Сан-Гаэтано или Святые Михаил и Каэтан, Флоренция

Церковь Санти Микеле и Гаэтано, чаще называемая просто Сан-Гаэтано, является католическим местом поклонения в историческом центре Флоренции, расположенным на площади дельи Антинори (в продолжении улицы Торнабуони) на квартале между улицей Виа дей Корси, Виа дей Пешиони и Виа дельи Альи. Несмотря на очень древний фундамент, церковь сегодня является самым большим и завершенным зданием в стиле барокко в городе.

 

История

Истоки церкви, ранее посвященной архангелу Михаилу и известной как Сан-Микеле-Бертельде, восходят как минимум к 11 веку: на самом деле Михаил был святым покровителем лангобардов. Первые документы о церкви относятся к 1055 году, когда она была указана среди владений могущественного аббатства Нонантола близ Модены. Монастырь находился под покровительством церкви и управлял ею через настоятеля и некоторых каноников, принадлежавших светскому духовенству. Последний акт Нонантолы, в котором упоминается юрисдикция, датируется 1290 годом.

После того, как о нем позаботилось обычное флорентийское духовенство, его использовали оливетанские монахи Сан-Миниато-аль-Монте. В то время у церкви был один неф с типичной ориентацией на восток, а также резиденция для монахов и монастырь. От первобытной церкви осталось немного следов, окончательно разрушенных в 1640 году, когда был завершен неф новой церкви: три мраморных рельефа, возможно, часть романского портала, сегодня в часовне Антинори и изображающие Сан-Микеле, Сан-Пьетро и Сан-Миниато.

В 1592 году он был пожалован отцам-театинцам, одному из новых орденов, главных героев Контрреформации, которые добавили к традиционному посвящению Сан-Микеле посвящение их основателя Сан-Каэтана из Тиены, но только после его канонизации 12 апреля 1671 года Климентом. ИКС.

Новые владельцы здания решили перестроить его с нуля с помощью амбициозного проекта, задуманного самими верующими (такими как отец Ансельмо Канджано и отец Андреа Кастальдо, основатели флорентийской общины) и Доном Жуаном Медичи и разработанным Маттео. Нигетти, которого мы не знаем, в какой степени он учел предложения. Также кажется, что еще в 1597 году Буонталенти сделал его проект, преобразованный в деревянную модель (ныне утерянную) Диониджи Нигетти, отцом Маттео.

Театинцы вскоре установили прекрасные отношения с флорентийской аристократией, которая одаривала их пожертвованиями, наследством и щедрой милостыней. Помимо благословения флорентийского папы Климента VII, их субсидировала одна и та же великокняжеская семья: великая княгиня Кристина Лотарингская, жена Фердинанда I, и ее сын кардинал Карло Медичи, имя которого можно прочесть и сегодня. на фасаде, выделено регулярное финансирование строительства. Особенно активны были также Антинори, у которых был дворец перед церковью.

Благородные семьи из окружения великокняжеского двора, посвятившие себя строительству одного из самых роскошных районов города вокруг Виа Торнабуони, надеялись вместе с Сан-Гаэтано создать самую красивую церковь в стиле барокко во Флоренции.

И действительно, в этом замечательном архитектурном произведении, построенном, обставленном и украшенном в течение столетия, с 1604 по 1701 год, можно проследить историю сакрального искусства во Флоренции XVII века.

Первый камень был торжественно заложен 22 августа 1604 года. Маттео Нигетти следил за работами вплоть до завершения трансепта и хора, когда в 1633 году его сменил придворный архитектор Герардо Сильвани, которому помогал его сын Пьерфранческо.

В 1631 году театинцы поместили герб своего самого прославленного благодетеля Карло Медичи внутри церкви, в центре крестового свода.

Сильвани завершили корпус нефа и боковых часовен, продолжая первоначальный проект. 29 августа 1649 года кардинал Карло торжественно освятил храм, еще не имевший фасада.

В 1701 году строительство было завершено сценографическим расширением лестницы на площади Антинори.

