан-Джованни Баттиста, Сан-Проколо и Сан Витале). Под рамой со статуями находятся 6 панелей работы Никола Пизано, которые окружают гроб и представляют наиболее важные эпизоды из жизни святого. Еще ниже мы находим стелу с поклонением волхвов (в центре) и сценами из жизни святого (по бокам). Наконец, под алтарем у нас есть барельеф со смертью Сан Доменико.

За ковчегом также находится драгоценный реликварий четырнадцатого века работы Якопо Розето из Болоньи (1383 г.), содержащий голову Сан-Доменико, которую несли процессией по улицам города по случаю праздника святого.

Часовня Розария
Он открывается слева от продольного тела базилики (почти на полпути к нему) как раз на противоположной стороне по отношению к капелле Сан-Доменико. Первоначально он был заказан дворянином Джованни Гвидотти как часовня для его семьи (1460-1465), а Франческо Абако и Джованни ди Пьетро из Комо были уполномочены построить его.

Во второй половине 16 века часовня была приобретена Братством Святого Розария, зародившимся в Доминиканском Ордене в предыдущем веке (практика Молитвы Розария была введена самим Доменико). По этому случаю часовня сменила название на «Капелла дель Росарио» в честь «Мадонны дель Росарио». Для этой цели алтарь был перестроен Флориано Амброзини (1589 г.). Здесь находится почитаемое изображение «Богоматери Розария» в центре и по бокам пятнадцать расписных панелей с изображением «Пятнадцати тайн Розария», выполненных в 1601 году различными художниками преимущественно болонской школы, такими как Людовико Карраччи, Гвидо Рени, Бартоломео Чези, Денис Кальварт, Лавиния Фонтана, Франческо Альбани и Доменикино.

 

После середины XVII века свод часовни был отреставрирован. По этому случаю фрески на своде и на апсидальном бассейне были добавлены Анджело Микеле Колонна и Агостино Мителли (1655-1657). Они представляют, соответственно, Успение, Небо и землю, прославляющие Богоматерь Розария. Два художника также украсили боковые стены, хотя их работы были переделаны в 18 и 19 веках. Два хора были построены Карло Франческо Дотти (1736 г.).

Справа от алтаря находится орган, на котором учился Вольфганг Амадей Моцарт в период, когда он был гостем в Болонье в качестве ученика отца Джованни Баттисты Мартини, чтобы сдать экзамен на агрегацию в Болонской филармонической академии. Орган был построен Дж. Джованьони в 1760 году и отреставрирован в 2003 году Сери и Унгарелли. Он имеет клавиатуру из 45 клавиш с вырезом для первой октавы и педалборд из 18 педалей, также с вырезом для первой октавы, и состоит из 10 регистров.

Похороны Гвидо Рени
Два художника Гвидо Рени и Элизабетта Сирани, умершие в 1642 и 1665 годах соответственно, были похоронены в часовне Розария.

Левый трансепт
В левом трансепте находится кенотаф восемнадцатого века Энцо ди Сардиния, который был похоронен в этой церкви в 1279 году, и гробница доминиканского епископа Мартино ди Опавия. Здесь также покоится блаженный Джакомо да Ульма (ум. 1491), доминиканский художник, автор ценных готических окон в базилике Сан-Петронио.

В часовне Сан-Микеле, открывающейся в правую стену трансепта, за мраморным алтарем находится драгоценное Распятие Джунты Пизано, датированное примерно 1250 годом, когда-то помещенное на перегородку в честь, вероятно, освящения базилики папы Иннокентия IV (17 октября 1251 г.).

Однако на левой стене часовни есть отдельная фреска из болонской школы, приписываемая Якопо Бенинтенди, известному как Биондо, изображающая святых Фому Аквинского и Сант-Антонио Абате, Написанная примерно в середине четырнадцатого века. Св. Фома Аквинский слева изображен в доминиканской одежде с раскрытой книгой в левой руке и моделью церкви в правой руке; Сант-Антонио Абате, которого иногда называют Сан-Бенедетто, справа, носит бенедиктинский костюм и держит закрытую книгу в левой руке и посох в правой.

Сбоку — реконструкция памятника Таддео Пеполи шестнадцатого века, на которой сохранились мраморные плиты с горельефом, на котором изображены четыре сцены из жизни лорда Болоньи, выполненные пизанским скульптором около 1347 года.

Апсида и хор
Центральный неф завершается глубокой многоугольной апсидой, освещенной большими прямоугольными окнами.

