Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца, Флоренция

Русская православная церковь Рождества Христова — православный храм, расположенный на улице Виа Леоне X, в нескольких кварталах от Фортецца да Бассо во Флоренции, отличающийся необычным профилем с луковичными куполами.

 

История

Идея строительства храма, предназначенного для русского православного обряда, пришла в 1873 г. к великой княгине Марии Николаевне, дочери царя Николая I. Однако основной толчок инициативе был дан только в 1879 г. с пожертвованием князя Сан-Донато Паоло Демидофф об убранстве его частной часовни в церкви посольства России, находившейся тогда в арендованной комнате на том, что сейчас называется Лунгарно-Веспуччи.

Протоиерей Владимир Левицкий, титуляр храма, сначала консультировался с местными архитекторами, в том числе и с аркой. Пьетро Берти (проект позднее опубликован в «Ricordi di Architettura», год VIII, 1885, дело I, таблица II) за проект строительства, позднее поручив проектирование русскому академику Михаилу Преображенскому и инженеру Флорентину Джузеппе Боччини. Многие чертежи, составленные Преображенским между 1883 и 1885 годами, не были реализованы из-за невозможности собрать сумму, необходимую для выполнения работ, и поэтому во временном здании, возведенном на земле, купленной на виа Лунго иль Муньоне, 16 Октября 1888 г. перенесена Посольская церковь.

Благодаря «похвальной настойчивости и упорству» протоиерея Левицкого («Нация», 22.10.1899 г.) в сборе средств новый «московский» проект, предоставленный Преображенским в 1890 г., был одобрен для строительства Посольством Рима и Министерство иностранных дел в 1897 году. Комиссия, созданная для изучения проекта, установила строительные материалы и декоративные детали, сроки строительства, установленные не позднее, чем через три года, тип контракта и связанные с ним платежи. На торгах по присуждению договора, состоявшихся 3 июня 1899 г. в Российском императорском консульстве в присутствии протоиерея Левицкого и инж. Работы были поручены Боччини, мастерам-каменщикам Энрико Камби и Джузеппе Риччи; впоследствии аукцион по выполнению каменных работ выиграла фирма Эмилио Биккиелли и Уго Майани из Фьезоле.

Начало работ с обустройством земли и ограждением периметра состоялось 5 июня 1899 года, но официальное начало отмечено в Giornale della Edificazione как 11 июня, с празднованием Te Deum и торжественное шествие по месту строительства; в августе были проведены фундаменты и стены сканнафосси; к концу сентября нижний храм был перевёрнут.

Роскошная церемония закладки первого камня состоялась 28 октября 1899 года с участием, среди прочих, префекта графа Караччоло ди Сарно, мэра Флоренции маркиза Торриджани, генерала Бальдиссера, русского посла Нелидова, генерального консула. Челебидаки.

Приезд Преображенского во Флоренцию 21 марта 1900 г. позволил разрешить некоторые конструктивные трудности и определить другие важные детали. Со смертью инж. Боччини, состоявшейся в декабре 1900 г., руководство работами временно взял на себя его помощник, инж. Альфонсо Фави, который после различных разногласий с импресарио Риччи был смещен с должности, которую само римское посольство доверило англ. Джон Пачарелли.

21 октября 1902 года был освящен нижний храм, посвященный святому Николаю Чудотворцу. Двумя днями позже русские живописцы Васильев, Блазнов и Киплик прибыли во Флоренцию со своими помощниками Чепцовым и Кузьминским для росписи интерьера темперой, которая должна была быть выполнена под руководством Васильева и флорентийского живописца Джакомо Лолли, которому было поручено осуществление декоративные детали остались. В ноябре к ним присоединился художник Петр Степанович Сарварок, который заканчивал картины и руководил местными рабочими. Сумма, выделенная на живописные украшения, вдохновленные традиционными сюжетами и образами русско-византийской иконографии, составила 1200 рублей, а детали, выполненные Лолли, должны были оплачиваться по квадратным метрам; еще шесть фигур, добавленных во время работы над предложением Преображенского, частично были подарены самими художниками. По проекту самого Преображенского иконостас из белого каррарского мрамора и розового веронского мрамора был выполнен мастерами-мраморщиками Джузеппе Нови из Генуи и Паоло Тискорниа из Каррары, а в крипте пожертвован иконостас Демидовской капеллы Сан.

