Гетто Венеции, Венеция

Гетто Венеции (Ghetto di Venezia) — район Венеции. Гетто было районом Венеции, где евреи были вынуждены проживать в период Венецианской республики, начиная с 1516 года. Оно расположено в районе Каннареджо, остается центром еврейской общины Венеции и является домом для синагог. и другие религиозные учреждения.

 

Мезузы

Мезуза — еврейский ритуальный предмет, состоящий из пергамента, на котором написаны отрывки из Торы, обычно вложенного в специальный контейнер. Мезузу кладут на дверной косяк, справа от входящего и примерно на две трети высоты самой двери, и в любом случае в пределах легкой досягаемости. Его не следует размещать на проходных дверях или на дверях комнат, где вы не проживаете. У тех, кто входит в дом, принято прикасаться пальцами к мезузе и целовать сами пальцы в знак уважения к Торе, отрывки из которой она содержит. В еврейском квартале они встречаются в разных подъездах к домам.

 

Как ориентироваться

Достопримечательностью района является 1 Кампо-дель-Гето-Нову с большой площадью, расположенной на острове, соединенном тремя мостами, в том числе мостом гетто-ново и мостом старого гетто.

 

Как добраться

Шпили. 4,1 4,2 5,1 5,2

По городу
Гетто можно посетить только пешком.

 

Достопримечательности

1 Еврейский музей, Каннареджо 2902/b (в гетто, вапоретто линии 1 и 2 до Сан-Маркуола), ☎ +39 041715359, факс: +39041 72 3007, museoebraico@codesscultura.it. Вход в музей 4 евро (3 евро по сниженной цене), вход в музей с экскурсией по синагогам 10 евро (8 евро по сниженной цене). вс-пт 1 июня-30 сентября: с 10:00 до 19:00; 1 октября – 31 мая: с 10:00 до 18:00. Музей закрыт в еврейские праздники, 25 декабря, 1 января и 1 мая. Предметы, связанные с общественной жизнью еврейской общины, в двух синагогах 16 века.
2 Понте-де-Гето Очень новый.
3 Мост Гето Ново.

 

