Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Базилика Санта-Мария-Новелла является одной из самых важных церквей Флоренции и стоит на одноименной площади. Если Санта-Кроче был и остается очень древним центром францисканской культуры, а Санто-Спирито принимал орден августинцев, то Санта-Мария-Новелла была точкой отсчета во Флоренции для другого важного нищенствующего ордена, доминиканцев.

«В почтенной церкви Санта-Мария-Новелла в одно вторник утром, когда почти не было других людей […], встретились семь молодых женщин…»
(Джованни Боккаччо, Декамерон, День первый, введение)

 

История

В 1219 году во Флоренцию из Болоньи прибыли двенадцать доминиканцев, за которыми последовал брат Джованни из Салерно. В 1221 году они получили небольшую церковь Санта-Мария-делле-Винье, названную так из-за окружающих ее сельскохозяйственных угодий (в то время за стенами). Эта маленькая церковь, принадлежавшая каноникам Собора, была освящена в 1049 или, по другим данным, в 1094 году, хотя вторая гипотеза более вероятна, так как документ с упоминанием этой даты хранится в Капитулярном архиве Флорентийского собора. . В любом случае под нынешней ризницей были найдены некоторые остатки древней церкви, в частности основания некоторых романских колонн.

В 1242 году флорентийская доминиканская община решила начать работу над новым и более крупным зданием, получив от папы разрешение на индульгенции для тех, кто внес финансовый вклад в строительство еще в 1246 году. 18 октября 1279 года, во время праздника Сан-Лука. , церемония закладки камня в фундамент была проведена в часовне Гонди с благословения кардинала Латино Малабранка Орсини, хотя на самом деле работы уже начались некоторое время назад. Новая церковь имела фасад, обращенный на юг. Строительство было завершено в середине 14 века. Проект, согласно очень противоречивым документальным источникам, принадлежит двум доминиканским монахам, фра Систо да Фиренце и фра Ристоро да Кампи, но фра Якопо Пассаванти также участвовал в строительстве, а колокольня и значительная часть монастыря происходят из-за вмешательства, которое последовало за ним фра Якопо Таленти и Бенчи ди Чионе Дами. Церковь, хотя и была завершена в середине 14 века со строительством прилегающего монастыря, тем не менее официально была освящена только в 1420 году папой Мартином V, который проживал в городе.

По заказу семьи Ручеллаи Леон Баттиста Альберти спроектировал большой центральный портал, антаблемент и верхнее завершение фасада из белого и темно-зеленого мрамора из Прато (змеевик), завершенный в 1470 году. После Трентского собора, между 1565 и В 1571 году церковь была перестроена Джорджо Вазари, с удалением ограждения хора и реконструкцией боковых алтарей, что повлекло за собой укорачивание готических окон. Между 1575 и 1577 годами Джованни Антонио Дозио построил часовню Гадди. Дальнейшая реконструкция была проведена между 1858 и 1860 годами архитектором Энрико Ромоли.

В октябре 1919 года Папа Бенедикт XV возвел ее в ранг малой базилики.

Капитальная реставрация была проведена в 1999 году в рамках подготовки к юбилею 2000 года, а последующая реставрация фасада проводилась с апреля 2006 года по март 2008 года.

С марта 2001 года за посещение необходимо заплатить вступительный взнос.

 

Фасад

Готические предсуществования
Мраморный фасад Санта-Мария-Новелла является одним из самых важных произведений флорентийского Возрождения, несмотря на то, что он был начат в предыдущие периоды и окончательно завершен только в 1920 году.

Первое вмешательство произошло около 1350 года, когда нижний регистр был покрыт белым и зеленым мрамором благодаря средствам некоего Турино дель Бальдезе, который умер двумя годами ранее. В связи с этим были сделаны шесть авелли или гробниц, два готических боковых портала и, возможно, также мраморный орнамент с квадратами и слепыми круглыми арками до первого карниза, которые напоминают баптистерий Сан-Джованни.

Самый верхний окулус был открыт с 1367 года.

Позже работы были прерваны, и во время Флорентийского собора, который также проводился в монастыре с 1439 года, была подтверждена необходимость завершения фасада. Только двадцать лет спустя богатый купец Джованни ди Паоло Ручеллаи предложил проект, который доверил проект своему доверенному архитектору Леону Баттисте Альберти.

Между 1458 и 1478 годами оставшаяся часть была покрыта полихромным мрамором, гармонирующим с уже существующей частью. Нижняя часть осталась почти нетронутой в своей средневековой планировке, добавив только классический портал, вдохновленный порталом Пантеона, обрамленный мотивом колонны-столба, который повторяется, хотя и в другом отношении, также на концах по бокам. За классическим антаблементом находится широкая полоса, украшенная квадратными инкрустациями, вдохновленная аттиками античной архитектуры, которая разделяет и соединяет нижнюю и верхнюю части.

