Санта-Тринита или Святая Троица, Флоренция

Базилика Санта-Тринита - одна из самых важных базилик в исторической и художественной эволюции города Флоренции; согласно флорентийскому употреблению, отражающему латинское произношение в именительном падеже, оно имеет характерное скользкое произношение (Trìnita). Он выходит на одноименную площадь Санта-Тринита, а также дает название соседнему мосту Санта-Тринита. Он имеет достоинство малой базилики.

 

История

Санта-Мария-делло-Спасимо
На месте церкви находилась древняя церковь, посвященная Санта-Мария-делло-Спасимо, Валломброзанов, зарегистрированная уже в 1077 году. Она располагалась за стенами Матильды, позже была включена в 1172-75 годах. Это было очень строгое романское здание, отражающее строгость ордена. Некоторые следы этой примитивной постройки сохранились на контрфасаде, подземном склепе (колонны из зеленого мрамора, которые в древности стояли на беломраморных основаниях), а также в некоторых надписях и надгробиях. Известны также следы древнего пола пресвитерия, который был украшен мозаикой из черно-белой плитки, с рисунками фантастических животных.

Готическая церковь
Между 1250 и 1258 годами были начаты работы по расширению в готическом стиле по проекту, который некоторые приписывают Николе Пизано или, что более вероятно, Нери ди Фиораванти. Это была одна из первых готических церквей Флоренции, которой предшествовала только базилика Санта-Мария-Новелла, строительство которой началось в 1242 году. Работы усердно продолжались между 1300 и 1330 годами, с внезапным перерывом из-за чумы 1348 года. Они были возобновлены. примерно с 1365 по 1405 год.

Постепенно церковь расширялась и украшалась. В первой половине четырнадцатого века он получил титул аббатства. Престиж Валломброзанов также отражался в большом количестве собранных произведений искусства, таких как монументальная Маэста Чимабуэ, которая сейчас находится в Уффици. В этот период были пристроены боковые приделы, а вся церковь была покрыта фресками, в значительной степени разрушенными при последующих перестройках.

Конец шестнадцатого века
В конце шестнадцатого века, в рамках реконструкции флорентийских церквей после Контрреформации, которую великие князья Медичи проводили во флорентийских церквях, жители Валломброза попросили Бернардо Буонталенти отремонтировать пресвитерию церкви Санта-Тринита и перестроить монастырь. . Таким образом, комплекс приобрел строгий и в то же время внушительный стиль. Буонталенти, разобрав монашеский хор, таким образом создал искусственный монументальный алтарь и с оригинальной лестницей (1574 г.), сохранившейся сегодня в церкви Санто-Стефано-аль-Понте.

Фасад, также работы Буонталенти (1593-1594), со скульптурами Джованни Каччини, относится к тому же периоду.

В те же годы в левом трансепте была возведена часовня мощей Сан-Джованни-Гуальберто, спроектированная Каччини с фресками Доменико Крести, известного как иль Пассиньяно. Дальнейшие ремонтные работы в часовнях проводили Герардо Сильвани, Людовико Чиголи и другие.

В 1584 году Альфонсо Париджи Старший построил клуатр монастыря по проекту Бернардо Буонталенти. Почти все приделы были перестроены в XVII веке, с новыми украшениями, которые почти исчезли после реставраций XIX века.

Реставрации девятнадцатого века
Во время французской оккупации Вивант Денон отождествил Богородицу с младенцем с двумя святыми, написанными Мариотто Альбертинелли, ранее находившимися в церкви SS.ma Trinita, среди работ, награбленных наполеоновскими войсками, которые должны были быть отправлены во Францию, где они все еще находятся сегодня. Во время реставрации 19-го века готический аспект был восстановлен, даже за счет инвазивных и уродующих вмешательств, таких как удаление алтаря Буонталенти. По этому случаю некоторые работы, взятые из ныне не освященной церкви Сан-Панкрацио, также были помещены в Санта-Тринита: среди них большая отдельная фреска с изображением Сан-Джованни Гуальберто на троне, святых и блаженных Валломброза работы Нери ди Биччи (1455 г.) и Могила Беноццо Федериги работы Луки делла Роббиа, теперь в левом трансепте, которая, однако, потеряла свое первоначальное основание во время своих движений.