В 1785 году, после подавления религиозных компаний, которыми руководил Пьетро Леопольдо ди Лорена, пострадали и некоторые религиозные ордена, наиболее важными из которых были цистерцианцы (Бадия ди Сеттимо и церкви Честелло и Санта-Мария-Маддалена деи Пацци), Целестины. (Сан-Микеле-деи-Висдомини) и Театинцы. Таким образом, церковь стала приходской.

 

Описание

Внешний

Фасад

Фасад, построенный в типичном флорентийском pietraforte, представляет собой новый стиль по сравнению со схемами городских церквей, обновленный до более сценографического вкуса римского импорта, начиная с лестницы. Фасад украшен скульптурами из белого мрамора, которые выделяются на непрозрачном фоне Гаваны. Он был введен в действие с 1648 года и завершен в 1683 году без скульптур. Козимо III, великий князь в то время, субсидировал проект украшения фасада между 1688 и 1693 годами, выплачивая 40 скуди в месяц.Архитектором, ответственным за проект, был Герардо Сильвани, который, безусловно, занял близлежащий фасад Санта-Клауса. Тринита дель Буонталенти, разработавшая еще более триумфально театральную реализацию. В то время на него, должно быть, также повлияли две деревянные модели фасада Флорентийского собора, созданные самим Буонталенти и Доном Жуаном Медичи.

Он был спроектирован на два ордера, разделенных выступающим карнизом, пересекаемым по вертикали двумя парами желобчатых пилястр с составными капителями, которые также повторяются на концах в нижней части. В нижней части есть три портала с треугольными тимпанами, которые предполагают внутреннее трехчастное разделение на нефы, которых не существует. Над боковыми тимпанами есть две ниши, содержащие статуи Сан-Каэтана из Тиены работы Бальтазара Пермозера и Сант-Андреа Авеллино, одного из главных представителей ордена, выполненного Антоном Франческо Андреоцци. Оба имеют театральную постановку, но первый также представляет собой психологическую глубину в жесте Сан-Каэтана, который указывает на людей, объект миссии театинцев, который полностью отсутствует во втором.

Вместо этого центральный портал украшен театинским гербом, по бокам которого изображены олицетворения Надежды и Бедности Пермозера, которые напоминают об основных правилах ордена.

Имя Карло Медичи возвращается в надписи крупными буквами, идущей вдоль высокого центрального карниза.

В верхнем регистре доминирует окулус окна-розы, увенчанный гербом Медичи, поддерживаемым двумя мраморными путти работы Карло Марчеллини (около 1688 г.). Вверху большой тимпан предполагает остроконечную форму базилики, а по бокам две волюты заканчиваются пьедесталами двух урн с огнем Веры, вылепленных из мрамора Пьетро Ромоло Малависти по проекту Джована Баттиста Фоджини. Обращают на себя внимание эффекты светотени, получаемые при наложении объемов, насечек, глубоких квадратов.

Фасад дважды реставрировали в ХХ веке, чтобы избежать отслоения камней.

 

Колокольня

Колокольня была построена между 1604 и 1618 годами вместо предыдущей башни по проекту Бернардо Буонталенти. Колокола были помещены в деревянную конструкцию Андреа Балатри, а утюги - кузнецом Джованни Пиглиуцци. Было найдено пять колоколов, по одному на каждую арку с каждой стороны и пятый, меньший по размеру, расположенный в центре свода. В 1996 году колокола были электрифицированы с помощью молотков, чтобы колебания не повредили колокольню в долгосрочной перспективе.

Другой колокол, ныне заброшенный, находится сегодня в часовне Антинори и датирован 1824 годом, с надписью, которая напоминает, что он был отлит в литейном цехе Морени по заказу священника Антонио Нути.

 

Внутренний

Сохранившийся гармоничный интерьер имеет форму латинского креста с одним нефом и боковыми капеллами, по три с каждой стороны и снабженными сообщающимися переходами.

Неф покрыт полукруглым цилиндрическим сводом, разделенным поперечными арками, и освещен большими окнами с круглыми арками, а два рукава трансепта покрыты простым цилиндрическим сводом. Апсида обрамлена величественной триумфальной аркой, на которой высечен Театинский герб, во главе которого стоит Крест, и перекрыта небольшим куполом. На пересечении нефа и трансепта на потолке находится монументальный герб кардинала Карло Медичи работы Бастиано Петтироссо 1631 года.

