Фавн/ Пан

Фавн (лат. faunus, древнегреческий: φαῦνος) — получеловек-полукозёл, мифологическое существо, появляющееся в греческой и римской мифологии.

Первоначально фавны римской мифологии были духами (гениями) деревенских мест, меньшими версиями своего вождя, бога Фавна. До их смешения с греческими сатирами они и Фавн были представлены обнаженными мужчинами (например, Фавн Барберини). Позже фавны стали копиями сатиров из греческой мифологии, которые сами изначально изображались наполовину лошадьми, а не наполовину козлами.

Во времена Возрождения фавны изображались двуногими существами с рогами, ногами и хвостом козла и головой, туловищем и руками человека; их часто изображают с заостренными ушами. Эти поздние мифологические существа заимствовали свой облик у сатиров, которые, в свою очередь, заимствовали свой облик у бога Пана греческого пантеона. Они были символами мира и плодородия, а их греческий вождь Силен был второстепенным божеством греческой мифологии.

 

Истоки

Римляне считали, что фавны внушают страх мужчинам, путешествующим по одиноким, отдаленным или диким местам. Они также были способны направлять нуждающихся людей, как в басне о Сатире и Путешественнике, в названии которой латинские авторы заменили слово Фавн. Фавны и сатиры изначально были совершенно разными существами: в то время как фавны позднего периода - получеловеки-полукозы, сатиры изначально изображались коренастыми, волосатыми, уродливыми карликами или лесными змеями, с ушами и хвостами лошадей. Сатиры также были более женолюбивы, чем фавны, а фавны были довольно глупы, в то время как сатиры склонны быть хитрыми.

Древнеримская мифологическая вера включала в себя бога по имени Фавн, который часто ассоциировался с заколдованным лесом и отождествлялся с греческим богом Паном и богиней по имени Фауна, которые были людьми-козами.

 

В искусстве

Фавн Барберини (находится в глиптотеке в Мюнхене, Германия) — эллинистическая мраморная статуя, датируемая примерно 200 годом до н. Урбан VIII). Джан Лоренцо Бернини отреставрировал и отреставрировал статую.

Дом Фавна в Помпеях, датируемый 2 веком до н.э., был назван так из-за танцующей статуи фавна, которая была центральной частью большого сада. Оригинал сейчас находится в Национальном музее в Неаполе, а копия стоит на его месте.

Знаменитый шедевр французского символиста Стефана Малларме «Послеполуденный отдых фавна» (опубликованный в 1876 г.) описывает чувственные переживания фавна, который только что проснулся после дневного сна, и обсуждает свои утренние встречи с несколькими нимфами в сказочном сне. монолог. Композитор Клод Дебюсси основал свою симфоническую поэму «Прелюдия после полудня фавна» (1894 г.) на основе стихотворения, которое также послужило сценарием для балета под названием «Послеполуденный отдых фавна» (или «Полдень фауна»). Фавн) в постановке на музыку Дебюсси в 1912 году Вацлавом Нижинским.

 

Культ

Согласно Бейли, такие мифы, как миф о Фавне, связанный с полевыми или дикими существами, имеют менее достойный характер, чем мифы, посвященные богам Ларес. Римляне связывали характер дикости и озорства с Фавном, а также с его товарищем Инуо (одним из индигетов), отражая анимистическое убеждение зла и враждебности как нечто естественное в этих духах.

Поклонение Фавну происходило в святилищах, главным из которых был Луперкаль, расположенный на Палатинском холме, в пещере Ромула и Рема. Их жрецы назывались луперками, которые использовали кнуты из козьей кожи. Его целью было служить тем, кто стремился к плодородию. Менар подчеркивает, что эта характеристика плодовитости стад была общей для всех первобытных италийских богов, от которых Фавн получил почести пастухов.

Фавну особенно поклонялись за его пророческие дары. Его предсказания происходили в лесу и сообщались тем, кто желал их во сне. Для этого консультанту необходимо было спать в священных для бога местах, на шкурах принесенных ему в жертву животных.

 

Пещера Фавна

Мифологическая пещера, в которой Волк Марса кормил близнецов Ромула и Рема, называемая Луперкаль, будет иметь то же имя, что и место поклонения Фавну (в его религиозном варианте Faunus Lupercus); для Хаккарда, например, это было просто совпадение имен.

Однако в 2007 году министр культуры Италии Франческо Рутелли объявил о местонахождении этого святилища в Риме. Он имеет украшения на стенах, сводчатый потолок, а его размеры составляют 6,5 метра в высоту и 7 метров в диаметре. Пещера, ныне реальное, а не фантастическое место, датируется бронзовым веком.