На верхнюю часть повлияло предсуществование большого окулуса, вокруг которого Альберти установил в противофазе большой трехсторонний прямоугольник, связанный геометрическими соотношениями кратных и дольных с остальными элементами изображения. фасад. Он увенчан тимпаном с ликом Младенца Иисуса в центре, вставленным в пылающий солнечный диск, эмблему района Санта-Мария-Новелла. Две перевернутые улитки по бокам с очень тонкими вставками имеют функцию соединения с нижней частью и маскируют разницу в высоте между центральным и значительно более низкими боковыми нефами. Это первый в истории искусства образец этого архитектурного мотива, получившего впоследствии широкое распространение. Завиток справа был покрыт мрамором только в 1920 году.

На верхнем архитраве есть надпись, увековечивающая благодетеля и символический год завершения, 1470: IOHA(N) NES ORICELLARIUS PAV(LI) F(ILIUS) AN(NO) SAL(VTIS) MCDLXX (Джованни Ручеллаи, сын Павла, 1470 г.). Изящный мраморный фриз антаблемента с «парусами с вантами на ветру» есть не что иное, как геральдическая эмблема Джованни ди Паоло Ручеллаи. Тот же символ, который можно увидеть на фасаде дворца и лоджии Ручеллаи, а также на маленьком храме Гроба Господня в Сан-Панкрацио, появляется и на угловых колоннах.

Таким образом, вмешательство Альберти было перенесено на предыдущие готические постройки, но он смог объединить новые и старые части за счет использования мраморной инкрустации, заимствованной из флорентийского романского стиля (Баптистерий Сан-Джованни, Сан-Миниато-аль-Монте, Бадия Фьесолана). Это традиционное наследие было переработано в соответствии с классическим уроком и принципами модульной геометрии, усиливая историю здания и местный контекст.

Однако схема смягчается некоторыми небольшими асимметриями, возможно, запланированными Альберти, возможно, из-за местной рабочей силы. На самом деле заранее заданная схема не была смодулирована на математических соответствиях, так что, вероятно, Альберти пришлось замаскировать несоответствие между вертикальными элементами нижней и верхней части именно добавлением аттической фасции, чья вставки не совпадают с другими предметами.

Некоторые из основных модульных отчетов:
Базовая линия церкви равна высоте фасада, с которым она образует квадрат;
Если нижняя часть составляет ровно половину площади этого квадрата, то верхняя, по отношению к квадрату между волютами, равна одной четверти;
Разделив эту поверхность еще раз на четыре, получаются шестнадцатые части поверхности, которые точно описывают боковые волюты;
Центральный портал в полтора раза выше своей ширины (соотношение 2/3);
Высота центральной навесной полосы равна ширине боковых ворот и авелли и в семь раз превышает высоту нижнего порядка;
Стороны квадратов, наложенных на центральный пояс, составляют одну треть высоты самого пояса и вдвое больше диаметра колонн в нижней части.
Sol Invictus, изображенный на тимпане, является гербом района Санта-Мария-Новелла, а также символом силы и разума; торжество света над тьмой, диаметр тондо Солнца составляет ровно половину диаметра окна-розетки (включая раму) и равен диаметру кругов в волютах.

 

Входы

Люнеты над дверями были расписаны Улиссом Чокки между 1616 и 1618 годами. Центральный изображает святого Фому Аквинского в молитве перед распятием (на заднем плане герб Ручеллаи и процессия Корпуса Домини, начавшаяся в Санта-Мария-Новелла). . На боковых изображены два персонажа Ветхого Завета, традиционно связанные с евхаристической аллегорией: Аарон с манной справа и Мелхиседек с хлебами слева.

 

Научные инструменты

На фасаде также есть некоторые научные инструменты, добавленные в 1572-1574 годах: слева бронзовая равноденственная армилла, справа астрономический циферблат из мрамора с гномоном работы доминиканского монаха Игнацио Данти из Перуджи (1555-1586), астроном и картограф великого князя. Благодаря этим инструментам монах-астроном смог точно рассчитать расхождение между истинным солнечным годом и юлианским календарем, который тогда еще использовался с момента его обнародования в 46 г. до н.э. Доказательство своих исследований с комиссией других ученых в Риме перед Папой Григорием XIII привело к перераспределению дней и обнародованию нового григорианского календаря, перескочившего за одну ночь 1582 года с 4 октября на 15 октября.

