Чертоза ди Галуццо, Флоренция

Чертоза ди Галуццо Флоренции — это монастырь бывшего картезианского ордена, который стоит на Монте-Акуто, у слияния Эмы с Греве в районе Галлуццо, окруженный стенами.

 

История

Чертоза ди Галуццо был построен в 1341 году по поручению Никколо Аччайуоли, великого сенешаля Неаполитанского королевства и члена одной из самых знатных флорентийских семей, после смерти которого (1365 год) строительство было почти завершено. Затем чартерный дом был расширен и обогащен, в том числе благодаря многочисленным пожертвованиям на протяжении веков.

Название и типология здания происходят от Grande Chartreuse, первого дома картезианского ордена, построенного в 1084 году Святым Бруно на массиве Шартрез, недалеко от Гренобля, и, как и все чартерные дома, этот тоже расположен далеко от города, в место изначально уединенное и тихое.

После подавления религиозных орденов в 1810 году Чертоза была лишена около 500 произведений искусства, лишь частично возвращенных после реституции картезианцам и возвращения Лотарингии (1818 год). Например, многие предметы интерьера были безвозвратно утеряны, как и многие картины и скульптуры. Панель главного алтаря церкви, заказанная самим Никколо Аччайуоли у Герардо Старнина (Мадонна и святые), теперь разделена между зарубежными музеями и коллекциями.

Он был снова запрещен в 1866 году указом Королевства Италия, и снова, в 1872 году, картезианцы смогли вернуться к нему, даже если только в пользование, оставаясь собственностью итальянского государства через FEC. Землетрясение 1895 года потребовало реставрационных работ, и в конце 1950-х годов была завершена новая капитальная реставрация. Картезианцы, строго замкнутые монахи, были заменены в 1958 году цистерцианскими бенедиктинцами, которые также сделали обширный комплекс доступным для публики. С 2017 года цистерцианцев сменило сообщество Сан-Леолино.

Комплекс был тщательно изучен и стал фундаментальным творческим стимулом для посетившего его в юности известного французско-швейцарского архитектора Ле Корбюзье.

 

Монастырская организация

Чертоза состоит из основного ядра, в котором проходила уединенная монашеская жизнь картезианцев, и других вспомогательных структур, часто посещаемых их помощниками («обращенными»), их внешними гостями и полевыми работниками и другими видами деятельности. относящиеся к поселению (производство вина, масла, дистиллятов, печи для керамики и др.), что делало его почти самодостаточным комплексом. Для того, чтобы эти две общины (религиозная и нерелигиозная) могли функционально сосуществовать, не встречаясь друг с другом, в соответствии со строгим картезианским правилом, предписывающим полную изоляцию верующих, Чартерный дом был организован очень рациональным образом, с маршрутами, запланированными близко друг к другу. вместе, но раздельно, без наложений или пересечений.

Жизнь монахов, которых было максимально восемнадцать, проходила в основном в индивидуальных кельях, где они проводили большую часть своего времени. Келии были организованы вокруг большого монастыря, разделенного по степеням между послушниками, монахами и приорами, и довольно велики, поскольку монахам приходилось проводить там почти все свое существование в медитации. В воскресные и праздничные дни происходили некоторые общие мероприятия, такие как общинная молитва и служение мессы в храме, праздничная трапеза в трапезной (в тишине, слушая чтение Евангелий, других священных текстов и Правил, читаемых один из них с кафедры), главу и единственный час еженедельной беседы в гостиной. Эти действия происходили в комнатах, доступных из монастыря монахов, в прямом сообщении с большим монастырем. Жизнь монаха также закончилась в большой обители, где находилось кладбище, на котором тела были погребены с предельной простотой и анонимностью.