20 век
Церковь пострадала от наводнения 1966 года, после чего начался цикл реставраций, в результате которых были удалены подделки XIX века и затронуты все фрески в часовнях.

 

Описание

Фасад Санта-Тринита работы Буонталенти представляет собой типичное произведение флорентийского позднего маньеризма, характеризующееся симметричным геометрическим рисунком с традиционными элементами, но расположенными в оригинальных вариациях. Двойной порядок пилястр перемежает проспект, разделяя его на три зоны. Тело центрального нефа маскируется фронтоном с фронтоном и круглым окном. Каменные рамы дверей и центрального горельефа Троицы напоминают движение тканей и свитков. Придворный архитектор Козимо I не заботился о реальной форме церкви, а скорее интересовался созданием гармоничного проспекта на площади: об этом можно судить по вертикальному срезу фасада, который не закрывает две боковые полосы. , прикрытый простым остроконечным ромбом слева и штукатуркой справа, или из круглого окна, не совпадающего с отверстием, дающим свет внутрь. Статуя Сант-Алессио, а также рельеф Троицы являются работой Джованни Баттиста Каччини (1594 г.), а деревянные двери датируются 1640 г.

Интерьер имеет Т-образную форму ( croce commissa ), типичную для церквей монашеских орденов того времени, с квадратной апсидой, освещенной длинным окном со стойкой.

Он простирается на три нефа, разделенных тонкими прямоугольными колоннами на стрельчатых арках и крестовых сводах. Столбы центрального нефа слегка расходятся по мере приближения к трансепту, создавая оптический эффект приближения, вероятно, не случайно, а преднамеренно, учитывая, что высота арок также претерпевает аналогичное увеличение.

Часовни расположены вдоль нефов и на главной стороне трансепта: пять с каждой стороны и четыре с каждой стороны от главной часовни, к которой следует добавить небольшую часовню Сан-Джованни Гуальберто во главе правого трансепта, и ризница в левом трансепте, бывшая часовня Строцци.

 

Внутренний вид

На романском контрфасаде находятся различные прилегающие фрагменты, в том числе фреска с изображением Троицы начала 15 века, надгробие аббатов Сан-Панкрацио (14 век) из оскверненной церкви и слева надгробие Джованни. ди Антонио Амати, приписываемый Антонио дель Поллайоло. Распятие в небе — это все, что осталось от сцены со стигматами святого Франциска работы Паоло Уччелло.

Две мраморные ступицы, расположенные в соответствии с первыми двумя колоннами, были спроектированы Баттистой Лоренци между 1581 и 1583 годами.

Часовни правого нефа
В правом проходе первая часовня, которую вы увидите, окруженная решеткой, — это часовня Джанфилььяцци, названная в честь семьи, которая владела многочисленными владениями между улицами Торнабуони и Лунгарно Корсини. Нынешний вид часовни восходит к вмешательству Герардо Сильвани около 1630 года, но фрески неба сохранились в сводах, приписываемых Ченни ди Франческо (1400-1415), от которых также сохранились фигуры кающегося святого Бенедикта в арке. , восемь бюстов апостолов под аркой и, в нише справа, Причастие Санта-Мария-Эгизиака, чья отдельная синопия выставлена ​​на противоположной стене. На алтаре находится деревянное Распятие Провидения четырнадцатого века, которое до сих пор является объектом всеобщего поклонения.

Затем следует часовня Давицци работы Маттео Нигетти, перестроенная примерно в 1640-1642 годах. Убранство выполнено в стиле барокко, а на алтаре находится запрестольный образ Проповедь святого Иоанна Крестителя, поздняя работа Франческо Курради, подписанная и датированная 1649 годом.

В капелле Чиалли-Серниджи находится на алтаре золотая фоновая панель с пределлой Мадонны на троне с младенцем и четырьмя святыми работы Нери ди Биччи (около 1466 г.). На правой стене фрагмент фрески Спинелло Аретино (1390-1395) «Мистическое венчание святой Екатерины Александрийской среди святых», отмеченной чеканкой, предшествовавшей побелке (покрытию белой штукатуркой). На противоположной стене синопия. Фреска происходит из соседней часовни и была обнаружена под фресками Лоренцо Монако.