Синагоги

4 Scuola Grande Tedesca (на верхнем этаже здания в Campo Ghetto Novo, напротив Еврейского дома отдыха). который можно посетить благодаря экскурсиям по Еврейскому музею Венеции. Храм обряда ашкенази, подготовка Скуола Гранде Тедеска началась в 1527-28 гг. Затем он был полностью перестроен в стиле позднего барокко в 18 веке. Школа имеет трапециевидную форму, что делает ее уникальной по сравнению с другими прямоугольными синагогами. Бима и Арон Ха-Кодеш находятся в противоположных положениях; бима изначально располагалась в центре комнаты, но была перенесена в начале 1800-х годов, чтобы избежать проблем со статическим электричеством; перемещение бимы включало закрытие двух из 5 окон изнутри, которые все еще видны снаружи. Эллиптическая женская галерея идеально вписывается в неправильный план синагоги.
5 Кантонская школа (Scola Canton). который можно посетить благодаря экскурсиям по Еврейскому музею Венеции. Кантонская школа, основанная между 1531 и 1532 годами, также является синагогой ашкеназского обряда, расположенной в Кампо Гетто Нуово в угловом здании кампо. Снаружи его можно узнать по деревянному куполу бимы, а со стороны канала — по надписи на иврите. Это была первая школа в Венеции, в которой Арон Ха-Кодеш и бима стояли напротив друг друга. Прилавки для верующих расположены вдоль длинных сторон зала. Женская галерея расположена над входом только с одной стороны синагоги. Стиль барокко с элементами рококо, а также, вероятно, расположение женской галереи восходит к реставрационным вмешательствам восемнадцатого века. Кантон Скола считается уникальным в Европе благодаря восьми панно с деревянными барельефами, изображающими библейские события: город Иерихон, прохождение Красного моря, алтарь жертвоприношений, манна, ковчег на берегу Иордана, Корак , дар Торы и Моисея, изливающего воду из скалы. Название Кантон имеет два возможных происхождения: семья Кантон, которая очень хотела храм; или место, где он был установлен: угол, называемый на венецианском диалекте «кантон».
6 Scola Italiana (итальянская школа или итальянская синагога Scola). Итальянская школа была основана в 1575 году общиной итальянского происхождения, самой бедной в гетто, и также находится в Кампо Гетто Ново, немного правее кантонской школы. Из всех синагог в гетто это самая простая. План школы прямоугольный, почти четырехугольный, с бифокальной системой (Арон и Бимах стоят в противоположных позициях). Последний находится в гораздо более высоком положении, чем остальная часть комнаты. Счетчики у стены. Женская галерея расположена над входом на одной из двух длинных сторон и восходит к 18 веку, как и вся декоративная планировка синагоги. Итальянская школа была очень важна, потому что в ней читались проповеди знаменитого раввина Леоне Модены. Особенность: вход в синагогу общий с входом в некоторые частные дома, расположенные под школой.
7 Scola Levantina (синагога левантийской школы). В месяцы, когда он не используется для богослужений, его можно посетить благодаря экскурсиям по Еврейскому музею Венеции. Скола Левантина, вероятно, была создана около 1541 года. Она выходит на кампиелло-делле-сколе в гетто Веккьо и является первой сефардской синагогой в Венеции. В плане прямоугольная форма с бифокальным расположением арона и бимы. Реставрация этой синагоги в стиле барокко особенно важна, поскольку она, скорее всего, находилась под наблюдением школы Бальдассаре Лонгена, а биму инкрустировала Андреа Брустолон. Вдоль одной из длинных сторон проходит женская галерея, всегда находящаяся на возвышении. Снаружи можно увидеть уступ, соответствующий биме, и несколько окон, через которые проходит освещение. Эта синагога все еще активна для ритуала в холодные месяцы.
8 Scola Pontina (Испанская школьная синагога). В месяцы, когда он не используется для богослужений, его можно посетить благодаря экскурсиям по Еврейскому музею Венеции. Скола Понентина или Испаньола была основана в 1581 году сефардской общиной испанского и португальского происхождения, изгнанной из Испании в 1492 году. Это самая большая из венецианских синагог. Расположенный в кампиелло-делле-сколе перед Левантийской школой, он узнаваем по окнам с цветным стеклом и большой деревянной двери. В Scola с бифокальной системой доминирует эллиптическая женская галерея, проходящая через весь зал. Вероятнее всего, реставрация в стиле барокко, как и в случае с левантийской школой, была проведена мастерской Бальдассаре Лонгена. Потолок богато обработан, а пол состоит из белой и серой плитки. Интерьер украшают три большие люстры, расположенные в центре комнаты. Перестроенный в 1600-х годах и отреставрированный в 19 веке, он до сих пор используется для богослужений весной и летом.

 

Где поесть

Средние цены
1 Trattoria Bar Pontini, Cannaregio, 1268, ☎ +39 041 714123. Венецианская кухня, одна из самых оживленных и, несомненно, самого высокого качества в городе.
2 Gam Gam, Каннареджо, 1122, ☎ +39 366 250 4505. Кошерный ресторан.

 

Этимология

Существует четыре гипотезы относительно этимологии слова гетто (гето на венецианском диалекте):
гетто как «виа» (общий корень с германскими Gasse, шведскими gata, готскими gatwo);
по отношению к итальянскому гетто, означающему «литейный завод»;
уменьшительное от боргетто, что означает «маленький городок»;
по отношению к иврите get, что означает «документ, удостоверяющий развод».
В 2009 году этимолог Анатолий Либерман заявил, что четыре гипотезы по сути спекулятивны, предположив, что вторая, по его мнению, является наиболее достоверной.

