Музей Сан-Марко, Флоренция

Музей Сан-Марко — итальянский государственный музей; он расположен в монументальной части древнего доминиканского монастыря, расположенного на площади Сан-Марко во Флоренции. Известность музея, архитектура которого является шедевром эпохи Возрождения, в основном связана с наличием работ Беато Анджелико, присутствующих во многих залах монастыря. Одно крыло посвящено школе Сан-Марко (фра Бартоломео, Мариотто Альбертинелли и их ученики), которые также жили и работали здесь, а в другом находятся гранильная мастерская и остатки зданий, снесенных в период восстановления Флоренции как капитал.

С декабря 2014 года им управляет Министерство культурного наследия и деятельности через Музейный комплекс Тосканы, который в декабре 2019 года стал Региональным управлением музеев.

 

История

Сильвестрини

Первоначальный комплекс был построен для Сильвестринской бенедиктинской конгрегации до 1300 года и помимо функций монастыря выполнял функции приходской церкви. От этого периода остались некоторые следы недавно найденных фресок в комнатах под пешеходной поверхностью. В 1418 году монахам, обвиненным в лишении монашеского правления, было приказано покинуть комплекс, но потребовалось прямое вмешательство Папы Евгения IV и Базельского собора, чтобы строение наконец было передано соблюдающим доминиканцам из Сан-Доменико ди. Фьезоле, только в 1437 году. Решающим было вмешательство Козимо де Медичи, который после своего возвращения из изгнания (1434 г.) проявил желание переселить во Флоренцию соблюдающую общину доминиканцев. Когда Сильвестрини переселились в монастырь Сан-Джорджо-алла-Коста, доминиканцы завладели им, но нашли полуразрушенное строение, около двух лет жили в сырых кельях и деревянных хижинах.

 

Реструктуризация Медичи

В 1437 году Козимо поручил Микелоццо, доверенному архитектору семьи Медичи, отремонтировать монастырь в соответствии с канонами эпохи Возрождения. В 1438 году работы уже шли полным ходом, и окончательное освящение состоялось в ночь на Богоявление 1443 года в присутствии Папы Евгения IV, архиепископа Капуи и кардинала Никколо д'Аччапаччо. Монастырь был частью работ по новой планировке северного района центральной Флоренции («район Медичи») вместе с семейным дворцом и базиликой Сан-Лоренцо.

Козимо вложил значительные средства в восстановление монастыря, выплатив более 40 000 флоринов. Микелоццо работал здесь с 1439 по 1444 год. Комплекс был спроектирован в соответствии с правилами простой, но очень элегантной функциональности: белые оштукатуренные стены, комнаты, организованные в двух монастырях (Сант-Антонио и Сан-Доменико), с домом капитула, двумя трапезными и цокольный этаж гостевого дома. На первом этаже располагались монашеские кельи, заключенные под единым перекрытием с большими фермами. К 1440–1441 годам монастырь, дом капитула и восточное общежитие должны были быть закончены. Южное общежитие, выходящее на площадь Сан-Марко, было завершено в 1442 году.

Отличительной чертой была библиотека на первом этаже с просторным пространством с двумя колоннадами, образующими три нефа, покрытых цилиндрическими сводами. Многочисленные окна освещают помещение обильным естественным светом, облегчая изучение рукописей. Здесь они изучали драгоценные книжные коллекции, собранные Медичи (с редкими греческими и латинскими текстами), гуманистами, такими как Аньоло Полициано и Пико делла Мирандола.

 

Эпоха Савонаролы

Помимо Беато Анджелико, Антонино Пьероцци и фра Бартоломео, фра Джироламо Савонарола жил здесь с 1489 года и сделал монастырь своей штаб-квартирой: став настоятелем, он резко выступал против похотливых и демонстративно роскошных обычаев флорентийцев, прежде чем нажить врагов курии папы Александра VI Борджиа и сожжен на костре на площади Синьории (1498 г.).

 

Секуляризация и музеализация

Комплекс был впервые экспроприирован в 1808 году, возвращен монахам после падения Наполеона, а затем в значительной степени конфискован государством в 1866 году (Королевский указ от 7 июля 1866 года). Церковь и комнаты, выходящие на монастырь Сан-Доменико, остались собственностью доминиканцев.

