Пизанский собор, Италия

 

Собор Санта-Мария-Ассунта, расположенный в центре площади Пьяцца-дель-Дуомо, также известный как Пьяцца-деи-Мираколи, является средневековым собором Пизы, а также Первосвятительской церковью.

Шедевр романского стиля, в частности пизанского романского искусства, он представляет собой осязаемое свидетельство престижа и богатства, достигнутых морской республикой Пизы в момент ее апогея.

 

История

Он был начат в 1063 г. (1064 г. по действовавшему в то время пизанскому календарю) архитектором Бускето, при этом десятая часть трофеев предприятия Палермо на Сицилии против мусульман (1063 г.) под предводительством Джованни Орланди принадлежала Семья Орланди. Различные стилистические элементы объединяются: классические, ломбардско-эмилианские, византийские и, в частности, исламские, что свидетельствует о международном присутствии пизанских купцов в то время. В том же году была начата реконструкция базилики Сан-Марко в Венеции, так что вполне может быть, что в то время между двумя морскими республиками существовало соперничество за создание самого красивого и роскошного храма.

Церковь была возведена на территории за раннесредневековыми стенами, чтобы символизировать силу Пизы, которая не нуждалась в защите. Выбранная территория уже использовалась в ломбардский период как некрополь, а уже в начале 11 века была возведена недостроенная церковь, которая должна была быть посвящена Санта-Марии. Фактически, новая большая церковь Бускето изначально называлась Санта-Мария-Маджоре, пока не была окончательно посвящена Санта-Мария-Ассунта.

В 1092 году церковь из простого собора превратилась в первосвятительскую, поскольку Папа Урбан II присвоил архиепископу Дайберто титул примаса, что сегодня является лишь формальной и оспариваемой честью. Собор был освящен в 1118 году папой Геласием II.

В первой половине XII века собор был расширен под руководством архитектора Райнальдо, который удлинил нефы, добавив три пролета в стиле Бускето, расширил трансепт и спроектировал новый фасад, завершенный рабочими под руководством скульпторы Гульельмо и Бидуино. Дата начала работ неизвестна: сразу после смерти Бускето, около 1110 года, по одним данным, около 1140 года, по другим. Окончание работ датируется 1180 годом, о чем свидетельствует дата, проставленная Бонанно Пизано на бронзовых дверях главной двери.

Нынешний вид комплекса зданий – результат неоднократных реставрационных кампаний, проводившихся в разные эпохи. Первые радикальные вмешательства последовали за катастрофическим пожаром 1595 года, уничтожившим множество декоративных вмешательств и в результате которого была переделана крыша и сделаны три бронзовые двери фасада, работа скульпторов из мастерской Джамболоньи, в том числе Гаспаро Мола и Пьетро Такка. Начиная с восемнадцатого века, прогрессивное покрытие внутренних стен началось с больших картин на холсте, «широких кирпичей» с историями пизанских блаженных и святых, выполненных главными художниками того времени благодаря инициативе некоторых граждан, которые финансировали себя, создав специальный бизнес.

Наполеоновское ограбление Пизанского собора и Оперы дель Дуомо было значительным, многие работы перетекли в Лувр, где они теперь выставлены, в том числе «Триумф святого Фомы Аквинского среди докторов церкви» Беноццо Гоццоли, который сейчас находится в Лувре, но в Primitiale собора Пизы, Смерть Сан-Бернардо дель Орканья и Сан-Бенедетто, работа Андреа дель Кастаньо.

Среди различных примечательных вмешательств следует отметить демонтаж кафедры Джованни Пизано, которая была вновь собрана только в 1926 году в другом положении и с несколькими недостающими частями, включая лестницу, а также демонтаж памятника Арриго VII, выполненный Лупо. ди Франческо, который находился перед дверью Сан-Раньери и впоследствии был заменен упрощенной и символической версией.

