Базилика Сан-Франческо (Ареццо), Италия

 

Базилика Сан-Франческо является важным католическим местом отправления культа в Ареццо, известным, прежде всего, Историями Истинного Креста, циклом фресок Пьеро делла Франческа, присутствующим в часовне. В феврале 1955 года Папа Пий XII возвел его в ранг малой базилики.

Базилика является не только местом отправления культа, но и государственным музеем под руководством Polo Museale of Tuscany. Входы внутрь часовни Баччи ограничены по времени и по этой причине требуют обязательного бронирования.

 

История

Внутри стен

Базилика исторически является второй францисканской церковью в Ареццо. Первый находился за стенами и должен был быть большой церковью с большим францисканским крестом и панно с изображением Величества работы Гвидо да Сиена. Первая церковь была разрушена по соображениям обороны, поэтому община Ареццо потребовала, чтобы вторая была построена внутри стен (1348 г.). Величество было перенесено в новую церковь, а затем удалено в 1863 году, чтобы сделать ее музейным экспонатом.

 

Проэкт

В Капитульном архиве Ареццо хранится пергамент, представляющий проект всего монастырского комплекса, включая церковь. Это, датируемое концом тринадцатого и началом четырнадцатого века, кажется, является одним из старейших архитектурных рисунков, сохранившихся в Италии. Имя проектировщика церкви можно найти среди учеников брата Элиа да Кортона, и его имя, Фра Джованни да Пистойя, указано на оборотной стороне пергамента.

В четырнадцатом веке набожная женщина по имени Монна Тесса оставила триста лир на покрытие фасада; мы начали, но за небольшую сумму остановились на постаменте, который остался как свидетельство доброй воли, фасад сохранился до наших дней и не претерпел никаких изменений.

Примерно в 1990 году было устранено неудачное вмешательство, проведенное после 1870 года, в результате которого фасад был подточен почти на два метра. В идеале фундамент, на котором он покоился, был перестроен в современной форме, которая говорит о настоящем, не подавляя прошлое.

 

Описание

Базилика, построенная из камня и кирпича, расположена на одноименной площади Сан-Франческо. Перед фасадом находится памятник Витторио Фоссомброни работы Паскуале Романелли (1863 г.), расположенный в недоминирующем положении по отношению к фасаду. Интерьер, очень просторный, имеет единственный неф, слева от которого расположены несколько часовен, а справа - эдикулы с орнаментом четырнадцатого века.

На стенах главной часовни между 1453 и 1464 годами Пьеро делла Франческа написал знаменитый цикл фресок «Истории Истинного Креста». Реставрация была проведена в 1992 году, через 500 лет после смерти художника. В часовне справа от апсиды находятся фрески Спинелло Аретино, а в часовне слева есть Благовещение, уже приписываемое молодому Луке Синьорелли, но, скорее, Маттео Лапполи.

В церкви также находится распятие Мастро дель Крочифиссо из Сан-Франческо-ди-Кастильон-Фьорентино, ученика Чимабуэ, висящее в центре главной часовни. По бокам приделов расположены часовни и приделы, часто украшенные фресками, даже фрагментарными. Среди художников, участвовавших в оформлении, упоминаются Спинелло Аретино и его последователи (Парри Спинелли, Андреа ди Нерио, Джованни д’Аньоло ди Бальдуччо), а также главный ареццский последователь Пьеро делла Франческа Лорентино д’Андреа, а также некоторые работы приписывается Антонио Ангиари. Среди алтарей выделяются алтари Джованни Антонио Лапполи, созданные Россо Фиорентино, один из аретинских караваджистов Бернардино Сантини и хорошая копия Чиголи (Чудо Мулы). Первая часовня слева была украшена в 1920-х годах как вотивная часовня для павших в Первой мировой войне: она была украшена большим запрестольным образом Джузеппе Кассиоли ​​и витражами мануфактуры Чини в Борго-Сан-Лоренцо. Вместо этого стеклянное окно окулуса на фасаде принадлежит Гийому де Марсилья.

Нижняя церковь, разделенная на три нефа, сейчас используется как выставочный зал.

В стене между предпоследней и последней часовнями слева находится орган, построенный в 1969 году изготовителем органов Костаманья, подаренный 4 октября того же года муниципалитетом Ареццо базилике. Инструмент с электротрансмиссией имеет 14 упоров и консоль с двумя клавиатурами по 61 ноте каждая и вогнуто-радиальной педалью по 32.