 

Интерьер церкви

Внутренняя архитектура

Церковь была первой базиликой Флоренции, в которой использовались элементы готической архитектуры, в частности типичные черты цистерцианской готической архитектуры. Интерпретация нового стиля была очень оригинальной и послужила образцом для большого количества последующих культовых сооружений. Его длина 99,20 м, ширина 28,20 м, а максимальная длина трансепта составляет 61,54 м. Он имеет крестообразный план (т.е. Т), разделенный на три нефа с шестью большими пролетами, которые уменьшаются по направлению к алтарю (11,50 м к алтарю против 15 м к фасаду), создавая ощущение более длинного большего, чем реальный. Крыша возложена на крестообразные своды с ребрами со стрельчатыми арками, украшенные двухцветной бело-зеленой росписью стен, поддерживаемые полистильными столбами, т. е. со смешанными сечениями. Ширина центрального нефа и его высота на пределе статических возможностей для здания такого рода означают, что боковые нефы кажутся гармонично слитыми в один очень большой зал.

Большой иконостас, ранее отделявший пресвитерию, предназначенную для верующих, от продольных проходов, где сидели верующие, был снесен между 1565 и 1571 годами, когда Вазари работал там по заказу Козимо I. В тот же период одиночные стрельчатые окна вдоль нефа, чтобы внизу оставалось место для новых боковых алтарей. В старину на полу располагались многочисленные надгробия, которые были отобраны при реставрации 1857-1861 годов и частично помещены между боковыми столбами. Также в 19 веке был перестроен главный алтарь в неоготическом стиле, а окна и боковые алтари были заново собраны, что придало церкви ее нынешний вид.

В конце главного нефа, на высоте 4,5 метра, Распятие Джотто (датируемое примерно 1290 годом) было перемещено в 2001 году, после двенадцати лет реставрации, на то место, где оно, вероятно, должно было находиться до 1421 года, связанное с иконостатикой разделения. . Слегка наклоненный вперед, он поддерживается подвесной металлической конструкцией, закрепленной на лебедке, которая позволяет опускать его на землю.

 

Витражи

Витражи были сделаны между 14 и 15 веками, и среди них выделяются Мадонна с младенцем или Св. Иоанн и Св. Филипп, оба спроектированные Филиппино Липпи, размещенные в часовне Строцци. Окно-роза, выходящее на фасад, на котором изображена Коронация Богородицы с сонмом танцующих ангелов и рама пророков, было нарисовано на картоне, приписываемом Андреа ди Бонайуто между 1365 и 1367 годами. На сцене также изображен клиент, Тебальдино. де Риччи.

 

Встречный фасад

На контрфасаде интересен люнет центрального портала с изображением Рождества, отдельно стоящей фреской из круга Сандро Боттичелли. В левом портале находится «Благовещение» на холсте, последняя работа Санти ди Тито. Наконец, в той, что справа, есть фреска XIV века неизвестного автора с Благовещением, венчающим Рождество, Поклонение волхвов и Крещение Христа.

 

Алтари в левом проходе

Произведения искусства многочисленны и имеют очень высокий статус, среди которых выделяется «Тринита» Мазаччо, экспериментальная работа по использованию перспективы, о которой Вазари сказал: «Кажется, что эта стена пробита». Он представляет собой один из важнейших шедевров искусства эпохи Возрождения, воплощение новых стилистических канонов в живописи наравне с архитектурными задачами Брунеллески и скульптурными достижениями Донателло. Священная сцена выполнена в монументальной классической архитектуре, спроектированной с реалистичной точкой схода, которую можно смотреть снизу, в то время как фигура Бога держит Крест Христа с величественной, красноречивой и торжественной позицией. Недавняя реставрация подчеркнула возможное сотрудничество Филиппо Брунеллески в дизайне заднего плана. Даже фигуры меценатов, супругов Ленци, преклонивших колени по бокам сцены, представляют собой очень важную новинку, впервые нарисованные в натуральную величину, не малые контурные фигурки, и с весьма замечательным реализмом, за пределами которого их смысл также сияет религиозностью и преданностью. Надпись на саркофаге — memento mori.

Первый алтарь украшен алтарем с Воскресением Лазаря работы Санти ди Тито, а справа находится памятник юристу Антонио Строцци 1524 года, характеризующийся саркофагом из черного мрамора со скульптурными украшениями, спроектированными Андреа Ферруччи, но выполненными. учениками Сильвио Косини (Мадонна с младенцем) и Мазо Босколи (автор ангелов).

Второй алтарь представляет самаритянку у колодца работы Алессандро Аллори (1575 г.) рядом с Благовещением на дереве из круга Биччи ди Лоренцо, а третий алтарь был удален, чтобы пролить свет на Троицу Мазаччо. Чуть левее находится Сент-Люсия и донор Давида Гирландайо, ранее находившаяся в часовне Ручеллаи. Рядом находится кафедра на предпоследней колонне, построенная по заказу семьи Ручеллаи в 1443 году по проекту Филиппо Брунеллески. За создание 4 барельефных панелей отвечал его приемный сын и ученик Андреа Кавальканти, известный как Иль Буджиано (1443-1448). На барельефе вырезаны Истории Марии, выделенные золотом в восемнадцатом веке.