Последующие вмешательства имели место в девятнадцатом веке и включали как внутренние, так и внешние украшения, которые во многих случаях, особенно для скульптур фасада, были заменены копиями (оригиналы находятся в Museo dell'Opera del Duomo).

Во время Второй мировой войны, в итальянской кампании, бразильский экспедиционный корпус во время мессы в соборе с изображением Богоматери Апаресиды поет бразильский гимн, прерванный сильной воздушной бомбардировкой, учиненной странами Оси. Событие стало известно тем, что солдаты отказались прерывать исполнение гимна даже перед лицом взрывов и продолжать петь до финала, отказываясь от приказов защищаться.

 

Описание

План, замеры и размеры

Здание, которое изначально представляло собой греческий крест с большим куполом на пересечении рукавов, сегодня представляет собой латинский крест. Продольный корпус, разделенный на пять нефов, раскинулся на десяти пролетах. Этот план продолжается в хоре с двумя другими нишами и последней апсидой, венчающей только центральный неф. Трансепт имеет 4 пролета с каждой стороны (или шесть, если вы включаете два общих с продольным корпусом) и имеет три нефа с апсидами, заканчивающимися с обеих сторон. В центре четыре большие колонны ограничивают прямоугольный крест, заканчивающийся наверху большим эллиптическим куполом.

Здание, как и колокольня, ощутимо уходит в землю, и отчетливо видны некоторые нарушения конструкции, такие как перепады уровня между нефом Бускето и пристройкой Райнальдо (пролеты на запад и фасад ).

 

Внешний вид

Богатое убранство включает в себя разноцветные мраморы, мозаику и многочисленные бронзовые предметы из военных трофеев, в том числе грифо, использовавшийся в качестве восточной части крыши, возможно, вывезенный в Палермо в 1061 году (сегодня на крыше есть копия, оригинал находится в музей Оперы дель Дуомо). Стрельчатые арки относятся к влиянию мусульман и южной Италии. Слепые арки с ромбами напоминают аналогичные конструкции церквей Армении. Фасад из серого и белого мрамора, украшенный вставками из цветного мрамора, построен мастером Райнальдо. Три портала лежат в основе четырех порядков лоджий, разделенных рамами с мраморными вставками, за которыми открываются одно-, двухстворчатые и трехстворчатые окна.

Двери сплошного бронзового фасада выполнены разными флорентийскими мастерами в XVII веке, после пожара 1595 года. Над дверями расположены четыре ряда открытых галерей, с Мадонной с Младенцем наверху и по углам четыре евангелиста. Могила Бушето находится слева от северной двери фасада.

Вопреки тому, что можно было бы подумать, издревле верующие входили в собор через дверь Сан-Раньери, расположенную сзади в одноименном трансепте, перед колокольней. Это потому, что дворяне города шли в собор по улице Санта-Мария, которая ведет к этому трансепту. Эта дверь была отлита около 1180 года Бонанно Пизано и является единственной дверью, избежавшей пожара 1595 года, сильно повредившего церковь. Дверь Сан-Раньери украшена двадцатью четырьмя панно, изображающими истории из Нового Завета. Эта дверь является одной из первых, произведенных в Италии в Средние века, после ввоза многочисленных образцов из Константинополя (в Амальфи, Салерно, Риме, Монтекассино, Венеции...) и имеет общезападную чувствительность, который оторван от византийской традиции.

Первоначальная градация собора, построенная Джованни Пизано и относящаяся к концу 13 века, была снесена в 1865 году и заменена нынешним кладбищем. Эти градулы состояли из мурачиол, украшенных квадратами с вырезанными фигурами животных и головами, прилегали к внешнему периметру собора и служили основой для многочисленных саркофагов римской эпохи, которые в средневековье повторно использовались для захоронений. дворян (среди которых выделяется Беатрис ди Каносса) и героев. В настоящее время некоторые фрагменты видны в Музей Оперы дель Дуомо/ Museo dell'Opera del Duomo, а все саркофаги были перемещены внутрь ограды Кампо-Санто.

