Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция

Церковь Санта-Мария-дель-Кармине — католический храм Флоренции, возвышающийся над одноименной площадью в районе Олтрарно. Он известен тем, что содержит цикл фресок в капелле Бранкаччи, фундаментальное произведение искусства эпохи Возрождения, украшенное Мазаччо и Мазолино (а позже завершенное Филиппино Липпи).

 

История

Церковь, посвященная Беате Вергине дель Кармине, была построена в 1268 году как часть монастыря кармелитов, который существует до сих пор; только несколько романско-готических остатков по бокам остаются видимыми с того периода. Комплекс был впервые расширен в 1328 году, когда муниципалитет предоставил монахам в пользование землю, прилегающую к пятому ярусу стен, а затем в 1464 году, когда были добавлены зал капитула и трапезная. Работы закончились в 1476 году.

Как и многие другие флорентийские церкви, она подвергалась реконструкции между шестнадцатым и семнадцатым веками, но прежде всего это был разрушительный пожар 1771 года, который, почти полностью уничтожив интерьер, потребовал полной перестройки, которая была заказана архитекторами Джузеппе Ружьери, автором проекта и Джулио Маннайони, управляющего сайтом. Он был завершен, за исключением фасада, между 1775 и 1782 годами.

Огонь не поразил ни древнюю ризницу, ни капеллу Корсини, ни, к счастью, капеллу Бранкаччи.

В июле 1954 года Папа Пий XII возвел его в ранг малой базилики.

 

Архитектурно-художественное оборудование

Фасад церкви незакончен (как и другие великие флорентийские базилики) и имеет высокий и грубый каменно-кирпичный массив.

 

Неф

Внутреннее убранство церкви изначально однонефное с латинским крестом в плане (82x15 м, при высоте купола 35). Неф имеет пять боковых часовен с алтарями по бокам, украшенными лепниной и расписными запрестольными образами. Среди этих часовен есть исповедальни и двери из орехового дерева, ведущие в монастырь, а также в другие часовни и помещения монастыря.

Росписи на потолке восходят к реконструкции восемнадцатого века: квадратуры с иллюзионистской архитектурой принадлежат Доменико Стаджи, а фрески нефа (Вознесение Христа) и купола (Троица и Богородица во славе среди святых). Древнего и Нового Завета) являются работой Джузеппе Ромеи.

В часовнях с правой стороны выделяются картины «Распятие» Джорджо Вазари (1560 г., третий алтарь), «Посещение» Аурелио Ломи (около 1595 г.) и «Похороны святого Алексия» Бернардино Мональди. В тех, что слева, находятся (со стороны контрфасада): «Поклонение волхвов» Грегорио Пагани (подписано и датировано 1603 г.), «Благовещение» Бернардино Поччетти (подписано и датировано 1601 г.), «Рождество» Франческо Гамбаччини (около 1782 г.), Сотник Капернаумский умоляет Христа об исцелении сына Джованни Марии Буттери и святой Марии Магдалины де Пацци, покрытого покрывалом Мадонны работы Джузеппе Фаббрини (около 1782 г.).

 

Часовня Бранкаччи

Часовня Бранкаччи расположена в конце правого трансепта. Он чудом уцелел от пожара и уцелел от перестройки благодаря активному вмешательству флорентийской аристократки, которая усиленно сопротивлялась покрытию фресок. В нем хранится цикл фресок Мазаччо и Мазолино, указанный как отправная точка нового ренессансного стиля в живописи. Завершенный Филиппино Липпи, он изучался и восхищался поколениями крупных флорентийских художников: Микеланджело, например, сделал несколько копий частей, написанных Мазаччо.

Есть также Мадонна дель Пополо тринадцатого века.

 

Большая часовня

В капелле Маджоре находится монументальный алтарь из цветного мрамора, бронзы и полудрагоценных камней. Под столом останки блаженного Ангиоло Маззинги. Внутри хора находится мраморный надгробный памятник Пьеру Содерини работы Бенедетто да Ровезцано (выполненный в 1512-1513 годах, до смерти Содерини в 1522 году), среди редких сохранившихся образцов церкви шестнадцатого века.

