Церковь Джезуати (Венеция), Италия

 

Описание Церкви Джезуати

Санта-Мария-дель-Росарио (Св. Мария Розария), широко известная как Джезуати, является доминиканской церковью 18-го века в Дорсодуро, на канале Джудекка в Венеции, северная Италия. Здание в классическом стиле с хорошо освещенным интерьером отличается исключительной сохранностью первоначальной планировки и декора в стиле рококо. Церковь и почти вся ее скульптура и живопись были созданы в течение тридцати лет: строительство началось в 1725 году, церковь была освящена в 1743 году, а последнее скульптурное убранство осталось к 1755 году.

 

Религиозный орден иезуатов, формально Clerici apostolici Sancti Hieronymi, был основан в Сиене в 14 веке и имел присутствие в Венеции к 1390 году. Его члены были известны как I poveri Gesuati (бедные иезуаты), потому что они часто обращались к имени Иисуса; они не имели никакого отношения к иезуитам (И Дзезуити), церковь которых находится на севере Венеции. Некоторое состояние они приобрели за счет пожертвований и наследства, а также за счет привилегий, предоставленных государством, включая монополию на дистилляцию вина. В 1493 году они начали строительство небольшой церкви на земле напротив Заттере (фонда, граничащего с каналом Джудекка и выходящим на остров Джудекка), где стояли другие здания ордена. Эта церковь первоначально была посвящена Св. Иерониму (Сан-Джироламо), а затем Санта-Мария-делла-Визитазионе (Св. Марии Посещения) и стала известна как церковь Посещения. Позже ордену было трудно набирать новых членов, и сокращение численности в сочетании с вялостью в исполнении своих обязанностей привело к его подавлению Папой Климентом IX в 1668 году. В 1669 году их собственность была выставлена ​​на аукцион и приобретена Доминиканцы, которые поселились здесь в 1670 году. Он стал известен как место доминиканцев в Джезуати, и венецианцы до сих пор продолжают использовать это название.

 

История

Маленькая церковь Посещения была недостаточно большой для доминиканцев, и к 1720 году они решили построить новую церковь, более крупную и имеющую большее архитектурное значение. Сначала они наняли Андреа Мусато, но он умер в 1721 году, и они обратились к Джорджо Массари, чья модель для новой церкви была принята в 1724 году. Рудольф Витткавер описывает Массари как «величайшего венецианского архитектора первой половины 18 века».

Работа началась в 1725 году, когда доминиканцы энергично стремились собрать достаточные средства как за счет благотворительных взносов, так и от религиозных организаций и благотворителей. Финансирование было организовано отцом из Милана Карло Мария Лаццарони, которому удалось собрать очень большую сумму. Это позволило им не только построить великолепную церковь, но и украсить ее работами самых известных художников и скульпторов того времени.

Массари оставил нетронутым существующую церковь Посещения и построил новую церковь дальше вдоль Заттере. Он отвечал не только за само здание, но и за его внутреннее убранство и отделку, а также за заказ картин и скульптур. Он не пытался создать слишком оригинальное здание, полагая, что лучше всего сможет угодить своим покровителям дизайном, основанным на дизайне его знаменитых предшественников, в частности Палладио, чьи две церкви Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе находились в пределах видимости новой церкви. Фасад церкви был заимствован из центральной части фасада Сан-Джорджо Маджоре, а основная идея интерьера принадлежит Реденторе.

Доминиканцы хотели, чтобы здание прославляло славу их ордена и поощряло поклонение розарию. Праздник Богоматери Розария был включен в Общий римский календарь в 1716 году после победы над турками.

Первый камень был заложен 17 мая 1726 года в присутствии патриарха Марко Градениго. Церковь была освящена 29 сентября 1743 года тогдашним патриархом Альвизе Фоскари. Работа была завершена (с завершением последней статуи) в 1755 году и сегодня выглядит так же, как и тогда.

 

Описание

Фасад

Чтобы выдержать вес фасада, пришлось вбить в грунт 270 свай. Гигантские коринфские пилястры поддерживают тяжелый треугольный фронтон. Главная входная дверь, увенчанная изогнутым фронтоном с надписью наверху, обрамлена четырьмя нишами с большими статуями, представляющими четыре главные добродетели: благоразумие, справедливость, стойкость и умеренность. Эти статуи были работой четырех скульпторов: Гаэтано Сусали, Франческо Бонацца, Джузеппе Бернарди Торретто и Альвизе Тальяпьетра соответственно в 1736/37 году.