Пять братьев-мирян, которые готовили пищу и заботились обо всех нуждах монахов, жили в кельях вокруг монастыря, известного как миряне, который был соединен с подвалом, где располагались кладовые и кухни, и с примыкающая к ним территория церкви зарезервирована; из своей обители они могли иметь также прямой выход в трапезную для праздничных трапез и через коридор в большую обитель для раздачи пищи в кельях в остальные дни. Келии мирян были очень малы и состояли только из одной комнаты и службы: жизнь мирянина, в служении монастырю и отцов-пустынников, всегда протекала вне кельи, исключая минуты отдыха: они заботились об огороде и общих огородах, уборке мест, продовольствии, припасах и т. п., по этой причине они всегда были в движении. Единственным местом, где смешивался мир монахов и внешний мир, был лазарет: расположенный между гостиной и монастырем мирян, больной монах мог в случае необходимости лечиться там.

Вместо этого для гостей был зарезервирован другой маршрут, в основном организованный вокруг двора церкви, известного как площадь делла Форестерия: здесь находится дворец семьи Аччайуоли, благотворителей чартерного дома и его постоянных гостей, папские апартаменты (для случайных визитов пап), так и сам гостевой дом (между двором и внешней лестницей). Кроме того, через церковь братьев-мирян можно получить доступ к ряду часовен на стороне церкви, находящихся под покровительством различных семей и сообщающихся со склепом, где находятся некоторые члены семей Аччайуоли, Рикасоли и другие благотворители комплекса. похоронены. Некоторые посторонние гости также могли быть допущены к мессе вместе с монахами, поэтому главная церковь выходит на этот двор.

Последний путь был связан с сельскохозяйственными рабочими и ремесленниками на службе у картезианцев: у них была внешняя часовня, которая сейчас находится у входа, рядом с погребами и фабриками (функционирует и сегодня, часто с инструментами, датируемыми 18 веком), которая также известна как «женская часовня», потому что это единственная комната, куда они могли попасть.

 

Описание

Чертоза ди Галуццо занимает площадь 16 000 м². Обычно маршрут посещения начинается от входа, где расположены магазин/касса и «женская» часовня, до входа в сам комплекс по лестнице, ведущей к Палаццо Аччайуоли и внутреннему двору. Отсюда вы входите в церковь, за которой следует монастырь монахов с соответствующими комнатами и продолжается в большом монастыре с посещением кельи. Наконец он заканчивается в районе мирян, из которого вы возвращаетесь во двор, а затем к выходу.

Монастырь был завершен в 1395 году, в год освящения, сразу после дворца Аччайуоли. Различные обновления и украшения, которые были добавлены на протяжении многих лет, до семнадцатого века, однако характеризуют его составным аспектом, с преобладанием стиля позднего Возрождения, характеризующегося размеренным классицизмом.

 

Палаццо Аччайуоли и художественная галерея

Первое сооружение, с которым вы сталкиваетесь, когда подъезжаете к комплексу с дороги, — это зубчатый блок Палаццо Аччайуоли, или Палаццо дельи Студи, который был построен Якопо Пассаванти и Якопо Таленти для частного пребывания Никколо Аччайуоли. Здесь он мог бы уединиться в спокойствии монастыря и принять до пятидесяти молодых людей для начала изучения гуманитарных наук, но после его смерти здание было достроено только до первого этажа и было закончено только в середине шестнадцатого века.

Здание разделено на четыре комнаты на первом этаже, которые сегодня время от времени открываются как выставочные площадки (долгое время здесь располагались реставрационные лаборатории книг Gabinetto Vieusseux, поврежденных наводнением во Флоренции). На первом этаже, доступном по большой лестнице, которая начинается с небольшой площади у главного входа в Чертозу, есть два зала, где находится Пинакотека.

Первый зал картинной галереи представляет собой обширный зал, перекрытый фермами, в котором на левой стене размещены пять фресок со сценами Страстей, оторванных от люнетов большого монастыря, написанных Понтормо (1523-1525) во время его остаться в Чертозе, чтобы спастись от эпидемии чумы, свирепствовавшей во Флоренции.