Однако топоним также мог происходить от глагола ghettare, то есть «очищать металл с помощью гетры» (двуокись свинца), параллельно метать или «плавить металлы». Таким образом, этимологическая гипотеза, сравнивающая «гетто» с еврейским gēt «письмо о разводе», кажется необоснованной, учитывая, что топоним укоренился задолго до прихода еврейской общины, хотя это значение еврейского языка могло оправдать его постоянство и распространение даже после еврейского поселения. Термин гето на венецианском диалекте означал «заливку расплавленного металла», операцию, происходившую в окрестностях еврейского поселения. Переход от «гето» к «гетто» происходит благодаря немецкоязычным евреям, для которых «ге» произносится как «ге».

 

История

Первые ядра еврейской общины Венеции засвидетельствованы уже до тысячелетнего возраста, но до конца четырнадцатого века не было последовательного и стабильного поселения. До создания гетто евреи, несмотря на различные ограничения, могли жить в любом месте города.

Местность, где позже был построен еврейский квартал, называлась «Гетто» по крайней мере с начала XIV века, так как там располагались общественные литейные заводы по изготовлению бомбард. Уже тогда эти пространства были разделены на две части, которые назывались Ghetto Vecchio и Ghetto Nuovo соответственно.

К началу пятнадцатого века литейные заводы прекратили работу, и территория Гетто Нуово была передана братьям Да Броло, которые намеревались построить здесь жилой комплекс, состоящий из двадцати пяти сдаваемых в аренду домов и церкви. Около 1460 года между приходами Сан-Херемия и Сан-Маркуола возник спор относительно церковной значимости нового квартала. В конце концов проект был заброшен, и несколько десятилетий этот район оставался необитаемым. К этому периоду относятся три колодца в центре Кампо-дель-Гетто-Нову, на которых изображен герб Да Броло.

Создание еврейского квартала
Что-то похожее на будущее гетто уже существовало в Венеции, потому что с 13 века на складе немцев стояло единственное здание (существующее до сих пор у подножия моста Риальто), в котором торговцы называли «немцами», выходцами из Центральную Европу, как и венгров и богемцев, запирали на ночь. Даже у османов был склад, где они жили уединенно, со своим местом поклонения и хаммамом.

Между тринадцатым и шестнадцатым веками по всей Европе евреи преследовались и изгонялись (из Англии в 1290 г., из Франции в 1394 г., из многих немецких городов в 1470 г., из Испании в 1492 г., из Португалии в 1497 г.), и многие из них нашли убежище в Венеция. Новая волна прибытий произошла в начале шестнадцатого века, когда потрясения войны Камбрейской лиги привели к тому, что многочисленные евреи хлынули с материка в лагуну.

В XVI веке
В течение шестнадцатого века были построены различные синагоги, по одной для каждой группы однородного происхождения: так возникли Scuola Grande Tedesca, Кантонская школа (ашкеназского обряда), Scola Levantina, Scola Spagnola (сефардского обряда) и Scola. Italiana (итальянского обряда). Здания до сих пор представляют собой архитектурный комплекс, представляющий большой интерес.

Постепенно община консолидировалась экономически и была богата культурным брожением. В дополнение к занятиям медициной и strazzeria (продаже бывших в употреблении товаров), венецианское правительство предоставило евреям-ашкеназам занятие ростовщиков, то есть фактически кредитную деятельность, которая была запрещена христианам по религиозным причинам, что считалось противоречащим морали. получать проценты на заложенные суммы. Сохранились многочисленные литературные и эпистолярные свидетельства этой деятельности, поскольку посещение гетто для получения ссуды или выкупа предметов, хранящихся в качестве залога, было частью обычных обычаев. Ломбардные ссуды имели место в качестве исключения из действующего запрета на практику ссуды под проценты, а также упоминаются в шекспировском «Венецианском купце».