Интерьер
Внутреннее убранство началось в 1736 году, через десять лет после начала строительства.

Хотя внешние стены образуют простой прямоугольник, внутренняя часть нефа (окруженная коринфскими колоннами, поддерживающими антаблемент с закругленными углами) имеет кажущуюся форму эллипса. За линией столбов с каждой стороны стоят по три алтаря.

Неф хорошо освещен с обеих сторон большими высокими окнами, которые подчеркивают контрастирующие тона белых стен и серого камня.

 

Отделка потолка

Отделка потолка была поручена Джованни Баттиста Тьеполо, подписавшему договор с доминиканцами в мае 1737 года. Он был завершен к 1739 году. На потолке три фрески. Ближайший вход - Слава Св. Доминика (его вознесение на небеса), а ближайший к алтарю - Явление Богородицы Св. Доминику, а в центре - большая фреска, великий шедевр, представляющий Институт Розария. . Дева в голубом небе с облаками, ангелами и херувимами поддерживает младенца Христа, протягивающего четки Святому Доминику. Святой стоит на вершине длинной мраморной лестницы, с которой он делает розарий доступным для людей, как богатых, так и бедных, включая дожа и папу. Внизу, в самой темной части картины, из рамы вываливаются проклятые души (еретики). Это была одна из первых крупных фресковых работ Тьеполо.

Также есть монохромные росписи на потолках и других высоких частях интерьера церкви. Они были спроектированы Тьеполо, но нарисованы с помощью помощников, хотя, очевидно, под жестким контролем мастера, поскольку невозможно приписать какую-либо из них другой руке.

На одной из монохромных картин на потолке возле Высокого алтаря изображен святой Доминик, преклонивший колени и благословляющий доминиканского монаха. Лоренцетти предполагает, что это может быть фра Паоло, доминиканец, который в значительной степени отвечал за строительство церкви.

Росписи на потолке лучше всего рассматривать днем.

Картины
Картины и скульптуры в нефе будут описаны последовательно, начиная с главного входа.

Первый алтарь справа
Картина маслом на холсте Г.Б. Тьеполо находится над первым алтарем справа. Хотя полотно было подготовлено к декабрю 1739 года, законченная картина не была установлена ​​в церкви до 1748 года.

На нем изображены три женщины-доминиканки-святые:

Слева стоит святая Екатерина Сиенская, держащая крест с распятым Христом.
Святая Роза Лимская, стоящая справа, держит младенца Христа, держащего розу.
Святая Агнес Монтепульчанская (канонизированная только в 1726 году) сидит и держит в руках небольшой крест.
Позади трех святых и над ними восседает Мадонна, которая кажется оторванной от них и незаметной для них.

Второй алтарь справа
На втором алтаре справа находится скульптура ангелов, вырезанная из мрамора Джованни Мария Морлайтер (первая работа, которую он выполнил для церкви - 1739), окружающая небольшую поясную картину Святого Доминика (1743) Джамбаттисты Пьяцетты.

Третий алтарь справа
Над третьим алтарем изображены маслом на холсте трех доминиканских святых мужского пола, написанные Джамбаттистой Пьяцеттой, тема, выбранная доминиканцами для иллюстрации миссионерской деятельности своего ордена. Несмотря на богатую трактовку сюжета в стиле рококо, Майкл Леви пишет, что «настоящий триумф картины заключается в ее незабываемо строгой тональности».

Черным на переднем плане изображен Сент-Луис Бертран, испанский святой, который отправился в качестве миссионера в Карибское море, где местный священник, как говорят, пытался его отравить (символизирует змея в чаше, которую он держит).

Позади него в белом изображен святой Винсент Феррер, который, как говорят, явился первому в видении.

Третий святой - святой Гиацинт, отправившийся миссионером на Восток. Он держит в руках свои атрибуты - дароносицу и образ девы с младенцем, которые, как говорят, он унес с собой в бушующий поток Днейстера, от которого он был чудесным образом спасен.