Нарисованные эпизоды, заимствованные из гравюр Альбрехта Дюрера на аналогичный сюжет, таковы:
Молитва в саду
Иисус перед Пилатом
Восхождение на Голгофу
Снятие с креста
Воскрешение

Люнеты были сняты только в 1952 г. и сегодня сильно изношены как из-за воздействия атмосферных факторов, так и из-за некоторых неудачных реставрационных вмешательств; в том же зале также выставлены копии, сделанные в конце шестнадцатого века различными художниками: Людовико Карди, известным как Иль Чиголи (Молитва в саду), Якопо Лигоцци (Христос перед Пилатом), Джован Баттиста Нальдини (Восхождение на Голгофу), анонимный Скандинавский художник (Низложение) и Эмполи (Воскресение).

Другие работы: «Портрет Никколо Аччауоли» из флорентийской школы второй половины 16 века, панель «Мадонна с младенцем и святыми» Перуджино, «Коронация Богородицы», приписываемая Мариотто ди Нардо, Святая Троица, приписываемые Паоло Скьяво, столы с Сан-Пьетро-да-Верона и Сан-Джорджо-Мартире Ридольфо дель Гирландайо и в центре задней стены отдельная фреска Иисуса, проповедующего апостолам из Эмполи. В центре комнаты выделяется большое деревянное распятие тосканской школы второй половины четырнадцатого века.

В соседней комнате находятся картины XVII века: «Мученичество святого Андрея» Козимо Гамберуччи, «Блаженный Расоре Чезорио, спасающийся от дьявола» из тосканской школы первой половины XVII века, «Святая Екатерина Сиенская» Бернардино Мей и восемь больших картин Орацио. Фидани, среди которых выделяется Прославление святого Бруно, основателя картезианского ордена. Здесь также было полотно Джованни Биливерта с изображением Ангела-хранителя, которое сегодня находится в Оратории деи Бини на Виа Романа.

 

Гостевой дом

Площадь служит связующим звеном между дворцом Акчайуоли, возвышающейся над ним церковью Сан-Лоренцо и апартаментами Форестерии. Он был построен между 1545 и 1550 годами.

Форестерия выходит на площадь, предназначенную для приема гостей монастыря. Он был завершен между 1575 и 1580 годами, но окончательный вид приобрел только в конце восемнадцатого века. На западной стороне есть три большие комнаты, также известные как Апартаменты Папы в память о пребывании Пия VI, находившегося здесь в заключении между 1798 и 1799 годами, и Пия VII в 1809 году (о чем также напоминает бюст и мемориальная доска снаружи) : большой зал, кабинет и спальня с многочисленными произведениями искусства и предметами, посвященными именитым гостям. В келье с южной стороны восстановлены уцелевшие фрески Бернардино Поччетти, украшавшие зал Палаццо Аччайуоли на берегу одноименной реки, разрушенный в 1944 году.

 

Церковь Сан-Лоренцо

Площадь служит связующим звеном между дворцом Акчайуоли, возвышающейся над ним церковью Сан-Лоренцо и апартаментами Форестерии. Он был построен между 1545 и 1550 годами.

Форестерия выходит на площадь, предназначенную для приема гостей монастыря. Он был завершен между 1575 и 1580 годами, но окончательный вид приобрел только в конце восемнадцатого века. На западной стороне есть три большие комнаты, также известные как Апартаменты Папы в память о пребывании Пия VI, находившегося здесь в заключении между 1798 и 1799 годами, и Пия VII в 1809 году (о чем также напоминает бюст и мемориальная доска снаружи) : большой зал, кабинет и спальня с многочисленными произведениями искусства и предметами, посвященными именитым гостям. В келье с южной стороны восстановлены уцелевшие фрески Бернардино Поччетти, украшавшие зал Палаццо Аччайуоли на берегу одноименной реки, разрушенный в 1944 году.

