Сан-Джакомо Маджоре (Болонья)

 

Базилика Сан-Джакомо-Маджоре является католическим храмом в городе Болонья. Он был основан в 1267 году как церковь ордена августинцев. Внутри находится часовня Бентивольо, великолепная архитектура середины пятнадцатого века, богатая произведениями искусства эпохи Возрождения.

 

История

Уже в 1247 году община отшельников блаженного Джованни Боно да Мантова, называемая Джамбонити, поселилась недалеко от стен Болоньи вдоль тогдашнего течения Савены, где они основали свой монастырь и церковь, посвященную Сан-Джакомо. Отшельники Сан-Джакомо-ди-Савена стали частью нового большого корпуса под названием «Орден Эремитано Сант-Агостино», созданного в 1256 году папой Александром IV, первым генералом которого был Ланфранко Сеттала да Милано, джамбонит из болонской общины.

Савенские отшельники вскоре подыскали более подходящее место в глубине города, которое облегчило бы их апостольскую работу и избавило бы от неудобств места, оказавшегося нездоровым: так 25 апреля 1267 г. был заложен первый камень новой фабрики. проложен на дороге Сан-Донато, в месте, прилегающем к приходской церкви Санта-Чечилия. Работы продолжались медленно: со временем монахам удалось выкупить всю территорию и продолжить строительство благодаря пожертвованиям верующих и сбору налогов, предоставленных муниципалитетом. Здание было закончено в 1315 г., но освящение его состоялось в 1344 г., после возведения апсиды (1331-1343 гг.). Церковь имела единственный неф, покрытый наклонной крышей с выступающими фермами (возможно, корпусом), и заканчивалась многоугольной апсидой в головной часовне, окруженной двумя квадратными часовнями, все три покрыты сводом. С романской планировкой, вдохновленной простотой и бедностью нищенствующих орденов, церковь продемонстрировала концепцию пространства уже готического вдохновения (вертикальная тяга, стрельчатые окна, погребальные арки).

В пятнадцатом веке семья Бентивольо взяла его под особую защиту и построила свою благородную часовню (1463-1468) и длинный портик на дороге в Сан-Донато (1477-1481). В 1471 году была поднята колокольня, а между 1483 и 1498 годами интерьер был перевернут вверх дном, создав вместо средневековых деревянных ферм новую крышу с тремя ребристыми сводами и куполом. Таким образом, были созданы места для новых часовен на боковых стенах, которые были обогащены ренессансными и барочными алтарями с обилием картин.

С приходом Наполеона и подавлением религиозных орденов августинцы были изгнаны; они вернулись в 1824 году, но с 1804 года часть их монастыря стала резиденцией Музыкальной консерватории. Августинцы окончательно покинули монастырь Сан-Джакомо после 1860 года с так называемыми подрывными законами нового Итальянского королевства, оставаясь хранителями церкви.

Августинский монастырь играл важную культурную роль и был одним из самых выдающихся общих исследований Ордена. Среди известных персонажей этого монастыря мы должны помнить: Уголино Малебранче из Орвието, Джакомо да Витербо, кардинала Серипандо, Керубино Гирардаччи, Луиджи Торелли О.С.А., Якопо делла Лана, Симоне да Тоди, Маттео да Римини, Стефано Беллезини, Доменико Агрести.

 

Описание

Внешний
Фасад
Это самая старая часть Сан-Джакомо, с двумя покатыми склонами, с тонкими позднероманскими пропорциями. Истрийские каменные украшения на стрельчатых окнах в венецианском стиле выполнены ломбардскими мастерами в 1295 г. Возможно, в начале четырнадцатого века к фасаду были добавлены четыре архиакутовых гробницы, вскоре после тех, что находились под портиком, а первоначальное крыльцо было изменено путем повторной адаптации львов, несущих колонны, которые первоначально были обращены наружу. Справа вход в древний монастырь, ныне Консерватория Дж. Б. Мартини, и гробница Аннибале Кольтелли шестнадцатого века.

Портик эпохи Возрождения
Портик, обычно приписываемый Томмазо Филиппи, имеет 36 колонн с коринфскими капителями; антаблемент украшен красивым фризом с постоянной фигурой. Ниже показан ряд стрельчатых арок тринадцатого века, на некоторых из которых сохранились фрески (теперь они отделены и хранятся в церкви).