После общей реставрации и адаптации комплекс был в значительной степени вновь открыт как музей в 1869 году, после того как он был объявлен памятником национального значения. В этот период фрески Анджелико были восстановлены художником Гаэтано Бьянки. В 1906 году здесь сошлись архитектурные остатки сноса девятнадцатого века: тогда был создан Музей древней Флоренции, организованный Гвидо Кароччи, чьи работы видны сегодня частично в конце музейного маршрута. В 1922 году Джованни Поджи позаботился о том, чтобы максимально возможное количество работ Беато Анджелико (особенно из Уффици и Академии) собралось в музее, создав очень ценную монографическую выставку, которая существует до сих пор.

В Сан-Марко ущерб от флорентийского наводнения, к счастью, был не таким значительным, как в других городских памятниках, из-за немного большей высоты над уровнем моря по сравнению с районами, расположенными ближе к Арно. С 1979 по 1983 год гостевой дом был приспособлен для размещения произведений Фра Бартоломео по завершении серии реставраций, проведенных Дино Дини.

В 2007 году Управление и Фонд Cassa di Risparmio di Firenze приобрели два небольших панно со святыми из алтаря Сан-Марко, которые предназначены для дальнейшего обогащения коллекций музея.

Прежний провинциал доминиканцев, переизбранный в 2017 году на второй четырехлетний срок, в июне 2018 года подписал указ о ликвидации монастыря Сан-Марко, который теряет свою автономию, оставляя единственное доминиканское местопребывание в Санта-Мария-Новелла.

 

Маршрут музея: первый этаж

Монастырь Сант-Антонино

После прохождения кассы маршрут музея начинается с монастыря, известного как «Сант-Антонино», построенного Микелоццо до 1440 года с четырех сторон с портиками и перекрытого крестовыми сводами, поддерживаемыми тонкими колоннами. Церковь, старая богадельня, трапезный зал и зал капитула обращены к нему с запада против часовой стрелки, рядом с которым также есть доступ, который ведет к Тайной вечере Гирландайо, к лапидарию, к лестнице к роялю наверху. и на выходе.

Самые старые украшения выполнены фреской Беато Анджелико в соответствии с пятью стрельчатыми люнетами на дверях, выходящих в монастырь (люнет церковной двери отсоединен и находится в зале Лавабо): Сан-Пьетро-Мартире, призывающий к тишине (ризница ), Св. Доминик, показывающий правление Ордена, Св. Фома Аквинский с Summa, Христос-паломник, которого приветствуют два доминиканца, и Христос в благочестии. Особое значение имеет большая фреска, также выполненная Анджелико, с изображением Распятия со святым Домиником в северо-западном углу.

Фресковое убранство монастыря было в основном завершено люнетами между концом шестнадцатого века и первыми десятилетиями семнадцатого века, циклом, посвященным рассказам о жизни и чудесах святого Антонино Пьероцци. группа художников включая Бернардино Поччетти. На каждом люнете есть свиток с описанием сцены и оружия покровителя. Среди наиболее эффектных сцен - сцены Почетти (Сант-Антонино, избранный архиепископом Флоренции, на восточной стороне), сцены Лоренцо Черрини (проповедь Сант-Антонино, восточная сторона и Сант-Антонино, освобождающий от цензуры Отто ди Балиа, на севере) Алессандро Тиарини (Освящение церкви Сан-Марко, северная сторона).

В древние времена стены монастыря были покрыты надгробиями и надписями, которые были почти полностью удалены, и сегодня они в основном находятся в подземном помещении музея, доступном по запросу для ученых.

 

Комната хосписа

Хосписная комната, где первоначально принимали самых скромных паломников, посвящена Беато Анджелико и содержит многие из его самых важных панно.

Микелоццо создал комнату с хорошо сбалансированными пропорциями.

Рядом с одним из двух входов находится одна из самых известных работ в коллекции, «Положение», написанное для Паллы Строцци для ризницы Санта-Тринита: начатое на куспидах и пределле Лоренцо Монако, оно было чудесно завершено после его смерти. (1424 г.) Анджелико в центральной части, со сценой большой ренессансной чувствительности, 1432 г.