Эллипсовидный купол, увенчанный фонарем, напоминает исламскую архитектуру, как и другие архитектурные элементы церкви.

 

Интерьер

Интерьер с пятью нефами покрыт черным и белым мрамором, с монолитными колоннами из серого мрамора и коринфскими капителями. Арки десяти пролетов имеют круглую форму (центральный неф) или приподнятую шестую в мавританском стиле того времени (боковые проходы). Интерьер предлагает пространственный эффект, который имеет некоторую аналогию с мечетями, из-за использования приподнятых арок в самых дальних проходах, чередования белых и зеленых мраморных полос и необычного эллиптического купола восточного вдохновения. Наличие женских галерей с массивными монолитными гранитными колоннами в окнах со стойками — явный признак византийского влияния. Архитектор Бускето приветствовал стимулы из исламского Леванта и Армении.

 

В центральном нефе есть позолоченный кессонный потолок 17 века из позолоченного и окрашенного дерева работы флорентийцев Доменико и Бартоломео Аттиччати; носит золотой герб Медичи. Предположительно, древний потолок имел конструкцию с выступающими деревянными фермами. Четыре нефа имеют крестообразную оштукатуренную крышу. Кессонная крыша также присутствует в хоре и в центральном нефе трансепта, а оштукатуренная бочкообразная крыша присутствует в боковых проходах трансепта. Любопытно перекрытие нефов трансепта на уровне двух общих с нефами продольного корпуса крестообразных (как в проходах продольного корпуса), но более высоких (как в проходы трансепта). Есть также женская галерея византийского происхождения, которая проходит вдоль всей церкви, включая хор и трансепт, и имеет кессонные крыши (центральный корпус) или деревянные балки (трансепт). Еще выше тонкие и глубокие окна позволяют освещать церковь.

Лишь часть средневековых декоративных вмешательств пережила пожар 1595 г. Среди них фреска с изображением Мадонны с младенцем работы пизанского маэстро ди Сан-Торпе в триумфальной арке, а под ней — косматеско-пол, являющийся редкостью снаружи. Границы Лацио. Он был выполнен из мраморных вставок с геометрическими мотивами «opus alexandrinum» (середина XII века). Сохранились и другие фрагменты позднесредневековых фресок, в том числе Сан-Джироламо на одной из четырех центральных колонн и Сан-Джованни Баттиста, Распятие, а также Сан-Козимо и Дамиано на колонне у входной двери, частично скрытой компасом.

В месте встречи трансепта и центрального корпуса возвышается купол, украшение которого представляет собой одно из последних вмешательств, выполненных после вышеупомянутого пожара. Расписанный в редкой технике энкаустики (или воска на стене) купол изображает Богородицу во славе и святых (1627-1631), шедевр пизанского Орацио Риминальди, завершенный после его смерти в 1630 году из-за чумы, его брат Джироламо. В 2018 году декорация подверглась тщательной реставрации, которая вернула ей первоначальный вид.

Пресвитерий, заканчивающийся изогнутой апсидой, имеет большое разнообразие украшений. Выше, в бассейне, большая мозаика Христа на троне между Богородицей и святым Иоанном прославлена ​​ликом святого Иоанна, работы Чимабуэ 1302 года, который чудом уцелел во время пожара 1595 года. Этот святой Иоанн Богослов был тем самым последняя работа, созданная Чимабуэ перед его смертью, и единственная, на которую существует заверенная документация. Он напоминает мозаики византийских церквей, а также норманнских церквей, таких как Чефалу и Монреале на Сицилии. Мозаика, в основном выполненная Франческо да Пиза, была закончена Винчино да Пистойя с изображением Мадонны с левой стороны (1320 г.).

На главном алтаре начала двадцатого века представлены шесть современных ангелов работы Людовико Полиаги, а в центре — бронзовое Распятие работы Джамболоньи, среди которых также есть ангелы с канделябрами в конце богатой мраморной преграды, а ангел на колонне слева от алтаря - Столдо Лоренци.