Заметен эффект полихромии между pietra serena архитектурных элементов, белизной свода статуй и барельефов, полихромным мрамором пола и декоративными вставками. Свет проникает через большие окна в самой высокой части нефа, создавая замечательные эффекты светотени по сравнению с полутемными часовнями.

Между второй и третьей часовнями слева находится деревянная кафедра, поддерживаемая двумя большими кронштейнами с головами ангелов и украшенная двумя путти-кариатидами; под ним находится гробница семьи Карди, к которой принадлежал художник Людовико Карди, известный как Чиголи.

В церкви есть великолепные подвижные текстильные обои восемнадцатого века с белым фоном, которые добавляются к неподвижным желтым и красным обоям, относящимся к периоду между семнадцатым и восемнадцатым веками. Это облачение необычайно полно и является третьим старейшим во Флоренции после облачения пятнадцатого века в Бадиа Фиорентина (из золотого парчового бархата) и красного дамасского в Санта-Мария-Новелла.

 

Цикл апостолов и евангелистов

Один из самых важных скульптурных циклов флорентийского семнадцатого века разворачивается в верхней полосе нефа с серией больших, чем обычно, мраморных статуй апостолов и евангелистов. Под каждой статуей один или два рельефа, изображающие эпизоды из их жизни, выполненные разными художниками.

Соединение статуи с рельефом было новым мотивом для Флоренции. Прежде чем все рельефы были завершены, были временные из побеленной земли, позже замененные мраморными. Из этих доказательств осталось только «Мученичество святого Симона» Джованни Баттиста Фоджини.

 

Контрфасад

На контрфасаде есть триумфальная арка, напоминающая главный алтарь. Открывающийся здесь овальный глазок лишь частично повторяет тот, что на фасаде. В верхнем регистре находится величественный орган, построенный в 1820 году Бенедетто Трончи из Пистойи, который включал в себя структуру органа семнадцатого века Антонио Колонны. Сценографическая система с пилястрами и тимпаном из искусственного камня является частью резонатора самого органа и частью интервенции 19 века. Даже деревянная балюстрада из искусственного мрамора относится к тому же периоду.

В нижней части вокруг центрального портала, обрамленного колоннами, четырех шкафов со стенами и двух скульптурных сводов 1640 года представлена ​​работа Доменико Пьератти, изображающая двух улыбающихся херувимов, поддерживающих бассейны из мраморного облака.

 

Главный алтарь

Расположенный на антресольном уровне с несколькими ступенями и отделенный от нефа балюстрадой (1669 г.), главный алтарь был освящен 29 августа 1649 г. в присутствии кардинала Карло Медичи, хотя его нынешний вид восходит к реконструкции собора. 1675. Состоящий из удивительного сочетания драгоценных мраморов, он был спроектирован Пьерфранческо Сильвани: вогнутый фон завершается внушительным серебряным киборием, единственным остатком монументального аппарата, подаренного семьей Торриджани по случаю канонизации Сан-Каэтана, и работа флорентийского ювелира Бенедетто Петруччи. Используемый мрамор включает Rosso di Francia, Lapis lazuli, Verde Greco, Giallo di Siena, Giallo Antico di Numidia и т. Д. По бокам алтаря находятся гербы кардинала Доменико Мария Корси и маркиза Джованни Корси (Корси были еще одной знатной семьей с дворцом на Виа де Торнабуони).

В основании алтаря под роскошной позолоченной деревянной решеткой хранятся мощи святых Марио и Марии, безвестные фигуры, перевезенные из катакомб Сан-Каллисто в 1615 году по инициативе великой княгини Кристины Лотарингской.

 

Хор

Хор расположен за главным алтарем и представляет собой помещение квадратной формы, перекрытое куполом. Он был завершен в 1630 году. Черно-белый дуэт здесь смягчается роскошными неподвижными обоями (сделанными между концом семнадцатого и началом восемнадцатого века) и фресками. Деревянные киоски (из орехового дерева), приписываемые мастерской Якопо Сани, расположены в два ряда на градуированной высоте и украшены ангельскими головами.