На стене, где открываются окна, находится триптих Сан-Пьетро-Мартире до 1429 года, на который явно повлиял Мазаччо. На противоположной стороне находится Пала д'Анналена из монастыря Анналена, на котором изображены Мадонна с младенцем и святыми Петром Мучеником, Космой и Дамианом, расположенная около 1434 года и считающаяся одним из первых полностью ренессансных произведений благодаря единство пространственной организации перспективы.

На противоположной стороне висит Страшный суд (около 1431 г.) из монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели необычной формы из-за его первоначального местоположения. Табличка с возложением имени на Крестителя, входившая в пределлу, была скопирована в 1434 году Андреа ди Джусто, затем предварительно расписана. Выставлены три реликварии со сценами из Мадонны делла Стелла, Благовещения и поклонения волхвов, Коронации Богородицы. Эта группа, которая находилась в ризнице Санта-Мария-Новелла, также включает четвертую скинию с Погребальной мессой и Успением Богородицы, которая сейчас находится в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер.

Алтарь Сан-Марко, шедевр Анджелико, был сильно изменен в результате катастрофической реставрации восемнадцатого-девятнадцатого веков. Он был создан для главного алтаря церкви Сан-Марко, начиная с 1439 года, когда он заменил предыдущий алтарь работы Лоренцо ди Никколо, который сейчас находится в Кортоне. В алтаре изображены святые Косма и Дамиано, защитники дома Медичи. От пределлы этого запрестольного образа сохранились два панно («Погребение святых Космы и Дамиана» и «Чудо диакона Юстиниана»), а другие разбросаны по музеям других стран.

Так называемый Гардероб серебряных изделий происходит из базилики Сантиссима Аннунциата и состоит из 35 панелей, одна из которых двойная. Различные сцены составляют «Истории из жизни Христа», и все они написаны рукой мастера, за исключением трех панелей со венчанием в Кане, Крещением и Преображением, которые обычно приписываются Алессо Бальдовинетти.

Плач над умершим Христом, датированный 1436 годом, располагался в небольшой церкви в Храме, как и два тондо с Распятием и Коронованием Богородицы, сильно пострадал в нижней части во время наводнения 1966 года. (1450-1452) — алтарь из монастыря Боско-ай-Фрати, еще одна архитектурная работа, заказанная Козимо Старшим Микелоццо.

В задней части комнаты стоит монументальная скиния Линайоли, выполненная в 1433-1434 годах в сотрудничестве с Лоренцо Гиберти (автором проекта мраморного обрамления). Созданный по заказу Arte dei Linaioli, он знаменует собой начало наиболее зрелого этапа Анджелико. Примечательна центральная часть с Мадонной с младенцем и двенадцатью ангелами, а также тремя панелями пределлы, где сцены расположены в хорошо изученной перспективе.

 

Комната главы

Зал Капитоларе также был расписан фресками художника-монаха со сложным и аллегорическим Распятием, завершенным в 1442 году. Фон серо-красный, но в древние времена он был покрыт драгоценными синими пигментами, которые отпали, открывая основную подготовку.

Иконография оригинальна тем, что помимо канонических персонажей (Богородицы, Марии Магдалины, святого Иоанна Богослова) вокруг креста помещен ряд святых, связанных с Флоренцией, орденом Медичи и доминиканцев: слева — святые Косма и Дамиан, Св. Лаврентий, Св. Марк, Св. Иоанн Креститель; коленопреклоненные - святой Доминик, святой Иероним, святой Франциск, святой Бернар, святой Иоанн Гуальберто, святой Петр Мученик; за ними стоят святой Зиновий, святой Августин, святой Бенедикт, святой Ромуальдо и святой Фома Аквинский; наконец, доминиканская генеалогия изображена на нижней границе, с шестнадцатью святыми и блаженными внутри клипей, с основателем в центре.

Среди произведений, расположенных в зале капитула, также выделяется люнет Анджелико, происходящий из монастыря Сант-Антонино, со святым мучеником Петром, совершающим знак молчания, и Распятием, созданным Баччо да Монтелупо в 1496 году, ранее в церковь монастыря.