Внизу, за главным алтарем, находится большой декоративный комплекс Трибуна, составленный из 27 картин, изображающих Эпизоды из Ветхого Завета и христологические сюжеты. Начатое еще до пожара работами Андреа дель Сарто (три полотна: «Святая Агнесса», «Святые Екатерина и Маргарита» и «Святые Петр и Иоанн Креститель»), Содомы и Доменико Беккафуми («Истории о Моисее и евангелистах»), было завершено после этого события с работы различных тосканских художников, в том числе Орацио Риминальди.

 

Кафедра

Кафедра, шедевр Джованни Пизано (1302-1310), уцелевшая во время пожара, была, однако, разобрана во время реставрационных работ и не собиралась повторно до 1926 года. Благодаря своей шарнирной архитектурной конструкции и сложному скульптурному убранству произведение является одним из крупнейших повествования для изображений четырнадцатого века, отражающие обновление и религиозный пыл того времени. На слегка изогнутых панелях выразительным языком вылеплены эпизоды из жизни Христа. Структура многоугольная, как и в предыдущих аналогичных примерах, в баптистерии Пизы, в соборе Сиены и в церкви Сант-Андреа-ди-Пистойя, но впервые панели слегка изогнуты, что дает новое представление о цикличность в своем роде. Не менее оригинальны: наличие кариатид, скульптурных фигур вместо простых колонн, символизирующих Добродетели; использование спиральных полок вместо арок для поддержки антресольного этажа; ощущение движения, создаваемое многочисленными фигурами, заполняющими каждое пустое пространство.

 

За эти качества в сочетании с мудрым повествовательным искусством девяти сцен он обычно считается шедевром Джованни и, в более общем плане, итальянской готической скульптуры. Кафедра, заказанная Джованни, заменила предыдущую, построенную Гульельмо (1157-1162), которая была отправлена ​​​​в собор Кальяри. Поскольку документов о том, какой была кафедра до демонтажа, нет, она была перестроена в другом положении, чем исходное, и, конечно же, с частями не в том порядке и ориентации, как предполагалось. Неизвестно, всегда ли у него была мраморная лестница.

 

Другие произведения искусства

Правый трансепт занимает часовня Сан-Раньери, покровителя города, мощи которого церковь хранит в великолепном реликварии на алтаре. Также в часовне слева находится фрагмент фрагмента гробницы Генриха VII Люксембургского, императора Священной Римской империи, который умер в 1313 году в Буонконвенто, когда тщетно осаждал Флоренцию. Гробница, также разобранная и собранная заново (она была создана Тино ди Камайно в 1313-1315 гг.) и первоначально была помещена в центр апсиды, как знак гибеллиноязычной веры города. Это был и гораздо более сложный скульптурный памятник, снабженный различными статуями. Несколько раз перемещался по политическим причинам, он также был разделен на несколько частей (некоторые внутри церкви, некоторые на фасаде, некоторые на Кампо Санто). Сегодня мы находим в церкви саркофаг с лежащим на нем усопшим, согласно тогдашней моде, и барельефом с двенадцатью апостолами. Люнет, на котором изображены ангелы, поддерживающие занавес, является более поздним дополнением из мастерской Доменико Гирландайо (конец 15 века). Остальные остатки памятника были собраны в соседнем Museo dell'Opera del Duomo. Вместо этого левый трансепт занят Часовней Святого Причастия, в центре которой находится большой серебряный киборий, спроектированный Джованни Баттиста Фогджини (1678-86).

На многочисленных боковых алтарях – росписи шестнадцатого-семнадцатого веков. Среди картин, размещенных на малых алтарях, мы помним Мадонну делле Грацие со святыми работы флорентийского маньериста Андреа дель Сарто и Мадонну на троне со святыми в правом трансепте работы Перина дель Вага, ученика Рафаэля, обе завершены Джованни Антонио Сольяни. Барокко по стилю - это у сиенца Франческо Ванни полотно с Диспутом о Таинстве, а у генуэзца Джованни Баттиста Паджи - Крест со святыми. Особо почитается изображение Мадонны с младенцем тринадцатого века, называемое Мадонной ди sotto gli organ, приписываемое Берлингьеро Берлингьери из Вольтерры.