На центральной стене находится большое бронзовое Распятие, шедевр Франческо Сузини, подарок дона Лоренцо Медичи. Любопытно, что на нем изображен Христос в позе умирающего (перед смертью, следовательно, с четырьмя ранами, без раны в боку), иконография, запрещенная соучредителем театинцев Паоло IV Карафа, чей запрет, однако, был предан забвению. век спустя. Распятие помещено в нишу, увенчанную символическим пеликаном, который, как и Христос, вспарывал себе грудь, чтобы предложить свою плоть, чтобы накормить выводок.

Купол был расписан фресками Филиппо Марии Галлетти со Славой Святого Каэтана, подаренной Троице архангелом Михаилом, а в перемычках есть четыре аллегории: Изобилие, Милосердие, Стойкость и Победа.

По обеим сторонам хора, в пределах двух серлиан, первоначально использовавшихся в качестве хоров, находится орган Mascioni opus 457, построенный в 1933 году.

 

Правые часовни

Начиная с контрфасада вы встречаете:

Красная Часовня

Посвященный Сант-Андреа-Апостоло, он был украшен Оттавио Ваннини. На своде он изобразил Христа во славе среди позолоченной лепнины, и ему также было поручено расписать боковые полотна (Сан-Джованни, указывающий на Христа Сант-Андреа и призвание Сант-Андреа и Сан-Пьетро), но он умер в 1643 году. , поэтому их завершил его ученик Антонио Руджери. Последний также отвечает за древний запрестольный образ с Мученичеством Сант-Андреа, который теперь перемещен в капеллу Антинори, поскольку его заменила Мадонна с младенцем Андреа делла Роббиа (1470-1480), ранее принадлежавшая древней церкви. В тимпане алтаря находится бюст Богородицы работы Антонио Новелли (1642 г.). Примечательны также деревянные двери балюстрады с резными ветвями растений, на которых заключены инициалы апостола Андрея Первозванного.

 

Часовня Маццеи

Посвященный Архангелу Михаилу, он был украшен с 1634 года. Анджело Микеле Колонна написал фрески Троицы во славе в куполе - с иллюзионистскими эффектами - Ангелов в боковых люнетах и ​​Благовещение в центральном. Вместо этого Якопо Виньяли написал полотна с триптихом «Освобождение святого Петра», «Явление ангела святому Иоанну Богослову на Патмосе» и «Святой Михаил, освобождающий души в чистилище», последний перенесен в 1928 году в часовню Торнакинчи. и заменен полихромной терракотой двадцатого века с Явлением Святого Сердца в Санта-Маргерита-Мария-Алакок.

 

Часовня Мартелли

Семья Мартелли посвятила свою часовню нескольким святым: помимо владельцев церкви, Сант-Андреа Авеллино, Сан-Джованни Баттиста, Непорочного Зачатия и Сан-Франческо: все они изображены на алтаре Маттео Росселли (1640 г.). В тимпане алтаря редкая скульптурная работа архитектора Малависти с бюстом Сан-Франческо 1635 года. На боковых стенах находятся два надгробных памятника двум важным религиозным деятелям семьи: кардиналу Франческо Мартелли и архиепископу Флоренция Джузеппе Мария Мартелли, выполненная в 1750 году фламандским скульптором Францем Янссенсом. Два портрета в медальонах на темных пирамидах, поддерживаемые херувимами, представляют собой микромозаики, выполненные в Риме, которые дают представление о том, что они написаны. В верхней части расположены картины Сиджизмондо Коккапани с «Аллегориями послушания и бедности» в центральном люнете (фреска), «Проповедь Сан-Винченцо Феррера» и «Заточение Сан-Винченцо в Сарагосе» на боковых (холсты) и «Непорочное приветствие». Вечный Отец в склепе (фреска).

 

Левые часовни

От встречного фасада до алтаря.

