Малая базилика Святой Марии в Домнике алла Навичелла (Basilica Minore di Santa Maria in Domnica alla Navicella), или просто Санта-Мария-ин-Домника или Санта-Мария-алла-Навичелла, - это римско-католическая базилика в Риме, Италия, посвященная Пресвятой Деве. Мэри и активный участник местной благотворительности согласно своей давней традиции. С 28 ноября 2020 года это титульная церковь кардинала Марчелло Семераро.
Название «в Домнице» объясняется по-разному. Одно из толкований - это производное от «dominicum» («Господа») и, в более широком смысле, «церковь». Другое толкование состоит в том, что это относится к имени Кириака, христианки, которая жила поблизости и чье имя означает «принадлежность Господу»: «Доминика» на латыни. Третья интерпретация состоит в том, что название происходит от латинской фразы in dominica (praedia) («Императорская собственность»). Еще одно возможное объяснение состоит в том, что это почти единственная из меньших церквей Рима, которая служит стационарной церковью в воскресенье, а именно во второе воскресенье Великого поста (dominica означает «воскресенье» на латыни; другая такая церковь - Сан-Панкрацио, служит станцией для Low Sunday), поэтому, учитывая огромное количество церквей, посвященных Пресвятой Богородице, это могло быть выбрано в качестве идентификатора. - Название «alla Navicella» означает «рядом с маленьким кораблем» и относится к скульптуре римского корабля, которая находилась в этом месте с древних времен, возможно, как жертвоприношение древнему храму, и которую Папа Лев X обратил в фонтан (Fontana della Navicella) перед церковью.
Базилика была построена в древности, недалеко от казарм пятой
когорты римских вигилов на Целийском холме. Базилика упоминается в
записях синода Папы Симмаха в 499 году нашей эры. В 678 году это
была одна из семи церквей, назначенных диаконам Папой Агафоном.
Базилика была перестроена в 818-22 годах папой Пасхалом I и
украшена мозаикой. Папе Пасхалу I приписывают эпоху обновления и
художественного великолепия Рима в начале 9 века.
Семья
Медичи значительно изменила интерьер в 16 веке, потому что некоторые
из них были кардинальными держателями архидьяконата на протяжении
большей части того века.
В 1513 году кардинал Джованни ди
Лоренцо де Медичи, незадолго до того, как он стал Папой Львом X,
вместе с Андреа Сансовино добавил портик фасада с тосканскими
колоннами и фонтаном. За ним последовал Джулио ди Джулиано Медичи,
будущий папа Климент VII из 1513-7. Джованни Медичи стал
кардиналом-диаконом в возрасте 17 лет в 1560 году, но умер в 1562
году. За ним последовал его брат Фердинандо I Медичи, который также
стал великим герцогом Тосканы. Добавил кессонный потолок.
Фасад базилики выполнен в стиле ренессанс и имеет крыльцо с пятью арками, разделенными травертиновыми пилястрами, с двумя квадратными и одним круглым окном. В центре тимпана находится герб Папы Иннокентия VIII, а по бокам - кардиналов Джованни и Фердинандо Медичи. В неприметной колокольне находится колокол 1288 года. Автором оформления фасада (1512-15-15 гг.) Является Андреа Сансовино.
Внутреннее убранство
базилики сохранило план IX века и состоит из нефа и двух боковых
проходов равной длины, разделенных 18 гранитными колоннами, которые
были сполями древнего храма и увенчаны коринфскими капителями. Стена
над окнами расписана Перин дель Вага по эскизам Джулио Романо.
Неф украшен фресками Лаззаро Бальди. В центре кессонного потолка
изображен герб Медичи с символическими изображениями Ноева ковчега и
храма Соломона.
Триумфальная арка апсиды обрамлена двумя
порфировыми колоннами. Мозаики апсиды IX века изображают Христа с
двумя ангелами и двенадцать апостолов с Моисеем и Илией под ними. В
полукуполе Папа Пасхал (с квадратным нимбом) целует ногу Пресвятой
Девы Марии, облаченной в византийскую дворянку, восседающую на троне
с Младенцем Христом и окруженную множеством ангелов.