Монастыри
Небольшой портик пятнадцатого века и еще один шестнадцатого века можно увидеть с бокового входа под портиком (виа Замбони 15; доступ также к небольшой церкви Санта-Чечилия). В маленьком портике обратите внимание на терракотовое кольцо окулуса центральной часовни, где красивыми готическими буквами выгравирован латинский текст Аве Мария.

 

Апсидальная часть
Комплекс Сан Джакомо окружен со стороны площади Верди единственными остатками зубчатых стен 1000 года. К ним прислонены колокольня и церковь св. Цецилии, а справа — глава портика бентиволеско; слева стоит колокольня. Над трибуной также можно увидеть остроконечную главу старинной фабрики с трехлепестковыми арками, обрамляющими весь периметр церкви. Выше купол эпохи Возрождения в сводной реконструкции Антонио Моранди, известной как Terribilia.

Интерьер
Это воздушное и внушительное здание в стиле ренессанс с надстройками в стиле барокко. Большие ребристые своды украшены фресками со святыми Никола да Толентино, Агостино и Джакомо Маджоре, выполненными в 1495 году мастерской Франчиа и Коста.

Часовни и произведения искусства
I. Часовня Общества Утешения, также известная как «Деи Центурати». Мадонна делла Чинтура с младенцем, написанная на дереве, копия фрески французской школы, покрытая самой анконой.
II. Часовня ножей. Картина восемнадцатого века с изображениями Сант-Агостино и Санта-Моника работы Антонио Росси.
III. Часовня Мальвецци, ранее посвященная святой Рите, а теперь святому Иоанну Саагунскому (1430–1479), августинцу. Запрестольный образ с изображением Христа, являющегося святому Иоанну Саагунскому (1620 г.) работы Джакомо Каведони.
IV. «Обращение святого Павла» (1573 г.) — одно из лучших произведений Эрколе Прокаччини. На столбе память Изотты Манцоли Бентивольо, умершей в 1622 году, с полихромным мраморным портретом покойного.
Часовня В. Пеполи в настоящее время посвящена святой Рите де Кашиа, августинке. Алтарь с изображением Христа, явившегося святой Рите со святыми Франческо и Пиритео Мальвецци (1734 г.) из сиенского Гальгано Перпиньяни.
ТЫ. Часовня Compagnia dei Gargiolari (конопляное искусство). Алтарь с Мадонной и святыми Агостино, Стефано, Джованни Баттиста, Антонио Абате и Николо с клиентами супругами Бригола, 1565 год работы Бартоломео Пассаротти. Часовню обрамляют богато украшенные перспективы, выполненные в 1673 году Анджело Микеле Колонна и Джакомо Альборези.
VII. Часовня Орси, Просперо Фонтана расписал запрестольный образ, изображающий Альмозину ди Сант-Алессио (1576 г.), и фрески на своде с хором ангелов и двумя историями святого. Над алтарем находится урна с останками блаженного Симоне да Тоди, августинца, умершего в Болонье в 1322 году.
VIII. мистический брак св. Екатерины и святых Иосифа, Иоанна Крестителя, Иоанна евангелиста и Магдалины представляет собой панель, подписанную и датированную 1536 годом Инноченцо Франкуччи из Имолы; небольшой Вертеп в пределле. Боковые фрески также выполнены Инноченцо, возможно, написаны в 1514 году. На левой стене находится гробница юриста Джована Баттиста Малавольта (1533 г.) работы Альфонсо Ломбарди.
IX. Капелла Бьянкетти. И архитектурный дизайн, и картины выполнены Томмазо Лаурети.
X.Часовня Гуидалотти. «Сан-Рокко» — очень ценная работа Людовико Карраччи в период его полной зрелости. Украшение свода и стен выполнено в школе Карракеск.
XI. Часовня Мальвазия, посвященная Святому Архангелу Михаилу. Фрески на стенах (четыре врача) и куполе (четыре евангелиста) принадлежат Лоренцо Саббатини (до 1570 г.); запрестольный образ с Мадонной с младенцем, Сан-Джованнино, Сан-Микеле и дьяволом принадлежит Саббатини, которому помогал его ученик Денис Кальварт.
XII. Капелла Поджи, посвященная Сан-Джованни Баттиста; построен кардиналом Джованни Поджи для его захоронения. Работа была поручена Пеллегрино Тибальди (1552-1555). Справа Зачатие Крестителя; слева Иоанн крестит толпу. На своде овалами изображены Рождество Крестителя, Танец Саломеи, Усекновение головы Крестителя и голова Иоанна, принесенная на пир Ирода, фрески Просперо Фонтана, по карикатурам Тибальди. На алтаре запрестольный образ с изображением Крещения Иисуса, датированный 1561 годом и выполненный Просперо Фонтана.