Рядом с ним находится часовня Бартолини Салимбени, закрытая оригинальными воротами около 1420 года, возможно, работа Манфреди ди Франко да Пистойя. Часовня известна ценным циклом фресок Лоренцо Монако с историями Богородицы, выполненными между 1420 и 1425 годами, охватывающими прецеденты Спинелло Аретино. Это единственная часовня, которая уцелела от перестроек шестнадцатого-семнадцатого веков и была восстановлена ​​с работами, завершенными в 2004 году. В алтаре сохранился запрестольный образ того же автора, на котором изображено Благовещение.

Пятая и последняя часовня открыта как для нефа, так и для трансепта, как и соответствующая часовня на другой стороне. Известная как часовня Ардингелли, она украшена фресками снаружи над аркой нефа и в люнете внутри (Imago pietatis) работы Джованни Тоскани (1423-1424). Алтарь имеет сложный классический декор и был построен в 1552 году с использованием украшенного мрамора 1505-1513 годов Бенедетто да Ровезцано. Запрестольный образ, расположенный в центре, представляет собой «Воскресение Христа и святых» работы Мазо да Сан-Фриано (1582 г.).

 

Часовни левого нефа

Первая часовня слева, известная как Капелла Строцци, была перестроена Джованни Баттиста Каччини в 1603 году, который также изваял статуи Кротости и Мира по бокам алтаря (1603-1609). Центральный алтарь — «Благовещение» Якопо Кименти, а свод с изображением Рая — работа Бернардино Поччетти. На стенах полотна «Смерть святого Алексея» Козимо Гамберуччи (ок. 1605 г., слева) и «Мученичество святой Лючии» Помпео Каччини (1609 г., справа).

Далее следует часовня Бомбени, построенная Маттео Нигетти в 1629-1635 гг. На алтаре находится «Мистический брак святой Екатерины Сиенской со святыми» Антонио дель Черайоло (1515–1520 гг.), а по бокам картины «Кающийся святой Иероним» работы Ридольфо дель Гирландайо (ок. 1525 г.) и «Благовещение» Микеле Тозини (ок. 1525 г.). ), два последних из Сан-Джироламо-алла-Коста.

Третья часовня принадлежала Даванцати и сохранила фрагментарные следы фресок, написанных между 1340 и 1350 годами с рассказами о святой Екатерине последователем Мазо ди Банко. Два монохромных ангела можно отнести к мастерской Джованни да Понте (после 1444 г.). Алтарь украшен панелью с изображением Коронации Богородицы и двенадцати святых работы Биччи ди Лоренцо, заказанной после 1430 года. Наконец, на левой стене находится гробница Джулиано Даванцати, умершего в 1444 году, состоящая из римского саркофага Добрый Пастырь 3 века нашей эры и с крышки с лежащей фигурой покойного, приписываемой Бернардо Росселлино.

Далее следует часовня Компаньи, в которой доминирует большая фреска, отделенная от центральной стены, изображающая большой люнет с Сан-Джованни Гуальберто, возведенным на трон среди святых и блаженных Валломброзанов работы Нери ди Биччи (1455 г.), из монастыря Сан-Панкрацио. Того же автора панно Благовещение с изгнанием предков на правой стене (после 1475 г.), которое содержит ошибку перспективы из-за того, что архитектура слишком мала для содержащихся в них фигур. Вместо этого его дед Лоренцо ди Биччи представляет собой фреску на внешней арке с изображением Сан-Джованни Гуальберто, прощающего убийцу своего брата, примерно с 1430 по 1435 год. Небольшая табличка на левой стене напоминает о том, что здесь в 1323 году был похоронен летописец Дино Компаньи. На самом деле, в древние времена у Компаньи были собственные дома поблизости, на Лунгарно-Корсини.

Пятая часовня, Часовня Спини, открыта с двух сторон, как и ее аналог в правом проходе. Деревянная Магдалина работы Дезидерио да Сеттиньяно (около 1450 г.) была перенесена в него в конце 19 века из алтаря семьи Чербини, помещенного на контрфасаде между главной дверью и левой, законченного в 1499 г. Джованни д'Андреа. , ученица Верроккьо, что, возможно, отражает воспоминания Брунеллески о потерянной Маддалене. В часовне также находится фреска святого епископа, приписываемая Алессо Бальдовинетти (ок. 1470 г.).

