Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция)

Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция)

 

 

 

 

 

Описание Кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре (Флоренция)

Пьяцца дель Дуомо
Автобус: 1, 6, 14, 17, 23
Собор
Тел 055 230 28 85
Открыто: с 10:00 до 17:00 с понедельника по субботу (до 3:30 вечера в четверг, до 16:45 субботы), 1: 30-16: 45 в воскресенье
Служба: 7:30, 8:00, 8:30, 9:30, 18:00 с понедельника по субботу; 7:30, 9:00, 10:00, 10:30, в полдень, с 17:30 до 18:00 воскресенье
Крипта 10: 00-17:00 Понедельник - Суббота (до 3:30 Четверг и 1 субботу месяца, до 16:45 Суббота).
Башня ежедневно с 8:30 до 19:30.
Баптистерий полдень - 19:00 Понедельник - суббота, 8:30 - 14:00 воскресенье
Открытие           9 сентября 1296 года
Завершена         1436
Длина                153 метра
Ширина            90 метров
Высота неба    38 метров
Высота             114,5 метров
Площадь            8300 кв.м.

 

Флорентийский собор, формально собора Санта-Мария-дель-Фьоре, является собором Флоренции, Италии (Il Duomo di Firenze, на итальянском языке). Он был начат в 1296 году в готическом стиле с дизайном Арнольфо ди Камбио и был завершен к 1436 году, с куполом, спроектированным Филиппо Брунеллески. Внешняя часть базилики облицована полихромными мраморными панелями в разных оттенках зеленого и розового цветов, граничит с белым и имеет сложный фасад готического возрождения 19-го века Эмилио Де Фабриса.

Соборный комплекс на площади Пьяцца дель Дуомо включает в себя Баптистерий и Колокольню Джотто. Эти три здания являются частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, охватывающей исторический центр Флоренции, и являются главной достопримечательностью Тосканы. Базилика является одной из крупнейших церквей Италии, и до разработки новых конструкционных материалов в современную эпоху купол был самым большим в мире. Он остается самым большим кирпичным куполом, когда-либо построенным. Собор является материнской церковью Римско-католической архиепископии Флоренции, архиепископом которой в настоящее время является Джузеппе Бетори.

 

Баптистерий (Флоренция)Размеры собора:
длина собора — 153 метра
ширина в трансепте — 90 метров
высота сводов — 45 метров
высота купола изнутри — 90 метров
общая высота с крестом — 114 метров
ширина нефов — 38 метров
диаметр купола — 42 метра
общая площадь — 8300 квадратных метра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История Санта-Мария-дель-Фьоре

Баптистерий (Флоренция)

Санта-Мария-дель-Фьоре была построена на месте второго собора Флоренции, посвященного святому Репарате. Она была освящена в 393 году св. Амвросием из Милана. Древнее здание, основанное в начале 5-го века и пережившая множество ремонтов, стало рушиться, согласно Документу Нуова Кронике Джованни Виллани 14-го столетия. К тому же она была достаточно малой, чтобы служить растущему населению города. Другие крупные тосканские города предприняли амбициозные перестройки своих соборов во время позднего средневековья, такие как Пиза и особенно Сиена, где огромные предлагаемые расширения никогда не были завершены.

Новая церковь Санта-Мария-дель-Фьоре была спроектирована Арнольфо ди Камбио и одобрена городским советом в 1294. Ди Камбио был также архитектором церкви Санта-Кроче и Палаццо Веккьо. Он разработал три широких нефа, оканчивающихся под восьмиугольным куполом, со средним нефом, покрывающим площадь Санта Репараты. Первый камень был заложен 9 сентября 1296 года кардиналом Валерианой, первым папским легатом, когда-либо отправленным во Флоренцию. Строительство этого обширного проекта должно было длиться 140 лет. План Арнольфо на восточном конце, хотя и сохранился в концепции, значительно расширился.

После смерти Арнольфо в 1310 году работа над собором продлилась тридцать лет. Когда мощи святого Зенобия были обнаружены в 1330 году в Санта Репарате, проект получил новый импульс. В 1331 году арте делла Лана, гильдия торговцев шерстью, взяла на себя покровительство за строительство собора, а в 1334 году Джотто был назначен надзирать за работой. Помощник Андреа Пизано, Джотто продолжил разработку архитектора Камбио. Его главным достижением было строительство колокольни. Когда Джотто умер 8 января 1337 года, Андреа Пизано продолжил строительство, пока работа не была остановлена ​​из-за вспышки чумы - Черной смерти в 1348 году.