 

Пророчества

В пещере, согласно истории, римляне получили пророчества Фавна. Гиббон ​​ведет хронику прихода Каруса к власти в Риме без одобрения Сената. Сочиненная тогда эклога польстила новому императору: два пастуха, избегая полуденного зноя, отдыхают в пещере Фавна. Под лиственным буком они обнаруживают недавние письмена; сельское божество описало в пророческих стихах счастье империи под правлением такого великого князя. Фавн приветствовал появление того героя, который, взяв на себя тяжесть римского мира, погасит войны и раздоры и еще раз восстановит невинность и безопасность золотого века.

Хаккар также помнит эпизод, когда Нуме Помпилию — одному из мифических королей Рима — пришлось приковать свое чучело, чтобы получить услуги оракула.

 

Луперкаль и фауналия

Празднества, посвященные Фавну (Лупертиусу), состоялись 15 февраля, что должно было стать датой основания его храма Луперкаля. Этот праздник был в основном сельским, поскольку Фавн Луперцио выполнял основную функцию защиты стад («Луперциус», таким образом, означал бы «тот, кто отпугивает волков»). Они были формой очищения с целью достижения высокой производительности в сельском хозяйстве и создание. Он был начат Эвандро и сохранялся до V века, когда церковь включила его, превратив, по словам Жоржа Хаккара, в праздник Очищения Богородицы.

Бейли указывает, что слава этого праздника достигла наших дней благодаря тому, что Марк Антоний использовал его в политических целях в 44 г. до н.э.

5 декабря состоялся еще один фестиваль, Faunália, похожий на Lupercais. В них по улицам ходили жрецы Фавна, называемые Луперкосами, нанося людям удары плетьми, сделанными из козьей шкуры.

 

Фавны

Полевые божества будут довольно долгоживущими, хотя и не бессмертными; подобно Сильваносу Рима и греческим сатирам.

Они также мало чем отличаются от Панов и Эгипцев, будучи маленькими божествами, которые играли бы роль, подобную роли мифических героев, являющихся посредниками между богами и людьми, согласно Менару, являющимися, таким образом, посредниками между животными, чисто инстинктивными. жизнь — в данном случае козел — и божества. По мнению этого автора, их создание обязано только скульптуре, так как нет ничего у философов, ссылающихся на них.

Диллауэй так определяет фавнов, а также панов (сатиров): «Они были детьми Фавна и Фауны, или Фатуи, короля и королевы латинян, и хотя считались полубогами, вполне вероятно, что они умерли после долгой жизни. . Действительно, Арнобий показал, что их отец, или вождь, прожил всего сто двадцать лет. Фавны были римскими божествами, неизвестными грекам. Римский Фавн был таким же, как греческий Пан; и, как и у поэтов, мы находим частые упоминания о фавнах, панах или панах во множественном числе, тем более вероятно, что фавны были одними и теми же панами и все произошли от одного родителя».

 

Животная природа фавнов

Менар упоминает важную цитату в своих исследованиях произведений искусства, изображающих фавнов и сатиров, в которой говорится об особой природе сатиров и фавнов, несмотря на то, что он путает их обоих в своих описаниях, рассматривая их как синонимы. Он воспроизводит следующий отрывок из критика Кларака, который говорит:

«(..) Я назвал эту статую Фавном вместе с авторами, которые предшествовали мне, но ее истинное имя должно быть Сатир. Не подлежит сомнению, что Фавн есть только божество римской мифологии, а прекрасный мрамор, несомненно, является либо греческой статуей, ,или копия греческой статуи. Известно,что сатиры в античной мифологии имели человеческий облик за исключением ушей и конского хвоста.На них походили фавны,но после Зевксиса они стали иметь козий хвост».

 

Кино

С 1926 года выходит португальский фильм Мануэля Луиша Виейры O Fauno das Montanhas. Премьера фильма, тема которого — девочка, которую преследует фавн, сопровождающая отца в экспедиции натуралиста на остров Мадейра, состоялась 11 мая 1927 года.

В киноверсии первого произведения К. Тамнуса играет шотландский актер Джеймс МакЭвой.

В фильме Гильермо дель Торо 2006 года «Эль лаберинто фауно» в названии фигурирует фавн, а появляющееся существо имеет формы, несколько отличающиеся от идеализированных в римском мифе: это наполовину козел, наполовину человек и наполовину дерево. Фавн является девушке, делая откровения, которые позволяют ей избежать суровой реальности испанской революции.