 

Правый трансепт

Правый трансепт имеет выход на виа дель Парионе наверху (с внешним порталом пятнадцатого века), которому предшествует вестибюль, где находятся шесть гробниц-ниш со стрельчатыми арками, на одной из которых находится рельеф Христа в пьете из вторая половина четырнадцатого века, из школы Андреа Пизано.

Капелла Строцци, названная в честь могущественной флорентийской семьи, была спроектирована Лоренцо Гиберти (1418-1423) и соответствует нынешней ризнице. Доступ к нему осуществляется как через проход за часовней Маджоре, так и через портал пятнадцатого века в нефе. Главный алтарь, состоящий из трех отсеков, расположенных в форме буквы «L», украшен мраморной Пьетой работы Витторио Барбьери, подписанной и датированной 1743 годом и вдохновленной Ватиканской Пьетой Микеланджело. На стене полотно «Воздвижение Санта-Моники» Алессандро Герардини (1697 г.), а слева, под открытой аркой в ​​стене, разделяющей два помещения ризницы, гробница Онофрио Строцци, отца Паллы Строцци, который приписывается Пьетро Ламберти или Микелоццо (около 1418–1425), с цветочным декором на потолке, приписываемым Джентиле да Фабриано. Другие работы в ризнице принадлежат Луке делла Роббиа, Франческо ди Симоне Ферруччи, Пуччо Капанна, Никколо ди Томмазо и Пьетро Торриджани, он нашел великолепный запрестольный образ «Поклонение волхвов» Джентиле да Фабриано, ныне находящийся в Уффици, датированный 1423 годом, а также низложение Анджелико, начатое Лоренцо Монако, ныне находящееся в музее Сан-Марко.

Вернувшись в церковь, вы попадаете в часовню Сассетти, в которой хранится шедевр Доменико Гирландайо, фрески с рассказами о святом Франциске, написанные по заказу Франческо Сассетти между 1483 и 1486 годами. Цикл является образцом вкуса последних десятилетий пятнадцатого века, когда богатая флорентийская буржуазия любила изображаться в священных сценах. Поэтому интересно представление флорентийского общества пятнадцатого века, а также неопубликованные большие сценографические открытия фресок и интерес к портрету, вдохновленному фламандцами. Есть множество портретов людей того времени: Франческо Сассетти и его жена изображены жертвователями часовни в сцене чуда, установленного на площади Санта-Тринита (среди прочего, картина является очень ценным свидетельством того, как выглядела эта местность). в то время), в то время как на панели Сан-Франческо, получающего францисканский орден от Папы Гонория III (сцена на площади Синьории), появляется Сассетти, который тогда управлял Банком Медичи вместе со своим сыном Теодоро, Лоренцо Великолепным и Луиджи Пульчи. . Также присутствуют сыновья Великолепного, которые поднимаются по лестнице во главе с гуманистом Аньоло Полициано. Запрестольный образ также принадлежит Гирландайо и изображает «Поклонение пастухов» (около 1485 г.) с точными цитатами из «Триптиха Портинари» Хьюго ван дер Гуса. Считается, что первый пастух был написан как автопортрет автора. Гробницы Франческо Сассетти и его жены Неры Корси — работа Джулиано да Сангалло, обрамленная монохромными фресками. В своде часовни находятся четыре сивиллы, а снаружи, высоко над аркой, находится Сибилла Тибуртина, возвещающая Августу о рождении Искупителя, и статуя Давида, нарисованная на вершине колонны, также работы Гирландайо, хотя в менее хорошем состоянии из-за побелки, которой они подвергались в древние времена.

На колонне, отделяющей капеллу Сассетти от следующей капеллы Дони, находится фреска Благовещения работы флорентийского художника пятнадцатого века. Часовня Дони была перестроена Людовико Чиголи между 1559 и 1613 годами и закрыта решеткой. Снаружи над аркой находится фреска «Христос во славе», приписываемая Джованни да Понте (1429-1430). Внутри на алтаре находится деревянное Распятие, возможно, середины 14 века, принадлежавшее Compagnia di San Benedetto Bianco, сильно перекрашенное на протяжении веков. Справа на стене — Мадонна делло Спасимо, панно последнего десятилетия пятнадцатого века работы Бернардо ди Стефано Росселли.