 

Пианьона

Связанный с событиями Савонаролы церковный колокол (называемый «la piagnona», как и «piagnoni» последователей феррарского монаха), подвергся любопытному испытанию в качестве наказания за то, что забил тревогу, когда флорентийцы стекались в монастырь. забрать монаха, осужденного за ересь. Колокол был снят и пронесен процессией через город, в наказание по нему били кожаными кнутами. Он был помещен в церковь Сан-Сальваторе-аль-Монте и больше никогда не играл.

 

Туалет

Раковина является типичной обстановкой монастырской среды и почти всегда находится рядом с трапезной; здесь благодарные омывались перед тем, как приступить к трапезе. Эта часть монастыря сохранила свой архитектурный облик конца четырнадцатого века.

В этой комнате находится Страшный суд, работа, начатая фра Бартоломео и завершенная в 1501 году Мариотто Альбертинелли, происходящая из аркипедале Санта-Мария-Нуова. Также Фра Бартоломео представляет терракотовые фрески круглого формата, которые представляют Мадонну с младенцем.

 

Большая трапезная

Большая трапезная использовалась монахами монастыря. Покрытый низкими сводами, он был перестроен в 1983 году, и сегодня в нем находятся работы Скуола ди Сан-Марко. В комнате доминирует фреска Джованни Антонио Сольяни (подписанная и датированная 1536 годом) с изображением Промысла доминиканцев, увенчанная Распятием. Эта тема является вариантом темы трапезы (Тайная вечеря обычно изображалась в трапезных), типичной для доминиканских монастырей: монахов, оставшихся без еды после смерти основателя, чудесным образом обслуживают ангелы (похожая сцена можно найти также в люнете Большого монастыря Санта-Мария-Новелла).

Также в этой комнате работы Сольяни размещены Мадонна делла Чинтола, Мадонна с Тобиоло, ангелом и святым Августином, а также панно со святым Франциском и святой Елизаветой Венгерской. Еще одна Мадонна делла Чинтола — работа Ридольфо дель Гирландайо.

Другие картины шестнадцатого века принадлежат к так называемой школе Сан-Марко, находящейся под влиянием творчества Фра Бартоломео. Среди них произведения Фра Паолино да Пистойя, такие как «Рождество со святой Агнесс и низложенный Христос», вероятно, начатые его учителем и оставшиеся незавершенными после его смерти (1517 г.). «Оплакивание мертвого Христа» — картина монахини Плаутиллы Нелли, получившей несколько важных заказов.

Произведения святых Франциска и Клары, поклоняющиеся облатке и двум ангелам на дверях, написаны анонимными авторами, возможно, из переносного органа.

Здесь представлены и другие работы: «Сан-Карло Борромео, дающий быка доминиканцу» Якопо Лигоцци (1600 г.), «Распятие» Лоренцо Липпи, «Молитва в саду» Филиппо Таркиани, «Тобиоло и ангел» Якопо Виньяли и небольшой запрестольный образ того же автора, подготовительный этюд для запрестольного образа, который не был написан или не дошел до нас.

 

Комната фра Бартоломео

Баччо делла Порта принял имя фра Бартоломео примерно в 1500 году, когда в возрасте двадцати пяти лет принял обет доминиканского монаха. Он жил в этом монастыре и находился под сильным влиянием Савонаролы, дойдя до того, что уничтожил все написанные им светские работы и посвятил себя исключительно религиозным темам.

Пала делла Синьория — незаконченная монохромная работа (около 1512 г.), первоначально предназначенная для Салона деи Чинквеченто в Палаццо Веккьо, а затем выставленная в Сан-Лоренцо. В светящейся пространственности чувствуется венецианское влияние.

Другие небольшие работы: Христос, несущий крест на дереве, знаменитый портрет Джироламо Савонаролы и серия небольших изображений, нарисованных на плитке, из монастыря Санта-Мария-Маддалена в Кальдине (Фьезоле); среди прочих изображены Магдалина, Святая Екатерина и Ecce homo.