 

Трубные органы

Внутри собора два органа:
Serassi opus 494 1831-1835 гг., расположенный в едином корпусе на хоре слева от пресвитерия, с 58 регистрами на двух мануалах и педали;
опус Mascioni 1039 1977–1980 годов, состоящий из четырех тел, из которых два основных на хоре справа от пресвитерия, с 69 регистрами на четырех мануалах и педали.

Список основных художников, украсивших собор
Бускето (архитектурный проект)
Райнальдо (фасад)
Чимабуэ (мозаика на апсиде)
Тино да Камайно (надгробный памятник Генриху VII)
Bonanno Pisano (оригинальные бронзовые двери)
Джамболонья и школа (бронзовые двери на фасаде)
Джованни Пизано (кафедра)
Никола и Джованни Пизано (венчают купол)
Пьетро Такка (распятия и серофорные ангелы)
Андреа дель Сарто (различные картины, в том числе Сант-Аньезе)
Содом (разные картины)
Джованни Баттиста Темпести (разные картины)
Бидуино (мраморные украшения)
Джулиано Ванги (кафедра и главный алтарь)
Гульельмо (оригинальная кафедра и мраморные украшения)
Орацио и Джироламо Риминальди (фреска купола)
Винченцо Поссенти (люстра)

 

Астрономия в соборе

Внутри Пизанского собора можно наблюдать два астрономических события: первое знаменует собой пизанский солнечный полдень в день равноденствия, другое вместо этого отмечает пизанский солнечный полдень 25 марта, день, исторически совпадающий с Новым годом. по старому пизанскому календарю. Таким образом, в настоящее время два события происходят в 12:27 по солнечному времени или в 13:27 по летнему времени.

На несколько мгновений, совпадающих с солнечным полуднем, луч солнечного света проникает внутрь собора через окно, открывающееся над алтарем, посвященным Сан-Раньери. Если в день равноденствия солнечный луч освещает мраморные квадраты пола возле алтаря, то в день исторического пизанского Нового года целью солнечного луча, проникшего в церковь, является освещение мраморного яйца, помещенного на алтарь. колонна рядом с кафедрой работы Джованни Пизано.

 

Интересно

Считается, что люстра с благовониями в центре нефа принадлежит Галилео Галилею, поскольку легенда гласит, что великий ученый сформулировал свою теорию об изохронизме маятника, наблюдая за его колебанием с потолка нефа. Однако оригинал, другой и гораздо меньшего размера, сегодня находится в часовне Аулла в Кампо-Санто.
С северной стороны, слева от фасада перед Кампо-Санто, на уровне глаз находится кусок мрамора римского происхождения (о чем свидетельствует декор с растительными мотивами, который до сих пор частично виден сбоку), на котором есть ряд черных дыр. Согласно легенде, это следы, оставленные дьяволом, когда он взобрался на собор в попытке остановить его строительство, называемые когтями дьявола. Согласно легенде, количество этих когтей меняется назло каждый раз, когда вы пытаетесь их сосчитать (около 150, с некоторыми более светлыми признаками, которыми иногда пренебрегают при подсчете), поэтому детей иногда заставляют считать, что они никогда этого не делают. получается то же самое дважды. Скорее всего, это самые глубокие просверленные отверстия бисероплетения и фузарольного украшения римской перемычки, выструганные для повторного использования в качестве гладкого блока.
Легенда гласит, что амфора, установленная на небольшой колонне справа в апсиде, использовалась на свадьбе в Кане, на которой Иисус превратил воду в вино.
Внутри собора покоится тело папы Григория VIII.