В 1349 году работа над кафедральным собором Санта-Мария-дель-Фьоре возобновилась под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил колокольню и расширил общий проект, включив апсиду и боковые часовенки. В 1359 году Таленти сменил Джованни ди Лапо Гини (1360-1369), который разделил центральный неф на четыре квадратных отсеках. Другие архитекторы были Альберто Арнольди, Джованни д'Амброджио, Нери ди Фиораванте и Андреа Орканья. К 1375 году старая церковь Санта Репарата была снесена. Нев был закончен к 1380 году, и к 1418 году только купол остался незавершенным.

18 августа 1418 года Арте делла Лана объявила конкурс на архитектурное проектирование для возведения купола Нери. Двумя основными конкурентами были два мастера-ювелира: Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески, последний из которых был поддержан Козимо де Медичи. Гиберти стал победителем в конкурсе на изготовление пары бронзовых дверей для баптистерия в 1401 году. Однако Брунеллески выиграл и получил комиссию на возведение купола собора. Пожизненная конкуренция между двумя мастерами продолжилась до конца жизни.

Баптистерий (Флоренция)

Гиберти, назначенный координатором работ, запросил зарплату, равную Брунеллески, и, хотя ни один из них не был награжден объявленной премией в 200 флоринов, ему обещали равную оплату. Тем не менее Гиберти провел большую часть своего времени над другим проектам. Когда Брунеллески временно заболел, проект был ненадолго в руках Гиберти. Но Гиберти вскоре должен был признать, что весь проект был за пределами его возможности. В 1423 году Брунеллески вернулся к руковудству и взял на себя единоличную ответственность за строительство.

Работы над куполом вначались  1420 году и были завершены в 1436 году. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре был освящен Папой Евгением IV 25 марта 1436 года (первый день года по флорентийскому календарю). Это был первый «восьмиугольный» купол в истории, который был построен без временной деревянной опорной рамы. Это был один из самых впечатляющих проектов эпохи Возрождения. Во время освящения в 1436 году была выполнен монет Гийома Дюфа «Nuper rosarum flores». Структура этого монета сильно зависит от формы купола.

Украшение фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре, начатое в XIV веке, не было завершено до 1887 года, когда фасад из полихромного мрамора был завершен дизайном Эмилио Де Фабриса. Пол в церкви был покрыт мраморной плиткой в ​​16 веке.

Внешние стены облицованы чередующимися вертикальными и горизонтальными полосами из полихромного мрамора iz Каррары (белый), Прато (зеленый), Сиены (красный), Лавенца и нескольких других мест. Эти мраморные группы должны были повторить уже существующие полосы на стенах ранее соседнего баптистерия Баптистерийского ди Сан-Джованни и Колокольни Джотто. Есть две боковые двери: Двери Канони (южная сторона) и Дверь Мандорлы (северная сторона) со скульптурами Нанни ди Банко, Донателло и Якопо делла Керсия. Шесть боковых окон, отличающихся тонким узором и украшениями, разделяются пилястрами. Только четыре окна, наиболее близкие к трансепту, допускают свет; два других являются просто декоративными. Окна клишера круглые, общий интерьер выполне в стиле итальянской готики.

За свою долгую историю собор Санта-Мария-дель-Фьоре был резиденцией Совета Флоренции (1439 г.), он слышал проповеди Джироламо Савонаролы и стал свидетелем убийства Джулиано ди Пьеро Медичи в воскресенье, 26 апреля 1478 года (с Лоренцо Ильи Мандико едва избежала смерть), в заговоре Пацци.

 

Интерьер собора

В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 году и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в еврейском квартале Праги). На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с «Божественной комедией». В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Брунеллески. Следует отметить барельеф, изображающий Джотто, выкладывающего мозаику. Брунеллески и Джотто похоронены на территории собора.

Баптистерий Сан-Джованни
Баптистерий (крещальня) посвящён Иоанну Крестителю (итал. San Giovanni Battista). Баптистерий является самым старым зданием площади Дуомо (романское строение V века). Современная мраморная облицовка была выполнена в XI—XII веках. Полукруглая апсида в XIII веке была заменена на прямоугольную. Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII—XIV веков. Мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII.

Врата рая
Наиболее древними являются южные ворота, созданные Андреа Пизано. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные добродетели. Двое других ворот созданы Лоренцо Гиберти. Северные ворота созданы в 1401—1424 годах, также содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета. Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425—1452 годах. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая». В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо.

Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).