Церковь Сант-Элена — религиозное сооружение в Венеции, расположенное в районе Кастелло, в восточной части города.
Построенный на одноименном острове, когда-то совершенно отличном от
остальной части города (до этого восточная оконечность Венеции была
оконечностью Сант-Антонио, или нынешних Джардини), Сант-Элена теперь
выходит на обширную мелиорированную территорию в девятнадцатого века.
Первая часовня, посвященная императрице Святой Елене (то есть Флавии
Джулии Елене, матери Константина I), была построена в 1028 году и
передана августинцам, которые также построили рядом с ней женский
монастырь. В 1211 году монах-августинец Айкардо привез предполагаемое
тело императрицы в Венецию из Константинополя. Позже августинцы включили
часовню в большую церковь.
В 1407 году монастырь и церковь
перешли к оливетанским монахам-бенедиктинцам, которые перестроили их в
1439 году. Столетие спустя, в 1515 году, церковь была освящена епископом
Алеппо и стала важным религиозным центром с обширными владениями и
выдающимися произведениями искусства. арт .
Каждый год в День
Вознесения в Венеции празднуется «Sposalizio col mare» — до сих пор
живая церемония, известная как «Festa della Sensa». Утром в день
праздника патриарх с духовенством отправился на гондоле на остров
Сант-Элена и был встречен монахами Оливы и аббатом, преподнесшими ему
букет роз. На церковном дворе освящали светлую воду, которой освящали
кольцо для свадебной церемонии. Тем временем патриарху и пяти сановникам
его свиты было предложено странное угощение на основе сырых сушеных
каштанов и только вода в качестве питья. По прибытии дожа на бучинторо
патриарх присоединился к водной процессии, неся с собой освященную воду,
и все продолжили путь к Лидо, где в устье порта Сан-Николо состоялась
свадебная церемония.
Во время наполеоновского господства в 1810
году церковь была деосвящена. Урна Святой Елены была перевезена в
базилику Сан-Пьетро-ди-Кастелло, а ренессансный портал был перестроен на
фасаде церкви Сант-Апональ.
Церковь была вновь открыта для
богослужений в 1928 году и передана Ордену Слуг Марии. В последующие
годы урну святой Елены вновь поместили внутрь сакрального сооружения,
колокольня была перестроена по проекту инженера Форлати. Оригинальный
портал также был перемещен. С другой стороны, оригинальный запрестольный
образ главного алтаря, изображающий Поклонение волхвов со святой Еленой
работы Якопо Пальма иль Веккьо, не был перемещен, он был украден в
наполеоновскую эпоху и сейчас находится в Пинакотеке Брера. В октябре
2016 года служившие монахи окончательно покинули приход и церковь,
доверив их салезианским священникам, которые уже присутствуют в
близлежащих приходах Кастелло.
Церковь в готическом стиле, узкий остроконечный фасад закрыт по углам
прочными пилястрами и окаймлен трехлепестковыми висячими арками;
довольно аномальным является выступ в верхней части фасада, похожий на
висячую пилястру.
Перфорированные многослойные окна и центральное
двухцветное окно-розетка кажутся готическими, а портал датируется 1467
годом и выполнен в стиле ренессанс. Портал, перенесенный сюда в 1929
году, содержит в арке памятник капитану дальнего плавания Ветторе
Каппелло, произведение Никколо ди Джованни Фьорентино, ранее
приписываемое Антонио Риццо. Интересным, в контексте раннего
венецианского Возрождения, также является архитектурное сооружение с его
грубыми колоннами, установленными на высоких основаниях для поддержки
антаблемента и архивольта, оба украшены изысканной последовательностью
старомодных лепных украшений и потолков с кессонными окнами-розетками.
Церковь имеет один неф с поперечными сводами, скрученными
оригинальными витыми деревянными стяжками и поддерживаемыми барбаканами.
Апсида многоугольная с семи сторон с перфорированными окнами с
наложенными двустворчатыми окнами, но перестроена в 20 веке. С правой
стороны находятся две часовни, одна из которых возведена в 1418-20 гг. и
посвящена титулованному святому, а другая, построенная джустинианцами
как ризница, посвящена Распятию.
Изнутри многочисленные надгробия
исчезли, не оставив никаких следов, кроме как в литературе и архивах, в
том числе с гигантскими фигурами Пьетро и Якопо Лоредан и сочлененным
надгробным памятником Бонромео Борромео. То же самое и с мраморной
перегородкой (похожей на перегородку Фрари), которая окружала скамьи
монастырского хора, вырезанными и инкрустированными 34 видами города
Себастьяно да Ровиньо, вероятно, с некоторым авторитетным вмешательством
Джованни да Верона. Эти двое также несли ответственность за шкафы
ризницы, которые исчезли вместе с полом из майолики, неоднократно
отмеченным знаками отличия Джустиниана. Столь же исчезли хоры с
парапетными перегородками, окрашенными вместе с органными дверями.
Из ста двух картин, перечисленных после подавления в 1807 году для
передачи в государственную собственность или вице-королю, осталось
немного. Сегодня в Галерее Академии находятся полиптих «Успение
Богородицы со святой Еленой, Иоанном Крестителем, Бенедиктом и
Елизаветой» Якопо Моранцоне, «Рождество Лазаря Бастиани» и «Полиптих
Святой Елены» Микеле ди Маттео, а запрестольный образ главный алтарь,
Поклонение волхвов со Святой Еленой работы Пальмы иль Веккьо, находится
в Пинакотеке Брера.
Алтарь, видимый сегодня, является точной
копией «неоготического» алтаря, присутствующего в церкви Сетте Санти
Фондатори Ордена Слуг Марии во Флоренции.
Низкая колокольня,
увенчанная небольшим куполом, была возведена в 1558 году, но была
снесена, когда церковь была расконсервирована, только для того, чтобы
быть перестроенной, претенциозно высокой, в 1950 году. Она имеет высоту
около 60 м и содержит мощный концерт из 6 чешуйчатых диатонических
колоколов. B2 Major, отлитая на литейном заводе Colbachini в Падуе в
1958 году. Она была освящена кардиналом-патриархом Ронкалли,
впоследствии ставшим Папой Иоанном XXIII. Есть еще одна бронза, служащая
колоколом, отлитая на литейном заводе Кавадини в Вероне. Концерт
является третьим по величине в Венеции после концертов в Campanile di
San Marco и San Francesco della Vigna.
После деосвящения 1807 г. Оливетанский монастырь был частично снесен,
поэтому после возвращения богослужений в близлежащем храме его соединили
с ним. Крылья, примыкающие к монастырю со второй половины пятнадцатого
века, остались от древнего монастыря, с трех сторон с круглыми арками, с
примыкающим крылом церковь характеризуется лоджией с архитравами. В
центре монастыря находится бордюр колодца 18 века.
В комплексе
находится международный центр мира, посвященный изучению и
исследованиям. Восстановительные работы комплекса были завершены в
течение нескольких лет, и теперь в нем есть помещения, предназначенные
для фотовыставок, катехизации и возобновления патронажа. Каждый год в
мае община Сант-Элена организует вечеринку возле церкви с целью сбора
средств для гуманитарных миссий, организованных служившими отцами.