Элегантный портал, ведущий в готическую ризницу, является основой памятника Фаве (конец шестнадцатого века). В готической ризнице (автор Аццо ди Доменико, 1385 г.) хранятся ценные шкафы разных эпох.
XIII. Часовня Кастаньоли-Дзанетти, расположенная между двумя большими внешними колоннами колокольни. На противоположной стене Распятие работы Якопо ди Паоло, также нарисованное на оборотной стороне (1426 г.).
XIV. Часовня Кальчина, посвященная святым Косме и Дамиано. На стенах Эпизоды из жизни Санта-Мария-Эгизиака, фрески Кристофоро да Болонья, вторая половина четырнадцатого века.
XV. Часовня Кари, посвященная Святому Кресту. На алтаре: Полиптих Якопо ди Паоло, произведение зрелого художника, выполненное около 1420 года. На левой стене большое Распятие работы Симоны да Болоньи, называемое деи Крокифисси, подписанное и датированное 1370 годом. С правой стороны Распятие с конца 13 века, отделенный от внешних сводов церкви.

 

XVI. Часовня Кантофоли-Диолаити, посвященная Святой Анне. Запрестольный образ Святой Анны, обучающей Богородицу чтению, со святым Иоакимом и ангелами, является ранней работой Джамбаттисты Грати (1705 г.).
XVII. Капелла Мальвецци, посвященная Сан-Лоренцо. Вот фрески, отделившиеся от гробниц портика, среди очень немногих образцов позднероманской живописи в Болонье (конец 13 века). На противоположной стене две терракотовые скульптуры: гробница философа Николо Фава (1439 г.) и гробница врача Николо Фава (1483 г.) работы Якопо делла Кверча.
XVIII. Часовня Манцоли, посвященная Сан-Бартоломео. На стенах два роскошных горельефа в стиле барокко с изображением обезглавливания Сан-Николино и Санта-Джулиана, причащающихся из Сан-Петронио, успешных работ Джузеппе Мария Мацца (1681 г.). На противоположной стене кенотаф Алессандро Фава, погибшего в 19 лет в битве при Лепанто.
XIX. Капелла Бентивольо. Проект, явно вдохновленный Брунеллески, принадлежит архитектору Паньо ди Лапо Портиджани да Фьезоле, который построил его между 1463 и 1468 годами; великолепный пол из майоликовой плитки из мастерской Делла Роббиа (1489 г.) с видимыми следами гербов Бентивольо. Вместо этого живописное украшение было поручено Лоренцо Коста, который нарисовал Мадонну на троне и семью Бентивольо (1488 г.) в качестве ex voto для сохранившегося заговора Мальвецци. Справа памятник Ганнибалу на коне (1458 г.). На левой стене две большие аллегорические фрески, «Триумф смерти» и «Триумф славы» (1490 г.) снова Коста. На алтаре великолепный запрестольный образ с Мадонной на троне и святыми Джованни, Себастьяно, Агостино и Флориано работы Франческо Райболини, известного как Франция, датируемый примерно 1494 годом. На противоположной стене - гробница Антона Галеаццо Бентивольо, работа Якопо делла Кверча. дель 1438.
ХХ. Часовня Картари-Гандольфи.
XXI. Часовня Мальвецци-Рануцци, посвященная Святой Маргарите. Здесь была большая фреска Сан-Джакомо в битве при Клавихо (1360-70) работы Якопино ди Франческо, которая в настоящее время находится в Национальной картинной галерее. У алтаря Мадонна и святые Лавинии Фонтана.
XXII. Капелла Мальвецци. Алтарь с Богородицей и святыми Екатериной, Люси и блаженным Риньеро (около 1598 г.) работы Дени Кальварта.
