Собор Святого Лаврентия (Альба), Италия

 

Собор Сан-Лоренцо или Святого Лаврентия — главное место католического богослужения в Альбе, материнская церковь одноименной епархии. Здание, посвященное Сан-Лоренцо, имеет замечательную серию эстетически-архитектурных сходств с современным собором Кьери: эти сходства можно найти частично в структуре романско-готической школы, но прежде всего во внутренних украшениях; см., например, горизонтальные ленточные украшения стен и столбов, сами лопастные столбы, голубой цвет крестовых сводов.

 

История

Нынешний собор Сан-Лоренцо был построен между 1486 и 1517 годами по указанию епископа Альбы Андреа Новелли: вступив во владение епархией в 1483 году, он заметил состояние серьезной деградации, в котором находился собор, и способствовал его реконструкции. От древней церкви, существовавшей уже в 11 веке, сохранились только колокольня, три портала и портик фасада и склеп; остальные части, небезопасные, были снесены.

В 1577 и 1584 годах собор посетил апостольский визит сначала епископа Бергамо Джероламо Регаццони, затем архиепископа Амальфи Джулио Россино; оба указали на необходимость вмешательства, чтобы приспособить церковь, и в частности ее пресвитерию, к велениям Тридентского собора. В 1626 году после двух землетрясений крестовый свод центрального нефа рухнул и был заменен в 1652 году.

В восемнадцатом и девятнадцатом веках собор подвергся консолидационной реставрации и был оснащен новыми алтарями и часовнями, в том числе алтарем, посвященным святому Теобальду, и алтарем Святого Причастия.

Между 1867 и 1872 годами была произведена последняя перестройка здания по проекту Эдоардо Арборио Мелла из Верчелли, при этом руководство работами было поручено архитектору из Альбеза Джорджио Буска, а затем инженеру Джузеппе Ферриа для завершения фасада в 1878 году.

В 1870 году вместо центрального одинарного стрельчатого окна было открыто большое круглое окно-розетка.

Начиная с 1871 года, фресковая декоративная аппаратура сводов и стен создавалась разными художниками.

В период с 2007 по 2009 год новый пресвитерий был построен у подножия лестницы, ведущей к старому.

 

Описание

Внешний

Собор Сан-Лоренцо расположен в историческом центре Альбы, на площади Рисорджименто.

Импозантное здание в готическом стиле характеризуется облицовкой стен красным кирпичом. Он выходит на площадь с высоким выступающим фасадом, разделенным на три части квадратными колоннами, соответствующими трем внутренним нефам. В нижней части фасад имеет пронаос со стрельчатыми арками. В то время как в двух боковых секциях есть два двойных готических стрельчатых окна, в центральной части есть большое круглое окно-розетка 1870 года.

Фасад украшен четырьмя барельефами, изображающими символы четырех евангелистов (1878 г.): слева в традиционном порядке ангел Матфея, лев Марка, вол Луки и орел Иоанна, Карло Дусио; Интересно отметить, что в этой последовательности инициалы четырех евангельских символов составляют имя ALBA. Однако под окном-розеткой находится статуя Сан-Лоренцо Мартире (1878 г.) работы миланского скульптора Луиджи Коккьо.

Слева от апсиды находится высокая колокольня, относящаяся к 13 веку и перестроенная в 1477 году. В ней четыре порядка окон: снизу - порядок односветных окон, два порядка многостворчатых окон. и порядок четырехсветных окон (однако открыты только два центральных проема). Покрытие через восьмиугольный кирпичный шпиль.

В готико-ломбардском стиле он претерпел несколько изменений, которые изменили его первоначальную планировку.

 

Внутренний

Интерьер церкви разделен на три высоких нефа по четыре пролета в каждом, с глубоким трансептом, соответствующим четвертому проему. Нефы, перекрытые крестовыми сводами, расписанными звездным небом (1870 г.) Карло Коста, разделены стрельчатыми арками, опирающимися на двухцветные полистильные столбы.

Вдоль боковых нефов расположены шесть часовен, по три с каждой стороны. Первая справа - часовня Святого Распятия с алтарем Эдоардо Арборио Мелла в неоготическом стиле и на стенах - Прохождение Сан-Джузеппе (18 век) и Мадонна с младенцем, святые Филиппо Нери и Грато. (18 век), приписывается Пьетро Паоло Оперти.

Второй - Мадонна Святого Сердца с неоготическим алтарем, статуей Мадонны и на стенах картины Агостино Коттоленго «Сан-Палемоне-Абате» (1827 г.) и «Сант-Эудженио-папа» (1840 г.).

 

Третий посвящен Святому Семейству с запрестольным образом СС. Троица и Святое Семейство (1875 г.), вероятно, работы Чезаре Росси, а по бокам Мадонна делла Консолата и распятый Иисус.