Этот экспоненциальный рост еврейской общины вызвал подозрения и опасения со стороны жителей-христиан. В городе рос пессимизм из-за военных поражений предыдущих лет, и, прежде всего, францисканские проповедники постоянно повторяли необходимость ограничить свободу евреев, чтобы вернуть себе милость Бога. Изоляция тех, кто отрицал божественность Иисуса, рассматривалась как своего рода обряд искупления. 20 марта 1516 года Заккария Долфин в Коллегио деи Сави резко напал на евреев и потребовал, чтобы они были заключены в Гетто Нуово. 29 марта 1516 г. сенат подавляющим большинством в 130 голосов за и 44 против приложил руку к вопросу, установив, что все евреи должны обязательно проживать в гетто Нуово. Так родился институт, который затем будет широко применяться и в остальной Европе. Закон установил, что «все евреи должны жить вместе в Корте де Кейс, которые находятся в гетто недалеко от Сан-Джироламо».

Все это не помешало демографическому росту сообщества, которому также способствовали значительные волны иммиграции со всей Европы. Для получения достаточного количества квартир необходимо было предусмотреть расширение зданий по вертикали; и сегодня здания гетто, уникального случая в Венеции, отличаются значительной высотой, до восьми этажей. Тем не менее, венецианские власти дважды оказывались вынуждены расширять гетто Нуово: в 1541 году было добавлено гетто Веккьо, предоставленное так называемым левантийским евреям, прибывшим с Пиренейского полуострова и Османской империи; в 1633 году было открыто гетто Новиссимо, небольшая территория к востоку от гетто Нуово, состоящая всего из двух калли. Эти территории также должны были быть обеспечены охраняемыми входами.

 

Экономическая жизнь и венецианское право

В соответствии с Четвертым Латеранским собором еврейская община Венеции была обязана носить отличительные знаки, нашитые на их одежду, такие как желтая буква О, замененная с 1496 г. желтым беретом, а иногда и «привилегией черной кепки». для известных израильских врачей, таких как Давид де Помис, Джакоббе Мантино и Марко Кало. Защита в случае войны, свобода религии и бизнеса гарантировались через управление Banco dei pegni с максимальной процентной ставкой, установленной законом, варьируемой от 5% до 10% и контролируемой представителем Республики.

Три основных ломбарда просуществовали до 1797 года, они получили свои названия в зависимости от цвета выпущенных банкнот, параллельно с типографами-печатниками шестнадцатого века в регионе Венето, запрещенными с 1566 года. Евреям было запрещено записываться в ломбарды. гильдии искусств и ремесел, а указ венецианского сената (2 апреля 1566 г.) разрешил открытие пяти ломбардов с депозитным резервом в 5000 венецианских дукатов с максимальной процентной ставкой 10% и с максимальным временным горизонтом в пять лет, устранение ничтожности любого противоречащего действия или соглашения и запрет на ссуду при содействии гарантии иностранного оружия и некоторых импортных товаров, священных предметов, пятой части фиксированного дохода. Общине было разрешено покупать землю для захоронения родственников, крашения, ткачества и торговли в частности бывшими в употреблении предметами небольшой стоимости (strazzeria).

Культурная жизнь
После смерти святого Пия V (1504-1572) автономные структуры республики и ее трения с папством сделали венецианскую инквизицию менее агрессивной и репрессивной, чем в любом другом месте Италии. В пограничной зоне между гетто и венецианским городом были составлены и опубликованы вместе в 1638 г. два фундаментальных труда по иудаизму, такие как «Historia de'riti Hebraici» раввина Леона Модены (1571–1648) и «Рассуждение о состояние евреев своего ученика и будущего раввина Симона (Симха) Луццатто (1583-1663). Патриции начала семнадцатого века усердно посещали гостиную Сары Коппио Суллам, одной из самых культурных женщин того времени, автора литературных произведений, от которых не осталось ни одного.

Гетто было центром производства, распространения и использования еврейско-венецианской культуры, куда даже христиане отправлялись в поисках амулетов и гороскопов, заклинаний, иллюстрированных переводов еврейских текстов по магии, астрологии, каббале и алхимии, которыми они могли быть или мог быть запрещен инквизицией.