На четвертом алтаре — Воскресение и четыре святых работы Джорджо Вазари, а чуть дальше — орган XIX века, по бокам которого похоронные мемуары архитекторов Джузеппе дель Россо иль Веккьо (умер в 1731 г.) и Заноби дель Россо (умер в 1731 г.).

На пятом алтаре есть деревянный алтарь шестнадцатого века с небольшими панелями «Святые и истории святой Екатерины Сиенской» работы Бернардино Поччетти и современная статуя святой, а шестой алтарь украшен Сан-Джачинто и другими святыми работы Алессандро Аллори. (1596 г.). На углу с трансептом находится крыльцо школы Бенвенуто Челлини.

 

Алтари в правом проходе

Возле первой колонны у контрфасада находится мраморная чаша, на колонне из красного микса, французская работа 1412 года. На алтаре, соответствующем первому пролёту, находится полотно с изображением Мученичества Сан-Лоренцо работы Джироламо Маккьетти. 1573 года.

На втором изображено Рождество Джованна Баттисты Нальдини 1577 года, а рядом находится могила Беаты Виллана (умерла в 1381 году), важное произведение скульптуры эпохи Возрождения (1451 год): лицо блаженного было вылеплено Бернардо Росселлино. ангел слева Антонио Росселлино, а справа Дезидерио да Сеттиньяно.

Третий алтарь представляет собой полотно Сретения в храме, также работы Нальдини (1577 г.), а рядом находится гробница блаженного Джованни да Салерно, работа пятнадцатого века, однако чучело было рассеяно во время перестройки церкви в 1570 г. , поэтому одна новая скульптура была создана Винченцо Данти в стиле пятнадцатого века.

В четвертом пролете на алтаре выделяется еще один запрестольный образ Нальдини, «Отложение». По бокам - памятник Руджеро Минербетти работы Сильвио Косини (около 1528-1530 гг.) слева и памятник Томмазо и Франческо Минербетти Медичи (архиепископу Сассари) справа, отреставрированный во второй половине шестнадцатого века. .

Пятый алтарь использовался компаниями Пеллегрино и Темпл и украшен «Проповедью Сан-Винченцо Феррера и Искупителя» Якопо Коппи, известного как il del Meglio.

Между пятым и шестым алтарями находится дверь, ведущая в Капелла делла Пура (сегодня доступная из ограждения авелли, см. Ниже), над которой находится Распятие из вышеупомянутой часовни, которое, как мы знаем, было объектом поклонения. Беата Виллана, плод союза, имевшего место в первой четверти четырнадцатого века, креста тринадцатого века и деревянной статуи Христа на кресте экспрессионистской рейнской иконографии.

Шестой и последний алтарь, который следует за ним, украшен Сан-Раймондо, воскрешающим ребенка, работы Якопо Лигоцци (1620-1623), а рядом с углом находится надгробный памятник Джован Баттиста Рикасоли (умер в 1572 г.) из мрамора, приписываемый Ромоло дель Тадда.

 

Трансепт

Трансепт пересекает короткая лестница, ведущая к алтарям и задним часовням и заменяющая перегородку пресвитерия после перестройки Вазари 1565–1571 годов. Он состоит из трех пролетов с квадратным основанием, большой центральной часовни, почти такой же большой, как весь центральный пролет, и двух пар задних часовен вдвое меньшей ширины. На концах также есть две приподнятые часовни, которые также дают доступ к ризнице (слева) и Капелле делла Пура (справа). В замковых камнях крестовых сводов есть символические фигуры из камня, вырезанные и позолоченные в четырнадцатом веке.

С правой стороны значительный интерес представляют три настенных погребения:
Могила Тедиче Алиотти, епископа Фьезоле, умершего в 1336 году, приписывается Мазо ди Банко (вверху).
Могила фра Альдобрандино Кавальканти, епископа Орвието, умершего во Флоренции в 1279 году (слева).
Гробница Иосифа, патриарха Константинополя, умершего во Флоренции во время собора 1440 года, с настенной росписью неизвестного флорентийского художника, изображающей усопшего между двумя ангелами (внизу).
Рядом со ступенями часовни Ручеллаи находится надгробие Коррадо делла Пенна, епископа Фьезоле, умершего в 1312 году, работы круга Арнольфо ди Камбио.