Несмотря на повреждение картин Распятия и Крещения, из-за сильного присутствия влаги на известковой штукатурке и мраморной пыли стены, украшения были завершены Сарвароком и его помощником Чепковым, и, наконец, 8 ноября 1903 г. было отпраздновано освящение. верхнего храма в присутствии многочисленных итальянских и иностранных деятелей и группы русских моряков. Фильм о церемонии был показан на площади Витторио Эмануэле (ныне площадь Республики), привлекая внимание всего города. Однако работы продолжались еще какое-то время, и в Путеводителе по Флоренции 1904 года церковь указана как еще не законченная. Полихромное керамическое покрытие пяти выпуклых куполов было поставлено флорентийской фирмой Cantagalli, а ограждающие ворота из кованого железа, украшенные имперскими орлами и флорентийской лилией, были изготовлены Officine Michelucci из Пистойи.

Воспетая в местных летописях того времени, уделявших большое внимание церемониям начала строительства и освящения, русская церковь впоследствии была довольно забыта критиками, став архитектурным эпизодом, малоизвестным большинству и почти не упоминаемым в путеводителях по городу.

После длительного периода заброшенности и упадка как реставрация здания, так и его повторное открытие на историко-критическом уровне являются недавними результатами, прежде всего как «яркий и довольно редкий» пример «намеренно миметической» архитектуры (GOBBI 1976). и как свидетельство постоянного и активного космополитического присутствия во Флоренции конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Среди последних материалов том, отредактированный В. Ваккаро, точно документирует сложные этапы реставрации и дает общее представление о строительстве храма, а также сообщает о переводах и расшифровках ранее неопубликованных документальных источников.

 

Описание здания

Расположенная в районе, сформированном между 19-м и 20-м веками, церковь, отделенная от двух улиц, с которыми она составляет угол, стоит в центре обширной зеленой зоны с двумя небольшими пристройками и ограничена изящной кованой оградой. ; он четко выделяется своей массой и высотой купольных башен среди окружающих его зданий и только с южной стороны над ним доминирует недавно построенное железобетонное здание. В успешной попытке придать образ «национальному» стилю Русская православная церковь обобщает в своей экзотической форме архитектурный опыт, осуществленный в России во второй половине XIX века, отмеченный сказочным и эклектичным монтажом различных возрождений. чему немало декоративных и колористических изысков интерьера.

Ссылаясь на конструктивную традицию метрополии, здание имеет массивный объем с квадратным основанием с двумя выступающими телами притвора, которому предшествует входная лестница в верхнюю церковь, а сзади полувосьмиугольный притвор. апсида

На этом базовом объеме, скрывающем план интерьера в виде греческого креста, выделяется второе значительно приподнятое кубическое сооружение, соответствующее верхнему сводчатому купольному помещению церкви. Эта структура с каждой стороны увенчана «вышивкой», представленной серией из семи глухих утопленных арок (называемых кокосниками), украшенных мозаикой, которые образуют опору для высоких и узких барабанов пяти выпуклых куполов, покрытых керамикой. полихромия, которая, в свою очередь, возвышаясь, завершает здание. Сильное ощущение вертикальности подчеркивается позолоченными крестами из кованого железа, венчающими сами купола.

Облицовка пьетра форте цоколя и многочисленные архитектурные элементы из интенсивно формованного песчаника, которые ограничивают открытые кирпичные зеркала, экстерьер обогащен многочисленными полихромными керамическими украшениями и золотом трех мозаик, выполненных в Венеции. по эскизу Федора Реймана, изображающему Богородицу «Знамение» - на треугольном фасаде притвора - и лики апостолов Петра и Павла, вставленные в сложные скинии, смоделированные в центре верхнего карниза соответственно с северной стороны. и на южной стороне здания.

Массивную майолику с ярким цветочным мотивом, украшающую высокие струнные ряды, и фигуры серафимов, вставленные в глухие арки, можно отнести к мануфактуре Кантагалли во Флоренции, а сложные ворота, ограничивающие территорию здания, украшенные имперскими орлами и Флорентийская лилия — работа Фондери Микелуччи из Пистойи.

По вдохновению отца Владимира Левицкого церковь построена в два этажа, по типу северных русских церквей, с верхним храмом, более прохладным и потому летним, и нижним, зимним; последний, кроме соединяющей лестницу с помещением наверху, имеет самостоятельный вход с северной стороны здания. Внутри большому греческому кресту верхней церкви с центральным куполом, поддерживаемым четырьмя арками, обрамляющими скарсель, предшествует прямоугольное пространство притвора, состоящее из небольшой входной террасы церкви и перекрытое шатровая крыша с полихромной керамической черепицей. Отделение нартекса освещено цветным стеклом, защищенным решетками из кованого железа, четырех больших многостворчатых окон с центральной подвесной аркой и доступно через большой арочный портал, также оснащенный сложной рамой из кованого железа. На внутренних стенах притвора две большие доски с одинаковым текстом на русском и итальянском языках увековечивают благотворителей здания, освящение и дату освящения верхнего храма (1903 г.).