В XVII и XVIII вв.
Отношения общины с республикой были нестабильными, периодически происходили кампании по обращению в католицизм. Те, кто присоединился, также изменили свои имена, предполагая, что имена тех, кто побудил их изменить свою религиозную веру, часто принадлежали к аристократии.

С падением республики и приходом к власти Наполеона в 1797 году ворота гетто были ликвидированы, как и обязанность по проживанию.

 

От 20 века до наших дней

Гетто Нуово до сих пор выглядит как остров, попасть на который можно только через два моста. Соответственно им были две двери, которые закрывались и охранялись ночью, так как жителям разрешалось покидать окрестности только днем и с отличительными знаками. Лодки Серениссимы охраняли каналы и дома от риска кражи и нарушения запрета на ночную деятельность.

В настоящее время этот комплекс остался практически нетронутым, даже если венецианские евреи переселились и не живут внутри гетто, последнее в настоящее время можно посетить как широко распространенный музей с помощью экскурсий. Три другие синагоги, находящиеся на реставрации, находятся внутри гетто, первой, которая вновь откроется в течение 2023 года, станет итальянская синагога. В Еврейском музее Венеции, в настоящее время закрытом на реставрацию, находится постоянная коллекция ритуальных и бытовых предметов, связанных с еврейскими праздниками, ткани для украшения Торы и синагог, коллекция кетуббот (брачных контрактов), коллекция древних книг, в том числе ранний печатный Талмуд. Даниэля Бомберга в 1500-х годах.

Начиная с восьмидесятых годов ХХ века на территории Новогетто были установлены два памятника, посвященные Холокосту. Оба памятника являются работой художника литовского происхождения Арбита Блатаса и установлены возле здания, в котором располагался еврейский дом престарелых. Перед входом в это здание расставлены камни преткновения в память о двадцати одном человеке, вывезенном отсюда и депортированном в лагеря смерти.

 

Известные жители

Среди известных жителей гетто были Леон из Модены, семья которого происходила из Франции, а также его ученица Сара Копия Суллам. Она была опытным писателем, спорщиком (через письма) и даже вела свой собственный салон. Знаменитый стеклодув Меир Маджино тоже был выходцем из гетто.

В художественной литературе
Роман Амитава Гоша 2019 года Gun Island связывает Сундарбаны с Венецией и гетто.
В романе Джеральдин Брукс 2008 года «Люди книги», в котором прослеживается история Сараевской Агады, есть глава, в которой действие происходит в 1609 году в Венецианском гетто.
В романе Сары Дюнан «В компании куртизанки», написанном в 2006 году, есть сцены, происходящие в еврейском ломбарде в гетто.
В романе Сюзанны Кларк 2004 года «Джонатан Стрэндж и мистер Норрелл» есть сцена из гетто.
Венецианская басня Хьюго Пратта. Корто Мальтезе, книга 8. Графический роман. IDW Publishing. ISBN 978-1631409264
Райнер Мария Рильке: Eine Szene aus dem Ghetto. в: Rilke: Geschichten von lieben Gott. Insel, Leipzig 1931, Argon, Berlin 2006. (div. Weitere Ausg.) ISBN 3-86610-045-0
Шейлок Уильяма Шекспира в «Венецианском купце», в том числе в адаптации и связанных работах, таких как пьеса Арнольда Вескера «Купец» (1978) и роман Мирьям Пресслер «Шейлок Тохтер».
Трилогия Исраэля Зангвилла:
Kinder des Ghetto. 1897. Кронбах, Берлин 1897, 1913 (нем.)
Träumer des Ghetto. 1898. Кронбах, Берлин 1908, 1922 (нем.)
Komödien des Ghetto. 1907. Кронбах, Берлин, 1910 (нем.)
Даниэль Сильва: Смерть в Вене. 2004. Роман (со сценами из «Каннареджо»). ISBN 0399151435
Ной Гордон: Иерусалимский алмаз (1979) включает в себя несколько глав, основанных на гетто 1500-х годов.