 

Часовни трансепта

Большая часовня

Капелла Маджоре или Капелла Торнабуони расположена в центре церкви за главным алтарем. Центральное Распятие — работа Джамболоньи. В хоре хранится очень важный цикл фресок Доменико Гирландайо, над которым, вероятно, работал еще совсем молодой Микеланджело Буонарроти, тогда еще в своей мастерской. Представлены эпизоды из жизни Богородицы и святого Иоанна, действие которых происходит в современной Флоренции, с многочисленными портретами покровителей и флорентийских личностей того времени, что является типичной чертой Гирландайо. На задней стене изображены сцены сожжения св. Домиником еретических книг, мученичества св. Петра, Благовещения и св. Иоанна в пустыне. Евангелисты изображены на сегментах свода.

Полихромные витражи были выполнены в 1492 году Алессандро Аголанти по проекту Гирландайо.

 

Правые часовни

Часовня Филиппо Строцци расположена справа от центральной часовни и хранит необыкновенный цикл фресок Филиппино Липпи с историями из жизни апостола Филиппа и святого Иоанна Богослова (закончены до 1502 года). Справа св. Филипп изгоняет дракона из храма Иераполиса, а на люнете распятие св. Филиппа; слева св. Иоанн воскрешает Друзиану, а вверху мученичество св. Иоанна; в люнетах свода Адам, Ной, Авраам и Иаков. Особенно важны центральные сцены фресок, выполненные в некоторых образных классических архитектурах, в которых происходит столкновение между христианской культурой и язычеством, что было актуальной темой в то время, когда это был период правления Савонаролы. За алтарем находится гробница Филиппо Строцци работы Бенедетто да Майано (1491-1495).

Часовня Барди, посвященная Святому Григорию, является второй справа и принадлежала Compagnia della Laudi из Санта-Мария-Новелла. В 1335 году покровительство перешло к семье Барди ди Вернио. К этому периоду относятся рельеф на правой колонне с изображением Сан-Грегорио, благословляющего Риккардо Барди, и фрески с рассказами о папе Сан-Грегорио, недавно приписываемые анонимному болонскому художнику Псевдо Далмасио. Из многочисленных пробелов, прерывающих живописную поверхность, выступает второй слой фресок: это более старая декорация, созданная вместе с люнетами, уже приписываемыми Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна с Розарием на алтаре — работа Джорджо Вазари (1568 г.).

Часовня Ручеллаи расположена на возвышении в конце правой части трансепта и датируется четырнадцатым веком. Есть мраморная статуя Мадонны с младенцем работы Нино Пизано середины 14 века. Фрески сильно повреждены, и остались только фрагменты, приписываемые маэстро делла Санта-Чечилия (восстановлены в 1989 году). Панно на левой стене («Мученичество святой Екатерины Александрийской») написано Джулиано Буджардини между 1530 и 1540 годами с частичным использованием рисунков Микеланджело. Когда-то там находилась Мадонна Ручеллаи, а теперь в Уффици, которая на самом деле берет свое название от этой часовни, хотя это и не было ее первоначальным местоположением. Перед часовней саркофаг Паоло Ручеллаи и надгробная плита Фра Леонардо Дати работы Лоренцо Гиберти (1425 г.)

 

Левые часовни

Слева от главной часовни находится часовня Гонди, спроектированная Джулиано да Сангалло (1503 г.), где хранится Распятие работы Филиппо Брунеллески, единственная известная деревянная скульптура великого флорентийского архитектора. Согласно рассказу Вазари, Брунеллески изваял его в ответ на Распятие Донателло, хранящееся в Санта-Кроче и определяемое им как примитивное. Своды содержат серию фресок, одних из самых старых в церкви, с четырнадцатого века, приписываемых греко-византийским мастерам. Витраж недавний и датируется прошлым веком.

Далее следует капелла Гадди работы Джованни Антонио Дозио (1575-1577), которой современники восхищались как первой флорентийской капеллой, инкрустированной мрамором и полудрагоценными камнями. Есть картины и фрески Бронзино и его ученика Алессандро Аллори, а также барельефы Джованни Бандини.

В конце левого рукава трансепта, в приподнятом положении симметрично часовне Ручеллаи, находится часовня Строцци в Мантуе, чтобы отличить ее от часовни Филиппо Строцци. Он также покрыт ценными фресками, датируемыми 1350–1357 годами, среди лучших работ Нардо ди Чионе (брата Андреа Орканья) и представляют собой небесные царства, структурированные в соответствии с «Божественной комедией» Данте: на задней стене изображен Суд. Универсальный, где также есть портрет Данте, Ад справа и Рай слева. На главном алтаре Искупитель с Мадонной и святыми работы Орканьи. Нардо ди Чионе также подготовил мультфильм для витража часовни.

На внешней стене часовни есть часы с фресками, на которых также можно прочитать куплет Аньоло Полициано. Недалеко справа находится часовня колокольни с остатками фресок четырнадцатого века, коронация Марии снаружи и Святой Христофор внутри. На левой стене трансепта над двумя дверями находится элегантная комната, спроектированная Фабрицио Боски в 1616 году, в которой находится гробница Кавальканти.

