Сан-Франческо-а-Рипа - церковь в Риме, Италия. Он посвящен Франциску Ассизскому, который когда-то останавливался в соседнем монастыре. Термин Рипа относится к близлежащему берегу реки Тибр.
Истоки этой церкви связаны с францисканским монастырем в римском квартале Трастевере, к которому в 1231 году была присоединена церковь святого Власия (Сан-Бьяджо). Эта церковь была украшена циклом Святого Франциска Пьетро Каваллини, ныне утерянным. Этот цикл, вероятно, послужил прототипом для знаменитых фресок «Легенда о Святом Франциске», приписываемых Джотто ди Бондоне в Верхней базилике Святого Франциска в Ассизи. Строительство нынешней церкви было начато в 1603 году Онорио Лонги, начиная с апсиды. Фасад был завершен в 1681–1701 годах по проекту Маттиа де Росси. С 1873 по 1943 год церковь использовалась как казарма Берсальери.
В первой часовне справа находятся фрески Фра Эмануэле да
Комо и памятник кардиналу Микеланджело Риччи работы Доменико Гуиди.
Во-вторых, Доменико Мария Муратори расписал фресками события из
жизни Сан-Джованни из Капестрано (1725 г.). В третьей часовне
находится алтарь (1685 г.) Стефано Мария Леньяни. В трансепте
находится часовня Роспильози-Паллавичини, начатая Николасом Микетти
и завершенная Людовико Рускони в 1725 году. Внутри алтаря изображены
Сан-Пьетро-д'Алькантара и Сан-Паскуале-Байлон, расписанные Томмазо
Чиаро, а также погребальные памятники Стефано Палавича и Лаццини. ,
Мария Камилла и Джамбаттиста Роспильози, основанные на проектах
Микетти. Главный алтарь был завершен в 1746 году. Святой Франциск
приписывается фра Диего да Карери, полотну Троицы Париса Ногари.
В левом трансепте часовня Палуцци-Альбертони, спроектированная
Джакомо Мола (1622-1625). Внутри этой часовни находится один из
шедевров Бернини, его Беата Людовика Альбертони (1671–1675). Эта
скульптура легко напоминает лежащий экстаз Святой Терезы в
Санта-Мария-делла-Виттория. Позади статуи находится картина Джованни
Баттиста Гаулли с изображением Святой Анны и Богородицы. В третьей
часовне слева - бюст Лауры Франжипани, созданный Андреа Больджи
(1637 г.), на стене лба бюст Орацио Маттеи, приписываемый Лоренцо
Оттони. Во второй часовне фрески Джованни Баттиста Риччи. В центр
Благовещение (1535 г.) Франческо Сальвиати. Могила Джузеппе
Паравичини, предка императора Франции Наполеона I, была создана
Камилло Рускони. В первой часовне находится картина Мартена де Вос
(1555 г.), справа - Успение Антонио делла Корна, слева - «Рождение
Богородицы» (1620 г.) Симона Вуэ. В том же левом трансепте часовня
Сан-Карло хранит останки святого Карла Сеццкого, скончавшегося в
больнице церкви в 1670 году.
Примечательна также копия
предполагаемого портрета Святого Франциска монаха Маргаритоне
д'Ареццо: в случае подтверждения это будет первый настоящий портрет
в истории итальянского искусства (оригинал находится в Пинакотеке
Ватикана). В церкви также находится в келье, где жил святитель,
черный камень, который он использовал как подушку. В саду монастыря
растет апельсиновое дерево, которое по традиции посадил Святой
Франциск.
На площади перед церковью находится одна ионическая
колонна, воздвигнутая Папой Пием IX из руин Вейи.