Нынешний главный алтарь является работой Торреджани восемнадцатого века и заменяет оригинальный алтарь, шедевр Джованни ди Бальдуччо (1330 г.), ученика Джованни Пизано, состоящий из большого полиптиха с Мадонной и младенцем в центре и восемь статуэток по бокам (по описанию Вазари). Эта монументальная работа происходила из главной часовни замка Порта Гальера по заказу папского легата Бертрандо дель Поджетто. Сегодня его уцелевшие части разбросаны по Детройтскому институту искусств (Мадонна), Средневековому городскому музею (Сан-Пьетро-Мартире), Музею Санто-Стефано (Сан-Петронио), Музею Гробе Лабадье в Марселе (Сан-Доменико), Муниципальному Художественная галерея Фаэнцы (пророк Барух) и частная коллекция Рауле и Поджи-Каваллетти (панно с изображением Рождества Христова, когда-то помещенное в пределле).

За алтарем, в апсиде, находится очень ценный и монументальный деревянный хор, необыкновенная инкрустация в типичном стиле эпохи Возрождения работы фра Дамиано да Бергамо. Сцены вдохновлены Ветхим Заветом (правая сторона) и Новым Заветом (левая сторона). Фра Дамиано с 1541 по 1549 год выполнил с искусными вставками библейские сюжеты главного хора по предложению серии рисунков Якопо Бароцци да Виньолы. Работу выполнил Бернардино да Болонья. Произведение упоминается Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях» (IV, 94).

В апсиде доминирует полиптих работы болонского мастера Бартоломео Чези, заключенный в богатую резную и позолоченную деревянную раму. В центре изображено Поклонение волхвов с лежащей в его основе Тайной вечерей.

 

Другие важные работы
Среди других многочисленных работ выделяются следующие:
«Мистический брак святой Екатерины Александрийской» Филиппино Липпи (1501 г.) в часовне (Казали) справа от главного алтаря.
Могила Алессандро Тартаньи работы Франческо ди Симоне Ферруччи да Фьезоле в своде бокового входа, образцом для которого послужили флорентийские надгробные памятники Бернардо Росселлино и Дезидерио да Сеттиньяно, мастера Ферруччи.
Святой Раймунд де Пеньяфорт пересекает море в плаще работы Людовико Карраччи (начало 17 века) во второй часовне слева.
Сан-Винченцо Феррери воскрешает ребенка Донато Крети во второй часовне справа.
Сан-Томмазо-д'Акино-дель-Герчино (1662 г.), в правом трансепте.

Трубные органы
В базилике Сан-Доменико есть три органа:
на хорах справа от пресвитерия находится орган Адеодато Босси Урбани, построенный в 1851 году с повторным использованием корпуса и фасадных труб предыдущего инструмента Джузеппе Гатти 1739 года;
на хорах слева от пресвитерия находится орган братьев Расори, построенный в 1854 году путем повторного использования корпуса и фасадных труб предыдущего инструмента Джузеппе Гатти 1739 года, который, в свою очередь, был модифицирован в 1760 году Пьетро Наккини и Франческо Даччи;
в капелле Росарио, на правом хоре (на противоположном - фальшивая выставка), находится орган, построенный Петронио Джованьони в 1759-1762 гг., на котором учился Вольфганг Амадей Моцарт в период, когда он был гость в Болонье в качестве ученика отца Джованни Баттисты Мартини, чтобы сдать экзамен на агрегацию в Филармонической академии Болоньи. Он имеет 45-клавишную клавиатуру с вырезом первой октавы и 8-нотную педаль также с вырезом первой октавы и состоит из 10 регистров.

Музей, монастырь и библиотека
В базилике Сан-Доменико есть небольшой музей, в котором хранятся произведения искусства и реликвии, в том числе, например:
Реликварий Людовика IX Французского, образец готического ювелирного искусства XIII века.
Мадонна с младенцем (известная как «дель Веллуто»), замечательное панно работы Липпо ди Далмасио (1408 г.)
остатки терракотовой Пьеты (1495 г.) работы Баччо да Монтелупо (работа, цитируемая Вазари в «Жизнеописаниях»)
Бюст Сан-Доменико, терракота работы Никколо дель'Арка (1474 г.)
остатки фрески (Мадонна с младенцем и Сан-Доменико, 14 век) неизвестного болонского художника (возможно, Кристофоро да Болонья)
Мадонна с младенцем, Сан-Доменико и Винченцо Феррери (около 1773 г.), одно из лучших произведений Убальдо Гандольфи (1728-1781)
Многочисленные инкрустации Фра Дамиано да Бергамо.

Прилегающий женский монастырь с монастырями 14, 15 и 16 веков и многочисленными произведениями искусства также очень интересен.

Библиотека эпохи Возрождения, построенная в 1466 году и построенная в виде проходов на колоннах, как базилика, содержит ценные рукописи. С запада к нему примыкает большой зал Болоньини, в котором находится картина Маркантонио Франческини (1648–1729) «Эстази ди Сан-Томмазо».