 

Трубные органы

Главный орган

В первой половине четырнадцатого века фра Симоне де Сальтарелли построил два небольших положительных органа, чтобы сопровождать пение монахов во время богослужений. Первый большой орган был построен в 1457 году фра Джованни Тедеско над специальным хором, расположенным в предпоследнем отсеке левого прохода. В 1532 году инструмент был заменен новым органом и новым хором вместо прежних. Инструмент, корпус которого был доверен Баччо д'Аньоло, а звуковая часть - фра Бернардо д'Арджента, повторно использовал несколько труб предыдущего органа и имел порядок 12 футов. Орган, который оставался почти неизменным более двух столетий, был значительно увеличен и модифицирован в 1821 году Джозуэ Агати и перестроен Микеланджело Паоли к Рождеству 1839 года. В преддверии работ по реконструкции церкви, проведенных Гаэтано Баккани, орган был демонтирован в 1855 году и не переустанавливался до 1868 года. Его сундук, однако, был продан Наполеону III во Франции, который подарил его церкви Святых Петра и Павла Рюэй-Мальмезон, в то время как оригинальный хор, приобретенный Альбертом Саксенским -Кобург-Гота, в настоящее время выставлена ​​в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Сегодняшний инструмент является результатом реконструкции, проведенной в 1920 году Даниэле Паоли, и расположен в неоготическом архитектурном комплексе. У него пневматическая трансмиссия, две клавиатуры по 61 нота каждая и педаль на 30 нот, и он не работает.

 

Орган капеллы Пура

В часовне Пура находится орган для процессий, построенный в 1772 году Луиджи Трончи. С механической трансмиссией он имеет единую клавиатуру на 45 нот с шероховатой первой октавой и грубую педаль на 9, постоянно соединенную с ручной и без собственных регистров.

 

Ризница

Ризница открывается в левую стену левого трансепта и первоначально была построена около 1380 года как часовня Благовещения в честь Майнардо Кавальканти. Он был в значительной степени реструктурирован с шестнадцатого по восемнадцатый век. Готическое сооружение с крестовыми сводами восходит к самой старой планировке (хотя их отделка во многом восходит к перестройкам девятнадцатого века), а витражи в трифорах выполнены Леонардо ди Симоне по проекту Никколо ди Пьетро Джерини (1386 г.). -1390) .

Раковина из мрамора и глазурованной терракоты, расположенная на контрфасаде слева, является работой Джованни делла Роббиа 1498–1499 годов, а симметрично расположенная справа из полихромного мрамора — работа художника школы Фоджини. , Джоаккино Фортини. Шкафы с дверями на задней стене были спроектированы Бернардо Буонталенти и изготовлены маэстро Лессандро ди Лука Браччи да Пелаго в 1582–1584 годах с полотнами семнадцатого века с изображением Габриэле, Аннунциаты и святых Доминика и Фомы Аквинского. На контрфасаде над входом мы находим деревянное Распятие работы Мазо ди Бартоломео (1425-1450).

 

Авелли и кладбище

Авелли — ниши в форме аркосолиума, используемые как погребальные ковчеги, которые встречаются как в нижней части фасада, так и впоследствии в ограде небольшого кладбища справа, вдоль улицы, получившей от них свое название, через дельи Авелли.

В одной из таких гробниц Джованни Боккаччо поставил рассказ «Декамерон» (VIII 9). В третьей усыпальнице вдоль правой стены церкви, начиная с фасада, похоронен знаменитый живописец Доменико Гирландайо, а под сводом когда-то был написан его портрет с натуры. В других помещениях арок также часто размещались картины, часто с изображениями святых, но эти украшения почти все утеряны. У основания гробниц мы можем различить гербы некоторых из самых важных семей в городе с крестом «народа» Флоренции в центре, вырезанным на щитах одинакового размера попарно для каждой гробницы, с маленькая копия в замковом камне острого шестого свода. Среди представленных здесь семей мы узнаем Медичи, Альберти, Корсини, Аччайуоли, Гонди, Панчатичи и т. д.

Авелли были настоящими захоронениями, из-за которых, поскольку их не хоронили, иногда из щелей гробниц исходили запахи, из-за чего была плохо известна виа дельи Авелли: есть тосканская поговорка, которая гласит: «вонь, как могила».  Первоначально дорога была очень узкой, и только после восстановительных работ в 1867 году она приобрела свой нынешний вид, а в девяностых годах двадцатого века была заасфальтирована и стала пешеходной.

Небольшое кладбище с кипарисами, которые были посажены только в 19 веке, открывается справа от базилики, на земле, которая до конца 19 века использовалась как место захоронения (вход бесплатный). Во внутреннем ограждении мы находим мотив гробниц с резными гербами, даже если здесь используемые плиты находятся в pietraforte и в менее хорошем состоянии, чем во внешних ковчегах.