 

Зал Знамени

Это помещение также входило в состав кухонь и было открыто для публики в 1983 году. Оно посвящено произведениям художников второй половины XV века, среди которых выделяется процессионное знамя со святым Антонином в поклонении распятию. одни приписывают Франческо Боттичини (но ранее Алессо Бальдовинетти), другие Поллайоло с редкой рамой конца пятнадцатого века (изначально не связанной с произведением), а работы Паоло Уччелло (Мадонна дель Беккуто, Пределла Аване) и Беноццо Гоццоли (Пределла Санта-Кроче).

Есть также Мадонна с младенцем и ангелами Козимо Росселли (около 1475-1480) и две работы умбрийского пятнадцатого века Бартоломео Капорали и Пьерматтео д'Амелия.

 

Комнаты общения и монастырь Сан-Доменико

Из этой комнаты или, вернувшись в монастырь Сант-Антонино, можно попасть в некоторые помещения для общения, лестницу на верхний этаж и монастырь Сан-Доменико, закрытый для публики, потому что он использовался отцами-доминиканами, наблюдаемый через стекло. двери и из окон гостевого дома. Спроектированный Микелоццо, он был украшен люнетами, расписанными фресками Козимо Уливелли, Алессандро Герардини, Себастьяно Галеотти и других второстепенных художников; в центре - статуя Сан-Доменико, попирающего ересь работы Алессандро Баратты (1700 г.).

 

Малая трапезная (Cenacolo del Ghirlandaio)

Небольшая трапезная, первоначально предназначенная для гостей монастыря, была расписана в 1486 году Доменико Гирландайо и помощниками, с помощниками из мастерской, она была расписана в трапезной пансиона или малой трапезной. Принято считать, что Доменико, на пике своей популярности в то время и полный заказов, только подготовил рисунок (с таким же подходом к Cenacolo of Ognissanti), откладывая изобразительную реализацию, прежде всего, на своего брата Давиде и его брата. зять Себастьяно Майнарди. На фреске в монастыре Оньиссанти он проследил архитектурный фон с выходом в сводах на лоджию в перспективе и позади в сад, включая присутствующие растения и животных (целая метафора Страстей, с различными животными и плоды в четком символическом комплексе: павлин, хищные птицы, кошка рядом с Иудой), тогда как вариации в изображении человеческих фигур более многочисленны. Надпись на стене над головами апостолов гласит: «Ego dispono vobis disposuit mihi pater meus regnum ut edatis et bibatis super mensa meam in царствование мео» — фраза, которая также используется во время мессы и намекает на переселение в Царство Небесное. По сравнению с Оньиссанти изображение кажется более серьезным и монументальным, с более сдержанными персонажами, что говорит о том, что Гирландайо хотел изобразить момент, следующий за объявлением о предательстве, с Иудой, всегда видимым сзади, уже держащим предложенный ему кусок хлеба. Иисусом и волнения апостолов уже более успокоились. В центральной части, где сходятся две арки свода, по устоявшейся схеме размещения сцены страстей рядом с изображением ужина было изображено маленькое распятие.

Небольшая трапезная была перестроена в 2022 году, приобретя площадь за счет переезда магазина в другое помещение на выходе. Сегодня в пространстве, помимо «Положения Христа» из глазурованной полихромной терракоты Андреа делла Роббиа и аналогичного герба, также находятся три картины из депозитов: «Речь Христа в саду» Филиппо Таркиани, «Сан-Марко на троне». Евангелист, копия Антонио Франки с оригинала Фра Бартоломео, ранее находившаяся в церкви Сан-Марко, а теперь в Палаццо Питти, и важная арочная панель с благословением святого Августина на троне, приписываемая Ридольфо дель Гирландайо и датируемая примерно 1515 г. 20 .

 

Дом для гостей

В гостевом доме есть многочисленные каменные остатки сноса центра Флоренции и гетто в 19 веке в период «реконструкции» между 19 и 20 веками.

 

Монастырь Сильвестрини

Пересекая двор под названием делла Спеса с портиком с трех сторон с колоннами и элегантными ионическими капителями, вы попадаете в небольшой монастырь под названием деи Сильвестрини, родом из комплекса четырнадцатого века. Он имеет лоджии с трех сторон, которые имеют характерные восьмиугольные колонны и капители с листьями аканта.