Часовня Торнакинчи

Семья Торнакинчи или Торнабуони владела большим дворцом справа от церкви. Они посвятили эту часовню под своим покровительством до 1766 года (потом она перешла к семье Альберготти) святому Зиновию и его дьяконам Евгению и Крещенцио. Первоначальная отделка утрачена; например, Непорочное зачатие восемнадцатого века Джачинто Фабброни, которое сейчас находится в капелле Антинори, и, возможно, полотно Филиппо Марии Галлетти, которое сейчас находится на хранении в ожидании реставрации, являются его частью. В 1928 году здесь был помещен светящийся запрестольный образ Якопо Виньяли с изображением Сан-Микеле Арканджело, освобождающего души в Чистилище, который стал частью триптиха капеллы Маццеи. Два надгробных памятника по бокам были возведены семьей Альберготти в 1772 году и посвящены Марчеллино Альберготти Бельтрами, епископу Ареццо, умершему в 1249 году, и Франческо Альберготти, солдату и флорентийскому сенатору. Лепнина в своде приписывается Джовану Баттисте Чичери (около 1698 г.) и обрамляет фрески Галлетти: Ангелы и аллегории Милосердия и Стойкости справа, Ангелы и аллегории Мира и Мансуэтудина слева.

 

Францисканская часовня

Вторая часовня слева была подарена барону Филиппо Франчески, мужу дворянки Маддалены Корсини и отцу театина дона Лоренцо и Лоренцо Корсини Франчески, литератора и драматурга. Часовня была украшена Анджело Микеле Колонна (автор фресок на своде и люнетах со Славой Сан-Лоренцо в изысканной квадратуре), но прежде всего она известна алтарем Пьетро да Кортона с Мученичество Сан-Лоренцо: работа была заказана в 1637 году, но несколько раз писалась между Римом и Флоренцией и помещена здесь примерно в 1653 году. Важное полотно римского лидера, оно выделяется среди других работ церкви флорентийской школы пышностью цвета, ярким драпировка, свет, льющийся с высоты, подчеркивает динамичный и театральный характер персонажей. На левой стене - полотно Маттео Росселли, на котором Сан-Лоренцо раздает свое имущество бедным и исцеляет слепого (1643 г.). Слева - Мадонна, предлагающая Младенца святому Франциску, одна из последних работ Якопо Чименти, известная как Эмполи (1636 г.).

 

Часовня Ардингелли

Часовня Ардингелли находится ближе всего к алтарю с левой стороны и посвящена Успению Пресвятой Богородицы, хотя после исчезновения семьи театинцы решили повторно посвятить ее Сант-Андреа Авеллино, поместив Смерть в качестве запрестольного образа. Сант-Андреа Авеллино работы Игнацио Хьюфорда (1712 г.). На тимпане алтаря бюст Христа работы Бартоломео Ченнини (первая половина 17 века) напоминает придворный стиль 16 века. Полотно с «Поклонением ангелов» Франческо Боски обрамляет тондо Мадонны с Младенцем: в древности в тондо помещалась чтимая Мадонна работы Амброджо ди Бальдезе, но сегодня есть еще одно подобное произведение. На противоположной стене находится « Представление в храме Марии » Альфонсо Боски (также 1643 г.). Свод и верхние люнеты украшены лепниной Антонио Новелли, а яркие фрески — Лоренцо Липпи («Ангелы-музыканты» и «Коронация Марии», 1642–1643).

Между часовнями Ардингелли и Франчески находится небольшая комната, в которой находится гробница Серафины Пеццуоли, девушки, умершей от болезни в 1628 году и приведенной в качестве примера безмятежного принятия болезни и принесения своих страданий во спасение душ. Его памятник был создан Алессандро Малависти и украшен тондо с портретом Карло Дольчи в 1642 году.