 

Часовня Пура

В капеллу Делла Пура теперь можно попасть из этого небольшого ограждения, и она используется как место, предназначенное исключительно для поклонения, когда базилика открыта для посещения туристами. Часовня восходит к 1474 году, когда Рикасоли перестроили ее, чтобы вместить образ, считающийся чудотворным, Мадонна с младенцем и святая Екатерина, произведение четырнадцатого века, когда-то расписанное фресками в гробнице Делла Луна. С тех пор он находится в часовне изящного мраморного храма. Однако нынешний вид часовни сегодня является неоклассическим после реконструкции девятнадцатого века Гаэтано Баккани, который частично сохранил оригинальные колонны периода Возрождения, добавив другие симметрично и некоторые лепные пилястры, которые создали две трибуны внутри на двух концах. .

На алтаре деревянное распятие то же, что почитается блаженной Вилланой, и состоит из креста из ливанского кедра с четырехлистником, нарисованным сценами из жизни Христа: эта более старая часть была восстановлена ​​в 1980 году и оказалась драгоценный артефакт 13 века. С другой стороны, скульптурный деревянный Христос создан позже и, согласно некоторым источникам, был работой флорентийца под влиянием рейнского искусства около 1320-1340 годов.

 

Колокольня

Колокольню хорошо видно с площади Piazza della Stazione. Он был построен между 1332 и 1333 годами Якопо Таленти, но с использованием более старого фундамента середины 13 века. Стиль типично романский, с трехсветными окнами и висячими арками, даже если очень крутая остроконечная крыша является готическим элементом. Он достигает высоты более 68 метров. Внутри находятся 5 колоколов, отлитых в 1764 году флорентийским основателем Алессандро Тоньоцци Морени (за исключением маленького, который является работой основателя Пистойи Рафанелли).

 

Монастырь

К церкви примыкают здания монастыря с тремя монументальными галереями. Chiostro Verde, Cappellone degli Spagnoli и трапезная теперь являются частью музея Санта-Мария-Новелла. Во внутренней часовне монастыря находится интересное панно с доминиканскими чучелами работы неизвестного мастера первой половины XIV века.

 

Зеленый монастырь

Зеленый монастырь (часть музея), построенный после 1350 года Фра Якопо Таленти с фресками Паоло Уччелло «на зеленой земле», отсюда и название монастыря, в первой половине 15 века: на трех стенах фрески с « Stories della Genesi» Паоло Уччелло и его круга (восточная сторона, особую художественную ценность представляют сцены Всемирного потопа и пьянства Ноя с неестественным использованием перспективы и цвета) и других художников («Истории Авраама» с южной стороны и «Истории Иакова с западной стороны, 1440-1450 гг.); восстановлен в 1859 г., пострадал и частично восстановлен после наводнения 1966 г.

 

Испанская часовня

На северной стороне Зеленого монастыря открывается Дом капитула или часовня испанцев, опять же Фра Таленти (1343-1345), полностью расписанная фресками Андреа Бонайути около 1367-1369; цикл, находящийся в прекрасном состоянии благодаря широкомасштабным реставрационным работам, изображает роль доминиканцев в борьбе с ересью в различных сценах. В частности, есть некоторые сцены, иконографически похожие на картины с охотничьей тематикой, с охотничьими собаками, изображающими братьев ордена, также называемых тростями домини. В 1566 году великий герцог Козимо I передал эту комнату религиозным функциям испанцев, отсюда и название, в честь своей жены Элеоноры ди Толедо.

 

Трапезная

Из Зеленого монастыря можно попасть в проход, который называется четырьмя дверями, потому что в нем есть по одной двери с каждой стороны: помимо двери, ведущей в Зеленый монастырь, есть еще одна дверь в Большой монастырь, еще одна — в верхние этажи на верхнем этаже. внизу лестницы и один для антистоловой.

Комната в предтрапезной имеет почти квадратный план и архитектуру XIV века. Здесь хранятся различные произведения искусства: синопсис фресок Паоло Уччелло, 35 фигур пророков из мастерской Орканья, когда-то вставленных вдоль колонн капеллы Торнабуони, полиптих Бернардо Дадди, ранее находившийся в Испанской капелле, и различные драгоценные предметы. хранящиеся в витринах, такие как бюсты-реликварии сиенских школ четырнадцатого века (в том числе бюсты Сант-Орсолы и одной из ее девственных компаньонок) и Палиотто Успения, драгоценная вышитая парчовая бархатная ткань на золотом фоне холста, с четырнадцать рассказов о Богородице, возможно, по проекту Паоло Скьяво (1446–1466).