 

Маршрут музея: первый этаж

На первом этаже находились кельи, где спали монахи, и библиотека. Микелоццо создал большие гладкие поверхности стен, поддающиеся росписи фреской, над украшением которых Анджелико и его команда работали примерно с 1439 по 1443 год. Результатом стало самое обширное живописное украшение, которое когда-либо придумывали для монастыря. Вмешательства проходили органично и включали, в целом, коллективное и личное пространство каждой камеры. Вдохновителем этого выбора, вероятно, был Антонино Пьероцци, настоятель монастыря с 1439 по 1444 год, а затем епископ Флоренции. Он считал живопись исключительным средством воспитания и катехизации, которое могло бы помочь медитации.

Сорок четыре камеры расположены вдоль трех коридоров, два из которых имеют камеры с обеих сторон, а третий (тот, что обращен к площади) только с северной стороны. В кельях хранится беспрецедентный цикл фресок, состоящий из серии из сорока четырех фресок Беато Анджелико и помощников с «Историями Христа» (1442–1445), которые должны были вдохновлять монахов на молитву; по этой причине, вместо того, чтобы более или менее реалистично описывать события, сцены стараются дать медитативные и созерцательные сигналы. Мастер, вероятно, работал там до 1445 года, когда его позвали в Рим для росписи базилики Святого Петра и Ватиканского дворца.

Много написано об авторстве Анджелико комплекса украшений такого масштаба, созданного в сравнительно короткие сроки. Фрески на первом этаже единодушно приписываются Анджелико, полностью или частично. Более неопределенной и обсуждаемой является атрибуция сорока четырех фресок в камерах и трех в коридоре на первом этаже. Если современники, такие как Джулиано Лапаччини, приписывают Анджелико все фрески, то сегодня для простого практического расчета времени, необходимого человеку для завершения работы такого рода, и для стилистических исследований, в которых выделяются три или четыре разные руки, склонны приписывать весь надзор за украшением Анджелико.

Все фрески были восстановлены в период с 1976 по 1983 год, когда были перекрашены и простые рамы.

 

Благовещение

Перед лестницей находится красивая фреска Благовещения, датируемая 1442 годом, одна из самых известных работ мастера. Художник использовал драгоценный азурит, а также вставил золотые вставки. Замечательна монументальность фигур, выделенных в перспективной схеме портика, с сильным чувством безмолвной одухотворенности.

Анджелико рисовал эту же тему в других известных работах: одна в музее Прадо, одна в Кортоне и одна в Сан-Джованни-Вальдарно.

 

Распятие Сан-Доменико

Другая большая фреска находится на противоположной стороне коридора и изображает истекающее кровью Распятие, у ног которого изображен Святой Доминик. Деталь крови на самом деле является точным символическим элементом: пролитая Христом, она окропляет человечество, чтобы искупить ее.

 

Первый коридор (восток)

Первый коридор — это тот, который вы встретите, идя сразу после лестницы, в камерах которого начинается цикл фресок. Фактически, он был первым, кто был построен и украшен. Фрески в основном представляют сцены из жизни Христа, но не следуют естественной последовательности.

 

Левые клетки (с севера)