XXIII. Часовня Палеотти, посвященная святому Иоанну Крестителю, имеет запрестольный образ с Богородицей во славе и святыми Бенедиктом, Иоанном Крестителем и Франциском (конец шестнадцатого века) работы Бартоломео Чези.
XXIV. Высокий алтарь. На алтаре большой полиптих реликвии Святого Креста, датируемый примерно 1345 годом, одна из самых красивых работ Паоло Венециано. На стенах хора справа Иисус является святому Августину работы фламандца Микеле Десублео.
ХХV. Часовня Казали-Лояни. Алтарь с мученической смертью святой Екатерины Александрийской — ранняя работа Тибурцио Пассаротти (подписана и датирована 1577 годом).
ХХVI. Капелла Сассони-Кампана. Запрестольный образ с Богородицей, святым Николаем Барийским и тремя молодыми девушками работы Эрколе Прокаччини (1582 г.). На столбе за дверью находится прекрасная Мадонна с младенцем работы Пьетро работы Джованни Лианори (первое десятилетие 15 века).
ХХVII. Капелла Маньяни. Алтарь с представлением Иисуса в храме и украшениями (1575 г.) работы Орацио Самаккини.
ХХVIII. Часовня Бонасони-Боари, посвященная Святому Николаю Толентино.
XXIX. Капелла Манзини. Картина на алтаре «Сант-Орсола со своими спутниками» (около 1550 г.), ранее приписываемая Бьяджо Пупини, недавно была признана работой Джакомо Райболини, сына знаменитого Франческо, известного как Франция. Слева: могила Джироламо Боно, врача и философа.
ХХХ. Капелла Витали-Беллуцци. Милостыня св. Фомы Виллановской — работа Джиневры Кантофоли. Погребальный памятник кардиналу Джироламо Агуччи, лепнина Габриэле Фиорини, выполненная после 1605 года.
XXXI. Капелла Крескимбени. На алтаре находится Сан-Джироламо, копия, возможно, сделанная в мастерской Гверчино около 1640 года.
XXXII. Капелла Маньяни. Алтарь с Богородицей и святыми Вильгельмом Аквитанский, Сесилией и Агатой, сделанный около 1580 года Томмазо Лаурети. Боковые фрески со святыми Прокулом и Флориано в манере Тибальди принадлежат Джанфранческо Бецци, известному как Носаделла.
XXXIII. Часовня Бавоси. Картина «Тайная вечеря» — копия картины Федерико Бароччи, ровесница оригинала (1609 г.). Фрески выполнены Джакомо Каведони (1615 г.).
XXXIV. Капелла Дульоли. Алтарь с ангелом-хранителем выполнен Доменико дельи Амброджи, известным как Менгино дель Брицио (1626 г.).
XXXV. Капелла Мальвецци. Распятие середины 15 века с позднеготическими акцентами трансальпийского вдохновения.

 

Трубные органы
В базилике два органа:
на хоре в правом трансепте есть инструмент, построенный Джузеппе и Паоло Бенедетти в 1776 году с использованием деревянного корпуса органа 1687 года;
на хоре в левом трансепте есть ровесник для органа, но без инструмента, который был передан Галлиере в 1901 году;
на полу в хоре есть положительный орган, построенный в 1827 году Алессио Верати, пересобранный примерно в 1960 году Армано Паста.

Ораторий Санта-Чечилия
Со стороны входа в монастырь августинцев Сан-Джакомо вы попадаете в часовню Санта-Чечилия. Истоки этой постройки восходят к 1267 году, когда августинцы купили землю, на которой сегодня стоит Сан-Джакомо. Сегодня Ораторий является одним из самых необычных мест болонского Возрождения. Внутри есть цикл из десяти фресок, начатых в 1506 году, о жизни Санта-Чечилии, которые являются работой Франческо Франчиа, Лоренцо Коста и Амико Аспертини.