 

Большая часовня

Капелла Маджоре ранее была украшена циклом фресок Алессо Бальдовинетти между 1471 и 1497 годами с рассказами из Ветхого Завета, который был почти полностью уничтожен во время работ по модернизации хора 1760-1761 годов. В сегментах свода сохранились четыре Патриарха, сильно поврежденные, и две сцены в люнетах с Жертвоприношением Исаака и Моисея, получающих скрижали закона, написанные сухим способом.

Алтарь является результатом объединения нескольких частей различного происхождения, в том числе фронтальной с Троицей, приписываемой Агостино ди Дуччо, и небольших колонн из мастерской Дезидерио да Сеттиньяно. Триптих Троицы работы Мариотто ди Нардо (1416 г.) был заказан Никколо Даванцати и происходит из депозитов Галереи Академии.

 

Левый трансепт

Первая часовня слева от алтаря, часовня Усимбарди, была перестроена Людовико Чиголи, вероятно, до 1628 года. Свод украшен современными фресками Фабрицио Боски и Маттео Росселли. Мраморный декор включает в себя полотна с Доставкой ключей от Эмполи (ок. 1607 г.) и Св. Петром на водах, начатые Кристофано Аллори и законченные после его смерти Заноби Рози в 1621 г. На алтаре на фронтальной части вырезано мученичество Сан-Лоренцо — работа Тициано Аспетти, а Распятие — Феличе Пальма, который также создал надгробные памятники на боковых стенах. Над внешней аркой расположены фрески Джованни да Понте, датируемые 1430-1434 годами.

Далее следует капелла Скали, которая снаружи украшена фресками с изображением Сан-Бартоломео и медальонами святых. Внутри есть фрагментарные фрески Джованни да Понте и Смеральдо ди Джованни, датируемые 1434 годом: в склепе евангелисты и на боковых стенах снятие кожи и обезглавливание Сан-Бартоломео. Здесь также находится один из шедевров Луки делла Роббиа, мраморная и полихромная майоликовая гробница епископа Фьезоле Беноццо Федериги, умершего в 1450 году, из Сан-Панкрацио. Памятник датируется 1454 годом и состоит из лежащей фигуры усопшего на фоне рельефа Христа между Мадонной и святым Иоанном; вокруг - полихромная терракотовая полоса, глазурованная растительными элементами.

Во главе трансепта находится небольшая часовня мощей Сан-Джованни-Гуальберто, спроектированная в конце шестнадцатого века Джованни Каччини и украшенная фресками Пассиньяно (1593–1594), со сценами, связанными с переносом тела святого и почитание его мощей.

 

Колокольня

Колокольня не имеет собственного фундамента, опираясь на боковую стену церкви; добраться до него из религиозного здания невозможно, а нужно подняться на крышу и оттуда продолжить путь по узкому проходу и лестнице. Обратите внимание на установленную на колокольне терракотовую Мадонну с младенцем.

 

Монастырь

Вдоль виа дель Парионе, продолжая правую часть церкви, развивается здание бывшего монастыря, в котором сегодня находится Педагогический факультет Флорентийского университета и другие. Номер 7 ведет к монастырю, работе Альфонсо Париджи Старшего по проекту Бернардо Буонталенти, построенному между 1584 и 1593 годами. Он имеет портик с четырех сторон и приподнят над уровнем улицы; круглые арки крестовых сводов опираются на массивные колонны с дорическими капителями; плоскость импоста отмечена рамой струнного курса, которая подчеркивает ряд архитравных окон; в центре колодец, окруженный клумбами.

В бывшей трапезной, ныне занятой факультетской библиотекой, есть фрески Джованни да Сан-Джованни, Никодемо Ферруччи и Якопо Конфортини, изображающие Мадонну во славе, приветствуемую Троицей, а в люнетах — сцены из евангелических школ-интернатов, датируемые 1630- 1632 гг.