Эрикъюрэ или Эрекура или Аэрекура

Эрикъюрэ или Аэрекура была богиней, которой поклонялись в древние времена, часто считавшейся кельтской по происхождению, в основном представленной с атрибутами Прозерпины и связанной с римским богом подземного мира Дис Патером, как на алтаре из Зульцбаха. Она появляется с Дис Патером в статуе, найденной в Оберзебахе, Швейцария, и в нескольких магических текстах из Австрии, один раз в компании Цербера и один раз, вероятно, с Огмиосом. Еще одна надпись на ней была найдена недалеко от Штутгарта, Германия. Помимо ее хтонических символов, она часто изображается с такими атрибутами плодородия, как рог изобилия и корзины с яблоками. Считается, что она похожа на греческую Гекату, хотя имена двух богинь похожи. Она изображена в сидячей позе, в полной одежде и с подносами или корзинами с фруктами на изображениях из Каннштатта и Зульцбаха. Миранда Грин называет Аэрикуру «галльской Гекубой», а Ноэми Бек характеризует ее как «земную богиню», разделяющую с Дис Патер аспекты подземного мира и плодородия.

Представительства Эрикъюрэ чаще всего встречаются в Дунайской области Южной Германии и Словении, но они также встречаются в Италии, Великобритании и Франции. Ее надписи сосредоточены в Штутгарте и вдоль Рейна. Несколько памятников в честь Эрекуры расположены на кладбищах или в других местах похорон. Йона Лендеринг отмечает сходство между ее иконографией и иконографией Нехаленнии, которой поклонялись в Нижней Германии, в то время как Бек не видит существенной разницы между ее атрибутами и атрибутами Матерей и Матрон. Географически области, в которых поклонялись Эрекуре и Дис Патеру, по-видимому, дополняют друг друга с теми, где засвидетельствован культ Суцелла и Нантосуэльты, и Бек предполагает, что эти культы были функционально схожи, хотя иконографически различны.

Мужское божество по имени Арекурий или Аэрикур названо на алтарном камне в Нортумберленде, Англия, хотя Бек предупреждает, что «эта надпись весьма неопределенна, и это может быть неправильное прочтение Меркурио».

 

Этимология

Теоним неясного происхождения. Оно было связано с латинскими aes, aeris «медь, бронза, деньги, богатство», эрой «госпожа» и именем греческой богини Геры. Встречается множество различных латинизированных форм имени этой богини: Араекура в Перудже; Aerecura в Майнце, Ксантене, Аквилее и Рошиа-Монтане; Aericura в Зульцбахе, Мальше, Eracura в Маутерне, Австрия, Ercura во Флибурге, Erecura в Каннштате и Belley в Обе; Heracura в Стокштадте-на-Рейне, Herecura в Каннштатте, Фрайнсхайме и Роттенбурге-на-Некаре, где также встречается форма Herequra.

Чередование начальных букв H и A может быть связано с похожей формой букв в классических латинских заглавных буквах, которые обычно использовались в эпиграфических надписях в Римской империи, особенно потому, что менее грамотные члены сообщества Римской империи иногда неверно истолковывали фонематическое значение данного слова. письмо. Название формы */aireˈkura/ или */(h)eːreˈkura/, по-видимому, лежит в основе чередования Aeraecura ~ Aerecura ~ Aericura ~ Eracura ~ Ercura ~ Erecura ~ Heracura ~ Herecura ~ Herequra.

Хотя сама богиня может быть кельтской, остается открытым вопрос, имеет ли это имя кельтское или даже индоевропейское происхождение. Лендеринг считает, что ее культ имеет иллирийское происхождение, распространившись из Аквилеи и достигнув придунайских и рейнских пограничных районов только через дислоцированные там римские войска. Бек считает, что это имя имеет германское происхождение.