Первый алтарь слева
На левой стороне нефа, над первым алтарем, находится картина маслом Себастьяно Риччи (1659–1734), изображающая трех самых известных доминиканцев: Папу Пия V, Фому Аквинского и Святого Петра Мученика. Над ними три ангела, один из которых держит ладонь.

Это была первая работа, заказанная специально для нового здания, и одна из последних работ художника, умершего в 1734 году. Написана в 1732–1733 годах.

Папа Пий V (канонизированный в 1712 году) был ярым противником протестантизма. Именно он в 1570 году намеревался освободить английских подданных королевы Елизаветы I. Риччи наделяет его благожелательным видом, хотя на самом деле он был непримиримым врагом тех, кто выступал против его церкви.

Он очень почитал Фому Аквинского (1226–1274 гг.), Фигуру слева, и сделал его Доктором Церкви. Его можно узнать по Солнцу на груди и по книге Summa Theologica, которую он держит в правой руке.

Святой Петр мученик, справа, был еще одним бескомпромиссным доминиканцем, чье рвение привело к его убийству в 1252 году. Его чаще изображают с топором из головы, которым он был убит. Риччи более элегантно показывает его лежащим на земле перед собой.

 

Второй алтарь слева

На втором алтаре находится статуя Мадонны Розария Антонио Розы (1836 г.). Это заменило более раннюю работу, которая считалась неадекватной.

Третий алтарь слева
На третьем алтаре находится картина Тинторетто с изображением Распятия (около 1560 г.). Это самая старая роспись внутри церкви (кроме картин в ризнице). Его привезли в новый храм из Храма Посещения. Он был в плохом состоянии, и доминиканцы договорились о его восстановлении на Пьяцетте в 1743 году.

Есть репродукция в Интернет-галерее искусства под Тинторетто / Картины на религиозную тематику (1560-е годы).

 

Скульптура

Почти вся скульптура в церкви - работа Джован Марии Морлайтер, скульптора из-за Альп, которого Хью Хонор описывает как «одного из самых талантливых скульпторов Венеции восемнадцатого века», а Семенцато - как «самого блестящего интерпретатора рококо в мире. Венецианская скульптура », добавив, что« Его работы демонстрируют большой динамизм »и« неиссякаемое счастье изобретательства ». Его работ в церкви больше, чем где-либо еще в Венеции.

Его первой работой для церкви была Слава ангелов на втором алтаре справа (1738 г.), а после этого Массари нанял его для всех других основных скульптурных работ, закончившихся статуей Мелхиседека в 1755 г.

Они включают
Первый алтарь слева - два херувима
Мраморное украшение главного алтаря
Статуи (с описанием - в скобках - барельефов над каждым из них):
Первая ниша справа: Авраам (Центурион умоляет Иисуса спасти его сына)
Вторая ниша справа: Аарон (Исцеление слепого)
Третья ниша справа: Святой Павел (Христос с Магдалиной).
Первая оставшаяся ниша: Мелхиседек (Святой Петр ходит по воде).
Вторая ниша слева: Моисей (Исцеление паралитического).
Осталась третья ниша: Святой Петр (Христос и Самарянин).

Орган, пресвитерия и главный алтарь
Слева от высокого алтаря находится орган. Нынешний орган (братья Баззари) был заменен в 1856 году оригинальным органом 1740 года.

Справа от Высокого алтаря находится пресвитерий с небольшой ранней картиной Мадонны с младенцем на золотом фоне. Это произведение Стефано ди Сант'Аньезе, датируемое 1375–1380 годами. Вероятно, он происходил из бывшей церкви Святой Агнесы (прихожанкой которой был художник), которая находилась поблизости, и является образцом международного готического стиля. Церковь Святой Агнесы была запрещена в 1810 году.

Главный алтарь стоит на вершине пяти ступенек под архитектурным балдахином, поддерживаемым колоннами, под куполом. Алтарь внизу выполнен в стиле рококо с цветным мрамором и резными ракушками, головами ангелов и рельефами из роз, колосьев кукурузы и винограда.

 

Хор

У хора за главным алтарем есть резные деревянные киоски, датируемые 1740-1744 годами, и потолочная роспись Тьеполо, изображающая Давида, играющего на арфе.