Следующая комната представляет собой настоящую трапезную, построенную Якопо Таленти около 1353 года с четырьмя пролетами ребристых крестовых сводов. Любопытно присутствие фрески с изображением Мадонны на троне и доминиканских святых работы ученика Аньоло Гадди, окруженной сверкающим множеством персонажей в безошибочно узнаваемый стиль маньеризма («Чудеса Исхода») Алессандро Аллори 1597 года. На самом деле Аллори нарисовал фреску в качестве рамы для одного из своих столов с Тайной вечерей (1584 г.), выставленной на соседней стене, которая покрывала четырнадцатый век. фреска века при сохранении ее. Другие работы, хранящиеся здесь, - это два полотна с Чудесами Сан-Доменико работы Раньери дель Паче 1716 года и, в витринах, священные облачения, литургические одежды, священные украшения и реликварии, среди которых бюсты святых Анастасия и Магдалина, из мастерской Маттео Чивитали из Лукки. Важным является облачение Сан-Доменико (1859-1860), выставленное здесь в небольшой части, огромное количество белой вышитой ткани, использованной для покрытия внутренних стен церкви к празднику святого 8 августа.

 

Обитель мертвых

Монастырь Мертвых, бывшее кладбище, уже построенное доминиканцами около 1270 года, вероятно, повторно использующее предыдущий монастырь канонов, который, как мы знаем, существовал в 1179 году, был реконструирован до его нынешних размеров в 1337-1350 годах. Закрытый для публики в течение многих лет, он был открыт для посетителей с 2012 года. Он имеет арки с двух сторон с крестовыми сводами, опущенными на восьмиугольные колонны (обычно XIV века), с галереей наверху, поддерживаемой сильно выступающими консолями, что ведет от древнего общежития до ризницы церкви. В части помещений бывшего общежития монахов сейчас находится Доминиканская библиотека Санта-Мария-Новелла Якопо Пассаванти, регулярно открытая для ученых, богатая более чем 40 000 томов (включая инкунабулы, шестнадцатый век, древние и современные издания, журналы) и текущие штаб-квартира научного журнала Memorie Domenicane, основанного отцами-доминиканцами в 1884 году под названием Il Rosario. Четыре окна комнат библиотеки выходят на монастырь.

Погребальная часовня Строцци открывается там двумя стенами с фресками с изображением Рождества и Распятия, фресками, приписываемыми Андреа Орканья или его школе; на третьей стене было Благовещение, но оно было снесено в конце 19 века. Эти фрески, как и почти все в церкви и монастыре, были сняты и отреставрированы в 1950-х годах и второй раз в 1960-х годах, после ущерба, нанесенного наводнением во Флоренции (1966 г.).

 

Большой монастырь

Большой монастырь, самый большой в городе, перестроенный в 1562-1592 годах архитектором Джулио Париджи по заказу Элеоноры да Толедо, расписан фресками флорентийских художников XVI и XVII веков (Поччетти, Санти ди Тито, Чиголи, Алессандро Аллори). и др.) с историями о Христе и доминиканских святых; с 1920 года он был частью Scuola Marescialli e Brigadieri dei Carabinieri, поэтому, будучи военной территорией, он был закрыт для публики. С 2012 года он стал доступен для публики и стал частью музейного комплекса Санта-Мария-Новелла. Старинная библиотека, бывшие папские апартаменты, от которых осталась только часовня Пап, и величественное бывшее общежитие с тремя длинными нефами, поддерживаемыми монолитными колоннами.

 

Часовня Пап

На первом этаже большого монастыря располагались апартаменты пап, посещавших Флоренцию. Например, во время Флорентийского собора здесь жил Евгений IV или Лев X. Именно по инициативе последнего было построено единственное сохранившееся помещение папского комплекса — Капелла Пап, расписанная фресками Ридольфо дель Гирландайо («Успение Пресвятой Богородицы»). Богородицы) и молодым Понтормо (1515), который создал красноречивую фигуру Вероники, поднимающей драпировку с ликом Христа, с композицией и использованием цвета, которые уже типично маньеристские. Кроме того, потолок расписан очень оригинальными гротескными мотивами на темном фоне, с девятью картинами, на которых изображены ангелы, другие фигуры и гербы Медичи.

 

Другие чертоги

С южной стороны монастыря можно было войти в старинную парфюмерно-фармацевтическую мастерскую, известную как Аптека Санта-Мария-Новелла, которая существует до сих пор, но теперь к ней можно попасть с улицы Виа делла Скала. Это старейшая аптека в Европе, открытая непрерывно с семнадцатого века.

Тот же монастырь также ведет к Palestra Ginastica Fiorentina Libertas, ассоциации, основанной в 1877 году, которая с 1880 года нашла место для своих гимнасток в бывшей трапезной монастыря. Его первой штаб-квартирой был бывший комплекс Сан-Фиренце, позже преобразованный в Regia Corte di Assise.