Noli me tangere (ячейка 1) Анджелико.
Оплакивание тела Христова (кл. 2); работу обычно приписывают Мастеру камеры 2.
Annunciazione (cella 3) Анджелико с веселой композицией, отмеченной простой, но очень эффектной строгостью; слева изображен святой мученик Петр.
Распятие в присутствии святых Доменико и Джироламо; с темным фоном, имитирующим синий.
Поклонение Младенцу (келья 5) со святой Екатериной Александрийской и святым мучеником Петром; вол и осел — элементы, заимствованные из апокрифического евангелия Псевдо-Матфея, в свою очередь, заимствованные из ошибки толкования книг Исаии и Абакука; ангелочки на хижине - работа мастерской.
«Преображение» (челла 6) Анджелико, одно из лучших произведений цикла; на горе Фавор, вокруг Христа в золотом овале света (миндалевидное тело раннехристианской и византийской традиции), апостолов Петра (с воздетыми руками), Иакова и Иоанна (в белых одеждах) и пророков Моисея (слева) и Илии (справа), а также профили Мадонны и Сан-Доменико.
Христос осмеян, (келья 7) Анджелико, с Богородицей (рукой соавтора) и святым Домиником.
Воскресший Христос с благочестивыми женщинами у гроба.
Коронация Богородицы (келья 9) Анджелико, одна из самых удачных сцен, с узором в концентрических кругах средневековых теологических теорий. Там изображены (слева направо) святые Фома, Бенедикт, Доминик, Франциск, Петр Мученик и Павел.
Презентация в храме (келья 10) со святым мучеником Петром и блаженной Вилланой (на коленях) работы Анджелико.
Келья, соединенная с предыдущей через арку, представляет собой Мадонну с младенцем между святыми Августином (или Зенобием) и Фомой.

Правые ячейки
Девять камер справа выходили на монастырь. Их нумерация соответствует нумерации камер после южного коридора.
Распятие с Богородицей, иконографически не относящееся к христологическим сюжетам.
Распятие с Богородицей, святым Домиником и ангелами, высокого изобразительного качества, иконографически не относящееся к христологическим сюжетам.
Крещение Христа.
Распятие с Богородицей, Марией Магдалиной и святым Домиником, иконографически не относящееся к христологическим сюжетам; только Сан-Доменико, помимо общего дизайна.
Христос в Пьете между Богородицей и Святым Домиником (или Святым Фомой).
Бичевание с Богородицей и Святым Домиником.
Христос, несущий крест, с эффектной композицией и исполнением другого соавтора.
Христос, распятый между Богородицей и святым мучеником Петром, Беноццо Гоццоли.
Христос распят между Богородицей и святым мучеником Петром.

Богоматерь теней
Эта фреска находится в коридоре между кельями 24 и 25. На ней изображена Мадонна с младенцем со святыми.

Работа выполнена в смешанной технике: фреска для фона и сухая для фигур; по этой причине использование рисунка почти сведено к нулю, и поэтому передача символов зависит от непосредственного рисования красок.

 

Южный коридор

Эти кельи, выходящие на монастырь, предназначались для послушников и содержат изображения Распятия, обожаемого святым Домиником, взятые с моделей Голгофы в монастыре и Распятия в коридоре.

В конце южного рукава находятся кельи, в которых живут послушники, а в конце - квартал настоятеля (три соединенные кельи), где также жил Джироламо Савонарола.

Следующие семь келий использовались послушниками (так называемыми «молодыми людьми») и украшены фресками, изображающими Сан-Доменико в поклонении Распятию.

В камере перед камерами аббата хранится знамя процессии Беато Анджелико или его мастерской, сегодня сильно изношенное.

В конце концов, кельи приора посвящены памяти Савонаролы с портретами, тремя фресками Фра Бартоломео (две Мадонны с младенцем и Ужин в Эммаусе) и памятником, созданным Джованни Дюпре с 1873 года; в следующих комнатах выставлен письменный стол с книгами, которыми пользовался монах, а в последней - некоторые реликвии, в футляре, увенчанном знаменитой картиной Мученичество Савонаролы, установленной на площади Синьории.

Келья Савонаролы, без фресок
Келья Савонаролы, без фресок
Келья Савонаролы, без фресок
Распятие, которому поклонялся Святой Доминик, также содержит знамя процессии.
Распятие, обожаемое святым Домиником, содержит капюшон Савонаролы и деревянное распятие, возможно, принадлежащее монаху и приписываемое некоторыми Бенедетто да Майано.
Распятие, которому поклонялся святой Доминик
Распятие, которому поклонялся святой Доминик
Распятие, которому поклонялся святой Доминик
Распятие, которому поклонялся святой Доминик
Распятие, которому поклонялся святой Доминик

 