 

Трансепт

На правом и левом трансепте с каждой стороны есть часовни, обе находящиеся под патронажем семьи Бонси, крупнейшего финансиста церкви после Медичи. На обоих концах трансепта находятся надгробные памятники членам семьи, в частности, двум епископам Безье, епископское и кардинальское место, зарезервированное для семьи Бонси с 1576 года: Джованни и Пьетро Бонси. Два памятника из полихромного мрамора являются работой Антонио Джинестрелли, который в 1633 году также создал мраморные рамы для инкрустаций картин, представленных выше. Справа находится «Поклонение волхвов» Оттавио Ваннини, примыкающее к часовне Рождества; слева император Ираклий, возвращающий Святой Крест в Иерусалим, с патриархом Заккарией работы Джованни Биливерта, который также разработал люнет с «Полетом ангелов» (1632 г.).

Своды и стены трансепта расписаны театральными сценами конца семнадцатого века: справа «Видение Сан-Каэтана, принимающего Младенца от Мадонны» Якопо Кьявистелли (1671 г.), а на своде - «Весть волхвам и пастухам». Филиппо Мария Кокерелс; слева Сан-Каэтан получает знаки Страстей Иисуса, также работы Кьявистелли, и квадратуру Креста во славе среди святых работы Галлетти.

 

Часовня Рождества

Расположенный на правом рукаве, он был первым украшен в церкви по проекту архитектора Алессандро Мальвисти и послужил образцом для всех остальных. Позолоченная лепнина свода принадлежит Себастьяно Петтиросси (1631 г.), также автору бюста Бога-Отца на фронтоне алтаря. Полотна принадлежат Маттео Росселли: Алтарь Рождества в центре и Посещение справа (подписано и датировано 1631 г.), а полотно слева с Благовещением принадлежит Фабрицио Боски (1632 г.). Он также нарисовал люнеты, возможно, с помощью молодого Лоренцо Липпи, с Санта-Кристиной в тюрьме слева, Мадонной, предлагающей ребенка Сан-Франческо справа, и ангелами в хранилище (около 1632 г.). В деревянных дверях балюстрады работы Якопо Мария Фоджини мельничное колесо с герба Бонси вставлено в епископские шапки.

 

Часовня Святой Елены или Святого Креста

Расположенный в левом трансепте, он также был работой архитектора Мальвисти 1644 года, которую некоторые считают его шедевром. Боковые полотна - работа Якопо Виньяли (Явление Креста Константину слева) и Джованни Биливерта (Святая Елена, руководящая раскопками для открытия Креста справа) и обрамлены сложным мотивом в pietra. серена. Боковые люнеты также принадлежат Виньяли («Обезглавливание Санта-Лукреции» и «Domine quo vadis?»), также автору фрески в своде с «Полетом ангелов с крестом». Мраморный бюст Христа, благословляющего в тимпане алтаря, принадлежит Себастьяно Петтиросси (1631 г.), который также руководил лепниной на своде.

 

Ризница

В ризницу можно попасть через дверь в правой стене хора. Он был построен в первой половине семнадцатого века и имеет большие деревянные шкафы восемнадцатого века на трех стенах с геометрическим зеркальным декором, который облегчает внушительную структуру. На северной стороне есть четыре двери, центральные из которых украшены тимпанами с бюстами и окулами, которые освещают соседнюю комнату, где находится умывальник 1611 года Орацио Мочи, вдохновленный работами Буонталенти.

Карло Марчеллини, помимо разработки гардеробов, к концу семнадцатого века изменил оформление ризницы, создав четыре лепных медальона, поддерживаемых херувимами по углам, с портретами Сан-Каэтана из Тиены, Сант-Андреа Авеллино, Паоло IV. Карафа и блаженный кардинал Шипионе Бурали. Центр потолка украшен фреской Пьера Дандини с изображением Сан-Гаэтано, представляющим церковь Троице в сопровождении Веры. Также в ризнице хранится деревянное распятие шестнадцатого века, приписываемое школе Джамболоньи и подарок Алессандро Медичи, будущего папы Льва XI (ранее оно располагалось в нише хора за главным алтарем, пока не было заменен на Susini). Необычной является его иконография с крестом, который является единым целым с пальмой, деревом, связанным с символикой жертвоприношения и мученичества с раннехристианской эпохи.

церковь в настоящее время принадлежит институту первосвященников Христа Царя, где совершается Тридентская месса.