Бадалоне за алтарем работы Доменико Аттиччати (около 1594 г.) из Чертоза дель Галлуццо. Рядом с задней стеной, над хором, находится орган Контуччи, отличающийся монументально украшенным деревянным корпусом в стиле барокко.

 

Часовня Корсини

В 1675 году семья Корсини построила часовню в левом трансепте церкви Кармине, посвященную семейному святому Сант-Андреа Корсини, епископу Фьезоле в 14 веке и только что канонизированному в 1629 году. Архитектор Пьер Франческо Сильвани был вызван и выбрал барокко тогда было в моде в Риме, положив начало этому стилю во Флоренции. Он был расписан фресками Луки Джордано в 1682 году с изображением Славы Сант-Андреа Корсини и украшен лепниной Джованни Баттиста Фоджини (Сант-Андреа Корсини и битва при Ангиари, Месса Сант-Андреа и Апофеоз Сант). Андреа Корсини 1676-83). Это сооружение тоже чудом уцелело от пожара столетие спустя. Сложный потолок в стиле рококо расписан фресками Джованни Доменико Ферретти.

 

Часовня Распятия Провидения

В левой части трансепта также находится Капелла дель Крочифиссо делла Проввиденца, украшенная между 1771 и 1782 годами лепниной Доменико и Джироламо Руски и фресками Агостино Рози. На алтаре в скинии Джузеппе Пьямонтини 1740 года находится распятие, нарисованное на бумаге, которое считается чудотворным. Работа составлена ​​вместе с Мадонной в византийском стиле и Вечным Отцом в рамке с двенадцатью поклоняющимися ангелами, написанными в стиле Боттичелли.

Стены украшены запрестольными изображениями на тему Святого Креста, намекающими именно на чудотворное распятие. Справа — «Обретение Креста», копия панели Грегорио Пагани, уничтоженной в огне, а слева — «Воздвижение Истинного Креста» Джезуальдо Ферри.

 

Другие часовни в трансепте

В другой часовне в левом трансепте, перед часовней Распятия и рядом с часовней Корсини, есть запрестольный образ Джан Доменико Ферретти с низложением (около 1758 г.). Фрески на куполе — современная работа Джузеппе Ромеи, на которой царь Мельхидеш предлагает хлеб и вино Аврааму. Здесь, на боковых выступах стены, когда-то были утраченные фрески Сан-Паоло Мазаччо и Сан-Пьетро Мазолино (около 1424 г.), которые, по-видимому, принесли двум художникам заказ на капеллу Бранкаччи.

В правом трансепте, помимо капеллы Бранкаччи, находится капелла Нерли с лепниной 1780 года и запрестольным образом Святой Анны, Богородицы с младенцем из школы Андреа дель Сарто, а также еще одна часовня, объединившая три античных готических капеллы, где сегодня находится алтарь с лепным декором работы Доменико и Джулиано Руски и фресками некоего Чиприано Ленси, а также полотно с изображением Блаженной Бонаджунты Манетти дель Антелла работы Франческо Гамбакчани.

 

Ризница

Ризница - еще одна из комнат, уцелевших после пожара, с древней готической архитектурной структурой, датируемой 1394 годом. Фрески на стенах с историями святой Цецилии, приписываемые Липпо д'Андреа (около 1400 г.). Люнеты на двух дверях украшены фресками с изображением Пьеты и Мадонны с младенцем в стиле Аньоло Гадди. Даже витражи оригинальные и украшены гербами семей Серрагли и Корсини.

Запрестольный образ представляет собой Распятие в манере Якопо дель Селлайо с пределлой, изображающей Истории святого Андрея. Над предметом мебели на правой стене находится бюст Санта-Мария-Маддалена-деи-Пацци работы Данте Содини (1908 г.). Висячие картины - это полиптих с Мадонной с младенцем и святыми, приписываемыми Андреа Бонаюти, мученичество Сан-Якопо Лоренцо Липпи (1641 г.) и, сбоку, Андреа Корсини, исцеляющий слепого Бернардино Поччетти (около 1600 г.).

Прилавок из орехового дерева в центре комнаты датируется 1660 годом, а кресло епископа Сант-Андреа-Корсини рядом с дверью было сделано примерно в 1629 году, когда он был канонизирован.