Напротив входного портала прекрасная деревянная дверь, вырезанная Ринальди Барбетти между 1855 и 1860 годами и купленная князем Анатолием Демидовым на Национальной выставке во Флоренции в 1861 году, отделяет притвор от верхней церкви, посвященной Рождеству. Две двери портала высотой 3 м разделены на двадцать два рельефа с эпизодами священной истории, увенчанными Богом-Отцом из орехового дерева в окружении херувимов. По обе стороны от деревянной двери стена притвора украшена двумя фресками, изображающими Благовещение СС. Богородица справа и Воздвижение Креста Господня слева, художник Ефим Чепцов.

 

Большой неф верхнего храма сплошь украшен настенными росписями с вкраплениями растительного орнамента и восточных арабесок, образуя эклектичное и красочно освещенное, теплое и обволакивающее целое, освещенное светом четырех больших окон, вырезанных в центре храма. каждая стена за арками.

Витраж на алтарной стене, украшенный изображением Христа на троне, является работой флорентийца П. Фанфани и был подарком военного командования союзников в 1945 году взамен оригинала, разрушенного во время бомбардировки в 1942 году.

Напротив входной двери, с восточной стороны, беломраморный иконостас, закрытый золотыми Царскими вратами, отделяет неф от апсиды, где находится алтарь и предназначен исключительно для священников. Пол состоит из цветной керамической плитки, расположенной в виде геометрической сетки, прерываемой в центре более сложным орнаментом.

Настенные росписи следуют четкой и сложной иконографической программе. На столбах арок, поддерживающих купол, заключены в рамы-трилистники образы различных дорогих русскому православию святых; На столбах у алтаря нарисованы раннехристианские символы рыб с пятью хлебами и голубей, пьющих из родника, работы Михаила Васильева и Алексея Блазнова.

С западной стороны (позади входящих), над входной дверью, фреска Джакомо Лолли «Вход Господень в Иерусалим»; слева и справа две резные двери, украшенные иконами XIX века, из Демидовской капеллы св. Донато ведут соответственно в нижний храм и в кабинет приходского священника, бывшую купель для крещения.

Южная сторона посвящена событиям земной жизни Спасителя, с изображениями Рождества, Крещения, Преображения Господня, произведениями П. Сарварока и А. Блазнова. На северной стороне изображены изображения Страстей и Воскресения Христова с Гефсиманией Сарварока, Распятия и Агнца Божия Блазнова, а на алтарной стене фреска с Воскресением Сарварока.

 

Апсида

Апсида украшена фресками Бога Отца и Святого Духа в окружении серафимов и Иисуса со святыми дарами, также работы Сарварока.

Иконостас из веронского мрамора, спроектированный Преображенским и выполненный генуэзским мастером по мрамору Джузеппе Нови, был возведен благодаря личному пожертвованию царя Николая II, который одобрил проект и иконы. По традиции Царские врата украшены Васильевскими произведениями Благовещения и Евангелистов с соответствующими иконографическими атрибутами; иконы Спаса на престоле и Величия работы Александра Новоскольцева, как и другие иконы иконостаса, занимают традиционные места справа и слева от Царских врат, а южные и северные врата освящены в пользование диакона и несут образы св. Архидиаконы Стефано и Лоренцо. Все остальные иконы иконостаса посвящены святым покровителям императорского дома, а остальные иконы помещены над аналоями перед самим иконостасом.

Своды расписаны по карикатурам Васильева, Киплика и Блазнова, изображениями святых, трех почитаемых вселенской церковью пап (т. е. до раскола 1054 г.) и персонажей священных писаний. окаймлен медальонами и дополнен надписями; верхняя часть купола украшена изображениями четырех евангелистов, а в центре находится круглый отсек цилиндра главной башни, выполняющий роль фонаря. Доступ в нижнюю церковь, посвященную св. Никола ди Мира ди Ликия и освященную 21 октября 1902 г., был закрыт. Ваккаро (1998).

Нижняя церковь до сих пор используется зимой, а перенос богослужений в верхнюю церковь происходит, по традиции, во время Страстной недели. На территории, принадлежащей Русской православной церкви, также есть два небольших здания, которые повторяют в обработке экстерьера основные характеристики главного здания. Первый из них, прислоненный к южному углу поместья, поднимается по короткой лестнице и используется как резиденция приходского священника.