 

Церковь Сан-Лоренцо

Основание церкви Сан-Лоренцо с одним нефом восходит к четырнадцатому веку: оно было начато в 1341 году и освящено в 1394 году. Оно было преобразовано в шестнадцатом веке, когда фасад был построен в pietra serena Джованни Фанчелли. (1556 г.), украшенный статуями Сан-Лоренцо, покровителя церкви, и Сан-Бруно, покровителя ордена, в двух нишах.

Церковь разделена на две отдельные части: одна предназначена для уединенных монахов, а другая — для помогающих им братьев-мирян. Первоначально церковь была меньше, в том числе с учетом количества людей, которые она должна была вместить; Позже он был увеличен, так что хор, состоящий из восемнадцати сидений, вырезанных с ангельскими ликами, был сдвинут со своего первоначального положения и увеличен для размещения многочисленных гостей.

Таким образом, в 1556–1558 годах была поднята передняя часть, где сегодня находятся картины Феличе Фичерелли («Богоматерь, являющаяся святому Филиппу Нери», 1657–1659), Томмазо Гарелли («Святой Бенедикт среди терний», 1601), Рутилио Манетти и помощники («Святые и блаженные картезианцы).

Вместо этого самой старой частью является пресвитерий и монашеский хор, доступ к которому осуществляется через портал из песчаника шестнадцатого века, созданный Симоной Басси. Эта часть разделена на три пролета крестовыми сводами на готических столбах. Необыкновенный инкрустированный мраморный алтарь датируется 1595 годом, а в его нишах находятся статуэтки, которые заменяют оригинальные статуэтки Джамболоньи, украденные во время наполеоновской оккупации и никогда не найденные снова. Фрески Бернардино Поччетти (1592 г.) с надгробной мессой и вознесением на небеса Сан-Бруно на задней стене и святыми и выдающимися членами картезианского ордена на своде пресвитерии. Вместо этого своды первых двух пролетов украшены фресками Орацио Фидани (1653-1655).

Необыкновенные резные киоски из орехового дерева, работа 1570-1590 годов Анджело Фельтрини с помощью сыновей Джулиано ди Баччо д'Аньоло и Доменико Аттиччати. Они отличаются богатством декора и фантазией резных фигур, как на подлокотниках (грифоны, сфинксы, херувимы), так и под сиденьями (так называемые «мизерикордии», представляющие собой чудовищные маски с богатым репертуаром образных выражений). Хор четырнадцатого века расположен в другой церкви Чертозы, Санта-Мария-Нуова.

Статуи святых, размещенные на вершине апсиды алтаря, также выполнены из резного дерева: на первый взгляд они обманут наблюдателя, так как были выкрашены в белый цвет, имитирующий мрамор, во избежание разграбления во время наполеоновских походов.

Также важным является полихромный мраморный пол, построенный в хоре в 1573 году и в пресвитерии между 1591 и 1594 годами, вдохновленный другими флорентийскими работами, которые, в свою очередь, относятся к традиции украшения самых роскошных древних зданий в Риме.

 

Ризницы

Со стороны главного алтаря находятся две часовни: справа часовня Реликвий, построенная по заказу Никколо Аччайуоли, с потолком, украшенным Почетти, и с фресками Лучио Массари на стенах. Слева настоящая ризница с гардеробами и фресками восемнадцатого века. В подземном помещении также находятся самые старые фрески всего комплекса: благословляющий Христос, два святых со свитком, ангел с мечом и Благовещение на двух панелях, примерно 1400-10 гг.