 

Mонастырь

Большой комплекс, примыкающий к церкви, также на протяжении веков подвергался многочисленным разрушениям и перестройкам, пожарам, бомбардировкам, вплоть до наводнения 1966 года, настолько, что сейчас трудно восстановить его первоначальные очертания. Однако создается впечатление, что комплекс Кармине зародился как женский монастырь, к которому была пристроена небольшая церковь, и только позже второй возобладал над первым. Многие светские и религиозные братства обосновались в монастырских помещениях, в частности, мы помним труппу Сант-Аньезе, состоявшую из вдов, которые заботились о подготовке периодических театральных представлений на священные темы, привлекавших множество зрителей со всего города.

В монастырь можно попасть через дверь справа от фасада церкви. В вестибюле, покрытом цилиндрическим сводом, над аркой монастыря висит тондо, на котором изображена Богородица, передающая скапулярий святому Симону Стоку Джузеппе Ромеи.

Монастырь датируется 1597-1612 годами и имеет квадратный план с круглыми арками, опирающимися на каменные колонны, а на первом этаже находится архитравированная лоджия. Люнеты украшены фресками XVII-XVIII веков разных авторов (Галеаццо и Джован Баттиста Гидони, Доменико Беттини, Козимо Уливелли, Антонио Никола Пиллори и др.), хотя сегодня сохранились лишь некоторые из них. Некоторые из них, отреставрированные, выставлены в доме капитула тринадцатого века, где сегодня расположены касса и магазин часовни Бранкаччи. В древности на одном из таких люнетов находилась утерянная фреска Сагры работы Мазаччо (ок. 1423-1424). В монастыре находятся различные гербы семей Олтрарно, надгробные памятники и бюст кармелитского математика Джулиано Ристори да Прато.

Зал Cenacolo обязан своим названием монументальной «Тайной вечере» Алессандро Аллори, датированной 1582 годом, где также появляются автопортрет Аллори (слева) и портрет патрона, отца Луки да Венеции (справа). два конца.). Здесь также были размещены отдельные фрагменты фресок с монохромными историями Страстей, Благовещения и Святых, выполненные неизвестным флорентийским художником конца четырнадцатого века из Compagnia di San Niccolò.

В Зале Колонна есть фреска из мастерской Паоло Скьяво с Распятием и кармелитами, а также коллекция отдельных фрагментарных фресок четырнадцатого и пятнадцатого веков, происходящих из монастыря и из древней церкви, среди которых Истории жизнь Сан-Джироламо ди Герардо Старнина (фрагменты из капеллы Дель Пульезе, 1401–1404 гг.), Мадонна на троне со святыми, приписываемыми Пьетро Нелли (около 1385 г.), и дарование правления Кармель, ранняя работа Филиппо Липпи до до 1431 года.

Вторая трапезная, также называемая Сала Ванни (используется для концертов), украшена фресками с изображением Ужина в доме Симоне Фарисео работы Джована Баттиста Ванни (около 1645 г.), и здесь также собраны отдельные фрески из часовни Нерли, изображающие Истории Страстей Господних. Христос приписывается Липпо д'Андреа (1402 г.): Распятие с синопией, фрагментарное Бичевание и неполная Тайная вечеря со святыми. Есть также Сан-Вивальдо анонимного художника конца четырнадцатого века и Сан-Чирилло, приписываемый Спинелло Аретино.

Чтобы посетить капеллу Бранкаччи, нужно пройти через пару небольших комнат, которые соединяют капеллу с трансептом церкви. В одном из них, вестибюле, есть люнет с двумя фресками ангелов (около 1420-1430) и в центре мраморная Мадонна с младенцем, приписываемая молодому Микелоццо.

 

Братства

Со временем в большой базилике и ее пристройках собралось множество братств. Среди наиболее важных были:

Компания святых Антония и Ричарда кучеров
Компания бомбардиров Санта-Барбары (также объединила аркебузиров и золотобитеров)
Компания десяти тысяч мучеников
Компания Санта-Мария-делле-Лауди и Сант-Аньезе
Компания Сан-Никколо-ди-Бари-аль-Кармине
Компания Сант-Альберто Бьянко
Компания Пьета Гвоздя
Компания Сан-Себастьяно-дель-Попончино