Северный коридор

Левые клетки (с востока)
Сошествие в ад, по преданию в этой келье жил Сант Антонино Пьероцци и здесь находится его саркофаг (осталось в часовне Сальвиати в Сан Марко).
«Христос в подвешенном состоянии» соавтора, которого некоторые называют Гоццоли; согласно преданию, в этой келье жил Сант Антонино Пьероцци, и здесь находится его саркофаг (остатки находятся в часовне Сальвиати в Сан-Марко).
Келья состоит из двух комнат с Нагорной проповедью и Искушением Христа (последнее, возможно, рукой Гоццоли).
Двойная камера с предательством Иуды и входом в Иерусалим; первый очень хорошего качества, возможно, из Гоццоли, последний более грубый.
Молитва в саду с добавлением сестер Марии и Марты; возможно, сцена создана рукой Гоццоли.
Учреждение Евхаристии, сделанное разными руками.
Распятие с Лонгином, двумя еврейскими священниками, Богородицей и Марией Магдалиной.
Распятие с Мадонной и святыми Домиником и Фомой (двойная келья).

Правые клетки (с запада)
Две кельи в конце коридора, соединенные между собой, были прерогативой Козимо Старшего, когда он отправлялся в монастырь для молитвы и духовных упражнений. Здесь также проживали видные гости монастыря, такие как Папа Евгений IV. Прихожая имеет служебную люковую нишу и представляет собой Распятие со святыми Космой и Дамианом.
Сама келья Козимо, до которой можно добраться на несколько ступенек, украшена большим люнетом с изображением «Поклонения волхвов» Анджелико с соавторами, включая Гоццоли.
Распятие с благочестивыми женщинами, святым Домиником и центурионами, сильно омраченными светом.
Распятие с Марией, Магдалиной и святым Домиником, сильно поврежденное светом.
Распятие с Марией, Марфой и святым Домиником.
Распятие с Марией, Магдалиной, святым Иоанном и святым Домиником.
Распятие со святым Марком (?), сотником, святым Домиником и благочестивыми женщинами Марией и Мартой, отличного качества, что указывает на руку мастера, относящуюся к поздней зрелости.
С этой стороны, в центре, находится библиотека.

 

Библиотека Микелоццо

Справа от третьего коридора находится старинная библиотека, построенная Микелоццо по прямому запросу Козимо Медичи, с просторным, хорошо освещенным зданием, которое облегчало бы чтение и учебу. Для его разработки Микелоццо максимально очистил язык, синхронизируя его с требованиями строгости ордена, не отказываясь при этом от классического подхода[10]. Читальный зал представляет собой помещение длиной 45 м с двойной колоннадой из стройных ионических колонн, которая ограничивает три нефа, перекрытых по бокам крестовыми сводами, а в центре — бочкообразным сводом, также поддерживаемым железными стержнями. Арки, колонны, кронштейны и карнизы выполнены из серой pietra serena, полученной по образцу Брунеллески. Когда-то свет шел из окон с обеих сторон, сводя к минимуму тени, которые, таким образом, естественным образом собирались в направлении нескольких декоративных элементов, то есть капителей и карнизов. Среди наиболее прославленных творений эпохи Возрождения Арган определил его как «выход из картины Анджелико» и характеризует «неизменное, безукоризненно «логичное» повторение арок и колонн». Это была первая библиотека, открытая для публики в современном мире.

Созданный Браччолини и построенный после покупки семьей Медичи частных библиотек Салютати и Никколи (Medicea publica), в нем до сих пор хранится большое количество драгоценных иллюстрированных рукописей (115), которые выставляются поочередно. Хотя большинство самых ценных книг (многие из них относятся ко времени Козимо Старшего и специально заказаны для этого монастыря) были переданы в Лаврентьевскую библиотеку после закрытия монастыря в начале 19 века, библиотека монастыря до сих пор хранит коллекцию работ по богословию и философии. Коды, не выставленные на обозрение, хранятся в Sala della Greca, где есть несколько шкафов, в которых также хранятся коллекции древней майолики. Среди кодов особенно ценным является Миссал 558, освещенный Беато Анджелико, возможно, для монастыря Сан-Доменико-ди-Фьезоле. Другие иллюминаторы, представленные здесь, - это Мастер доминиканских чучел, Бартоломео ди Фруозино, Заноби Строцци, Монте ди Джованни, Доменико Гирландайо, Джованни Боккарди и др.