 

Коридор часовни

С восточной стороны церкви проходит коридор с видом на различные часовни, которые, в отличие от главной церкви (использовавшейся исключительно монахами), находились под покровительством некоторых семей и, следовательно, были доступны для людей за пределами монастыря. Реконструкция в стиле барокко коснулась некоторых из этих часовен: часовни Сан-Бруно, основателя ордена, с алтарем Антонио Ранды и фресками Джованни Мартинелли, созданными в 1638 году, с аллегориями, чтением, речью, медитацией и Созерцание в крестовом своде фигур гентилескианского вдохновения определяется светлыми и четкими светотеневыми переходами, что придает им натуралистическую телесность. Того же художника написаны и два Ангела в люнете. В дополнение к этому, часовня блаженного Никколо Альбергати, который пожертвовал свою богатую библиотеку Чертозе, а затем рассеялся, умер в 1443 году и причислен к лику блаженных в 1744 году, чье тело хранится здесь в стеклянной урне.

 

Ораторий Санта-Мария-Нуова

В середине коридора находится молельня Санта-Мария-Нуова, построенная в 1404 году и имеющая форму греческого креста. Внутри, помимо уже упомянутого деревянного хора Чертозы четырнадцатого века, мученичества святой Евлалии работы Лучио Массари, святого Франциска, получающего стигматы работы Андреа дель Минга, двух полихромных витражей и двух готических эдикулов, расписанных фресками шестнадцатого века. век. За алтарем находится небольшая часовня с потолком, украшенным между концом 16 и началом 17 века атрибутами Марии; там же хранятся останки трех безвестных святых мучениц: Секондо, Серволо и Евфрасии.

 

Склеп

Ораторий ведет к склепу с различными часовнями. В часовне Тобиа хранится гробница основателя Никколо Аччайуоли, возможно работа Орканьи, и фрески Бернардино Поччетти. В часовне Сант-Андреа в форме греческого креста хранится гробница кардинала Анджело Аччайоли († 1408 г.) с барельефом, приписываемым Донателло, но, что более вероятно, работа Франческо да Сангалло, датируемая шестнадцатым веком. руководил реконструкцией гробницы в 1550-х гг., обязательно ваяя каркас с гирляндами и фигурами Милосердия и Справедливости.

Тело кардинала Никколо Аччайуоли († 1719 г.) также погребено в склепе.

 

Коридор Коллоквиума (Парламент)

Слева от церкви Сан-Лоренцо находится помещение, где монахи могли собираться раз в неделю и нарушать обязательство молчания, называемое коридором Коллоквиума. Это небольшая комната, чей нынешний вид восходит к 1559 году. Она украшена глазурованной терракотой, приписываемой мастерской Андреа делла Роббиа (Христос, несущий крест), и восемью окнами гризайль 16 века работы Паоло из Брондо. и Гуалтьери из Фландрии, с рассказами о картезианском ордене. Квадраты на стенах более поздние, XVII века.

 

Обитель монахов

В конце коридора вы можете войти в небольшой монастырь Коллоквио, здание четырнадцатого века, перестроенное в 1558-1559 годах. Изящных и размеренных пропорций, он имеет круглую арочную лоджию с двух сторон и сохраняет умывальник 1560 года. экспонируется здесь с оригинальным порталом, с гербами Acciaiuoli).

 

Зал главы

Капитул монахов собирался в небольшой комнате, и это было место встречи для чтения главы правила каждый день и обсуждения, когда это было необходимо, проблем, которые касались всей общины. Оригинальная деревянная дверь — шедевр маркетри, работа неизвестного монаха, который работал над ней около двадцати лет до 1501 года.

Алтарь на задней стене украшен фреской с изображением Распятия работы Мариотто Альбертинелли, подписанной и датированной 1506 годом, в которой есть отсылка как к легенде о Святом Граале, так и к легенде о малиновке, которая запятнала свою грудь, вытащив шип. от венца Христа.

В центре пола также находится надгробный памятник Леонардо Буонафеде, картезианцу, епископу Кортоны и благодетелю Чертозы, работа Франческо да Сангалло необычайного реализма (1545 г.). Тот же художник также разработал полихромный мраморный пол, завершенный в 1550 году. Здесь также собрано несколько полотен, в том числе Христос, увенчанный шипами, работы Чиголи и Тобиас, возвращающий зрение отцу Андреа Коммоди.