В левом проходе первым находится баптистерий с крестильной купелью (2007 г.) из темного мрамора, спроектированной архитектором Уго Делла Пиана (1991 г.), и полотном «Крещение Иисуса» художника Клаудио Франческо Бомонта.

Второй, посвященный Мадонне дель Росарио, имеет запрестольный образ «Мадонна с младенцем» с св. Доменико ди Гусман и св. Катерина да Сиена (1888 г.) работы Энрико Рефо и на стенах «Мадонна скорбей, мертвый Христос и святые» (1770 г.) работы Энрико Рефо. Джованни Пирри и С. Лука, изображающие Мадонну с младенцем среди ангелов, приписывают Себастьяно Тарикко.

Третий, посвященный Сан-Бово, имеет запрестольный образ Сан-Бово (1872 г.) Луиджи Моргари, а в стенах - Сан-Бово, Сан-Теобальдо, Сан-Карло Борромео, Сан-Рокко у подножия распятия (1860 г.) и С. Антонио Абате (1591 г.) Амброджо Оливы.

В трансепте есть две глубокие часовни (1486-1516), одна справа посвящена СС. Сакраменто и тот, что слева, до Сан-Теобальдо. В первом запрестольный образ с пророком Илией и святым Элигием в поклонении Мадонне дель Кармело (1746 г.), картины Пророк Илия, пробужденный и накормленный ангелом, и Холокост пророка Илии и фреска в своде Восхищение пророка. Илии, все работы художника Франческо Антонио Куниберти и снова полотно Мученичество св. Донато, епископа Ареццо. Во втором, который содержит алтарь (1514-1517) Антонио Карлони, состоящий из стола, пределлы, алтаря и циматия (1760), фрески Gloria dei Santi Tutelari di Alba (1760) Мишеля Антонио Миллокко в свод и на стенах, Сан-Теобальдо, призывающий Троицу для защиты города (17 век), Чудо Сан-Теобальдо (1761 г.), также выполненное Миллокко, СС. Троица, венчающая Деву Марию и двух святых (17 век) и святых-покровителей Альбы, которые вмешиваются, чтобы защитить осажденный город (1761 год), еще из Миллокко.

В приподнятой главной апсиде находится алтарь в стиле барокко (1712 г.) работы Джузеппе Гаджини с алтарем, посвященным Сан Лоренцо (1766 г.) работы художника Клаудио Франческо Бомона, а на стенах четыре монохромные энкаустические фрески с эпизодами из жизни Сан Лоренцо (1871) Луиджи Керубино Хартмана. Слева архиерейское кресло (1712 г.) с балдахином.

Среди самых важных произведений, хранящихся в церкви, есть надгробие епископа Андреа Новелли работы скульптора Антонио Карлони.

В третьем отсеке центрального нефа, у подножия лестницы, ведущей в Тридентский пресвитерий, приподнятый над остальной частью церкви из-за наличия нижележащего склепа, находится новый пресвитерий, построенный между 2007 и 2009 годами в по велению тогдашнего епископа Альбы Себастьяно Дхо. В современном стиле он состоит из квадратного алтаря, слева от которого стоит амвон, а справа - новый стул.

В ризнице большие армии в стиле барокко восемнадцатого века и элегантный полихромный барельеф Мадонна с младенцем, святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Апостол (1507 г.) художника уроженца Комо Джованни Лоренцо Сормани.

 

Хор

По бокам главного алтаря апсиды находится деревянный хор (1512 г.) работы Бернардино да Фоссано, который епископ Андреа Новелли заказал для обновления внутреннего убранства собора. Хор представляет собой краснодеревное произведение, состоящее из тридцати пяти инкрустированных парт, расположенных полукругом в два ряда. В центре находится епископский киоск, увенчанный балдахином и окруженный различными меньшими киосками (по 17 с каждой стороны). Декоративный мотив, изображающий замок, проходит по навесам и спинкам некоторых небольших киосков. Элегантный завиток, отделяющий сиденья друг от друга, вместо этого имеет растительные мотивы, развивающиеся от подлокотника. Ценны спинки крайних киосков, обрамленные рамой с геометрическими мотивами. На передних панелях чередуются два типа сюжетов: городские пейзажи и литургические предметы. Вдоль полукруга тридцать пять изображений, отличающихся друг от друга, напоминают перспективные рисунки эпохи Возрождения. Бернардино использует различные породы дерева для инкрустации, чтобы создать нежные хроматические оттенки с теплыми тонами. В изображениях можно увидеть музыкальные инструменты, переплетенные книги, предметы культа, опрокинутую чашу, символы Страстей, чаши, полные фруктов, деревни, примостившиеся на холмах.