 

Трапезная

Дверь трапезной украшена люнетом с изображением Сан-Лоренцо между двумя ангелами работы Бенедетто да Майано (1496 г.), а затем покрыта глазурью Андреа делла Роббиа. Трапезная представляет собой большую прямоугольную комнату, построенную в 14 веке и отреставрированную примерно в 1494 году благодаря щедрости Леонардо Буонафеде. По этому случаю была добавлена ​​каменная кафедра работы Пьеро ди Джованни делла Белла и Маттео ди Чекко, известная как Иль Песка, которая использовалась для чтения Священного Писания во время еды.

 

Большой монастырь

Также благодаря щедрости Буонафеде был создан Большой монастырь, построенный между 1491 и 1520 годами, с каждой стороной, отмеченной легкими круглыми арками с шестьюдесятью шестью медальонами с глазурованными терракотовыми бюстами на каждой колонне, работа Джованни делла Роббиа и помощь 1520-1523 гг. Здесь представлены персонажи Ветхого Завета, апостолы, евангелисты и основатели религиозных орденов. Это наиболее широкое применение произведений Делла Роббиа для одного и того же места.

Люнеты над дверями - почти все работы Пьеро ди Маттео (ок. 1520 г.), за исключением работы настоятеля Томмазо Реди (1717 г.).

 

Кельи монахов

Восемнадцать келий монахов были задуманы как небольшие самостоятельные единицы, каждая из которых имела три уровня, с прихожей, столовой с камином, спальней, служебным помещением, большим кабинетом на верхнем этаже и подвалом или сарай с садом и колодцем (с западной стороны только балкон вместо сада). Через маленькое окошко в каждой келье, выходившее на главную обитель, миряне разносили еду и собирали объедки. В вестибюль мог входить только настоятель на случай, если монах не собирал трапезу, не являлся на молитву или другой момент общежития: из маленького окошка ему была видна часть постели, где вытянуты ноги и что он мог проверить, болен ли монах или умер.

Мебель была вдохновлена ​​сдержанной, но функциональной простотой, что можно увидеть в келье в юго-восточном углу, обычно открытой для публики и обставленной как в 15-16 веках. Стол с откидными полами, который в закрытом состоянии служил дверью в шкаф на стене, вдохновил Ле Корбюзье, который точно воспроизвел его в Unité d'Habitation в Марселе.

В юго-западном углу вместо этого находится квартира настоятеля, оборудованная несколькими комнатами и удобствами, такими как частная часовня, в которой сохранился потолок с фресками Поччетти в вестибюле, а стены украшены тонкой лепниной восемнадцатого века.

 

Монастырь братьев Конверси

Жизнь мирян вращалась вокруг этого вытянутого по форме и двухуровневого монастыря, окруженного изящными круглыми арками, поддерживаемыми коринфскими колоннами на первом этаже и ионическими на втором этаже. Он восходит к 1484 году, и кельи конверси выходят на него, довольно маленькие, поскольку они следили за функционированием чартерного дома, поэтому они ходили туда, по сути, только для сна.

Центр монастыря украшает колодец Леонардо Фанчелли. Связь с большим монастырем осуществляется через коридор под названием «делле Обедьенце» (по названию задач, которые должны были выполнять братья-миряне ежедневно), в котором есть несколько фресок бюстов святых, с конца 16 век.

Здесь же находится один из входов в подвал, где располагались древние кухни.

 

Фонд Эцио Франческини

До 2012 года в Чертозе располагался Фонд Эцио Франческини, основанный в 1987 году для сохранения книжного наследия ученого средневековой латинской литературы. Он состоит из музыкальной и мариологической секций и разделяет агиографическую и экзегетическую секции с находящимся поблизости Международным обществом изучения латинского средневековья, а также богатой библиотекой средневековой культуры.